СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 06:36

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы осквернения лож и сидений. Гл. 11

1. Ранее мы уже объясняли, что в отношении процесса очищения красной коровы принимаются слова невежды. Ввиду серьезности этого вопроса, к нему никогда не относятся легкомысленно. Точно так же их слова принимаются в отношении вина и масла, предназначенных для сопутствующих жертвоприношений. Если они говорят, что они чисты, считается, что они чисты. Поскольку это очень серьезное дело, они помнят о нем. Точно так же их слова принимаются в отношении чистоты приношений в то время, когда работают винодельни и оливковые прессы, ибо все люди очищают себя и свою утварь, чтобы приготовить вино в состоянии чистоты. Когда же время, когда действуют винодельни и оливковые прессы, проходит, их слово больше не принимается. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁעַמֵּי הָאָרֶץ נֶאֱמָנִים הֵן עַל טָהֳרַת פָּרַת הַחַטָּאת מִפְּנֵי חֻמְרָתָהּ אֵין מְזַלְזְלִין בָּהּ. וְכֵן נֶאֱמָנִים הֵן עַל טָהֳרַת יַיִן וְשֶׁמֶן שֶׁל נְסָכִים אִם אָמַר טָהוֹר הוּא הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקַת טָהֳרָה מִפְּנֵי חֻמְרָתוֹ נִזְהָרִין בּוֹ. וְכֵן נֶאֱמָנִים הֵן עַל הַתְּרוּמָה בִּשְׁעַת הַגִּתּוֹת וְהַבַּדִּים מִפְּנֵי שֶׁכָּל הָעָם מְטַהֲרִין עַצְמָן וּכְלֵיהֶן כְּדֵי לַעֲשׂוֹת יֵינָם וְשַׁמְנָם בְּטָהֳרָה. עָבְרוּ הַגִּתּוֹת וְהַבַּדִּים אֵינָן נֶאֱמָנִים:
2. Если невежда принес коэну бочонок вина или масла, которое является приношением, тот не должен принимать его от него, потому что считается, что оно нечистое. Если же невежда человек оставил его у себя до следующего периода работы виноделен и оливковых прессов и принес коэну, то тот должен принять его, даже если знает, что оно прошлого года. Ибо не было предписано нечистоты для невежды в то время, когда работают винодельни и прессы для оливок. כֹּהֵן שֶׁהֵבִיא לוֹ עַם הָאָרֶץ חָבִית יַיִן אוֹ שֶׁמֶן שֶׁל תְּרוּמָה לֹא יְקַבְּלֶנָּה מִמֶּנּוּ מִפְּנֵי שֶׁהִיא בְּחֶזְקַת טֻמְאָה. הִנִּיחָהּ עַם הָאָרֶץ אֶצְלוֹ עַד גַּת הַבָּאָה וֶהֱבִיאָהּ לוֹ יְקַבְּלֶנָּה מִמֶּנּוּ אַף עַל פִּי שֶׁהוּא יוֹדֵעַ שֶׁהִיא שֶׁל אֶשְׁתָּקַד שֶׁלֹּא גָּזְרוּ עֲלֵיהֶם טֻמְאָה בִּשְׁעַת הַגִּתּוֹת וְהַבַּדִּים:
3. Если невежда запер свой пресс для оливок или чан для вина, когда народ закончил давить, и принес ключ коэну, хотя прошло несколько дней после завершения сезона давки, есть возможность для снисхождения. Коэн может прийти, открыть пресс или чан в присутствии невежды, заставить его погрузиться в воду, выжать оливки или виноград и принять приношение в состоянии ритуальной чистоты. Если он этого не сделал, то от невежды следует брать только оливки и виноград, не пригодные к нечистоте, ибо они не будут нечисты. עַם הָאָרֶץ שֶׁנָּעַל בֵּית בַּדּוֹ אוֹ גִּתּוֹ בְּשָׁעָה שֶׁגָּמְרוּ הָעָם לִדְרֹךְ וְהוֹלִיךְ אֶת הַמַּפְתֵּחַ מִיָּד לְכֹהֵן אַף עַל פִּי שֶׁשָּׁהָה כַּמָּה יָמִים אַחַר שֶׁעָבְרוּ הַגִּתּוֹת הֲרֵי הַכֹּהֵן בָּא וּפוֹתֵחַ בְּפָנָיו וּמַטְבִּילוֹ וְדוֹרֵךְ וְנוֹטֵל תְּרוּמָה בְּטָהֳרָה. וְאִם לֹא עָשָׂה כֵן לֹא יִטּל תְּרוּמָה מֵעַם הָאָרֶץ אֶלָּא זֵיתִים וַעֲנָבִים שֶׁאֵינָן מֻכְשָׁרִין שֶׁאֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה:
4. Если невежда принес коэну бочонок вина или масла из приношения в течение оставшегося года и сказал ему: «Я отделил от него освященное вино или масло», даже если принес только четверть лога, поскольку его слово принимается в отношении чистоты освященного вина или масла, его слово принимается в отношении всего количества. Даже в то время, когда действуют винодельни и оливковые чаны и слово невежды принимается в отношении приношения, их слово не принимается в отношении пустых емкостей, чтобы сказать, что они чисты и могут быть использованы для приношения. Точно так же их слово не принимается в отношении пустых сосудов, чтобы сказать, что они чисты и могут быть использованы для освященных жидкостей. הֵבִיא לוֹ עַם הָאָרֶץ חָבִית שֶׁל תְּרוּמָה בִּשְׁאָר יְמוֹת הַשָּׁנָה וְאָמַר הִפְרַשְׁתִּי בְּתוֹכָהּ קֹדֶשׁ אֲפִלּוּ רְבִיעִית מִתּוֹךְ שֶׁנֶּאֱמָן עַל טָהֳרַת הַקֹּדֶשׁ נֶאֱמָן עַל הַכּל אֲפִלּוּ בִּשְׁעַת הַגִּתּוֹת וְהַבַּדִּים שֶׁעַמֵּי הָאָרֶץ נֶאֱמָנִין עַל הַתְּרוּמָה אֵינָן נֶאֱמָנִין עַל הַכְּלִי הָרֵיקָם לוֹמַר שֶׁהוּא טָהוֹר לִתְרוּמָה. וְכֵן אֵין נֶאֱמָנִין לְעוֹלָם עַל כְּלִי רֵיקָם לוֹמַר שֶׁהוּא טָהוֹר לְקֹדֶשׁ:
5. Если имелся сосуд с вином или маслом, и мы видели несведущего человека, который ждал и оберегал его, чтобы взять из него сопроводительные приношения, то его слово принимается в отношении чистоты сосуда даже за 70 дней до того времени, когда начинают действовать винодельни и оливковые чаны. До этих 70 дней, напротив, их слово не принимается. Где применяется вышесказанное? В других частях земли Израиля. В Иерусалиме, напротив, всегда принимается слово невежд о том, что пустые глиняные сосуды чисты для освященных предметов. Это относится как к малой посуде, так и к большой, независимо от того, наполнена она или пуста. Подразумевается, что слова невежды о том, что сосуд чист, принимаются, даже если жидкость в нем нечиста. Даже если в сосуд попадет одежда невежды, которая считается нечистой из-за «растоптанного», считается, что сосуд чист в отношении жертвенной пищи. Почему было проявлено такое снисхождение? Потому что печи для обжига глиняной посуды делают не в Иерусалиме. כְּלִי שֶׁהָיָה בְּתוֹכוֹ יַיִן אוֹ שֶׁמֶן וְרָאִינוּ עַם הָאָרֶץ יוֹשֵׁב וּמְשַׁמְּרוֹ כְּדֵי לְהוֹצִיא מִמֶּנּוּ נְסָכִים הֲרֵי הוּא נֶאֱמָן עַל טָהֳרַת הַכְּלִי וַאֲפִלּוּ קֹדֶם לַגִּתּוֹת וְלַבַּדִּים בְּשִׁבְעִים יוֹם. אֲבָל קֹדֶם לְשִׁבְעִים אֵינָן נֶאֱמָנִים. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּשְׁאָר אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. אֲבָל בִּירוּשָׁלַיִם נֶאֱמָנִים עַל כְּלִי חֶרֶס הָרֵיקָם לוֹמַר שֶׁהוּא טָהוֹר לְקֹדֶשׁ לְעוֹלָם בֵּין כֵּלִים דַּקִּים בֵּין כֵּלִים גַּסִּים בֵּין מְלֵאִין בֵּין רֵיקָנִים הֲרֵי הוּא נֶאֱמָן עַל הַכְּלִי אַף עַל פִּי שֶׁהַמַּשְׁקִין שֶׁבְּתוֹכוֹ טְמֵאִין. אֲפִלּוּ הָיָה בִּגְדוֹ שֶׁהוּא מִדְרָס בְּתוֹךְ הַכְּלִי הֲרֵי הַכְּלִי בְּחֶזְקַת טָהֳרָה לְקֹדֶשׁ. וּמִפְּנֵי מָה הֵקֵלּוּ בָּהֶם מִפְּנֵי שֶׁאֵין עוֹשִׂין כִּבְשׁוֹנוֹת בִּירוּשָׁלַיִם:
6. От Модиина и ближе слово невежды принимается в отношении глиняной посуды. За пределами этой области их слова не принимаются. Сам Модиин иногда считается внутри этой области, а иногда за ее пределами. Что подразумевается? Если человек, скрупулёзно соблюдающий законы духовной чистоты, въезжает в этот город, а невежда, несущий глиняный сосуд, выезжает, то его слово — что сосуд чист в отношении жертвенной пищи — принимается в Модиине. Если же они оба либо входили, либо выходили, слово невежды не принимается, если только он не находится ближе к Иерусалиму, чем Модиин. מִן הַמּוֹדִיעִית וּלְפָנִים נֶאֱמָנִים עַל כְּלִי חֶרֶס מִן הַמּוֹדִיעִית וְלַחוּץ אֵינָן נֶאֱמָנִין וְהַמּוֹדִיעִית עַצְמָהּ פְּעָמִים כְּלַחוּץ וּפְעָמִים כִּלְפָנִים. כֵּיצַד. הָיָה חָבֵר נִכְנָס וְעַם הָאָרֶץ יוֹצֵא וּכְלִי חֶרֶס בְּיָדוֹ הֲרֵי זֶה נֶאֱמָן בַּמּוֹדִיעִית לוֹמַר שֶׁהוּא טָהוֹר לְקֹדֶשׁ. הָיוּ שְׁנֵיהֶן נִכְנָסִין אוֹ שְׁנֵיהֶן יוֹצְאִין אֵינוֹ נֶאֱמָן עַד שֶׁיְּהֵא לְפָנִים מִן הַמּוֹדִיעִית:
7. Следующие правила действуют, если горшечник приносит горшки и ставит их ближе к Иерусалиму, чем Модиин. Приходят потенциальные покупатели, и он говорит им, что это чисто. Если человек, скрупулёзно соблюдающий законы духовной чистоты, купил горшок и принес его в дом, он считается чистым в отношении жертвенной пищи, но не в отношении приношения, как мы объясняли. Если же он купил горшок и вынес его за пределы Модиина, то он нечист, как для жертвенной пищи, так и для приношения. Это относится даже к тем же горшкам и тому же гончару. Его слово принимается только в радиусе, начинающемся от Модиина. קַדָּר שֶׁהֵבִיא קְדֵרוֹת וְהִנִּיחָן לְפָנִים מִן הַמּוֹדִיעִית וּבָאוּ הַלּוֹקְחִין וְהוּא אוֹמֵר לָהֶן שֶׁטְּהוֹרוֹת הֵן. לָקַח קְדֵרָה וְנִכְנַס בָּהּ הֲרֵי הִיא טְהוֹרָה לְקֹדֶשׁ אֲבָל לֹא לִתְרוּמָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. לָקַח קְדֵרָה וְיָצָא בָּהּ חוּץ לַמּוֹדִיעִית הֲרֵי זוֹ טְמֵאָה בֵּין לְקֹדֶשׁ בֵּין לִתְרוּמָה אַף עַל פִּי שֶׁהֵן הֵן הַקְּדֵרוֹת. וְהוּא הַקַּדָּר עַצְמוֹ אֵינוֹ נֶאֱמָן אֶלָּא לְפָנִים מִן הַמּוֹדִיעִית:
8. Если кто-то берет глиняные сосуды из печи, где бы она ни находилась, они считаются чистыми, как в отношении жертвенной пищи, так и в отношении приношения. Мы не подозреваем, что к ним мог прикоснуться невежда. Даже если они были взяты из первого ряда, даже если печь была открыта, и половина ее содержимого уже была взята, сосуды, взятые человеком, скрупулёзно соблюдающим правила, считаются чистыми. Ибо не было установлено постановление относительно посуды в печи. הַלּוֹקֵחַ כְּלֵי חֶרֶס מִן הַכִּבְשָׁן בְּכָל מָקוֹם הֲרֵי אֵלּוּ טְהוֹרִין בֵּין לְקֹדֶשׁ בֵּין לִתְרוּמָה וְאֵין אוֹמְרִים שֶׁמָּא נָגַע בָּהֶן עַם הָאָרֶץ. וַאֲפִלּוּ לָקַח מִן הַסֵּדֶר הָרִאשׁוֹן. וְאַף עַל פִּי שֶׁהַכִּבְשָׁן פָּתוּחַ וּכְבָר נִלְקַח חֶצְיוֹ שֶׁלֹּא גָּזְרוּ טֻמְאָה עַל כֵּלִים שֶׁבַּכִּבְשָׁן:
9. Во время паломнических праздников действие нечистоты, предписанная для невежд, приостанавливается, и они считаются чистыми. Ибо весь еврейский народ считается людьми, скрупулёзно соблюдающими чистоту во время паломнических праздников. Вся их утварь, пища и жидкости считаются чистыми во время праздников, ибо все очищают себя и поднимаются в Иерусалим в праздники. Поэтому их слово принимается — как в отношении жертвенной пищи, так и в отношении приношения — на протяжении всех праздников. После окончания праздника они снова считаются нечистыми. טֻמְאַת עַם הָאָרֶץ בָּרֶגֶל כִּטְהוֹרָה הִיא חֲשׁוּבָה שֶׁכָּל יִשְׂרָאֵל חֲבֵרִים הֵן בָּרְגָלִים וּכְלֵיהֶם כֻּלָּם וְאוֹכְלֵיהֶם וּמַשְׁקֵיהֶן טְהוֹרִים בָּרֶגֶל מִפְּנֵי שֶׁהַכּל מְטַהֲרִין עַצְמָן וְעוֹלִים לָרֶגֶל. לְפִיכָךְ הֵן נֶאֱמָנִים כָּל יְמוֹת הָרֶגֶל בֵּין עַל הַקֹּדֶשׁ בֵּין עַל הַתְּרוּמָה. מִשֶּׁעָבַר הָרֶגֶל חוֹזְרִין לְטֻמְאָתָן:
10. Если кто-либо открыл бочку с вином или маслом, или начал продавать тесто во время праздника, то после его окончания остаток содержимого бочки и остаток теста считаются нечистыми, так как к ним прикасался невежда. Хотя он прикасался к ним только в то время, когда он считается человеком, скрупулезно соблюдающим чистоту, они считаются чистыми только в дни праздника. הַפּוֹתֵחַ חָבִיתוֹ בָּרֶגֶל וְהַמַּתְחִיל בְּעִסָּתוֹ וְעָבַר הָרֶגֶל הֲרֵי שְׁאָר הֶחָבִית וּשְׁאָר הָעִסָּה בְּחֶזְקַת טֻמְאָה שֶׁהֲרֵי נָגְעוּ בּוֹ עַמֵּי הָאָרֶץ. וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָגַע בָּהּ אֶלָּא בִּזְמַן שֶׁהוּא כְּחָבֵר אֵינָהּ טְהוֹרָה אֶלָּא בִּימֵי הָרֶגֶל בִּלְבַד:
11. На исходе праздника коэны погружали всю утварь, находившуюся в Храме, в микву, потому что невежда во время праздника прикасался к ней. Поэтому они говорили народу: «Не прикасайтесь к золотому столу», когда показывали его праздничным паломникам, чтобы после праздника он не считался нечистым, потому что они прикоснулись к нему, и поэтому его нужно было погрузить в воду и ждать до ночи, пока он вновь станет чистым. Это нежелательно, потому что в отношении хлеба сказано (Шмот 25:30): «И возлагай на стол личной хлеб предо Мною всегда». Вся священная утварь требует погружения в воду и ожидания до наступления ночи, за исключением золотого и медного жертвенников. Они не заражаются нечистотой, поскольку их металлическое покрытие считается вспомогательным по отношению к их внутреннему материалу. אַחַר הָרֶגֶל בְּמוֹצָאֵי יוֹם טוֹב הָיוּ מַטְבִּילִין כָּל הַכֵּלִים שֶׁהָיוּ בַּמִּקְדָּשׁ מִפְּנֵי שֶׁנָּגְעוּ בָּהֶן עַמֵּי הָאָרֶץ בָּרֶגֶל בִּשְׁעַת הֶחָג. וּלְפִיכָךְ הָיוּ אוֹמְרִים לָהֶן אַל תִּגְּעוּ בַּשֻּׁלְחָן בְּשָׁעָה שֶׁמַּרְאִין אוֹתוֹ לְעוֹלֵי רְגָלִים כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה טָמֵא בְּמַגָּעוֹ אַחַר הָרֶגֶל וְנִמְצָא צָרִיךְ טְבִילָה וְהַעֲרֵב שֶׁמֶשׁ וְנֶאֱמַר בְּלֶחֶם הַפָּנִים (שמות כה ל) «לְפָנַי תָּמִיד». וְכָל הַכֵּלִים הָיוּ טְעוּנִים טְבִילָה וְהַעֲרֵב שֶׁמֶשׁ חוּץ מִמִּזְבַּח הַזָּהָב וּמִזְבַּח הַנְּחשֶׁת מִפְּנֵי שֶׁצִּפּוּיֵיהֶן כִּבְטֵלִין לְגַבֵּיהֶן:
12. Если невежда говорит: «Я не заразился нечистотой, связанной с человеческим трупом» или «Этот сосуд, не заразился нечистотой, связанной с человеческим трупом», его слова принимаются. Он или сосуд погружается в воду только из-за нечистоты, связанной с невеждой, и должен подождать до наступления ночи. Однако нет необходимости окроплять его или ее растворенным в воде пеплом красной коровы. Когда применяется вышесказанное? Когда его спрашивают, и он отвечает, что он чист. Если же человек берет сосуд из владений невежды без разъяснений, то считается, что он заразился нечистотой, связанной с человеческим трупом, и на него окропляют растворенным в воде пеплом красной коровы на третий и седьмой день, как это положено в отношении сосудов, найденных в любом месте за пределами Иерусалима. Как будет объяснено в отношении ситуаций, когда нечистота вызывает сомнения, постановление не было установлено в отношении нечистоты сосудов, найденных в Иерусалиме. עַם הָאָרֶץ שֶׁאָמַר טָהוֹר אֲנִי מִטֻּמְאַת מֵת אוֹ שֶׁאָמַר כְּלִי זֶה טָהוֹר מִטֻּמְאַת מֵת נֶאֱמָן וּמַטְבִּילִין אוֹתוֹ מִשּׁוּם טֻמְאַת עַם הָאָרֶץ בִּלְבַד וְצָרִיךְ הַעֲרֵב שֶׁמֶשׁ וְאֵינוֹ צָרִיךְ הַזָּאָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁשָּׁאֲלוּ וְאָמַר טָהוֹר הוּא. אֲבָל הַלּוֹקֵחַ כְּלִי סְתָם מֵרְשׁוּת עַם הָאָרֶץ חוֹשְׁשִׁין לוֹ שֶׁמָּא טְמֵא מֵת הוּא וּמַזִּין עָלָיו שְׁלִישִׁי וּשְׁבִיעִי כְּכָל הַכֵּלִים הַנִּמְצָאִים בְּכָל מָקוֹם חוּץ לִירוּשָׁלַיִם שֶׁלֹּא גָּזְרוּ טֻמְאָה עַל הַכֵּלִים הַנִּמְצָאִים בִּירוּשָׁלַיִם כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בְּטֻמְאַת הַסְּפֵקוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter