Вопрос: «Что делать, если некий человек не может дойти до того уровня исполнения, который описывается в трактате по хасидизму?»
Ответ Ребе РАШАБа:
С чего вы взяли, что мы не можем этого сделать? Ведь есть у нас для этого способ: есть у нас учение хасидизма, и «тот, кто пришёл, чтобы стать на путь очищения — ему предоставляют в этом помощь. Разве к нам эти слова не применимы?
Главное — ощущать размышление («итбоненут») об этом внутри, а не снаружи. Ведь если говорить о внешнем ощущении, то и «вор у подкопа взывает к Всевышнему о помощи...»
Вопрос: «А как этого достичь?»
Ответ Ребе РАШАБа:
Необходимо сделать самоотчет в отношении своей души, а именно: на еду, питье и сон человек тратит от шести до восьми часов в сутки, и в это время не занимается своими делами, связанными с заработком, поскольку эти вещи необходимы для существования его тела.
Почему же должны быть хуже те два часа, которые необходимы для молитвы... ведь это является необходимостью для души. Дела, связанные с заработком не пропадут, они не зависят от этих двух часов.
Есть люди, которые праздно проводят время до 10-11 часов, и их крупные дела из-за этого не останавливаются. Поэтому, человеку необходимо представить себе, что в эти два часа он ещё спит, а дела (в это время) будут идти привычным образом.
Главное — сразу по пробуждению не думать о своих делах, связанных с заработком, поскольку он еще успеет ими заняться в течение дня. Первые же два часа необходимо посвятить молитве.
Вопрос: «А что делать если все время нет никакого внутреннего чувства?»
Ребе РАШАБ ответил:
Само собой разумеется, что если человек сразу схватится за талит и тфиллин и начнёт молиться без всяких предварительных подготовок и размышлений — такой человек не ощутит ничего.
Как же следует поступать? Сначала изучить главу из книги «Тания» или хасидский трактат, а главное — хорошо понимать материал и закрепить его в своём понимании, то есть понимать что именно изученное требует от самого изучившего. Об этом следует размышлять перед одеванием талита и тфиллин.
После их одевания не следует сразу начинать «Восхвалите», но необходимо немного задуматься об определённой вещи, например о творении, которое возникло из ничего, или же о концепции света окружающего и наполняющего миры, или же о чем-то ещё более высокого порядка. Есть на что направить мысли, главное — хотеть.
После этого необходимо молиться, даже если речь идёт лишь о простом понимании слов — нужно к ним прислушаться, услышать их, и тогда молящийся найдёт в них содержание того, насчёт чего он размышлял (в процессе подготовки).
Дела, связанные с заработком, продолжат идти своим чередом. Однако, человек не должен думать в прямом смысле, что не понесёт никаких (финансовых) потерь из-за двух часов, посвящённых молитве. Но что же делать, если это — необходимость, подобно сну и еде, при этом нужно иметь в мыслях «что бы не случилось с заработком... такова необходимость».
Сделайте так, как я сказал. Испытайте меня, испытайте меня, испытайте. И вы убедитесь, что у вас возникнет внутреннее чувство. Такое, что даже после молитвы, во время занятиями делами, связанными с заработком, оно не будет забыто, и ваши дела будут идти правильным образом.
Человек должен установить себе занятие делами, но не преувеличивать и не говорить, не дай Б-г, лжи. Можно добывать себе заработок без обмана и занятий неистинными вещами. Траты должны быть направлены только на вещи, в которых есть необходимость, подобно манне, которая не содержала в себе отходов и вся использовалась только на необходимые нужды.
Вопрос: «Но что же делать, если с самого утра, по пробуждению, я обнаружил, что пришло извещение о делах, связанных с заработком?»
Ребе РАШАБ ответил:
Но ведь оно пришло ещё раньше, просто вас пожалели и не хотели будить. Почему также и вы не хотите над собой сжалиться?
Почему вы говорите о том, что вам не под силу дойти до требуемого уровня и сделать его своим? Делайте! Начните сразу с действия!
Делайте, делайте, делайте, и тогда убедитесь, что достигнете цели, но вы же не хотите... подобно известному высказыванию нееврея на русском языке («Можешь, да не хочешь»)
...Необходимо не только учить хасидизм и слышать хасидизм, но делать. Делать самому, пробуждать себя к этому вновь и вновь.
Вопрос: «Но как уберечься от лишних мыслей, которые вносят путаницу?»
Ответ Ребе РАШАБа:
Отчего это так? О тех, кто поклоняются идолам сказано, что суть их дурна, а добро — вещь добавочная. О евреях же сказано, что у них добавочно зло, а добро — суть. Поэтому, данная задача не является невозможной. Одержать победу можно. Можно.
Пурим, 5660 год, Харьков.