СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 19:31

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуальной нечистоты от проказы. Гл. 7

1. Тот, у кого белесое пятно признано в качестве одного из признаков нечистоты, вначале ли, или после карантина, или был закрыт на карантин, а потом развилась язва, и язва полностью побелела, произошло ли это во время карантина или во время принятия решения — признается чистым, однако если некто был закрыт на карантин, и не появился в нем признак нечистоты, потом был освобожден, и после освобождения из карантина покрылся проказой полностью — очевидно нечист. מִי שֶׁהָיְתָה בּוֹ בַּהֶרֶת וְהֻחְלַט בְּאֶחָד מִסִּימָנֵי טֻמְאָה בֵּין בַּתְּחִלָּה בֵּין אַחַר הֶסְגֵּר. אוֹ שֶׁהֻסְגַּר וְאַחַר כָּךְ פָּרְחָה הַצָּרַעַת בְּכֻלּוֹ וְנֶהְפַּךְ לָבָן. בֵּין שֶׁנֶּהְפַּךְ מִתּוֹךְ הֶסְגֵּר בֵּין מִתּוֹךְ הֶחְלֵט הֲרֵי זֶה טָהוֹר. אֲבָל אִם הֻסְגַּר וְלֹא נוֹלַד לוֹ סִימַן טֻמְאָה וְנִפְטַר וּלְאַחַר הַפִּטּוּר פָּרְחָה הַצָּרַעַת בְּכֻלּוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא מֻחְלָט:
2. Если человек приходит в первый раз, будучи полностью белым от проказы, то действуют следующие правила. Если на нем имеется участок здоровой кожи или два белых волоска, он считается безусловно нечистым. Если нет никаких признаков нечистоты, его изолируют на одну неделю. Если появляются белые волосы или участок здоровой кожи, он считается безусловно нечистым. Если нет никаких признаков, его изолируют на вторую неделю. Если никаких признаков не появляется, он считается чистым, так как законы, применяемые к большой светлой язве, такие же, как и к маленькой. Если он был признан нечистым из-за двух белых волос, которые появились, и оба или один из них почернели, оба или один из них стали короткими, рядом с одним из них или одним из них вырос нарыв или охватил оба, или один из них, нарыв, заживший нарыв, ожог, заживший ожог или белесая язва отделили один волос от другого, то он чист. Если появились белые волосы или здоровая плоть, он нечист, потому что изначально он появился, будучи полностью белым. Независимо от того, распространилась ли проказа по всей коже человека сразу или постепенно, пока он не побелел полностью, если это произошло, когда человек был изолирован или, когда он считался окончательно нечистым, он чист. Если это произошло после того, как он был освобожден от проверки, то он нечист. А если это произошло в самом начале, то его следует изолировать. Точно так же не имеет значения, имеет ли пятно полностью один оттенок или оно полностью белое, но в нем смешаны четыре оттенка белого и четыре смешанных оттенка. Все эти оттенки могут быть объединены и рассматриваться как единое пятно, что приведет к объявлению человека чистым или нечистым, как мы уже объясняли. הַבָּא בַּתְּחִלָּה וְהוּא כֻּלּוֹ הָפַךְ לָבָן. אִם הָיְתָה בּוֹ מִחְיָה אוֹ שְׁתֵּי שְׂעָרוֹת לְבָנוֹת מַחְלִיטִין אוֹתוֹ. אִם אֵין שָׁם סִימַן טֻמְאָה מַסְגִּירִין אוֹתוֹ שָׁבוּעַ רִאשׁוֹן. נוֹלַד לוֹ שֵׂעָר לָבָן אוֹ מִחְיָה מַחְלִיטוֹ. לֹא נוֹלַד בּוֹ כְּלוּם מַסְגִּירוֹ שָׁבוּעַ שֵׁנִי. לֹא נוֹלַד לוֹ סִימַן טֻמְאָה הֲרֵי זֶה טָהוֹר. שֶׁדִּין בַּהֶרֶת זוֹ הַגְּדוֹלָה כְּדִין הַקְּטַנָּה. הֶחְלִיטוֹ בְּשֵׂעָר לָבָן שֶׁנּוֹלַד בּוֹ וְהִשְׁחִירוּ שְׁתֵּיהֶן אוֹ אַחַת מֵהֶן. הִקְצִירוּ שְׁתֵּיהֶן אוֹ אַחַת מֵהֶן. נִסְמַךְ הַשְּׁחִין לִשְׁתֵּיהֶן אוֹ לְאַחַת מֵהֶן. הִקִּיף הַשְּׁחִין אֶת שְׁתֵּיהֶן אוֹ אַחַת מֵהֶן. אוֹ שֶׁחִלְּקָן הַשְּׁחִין וּמִחְיַת הַשְּׁחִין וְהַמִּכְוָה וּמִחְיַת הַמִּכְוָה וְהַבֹּהַק. הֲרֵי זֶה טָהוֹר. נוֹלַד לוֹ שֵׂעָר לָבָן אַחֵר אוֹ מִחְיָה הֲרֵי זֶה טָמֵא מִפְּנֵי שֶׁבָּא כֻּלּוֹ לָבָן בַּתְּחִלָּה. אַחַר שֶׁפָּרְחָה הַצָּרַעַת בְּכֻלּוֹ כְּאַחַת וְאַחַר שֶׁפָּשְׂתָה וּפָרְחָה מְעַט מְעַט עַד שֶׁהִלְבִּין כֻּלּוֹ. אִם מִתּוֹךְ הֶסְגֵּר אוֹ מִתּוֹךְ הֶחְלֵט טָהוֹר. וְאִם אַחַר הַפִּטּוּר טָמֵא. וְאִם בַּתְּחִלָּה יַסְגִּיר. אֶחָד שֶׁהָיָה כֻּלּוֹ מַרְאֶה אֶחָד אוֹ שֶׁהָיָה כֻּלּוֹ לָבָן בְּאַרְבַּע הַמַּרְאוֹת שֶׁבַּלֹּבֶן וּבְאַרְבַּע שֶׁל פָּתוּךְ הַכּל מִצְטָרְפִין בֵּין לְטַהֲרוֹ בֵּין לְטַמְּאוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
3. Если у человека была светлая язва размером с боб, в которой был участок здоровой плоти размером с чечевицу, и он считался окончательно нечистым из-за этой здоровой плоти, то действуют следующие правила. Затем язва распространяется по всему телу, и здоровая плоть исчезает. Или же здоровая плоть исчезла, а затем язва распространилась по всему телу. Тогда он считается чистым. Это касается даже тех случаев, когда появляются белые волосы. Если же появляется здоровая кожа, он считается нечистым, как сказано (Ваикра 12:14): «Но в день, когда покажется на этом здоровая плоть, нечист будет», при условии, что здоровая плоть размером с квадрат, наложенный на чечевицу или больше. Иные правила действуют, если у человека была светлая язва с белыми волосами, и он считался нечистым из-за этого, а после этого проказа распространилась на все его тело. Даже если белые волосы остаются на месте, он чист, как следует из стиха: «В тот день, когда он покажет здоровую плоть, он будет считаться нечистым». Подразумевается, что человек, вся кожа которого побелела после того, как его окончательно признали нечистым или изолировали, становится нечистым из-за здоровой плоти, но не из-за белых волос. Если он был признан нечистым, потому что его пятно распространилось, а затем продолжало распространяться и покрыло все его тело, то он чист. Если у него появляется здоровая плоть, то он нечист. הָיְתָה בּוֹ בַּהֶרֶת כִּגְרִיס וּבָהּ מִחְיָה כַּעֲדָשָׁה וְהֻחְלַט בְּמִחְיָה וּפָרְחָה הַצָּרַעַת בְּכֻלּוֹ וְאַחַר כָּךְ הָלְכָה הַמִּחְיָה. אוֹ שֶׁהָלְכָה הַמִּחְיָה תְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ פָּרְחָה בְּכֻלּוֹ. הֲרֵי זֶה טָהוֹר וַאֲפִלּוּ נוֹלַד לוֹ שֵׂעָר לָבָן. נוֹלְדָה בּוֹ מִחְיָה טָמֵא שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יג יד) «וּבְיוֹם הֵרָאוֹת בּוֹ בָּשָׂר חַי יִטְמָא». וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה כַּעֲדָשָׁה מְרֻבַּעַת אוֹ יֶתֶר. הָיְתָה בּוֹ בַּהֶרֶת וּבָהּ שֵׂעָר לָבָן וְהֻחְלַט בְּשֵׂעָר לָבָן וְאַחַר כָּךְ פָּרְחָה בְּכֻלּוֹ אַף עַל פִּי שֶׁשֵּׂעָר לָבָן בִּמְקוֹמוֹ עוֹמֵד טָהוֹר. שֶׁנֶּאֱמַר וּבְיוֹם הֵרָאוֹת בּוֹ בָּשָׂר חַי יִטְמָא בְּמִחְיָה מִתְטַמֵּא זֶה שֶׁנֶּהְפַּךְ כֻּלּוֹ לָבָן אַחַר הֶחְלֵט אוֹ אַחַר הֶסְגֵּר. וְאֵינוֹ מִטַּמֵּא בְּשֵׂעָר לָבָן. הֶחְלִיטוֹ בְּפִשְׂיוֹן וְאַחַר כָּךְ פָּשְׂתָה וּפָרְחָה בְּכֻלּוֹ טָהוֹר. וְאִם נִרְאֵית בּוֹ מִחְיָה טָמֵא:
4. Даже кончики конечностей, которые не придают нечистоты, как здоровая плоть, когда они находятся в середине беловатой язвы, придают нечистоту и не позволяют человеку считаться чистым, если вся его плоть становится белой. Что подразумевается? Если человек, который был окончательно признан нечистым или был изолирован, вся его плоть стала белой из-за проказы, за исключением здоровой плоти размером с чечевицу, даже если здоровая плоть находится на кончике пальца, кончике носа или т.п., он остается нечистым. Аналогично, если вся плоть человека стала белой, и он был объявлен чистым, а затем здоровая плоть размером с чечевицу вернулась, даже на кончиках его конечностей, его следует окончательно признать нечистым. Если его плоть полностью приобрела оттенок язвы, за исключением части размером с чечевицу — даже на кончиках конечностей, которые превратились в белесые пятна, он должен считаться окончательно нечистым, что следует из сказанного (Ваикра 13:12): «А если расцветет проказа на коже, и покроет проказа всю кожу, (восприимчивую к) язве, от его головы и до его ног, сколько видят глаза священнослужителя...» Подразумевается, что кожа должна быть покрыта проказой, а не белесыми пятнами. Даже если часть порции размером с чечевицу была здоровой плотью, а часть — белесой язвой, это признак нечистоты. Если вся плоть человека приобрела один из оттенков проказы, и он был объявлен чистым, а затем часть его плоти приобрела белесый окрас, он остается чистым, пока не покажет здоровую плоть размером с чечевицу, как подразумевается в стихе: «В день, когда он покажет здоровую плоть…». Подразумевается, что он должен показать здоровую плоть, а не белесое пятно. Если часть плоти размером с чечевицу [изменила вид, часть была здоровой плотью, а часть — белесой язвой, это не считается признаком нечистоты, и человек по-прежнему считается чистым. אַף רָאשֵׁי אֵיבָרִים שֶׁאֵינָן מִטַּמְּאִין מִשּׁוּם מִחְיָה שֶׁבְּתוֹךְ הַבַּהֶרֶת מִטַּמְּאִין וּמְעַכְּבִין אֶת הַנֶּהְפָּךְ כֻּלּוֹ לָבָן. כֵּיצַד. מֻחְלָט אוֹ מֻסְגָּר שֶׁהִלְבִּין כֻּלּוֹ בְּצָרַעַת חוּץ מִכַּעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי אֲפִלּוּ בְּרֹאשׁ אֶצְבָּעוֹ אוֹ בְּרֹאשׁ חָטְמוֹ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן הֲרֵי הוּא בְּטֻמְאָתוֹ. וְכֵן זֶה שֶׁנֶּהְפַּךְ כֻּלּוֹ לָבָן וְטָהַר אִם חָזַר בּוֹ כַּעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי אֲפִלּוּ בְּרֹאשׁ אֶחָד מִן הָאֵיבָרִים הֲרֵי זֶה מֻחְלָט. נֶהְפַּךְ כֻּלּוֹ לְמַרְאֵה צָרַעַת חוּץ מִכַּעֲדָשָׁה אֲפִלּוּ בְּרֹאשׁ אֶחָד מִן הָאֵיבָרִים שֶׁנֶּהְפַּךְ לְבֹהַק הֲרֵי זֶה טָמֵא מֻחְלָט שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יג יג) «וְהִנֵּה כִסְּתָה הַצָּרַעַת», לֹא הַבֹּהַק. אֲפִלּוּ הָיְתָה מִקְצָת הָעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי וּמִקְצָתָהּ בֹּהַק הֲרֵי זוֹ סִימַן טֻמְאָה. נֶהְפַּךְ כֻּלּוֹ לְמַרְאֵה צָרַעַת וְטִהַר וְאַחַר כָּךְ חָזַר בּוֹ בָּשָׂר כְּמַרְאֵה הַבֹּהַק הֲרֵי זֶה טָהוֹר עַד שֶׁיֵּרָאֶה בּוֹ כַּעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יג יד) «וּבְיוֹם הֵרָאוֹת בּוֹ בָּשָׂר חַי», לֹא בֹּהַק. חָזַר בּוֹ כַּעֲדָשָׁה מִקְצָתָהּ בָּשָׂר חַי וּמִקְצָתָהּ בֹּהַק אֵינוֹ סִימַן טֻמְאָה וַהֲרֵי הוּא בְּטָהֳרָתוֹ:
5. Если проказа распространяется по всему телу нечистого человека, он становится чистым. Если обнажилась часть здоровой плоти размером с чечевицу, он нечист. Если вся его плоть снова покрылась проказой, то он чист, если здоровая плоть снова открылась, он нечист. Эти постановления даются, даже если цикл повторяется 100 раз. Если начала проявляться здоровая плоть и она продолжает расти, а размер проказы уменьшается, человек остается нечистым, пока беловатая язва не станет меньше боба. כָּל טָמֵא שֶׁפָּרְחָה הַצָּרַעַת בְּכֻלּוֹ טָהוֹר. נִתְגַּלָּה מִמֶּנּוּ כַּעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי נִטְמָא. חָזַר וְנִתְכַּסָּה בְּצָרַעַת טָהוֹר. חָזַר וְנִתְגַּלָּה נִטְמָא אֲפִלּוּ מֵאָה פְּעָמִים. הִתְחִיל הַבָּשָׂר הַחַי לְהִתְגַּלּוֹת וַהֲרֵי הוּא מוֹסִיף וְהוֹלֵךְ וְהַצָּרַעַת מִתְמַעֶטֶת הֲרֵי זֶה בְּטֻמְאָתוֹ עַד שֶׁתִּתְמַעֵט הַבַּהֶרֶת מִכִּגְרִיס:
6. Любой участок кожи, пригодный к нечистоте из-за беловатой язвы, но остающийся здоровым, не мешает человеку, вся плоть которого белеет, быть отнесенным к этой категории. Любой участок кожи, который не пригоден к нечистоте из-за беловатой язвы, не мешает человеку, вся плоть которого становится белой, быть отнесенным к этой категории, хотя этот участок кожи остается здоровым. Что подразумевается? Если проказа распространяется по всей коже человека, но не на голове или подбородке, не на гнойном нарыве или ожоге, или рядом с гнойным нарывом или ожогом, на голове или подбородке остается участок здоровой плоти размером меньше чечевицы, то человек чист. Если же волосы выпали с головы и подбородка или если на месте нарыва или ожога образовался струп, то человек нечист, пока проказа не распространится на него, ибо он способен заразиться нечистотой из-за беловатой язвы. Если было две беловатые язвы, одна из которых имела признаки нечистоты, а другая была чистой, чистая распространилась на нечистую и затем полностью покрыла кожу человека, он считается чистым. Это объясняется тем, что ранее он считался окончательно нечистым, несмотря на то, что распространился именно чистый. Более того, это постановление действует, даже если одна из беловатых язв была расположена на верхней губе, а другая — на нижней, или на двух пальцах, или на двух веках, и поэтому, когда они закрыты вместе, оба беловатых пятна выглядят как одно целое. Тем не менее, поскольку проказа распространилась по всей коже человека, он чист. כָּל הָרָאוּי לִטַּמֵּא בְּנֶגַע הַבַּהֶרֶת מְעַכֵּב הַהוֹפֵךְ כֻּלּוֹ לָבָן וְכָל שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לִטַּמֵּא בְּנֶגַע הַבַּהֶרֶת אֵינוֹ מְעַכֵּב. כֵּיצַד. פָּרְחָה בְּכֻלּוֹ אֲבָל לֹא בָּרֹאשׁ וּבַזָּקָן בַּשְּׁחִין וּבַמִּכְוָה הַמּוֹרְדִין. אוֹ שֶׁנִּשְׁאַר פָּחוֹת מִכַּעֲדָשָׁה בָּשָׂר חַי סָמוּךְ לַשְּׁחִין וְלַמִּכְוָה הַמּוֹרְדִין וְלָרֹאשׁ וְלַזָּקָן הֲרֵי זֶה טָהוֹר. חָזַר הָרֹאשׁ וְהַזָּקָן וְנִקְרְחוּ וְכֵן אִם חָיוּ הַשְּׁחִין וְהַמִּכְוָה וְהֶעֱלוּ צָרֶבֶת הֲרֵי זֶה טָמֵא עַד שֶׁתִּפְרַח הַצָּרַעַת בָּהֶן שֶׁהֲרֵי הֵן רְאוּיִין לְבַהֶרֶת. הָיוּ בָּהּ שְׁתֵּי בֶּהָרוֹת אַחַת יֵשׁ בָּהּ סִימַן טֻמְאָה וְאַחַת טְהוֹרָה וּפָרְחָה הַטְּהוֹרָה לַטְּמֵאָה וְאַחַר כָּךְ פָּרְחָה בְּכֻלּוֹ הֲרֵי זֶה טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁהָיָה מֻחְלָט בְּטֻמְאָה אַף עַל פִּי שֶׁהַטְּהוֹרָה הִיא שֶׁפָּרְחָה. וְלֹא עוֹד אֶלָּא אֲפִלּוּ הָיוּ אַחַת בִּשְׂפָתוֹ הָעֶלְיוֹנָה וְאַחַת בִּשְׂפָתוֹ הַתַּחְתּוֹנָה אוֹ בִּשְׁתֵּי אֶצְבְּעוֹתָיו אוֹ בִּשְׁנֵי רִיסֵי עֵינָיו וּכְשֶׁהֵן נִדְבָּקִין זֶה לָזֶה נִרְאִין שְׁתֵּי הַבֶּהָרוֹת כְּבַהֶרֶת אַחַת הוֹאִיל וּפָרְחָה בְּכֻלּוֹ טָהוֹר:
7. Некоторые люди, которые показывают свои изъяны коэну и получают от этого пользу, потому что они показали ему их раньше и не откладывали, а другие страдают от этого. Что подразумевается? Человек был окончательно признан нечистым. Его признаки нечистоты исчезли, но у него не было возможности показать это развитие коэну до того, как проказа распространилась на все его тело. Он стал чистым. Если бы, однако, он показал это раньше коэну, он был бы освобожден от процесса проверки до того, как проказа распространилась по всему его телу. Таким образом, она распространилась бы после его освобождения, и в этом случае он считался бы окончательно нечистым, как мы уже объясняли. Если у него была беловатая язва без каких-либо признаков нечистоты, и у него не было возможности показать ее коэну до того, как она распространилась по всему телу, то он нечист и должен быть изолирован. Однако если бы он поступил раньше и показал ее коэну, то был бы изолирован до того, как она распространилась. Таким образом, она распространилась бы после того, как он был изолирован, и в этом случае он был бы чист, как мы уже объясняли. יֵשׁ מַרְאֶה נִגְעוֹ לְכֹהֵן וְנִשְׂכַּר מִפְּנֵי שֶׁהִקְדִּים לְהַרְאוֹתוֹ וְלֹא נִתְאַחֵר. וְיֵשׁ מַרְאֶה וּמַפְסִיד. כֵּיצַד. מִי שֶׁהָיָה מֻחְלָט וְהָלְכוּ לָהֶן סִימָנֵי טֻמְאָה וְלֹא הִסְפִּיק לְהַרְאוֹתוֹ לַכֹּהֵן עַד שֶׁפָּרְחָה בְּכֻלּוֹ טָהוֹר. וְאִלּוּ קָדַם וְהֶרְאָה לַכֹּהֵן וּפְטָרוֹ קֹדֶם שֶׁיַּהֲפֹךְ וְנֶהְפַּךְ אַחַר הַפִּטּוּר הָיָה מֻחְלָט כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. הָיְתָה בּוֹ בַּהֶרֶת וְאֵין בָּהּ כְּלוּם וְלֹא הִסְפִּיק לְהַרְאוֹתוֹ לַכֹּהֵן עַד שֶׁפָּרְחָה בְּכֻלּוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא וְצָרִיךְ הֶסְגֵּר. וְאִלּוּ קָדַם וְהֶרְאָה לַכֹּהֵן וְהִסְגִּירוֹ קֹדֶם שֶׁיַּהֲפֹךְ וְנֶהְפַּךְ מִתּוֹךְ הֶסְגֵּר הָיָה טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter