СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 16:15

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым. Гл. 6

1. Если кто-то делает сосуды из рыбных костей или кожи, они не подвержены ритуальной нечистоте ни по закону Торы, ни по предписанию мудрецов. Аналогичные понятия применимы и к зеленому мху, который появляется на поверхности воды, и тому подобному. Ибо все сущности, выходящие из моря, чисты, как будет объяснено в законах о сосудах. Соответственно, когда человек делает шатер из кожи рыбы или из мха, растущего в море, сам шатер не подвержен нечистоте, хотя он передает нечистоту всему, что находится под ним, как и другие шатры. עַצְמוֹת הַדָּג וְעוֹרוֹ הָעוֹשֶׂה מֵהֶן כֵּלִים אֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה כְּלָל לֹא מִדִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְכֵן יְרוֹקָה שֶׁעַל פְּנֵי הַמַּיִם וְכַיּוֹצֵא בָּהּ שֶׁכָּל מַה שֶּׁבַּיָּם טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בְּהִלְכוֹת כֵּלִים. לְפִיכָךְ הָעוֹשֶׂה אֹהֶל מֵעוֹר הַדָּג אוֹ מִצֶּמֶר שֶׁגָּדֵל בַּיָּם. אֵין עַצְמוֹ שֶׁל אֹהֶל זֶה מְקַבֵּל טֻמְאָה אַף עַל פִּי שֶׁמֵּבִיא אֶת הַטֻּמְאָה לְכָל אֲשֶׁר יִהְיֶה תַּחְתָּיו כִּשְׁאָר אֹהָלִים:
2. Сосуды, сделанные из экскрементов животных, каменные орудия или орудия, сделанные из земли (сырой глины), не подвержены ритуальной нечистоте, ни по Торе, ни по предписанию мудрецов. Это относится и к нечистоте, происходящей от человеческого трупа, и к другим видам нечистоты. Аналогичным образом, сосуды, которые сделаны для того, чтобы их оставляли на месте постоянно, например, сундук, шкаф, сосуд в форме улья, который может содержать 40 сэа жидкости и имеет основание, не подвержены ритуальной нечистоте ни по указанию Торы, ни по предписанию мудрецов. Они называются: деревянной утварью определенного размера. כְּלֵי גְּלָלִים וּכְלֵי אֲבָנִים וּכְלֵי אֲדָמָה אֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה לֹא מִדִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים בֵּין טֻמְאַת מֵת בֵּין שְׁאָר הַטֻּמְאוֹת. וְכֵן כְּלִי עֵץ הֶעָשׂוּי לְנַחַת כְּגוֹן הַתֵּבָה וְהַמִּגְדָּל וְהַכַּוֶּרֶת שֶׁהֵן מַחֲזִיקִין אַרְבָּעִים סְאָה בְּלַח וְיִהְיֶה לָהֶם שׁוּלַיִם אֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה כְּלָל לֹא מִדִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְאֵלּוּ הֵן הַנִּקְרָאִין כְּלִי עֵץ הַבָּא בְּמִדָּה:
3. Если утварь сделана из дерева, то та, что плоская, чиста, а та, что может служить вместилищем, подвержена осквернению. Аналогично и в отношении глиняной посуды: та, что плоская, чиста, а та, что может служить вместилищем, подвержена осквернению. Последние подвержены осквернению нечистотой только из своего внутреннего пространства или когда их перемещает истекающий. Даже если труп касается внешней поверхности глиняного сосуда, сосуд не принимает нечистоту. Если какой-либо из источников нечистоты попадает во внутреннюю емкость такого сосуда, он передает нечистоту, даже если не касается внутренней поверхности. Если глиняный сосуд находился в одном шатре с трупом, он впитывает нечистоту, потому что нечистота попадает в его внутреннее пространство. Если же на нем была крышка, то он и все, что в нем, чисты, как сказано в Торе, ибо нечистота попадает в него только через отверстие и когда его перемещает истекающий. В последнем случае она нечиста, поскольку считается, что он коснулся ее целиком. כְּלֵי עֵץ פְּשׁוּטֵיהֶם טְהוֹרִים מְקַבְּלֵיהֶם טְמֵאִים. כְּלֵי חֶרֶשׂ פְּשׁוּטֵיהֶן טְהוֹרִין וּמְקַבְּלֵיהֶן טְמֵאִין וְאֵינָן טְמֵאִין אֶלָּא מֵאֲוִירָן אוֹ בְּהֶסֵּט הַזָּב. אֲפִלּוּ נָגַע כְּלִי חֶרֶשׂ בְּמֵת מִגַּבּוֹ אֵינוֹ מִתְטַמֵּא. וְאִם נִכְנְסָה טֻמְאָה מִן הַטֻּמְאוֹת בַּאֲוִירוֹ וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָגְעָה בּוֹ נִטְמָא. הָיָה כְּלִי חֶרֶשׂ עִם הַמֵּת בְּאֹהֶל נִטְמָא שֶׁהֲרֵי הַטֻּמְאָה נִכְנְסָה בַּאֲוִירוֹ. וְאִם הָיָה מֻקָּף צָמִיד פָּתִיל הוּא וּמַה שֶּׁבְּתוֹכוֹ טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁנִּתְפָּרֵשׁ בַּתּוֹרָה. שֶׁאֵין טֻמְאָה נִכְנְסָה לוֹ אֶלָּא מִפִּתְחוֹ וּבְהֶסֵּט הַזָּב. שֶׁהֲרֵי הוּא כְּמִי שֶׁנָּגַע בְּכֻלּוֹ:
4. Если человек сделал надгробие из объекта, не подверженного нечистоте, например, положил на могилу камень, сосуд из сырой глины, деревянный сосуд больших размеров, глиняный сосуд, который был закрыт, или рыбью кожу или ее кость, то тот, кто прикоснется к этим предметам, осквернится нечистотой, которая длится семь дней, потому что он прикоснулся к надгробию. Если они перестали служить надгробием или из-под них был извлечен труп, они становятся чистыми. Точно так же, если привязали животное и использовали его в качестве надгробия, то всякий, кто прикоснется к нему, принимает в себя нечистоту, которая длится семь дней, пока оно служит надгробием. Если животное отпускают, оно становится чистым, как и все остальные животные. Точно так же, если бочонок, наполненный жидкостью, который был закрыт, сделали надгробием для трупа, то тот, кто прикоснется к нему, примет нечистоту, которая длится семь дней. Бочонок и жидкости чисты. הָעוֹשֶׂה גּוֹלֵל מִדָּבָר שֶׁאֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה כְּגוֹן שֶׁהִנִּיחַ עַל גַּבֵּי הַקֶּבֶר אֶבֶן אוֹ כְּלִי אֲדָמָה אוֹ כְּלִי עֵץ הַבָּא בְּמִדָּה אוֹ כְּלִי חֶרֶשׂ הַמֻּקָּף צָמִיד פָּתִיל אוֹ עוֹר הַדָּג וְעַצְמוֹ וְכַיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ הַנּוֹגֵעַ בָּהֶן טָמֵא טֻמְאַת שִׁבְעָה מִשּׁוּם נוֹגֵעַ בְּגוֹלֵל. וְאִם פֵּרְשׁוֹ מִלִּהְיוֹת גּוֹלֵל אוֹ שֶׁהֵסִיר אֶת הַמֵּת מִתַּחְתֵּיהֶן הֲרֵי הֵן טְהוֹרִין. וְכֵן בְּהֵמָה שֶׁכְּפָתָהּ וְעָשָׂה אוֹתָהּ גּוֹלֵל הַנּוֹגֵעַ בָּהּ טָמֵא טֻמְאַת שִׁבְעָה כָּל זְמַן שֶׁהִיא גּוֹלֵל. הִתִּיר הַבְּהֵמָה הֲרֵי הִיא טְהוֹרָה כִּשְׁאָר הַבְּהֵמוֹת. וְכֵן חָבִית שֶׁהִיא מְלֵאָה מַשְׁקִין מֻקֶּפֶת צָמִיד פָּתִיל וְעָשָׂה אוֹתָהּ גּוֹלֵל לְמֵת הַנּוֹגֵעַ בָּהּ טָמֵא טֻמְאַת שִׁבְעָה וְהֶחָבִית וְהַמַּשְׁקִין טְהוֹרִין:
5. Если брус используется в качестве надгробия для могилы, независимо от того, стоит он вертикально или лежит на боку, нечистой становится только та часть, которая находится над отверстием могилы. Тот, кто прикасается к концу, лежащему вне могилы, становится чистым. Если кто-то сделал его голову надгробием для могилы, и он стоит над могилой, как дерево, то всякий, кто прикоснется к нему в пределах четырех ладоней, которые находятся непосредственно над могилой, нечист по законам о надгробии. Если же он прикоснется к нему выше четырех ладоней, то он чист. Когда применяется вышесказанное? Когда он будет отрезать верхние части бруса в будущем. Если он не собирается их отрезать, то брус считается надгробием целиком. קוֹרָה שֶׁעֲשָׂאָהּ גּוֹלֵל לְקֶבֶר בֵּין עוֹמֶדֶת בֵּין מֻטָּה עַל צִדָּה אֵין טָמֵא אֶלָּא כְּנֶגֶד פֶּתַח הַקֶּבֶר בִּלְבַד. וְהַנּוֹגֵעַ בַּקָּצֶה הַמֻּנָּח חוּץ לַקֶּבֶר טָהוֹר. עָשָׂה רֹאשָׁהּ גּוֹלֵל לְקֶבֶר וַהֲרֵי הִיא עוֹמֶדֶת עַל הַקֶּבֶר כְּמוֹ אִילָן הַנּוֹגֵעַ מִמֶּנָּה בְּאַרְבָּעָה טְפָחִים סָמוּךְ לַקֶּבֶר טָמֵא מִשּׁוּם גּוֹלֵל וּמֵאַרְבָּעָה וּלְמַעְלָה טָהוֹר. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּזְמַן שֶׁהוּא עָתִיד לָקֹץ אוֹתָהּ. אֲבָל אִם אֵינוֹ עָתִיד לָקֹץ אוֹתָהּ כֻּלָּהּ גּוֹלֵל:
6. Если в качестве надгробия использовались два больших камня размером четыре на четыре ладони, то, если человек стоит над одним из них, он нечист. Если же один из них убрать, то стоящий над другим будет чист. Это объясняется тем, что у нечистоты есть путь, по которому она может уйти. שְׁתֵּי אֲבָנִים גְּדוֹלוֹת שֶׁל אַרְבָּעָה אַרְבָּעָה טְפָחִים שֶׁעֲשָׂאָן גּוֹלֵל הַמַּאֲהִיל עַל גַּבֵּי שְׁתֵּיהֶן טָמֵא. נִטְּלָה אַחַת מֵהֶן הַמַּאֲהִיל עַל גַּבֵּי שְׁנִיָּה טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁיֵּשׁ לַטֻּמְאָה דֶּרֶךְ שֶׁתֵּצֵא בּוֹ:
7. Если в качестве надгробия для могилы используется насыпь из мелкой гальки, то только внутренний слой, покрывающий могилу как таковую, обретает нечистоту. Тот, кто прикасается к остальным камням — чист. גַּל שֶׁל צְרוֹרוֹת שֶׁעֲשָׂאָהוּ גּוֹלֵל לְקֶבֶר אֵין טָמֵא אֶלָּא סֵדֶר הַפְּנִימִי שֶׁהוּא צָרְכּוֹ שֶׁל קֶבֶר. אֲבָל הַנּוֹגֵעַ בִּשְׁאָר הָאֲבָנִים טָהוֹר:
8. Если из большого валуна вытесали усыпальницу, положили в нее труп, а затем накрыли его надгробием, то тот, кто прикоснется к любой части камня, чист. Тот, кто прикасается к надгробию — нечист. С чем это можно сравнить? С большой ямой, заполненной трупами, отверстие которой закрыто большим камнем. Только та часть, которая находится над открытым пространством, нечиста. Если над ней возводят строение, то она считается закрытой могилой, которая со всех сторон покрыта нечистотой. Если вырубленная в камне усыпальница широка внизу и узка вверху, и в нее помещен труп, то тот, кто прикасается к ней снизу, чист, а тот, кто прикасается к ней сверху, нечист. Объясняется это тем, что боковые части сверху покоятся над трупом и рассматриваются как надгробие. Если высеченный в камне склеп был широким в верхней части и узким в нижней, тот, кто прикоснулся к любому месту на нем, нечист. Если же стороны его прямые, то тот, кто прикоснется к нему, начиная от высоты в ладонь до дна могилы и выше, нечист. Если же он прикасается на высоте от той ладони и ниже, то он чист. Если кто-то выдолбил в камне усыпальницу и вставил в нее труп вертикально, тот, кто прикоснется к любому месту на поверхности камня, чист, кроме как над тем отверстием, через которое был вставлен труп. אָרוֹן שֶׁהוּא חָקוּק בַּסֶּלַע וְהִנִּיחוּ בּוֹ הַמֵּת וְכִסּוּהוּ בְּגוֹלֵל הַנּוֹגֵעַ בַּסֶּלַע בְּכָל מָקוֹם טָהוֹר וְהַנּוֹגֵעַ בַּגּוֹלֵל טָמֵא. לְמָה זֶה דּוֹמֶה לְבוֹר גָּדוֹל מָלֵא מֵתִים וְאֶבֶן גְּדוֹלָה עַל פִּיהָ שֶׁאֵין טָמֵא אֶלָּא כְּנֶגֶד חֲלָלָהּ. וְאִם בָּנָה נֶפֶשׁ עַל גַּבָּהּ הֲרֵי זוֹ כְּקֶבֶר סָתוּם וּמְטַמֵּא מִכָּל סְבִיבָיו. הָיְתָה הָאָרוֹן הַחֲקוּקָה בַּסֶּלַע רְחָבָה מִלְּמַטָּה וְצָרָה מִלְּמַעְלָה וְהַמֵּת בְּתוֹכָהּ הַנּוֹגֵעַ בָּהּ מִלְּמַטָּן טָהוֹר וּמִלְּמַעְלָן טָמֵא שֶׁהֲרֵי הַצְּדָדִין מִלְּמַעְלָה סָמְכוּ עַל גַּבֵּי הַמֵּת וְנַעֲשׂוּ כְּגוֹלֵל. הָיְתָה הָאָרוֹן רְחָבָה מִלְּמַעְלָה וְצָרָה מִלְּמַטָּה הַנּוֹגֵעַ בָּהּ מִכָּל מָקוֹם טָמֵא. הָיְתָה שָׁוָה הַנּוֹגֵעַ בָּהּ מִטֶּפַח הַסָּמוּךְ לְקַרְקָעִיתָהּ וּלְמַעְלָה טָמֵא מִטֶּפַח וּלְמַטָּה טָהוֹר. נִקֵּב אָרוֹן בַּסֶּלַע וְהִכְנִיס הַמֵּת בְּתוֹכָהּ כְּמוֹ נֶגֶר הַנּוֹגֵעַ בָּהּ מִכָּל מָקוֹם טָהוֹר חוּץ מִמְּקוֹם פִּתְחָהּ:
9. Следующие законы применимы к пещере, в которой находится могила, и к двору перед пещерой. Если двор открыт, то стоящий в нем чист, если он не касается перемычки пещеры. Когда двор закрыт, действуют другие законы. Если со стороны пещеры есть открытое пространство размером четыре на четыре ладони или больше, то каждый, кто входит во двор, чист. Если открытое пространство меньше, чем четыре на четыре ладони, то вошедший во двор нечист, даже если он не касался входа в пещеру. מְעָרָה שֶׁהַקֶּבֶר בְּתוֹכָהּ וְחָצֵר לִפְנֵי הַמְּעָרָה. בִּזְמַן שֶׁהֶחָצֵר לָאֲוִיר הָעוֹמֵד לְתוֹכָהּ טָהוֹר וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִגַּע בְּמַשְׁקוֹף הַמְּעָרָה. וּבִזְמַן שֶׁהֶחָצֵר מְקֹרָה אִם הָיָה בָּהּ [מְגֻלֶּה בְּצַד הַמְּעָרָה] אַרְבָּעָה טְפָחִים עַל אַרְבָּעָה טְפָחִים אוֹ יֶתֶר הַנִּכְנָס לְשָׁם טָהוֹר. הָיְתָה פְּחוּתָה מֵאַרְבָּעָה עַל אַרְבָּעָה הַנִּכְנָס לְשָׁם טָמֵא וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָגַע בְּפֶתַח הַמְּעָרָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter