СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 13:07

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 7

1. В Торе прямо говорится, что продукты и жидкости приобретают ритуальную нечистоту, как сказано (Ваикра 11:34): «От всякой пищи, какую едят, на которую попадет вода, нечисто будет; и всякий напиток, какой пьют, во всяком сосуде нечист будет». Согласно закону Торы, пища, ставшая нечистой, не передаёт нечистоту другим продуктам. Также и жидкости, которые стали нечистыми, не передают нечистоту другим сущностям, согласно Торе. Тем не менее, согласно мудрецам, было постановлено, что нечистая пища, соприкасающаяся с другой пищей, придаст ей нечистоту. Точно так же, если нечистая пища соприкасается с жидкостью, жидкость становится нечистой. В отличие от этого, даже согласно постановлению мудрецов, пища никогда не придает нечистоты емкости, к которой она прикасается. Подобным образом, мудрецы постановили, что нечистые жидкости должны придавать нечистоту продуктам, жидкостям и сосудам, к которым они прикасаются. דָבָר מְפֹרָשׁ בַּתּוֹרָה שֶׁהָאֳכָלִין וְהַמַּשְׁקִין מִתְטַמְּאִין שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא לד) «מִכָּל הָאֹכֶל אֲשֶׁר יֵאָכֵל אֲשֶׁר יָבוֹא עָלָיו מַיִם יִטְמָא וְכָל מַשְׁקֶה אֲשֶׁר יִשָּׁתֶה בְּכָל כְּלִי יִטְמָא». וְאֵין הָאֹכֶל שֶׁנִּטְמָא מְטַמֵּא אֹכֶל אַחֵר מִן הַתּוֹרָה. וְלֹא הַמַּשְׁקִין שֶׁנִּטְמְאוּ מְטַמְּאִין דָּבָר אַחֵר מִן הַתּוֹרָה. אֲבָל מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים גָּזְרוּ עַל הָאֹכֶל הַטָּמֵא שֶׁאִם נָגַע בְּאֹכֶל אַחֵר טִמְּאָהוּ. וְכֵן אִם נָגַע אֹכֶל הַטָּמֵא בְּמַשְׁקִין טְמֵאִין. וְאֵין אֹכֶל מְטַמֵּא כְּלִי שֶׁנָּגַע בּוֹ לְעוֹלָם וַאֲפִלּוּ מִדִּבְרֵיהֶם. וְכֵן גָּזְרוּ עַל הַמַּשְׁקִין הַטְּמֵאִים שֶׁיְּטַמְּאוּ אֳכָלִין אוֹ מַשְׁקִין אוֹ כֵּלִים שֶׁנָּגְעוּ בָּהֶן:
2. Не существует производных нечистоты, которые придают нечистоту утвари, кроме нечистых жидкостей. Эта нечистота установлена мудрецами. Постановление действует при условии, что первоначальный источник нечистоты жидкости относится к первичной категории нечистоты, будь то по закону Торы или согласно постановлению мудрецов. Почему они постановили, что нечистые жидкости должны придавать нечистоту утвари? Из-за сходства с жидкостями, выходящими из истекающего, которые являются первичным источником нечистоты и придают нечистоту утвари по закону Торы, как сказано (Ваикра» 15:8): «А если плюнет имеющий истечение на чистого», как мы уже объясняли. אֵין לְךָ וְלַד טֻמְאָה שֶׁמְּטַמֵּא כֵּלִים אֶלָּא מַשְׁקִין טְמֵאִים בִּלְבַד. וְטֻמְאָה זוֹ מִדִּבְרֵיהֶם וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ אוֹתָן הַמַּשְׁקִין טְמֵאִין מֵחֲמַת אָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת בֵּין שֶׁל תּוֹרָה בֵּין שֶׁל דִּבְרֵיהֶם. וּמִפְּנֵי מָה גָּזְרוּ עַל הַמַּשְׁקִין טְמֵאִין שֶׁיְּטַמְּאוּ כֵּלִים גְּזֵרָה מִשּׁוּם מַשְׁקֵה הַזָּב שֶׁהוּא אָב וּמְטַמֵּא כֵּלִים דִּין תּוֹרָה. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא טו ח) «וְכִי יָרֹק הַזָּב בַּטָּהוֹר» כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
3. Когда мудрецы постановили, что нечистые жидкости должны придавать нечистоту сосудам, они постановили, что они должны придавать нечистоту своей внутренней поверхности. Что подразумевается? Если нечистая жидкость попала во внутреннее пространство глиняного сосуда, он становится нечистым целиком. Это считается вторичным производным. Если они касаются других сосудов своей внутренней поверхностью, то они становятся нечистыми полностью и считаются вторичными производными нечистоты. Если же нечистая жидкость касается внешней поверхности сосуда, будь то глиняный сосуд, утварь, которую можно очистить погружением, или металлический сосуд, то нечистой становится только внешняя поверхность. Внешняя поверхность считается вторичным производным, но ее внутренняя поверхность не становится нечистой. В каком контексте применимо вышесказанное? К приношению. Для жертвенной пищи, напротив, когда внешняя поверхность сосуда становится нечистой, он становится нечистым целиком и считается вторичной производной нечистоты целиком. כְּשֶׁגָּזְרוּ עַל הַמַּשְׁקִין שֶׁיְּטַמְּאוּ אֶת הַכֵּלִים גָּזְרוּ שֶׁיִּהְיוּ מְטַמְּאִין אֶת הַכֵּלִים מִתּוֹכָן. כֵּיצַד. אִם נָפְלוּ לַאֲוִיר כְּלִי חֶרֶס נִטְמָא כֻּלּוֹ וַהֲרֵי הוּא שֵׁנִי וְאִם נָגְעוּ בִּשְׁאָר כֵּלִים מִתּוֹכָן מְטַמֵּא כֻּלָּן וְנַעֲשׂוּ שְׁנִיִּים. אֲבָל אִם נָגְעוּ מַשְׁקִין טְמֵאִים בַּאֲחוֹרֵי הַכְּלִי שֶׁיֵּשׁ לוֹ תּוֹךְ בֵּין בִּכְלִי חֶרֶס בֵּין בִּכְלִי שֶׁטֶף וּכְלִי מַתָּכוֹת נִטְמְאוּ אֲחוֹרָיו בִּלְבַד וַהֲרֵי אֲחוֹרָיו שֵׁנִי וְלֹא נִטְמָא תּוֹכוֹ. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים לִתְרוּמָה. אֲבָל לְקֹדֶשׁ כְּלִי שֶׁנִּטְמְאוּ אֲחוֹרָיו נִטְמָא כֻּלּוֹ וַהֲרֵי כֻּלּוֹ שֵׁנִי לְטֻמְאָה:
4. Мы уже объясняли, что продукты не придают посуде нечистоты, а жидкости придают. Почему наши мудрецы сделали вышеупомянутое различие: если внешняя поверхность сосуда соприкоснулась с нечистой жидкостью, его внутренняя поверхность не становится нечистой для приношения? Чтобы дать понять, что нечистота этой утвари установлена мудрецами, чтобы в результате не сгорели приношение и жертвенная пища. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהָאֳכָלִין אֵין מְטַמְּאִין כֵּלִים וְהַמַּשְׁקִין מְטַמְּאִין. וְלָמָּה עָשׂוּ בְּטֻמְאַת מַשְׁקִין הֶכֵּר זֶה וְאָמְרוּ שֶׁהַכְּלִי שֶׁנָּגְעוּ מַשְׁקִין טְמֵאִין בַּאֲחוֹרָיו לֹא נִטְמָא תּוֹכוֹ לִתְרוּמָה. לְהוֹדִיעַ שֶׁטֻּמְאַת כֵּלִים אֵלּוּ מִדִּבְרֵיהֶם שֶׁלֹּא יִשְׂרְפוּ עָלֶיהָ תְּרוּמָה וְקָדָשִׁים:
5. Мы уже объясняли, что продукты и жидкости, которые касаются одного из первичных источников нечистоты, становятся первичными производными нечистоты. Аналогично, если пища коснулась человека или утвари, которые заразились нечистотой от источника нечистоты, эта пища становится вторым производным нечистоты. Пища, соприкоснувшаяся с этим вторичным производным, считается третичным производным нечистоты, а если третичное производное соприкасается с четвертой пищей, оно считается производным нечистоты четвертой степени. К чему относится вышесказанное? К продуктам питания. Что касается жидкостей, то, напротив, независимо от того, соприкасается ли жидкость с первичным источником примесей, первичным производным или вторичным производным, эта жидкость считается первичным производным. Она передает примеси другой жидкости, которая, в свою очередь, может передать примеси другой жидкости, даже если существует цепочка из сотни. Ибо в отношении жидкостей не существует понятия степени примеси. Что же подразумевается? Если вино коснулось первичного источника примеси или первичного, или вторичного производного, то вино считается первичным производным примеси. Точно так же, если это вино коснулось масла, это масло коснулось молока, это молоко коснулось меда, этот мед коснулся воды, а эта вода коснулась вина, и так по бесконечной цепочке все жидкости считаются первичными производными. Как будто каждая из них заразилась нечистотой от первичного источника. Все они придают утвари нечистоту. Аналогично, если внешняя поверхность емкости приобрела примесь от жидкости и другие жидкости коснулись этой нечистой внешней поверхности, даже если другие жидкости не являются священными, другие жидкости считаются первичным производным примеси и передают примесь другим емкостям, делая их вторичными производными примеси. Нет необходимости говорить о том, что они придают нечистоту другим продуктам и жидкостям. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהָאֳכָלִין וְהַמַּשְׁקִין שֶׁנָּגְעוּ בְּאָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת הֲרֵי הֵן רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. וְכֵן אִם נָגַע אֹכֶל בְּאָדָם אוֹ בִּכְלִי שֶׁנִּטְמָא בְּאָב הֲרֵי אוֹתוֹ הָאֹכֶל שֵׁנִי לְטֻמְאָה. וְאֹכֶל שֶׁנָּגַע בְּזֶה הַשֵּׁנִי נִקְרָא שְׁלִישִׁי לְטֻמְאָה. וְאִם נָגַע הַשְּׁלִישִׁי בְּאֹכֶל (רְבִיעִי) הֲרֵי זֶה נִקְרָא רְבִיעִי לְטֻמְאָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בָּאֳכָלִין. אֲבָל הַמַּשְׁקִין אֶחָד מַשְׁקֶה שֶׁנָּגַע בְּאַב הַטֻּמְאָה אוֹ שֶׁנָּגַע בְּרִאשׁוֹן אוֹ שֶׁנָּגַע בְּשֵׁנִי הֲרֵי אוֹתוֹ הַמַּשְׁקֶה תְּחִלָּה לְטֻמְאָה וּמְטַמֵּא אֶת חֲבֵרוֹ וַחֲבֵרוֹ אֶת חֲבֵרוֹ אֲפִלּוּ הֵן מֵאָה שֶׁאֵין מוֹנִין בְּמַשְׁקִין. כֵּיצַד. יַיִן שֶׁנָּגַע בְּאַב הַטֻּמְאָה אוֹ בְּרִאשׁוֹן אוֹ בְּשֵׁנִי הֲרֵי יַיִן זֶה כְּרִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. וְכֵן אִם נָגַע יַיִן זֶה בְּשֶׁמֶן וְשֶׁמֶן בְּחָלָב וְחָלָב בִּדְבַשׁ וּדְבַשׁ בְּמַיִם וּמַיִם בְּיַיִן אַחֵר וְכֵן עַד לְעוֹלָם כֻּלָּן רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וּכְאִלּוּ כָּל אֶחָד מֵהֶן נִטְמָא בְּאָב תְּחִלָּה וְכֻלָּן מְטַמְּאִין אֶת הַכֵּלִים. וְכֵן כְּלִי שֶׁנִּטְמְאוּ אֲחוֹרָיו בְּמַשְׁקִין וְנָגְעוּ מַשְׁקִין אֲחֵרִים בַּאֲחוֹרֵי הַכֵּלִים הַטְּמֵאִין אֲפִלּוּ הָיוּ מַשְׁקִין חֻלִּין נַעֲשׂוּ הַמַּשְׁקִין הָאֲחֵרִים תְּחִלָּה לְטֻמְאָה וּמְטַמְּאִין כֵּלִים אֲחֵרִים וְעוֹשִׂין אוֹתָן שְׁנִיִּים וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁהֵן מְטַמְּאִין אֳכָלִין וּמַשְׁקִין אֲחֵרִים:
6. Если внешняя поверхность сосуда стала нечистой, а затем продукты — даже приношение — коснулись этой нечистой внешней поверхности, продукты становятся чистыми. Ибо если только внешняя поверхность сосуда нечиста, она не придает нечистоты пище, за исключением жертвенной пищи. Ведь когда внешняя поверхность сосуда покрыта нечистотами, он считается полностью нечистым в отношении жертвенной пищи, как мы уже объясняли. Поэтому она придает нечистоту жертвенной пище. אֲחוֹרֵי הַכְּלִי שֶׁנִּטְמְאוּ בְּמַשְׁקִין וְנָגְעוּ אֳכָלִין בַּאֲחוֹרֵי הַכְּלִי הַטָּמֵא אֲפִלּוּ אָכְלֵי תְּרוּמָה הֲרֵי הֵן טְהוֹרִין שֶׁהַכְּלִי שֶׁנִּטְמְאוּ אֲחוֹרָיו בִּלְבַד אֵינוֹ מְטַמֵּא אֶת הָאֳכָלִין אֶלָּא לְקֹדֶשׁ בִּלְבַד שֶׁהַכְּלִי שֶׁנִּטְמְאוּ אֲחוֹרָיו הֲרֵי זֶה טָמֵא כֻּלּוֹ לְקֹדֶשׁ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וּלְפִיכָךְ מְטַמֵּא אֹכֶל הַקֹּדֶשׁ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter