Древний обычай МААРАЛа кормить птиц в «субботу песни» («шабат шира») — довольно удивительный обычай: хотя он часто упоминается в хабадских источниках, он не приведен в «Сборнике обычаев ХАБАДа», а Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах и вовсе дал указание не публиковать его как обычай, который необходимо соблюдать на практике. Что же кроется в основе этого уникального обычая?
Суббота недельной главы «Бешалах» также называется «суббота песни», потому что в эту субботу мы читаем «Песнь на море», а в отрывке из книги Пророков — песнь пророчицы Дворы. Во многих общинах в эту субботу принято есть кашу, и на то есть несколько причин, как мы увидим.
Обычаи МААРАЛа из Праги
Ребе РАЯЦ в субботу недельной главы «Бешалах» 5702 г., рассказал, что МААРАЛ из Праги, который основал, укрепил и популяризировал многие еврейские обычаи, установил следующее. В неделю главы «Бешалах» он велел всем учителям школьников и родителям маленьких детей собрать детей в субботу во дворе синагоги и рассказать историю о рассечении моря, о том, как птицы пели и танцевали, когда Моше-рабейну и еврейский народ, мужчины и женщины, пели «Песнь на море», а маленькие дети срывали плоды с деревьев на море и угощали ими птиц.
МААРАЛ также дал указание давать маленьким детям кашу, чтобы они бросали ее цыплятам и птицам. Затем МААРАЛ благословил всех детей и родителей, чтобы они получили заслугу в обучении своих детей и воспитании их в духе Торы, привели их к свадьбе и воспитали к добрым делам.
Урок из этой истории для нас
В ряде бесед Ребе повторяет эту историю и подчеркивает, что это не просто рассказ о жизни одного из величайших мудрецов Израиля четыреста лет назад, а поучительная история с уроком, и именно поэтому Ребе опубликовал эту историю.
Общий урок этой истории, говорит Ребе, заключается в том, что каким бы высоким ни был уровень еврея и какими бы делами он ни занимался, МААРАЛ отложил в сторону глубокие идеи Торы, которыми он занимался, и посвятил себя укреплению еврейского обычая, чтобы побудить еврейских детей выполнять его и объяснить им причину этого обычая, который они будут соблюдать через тысячи лет после разделения моря с той же радостью и энергией, как и тогда.
Урок заключается в том, что, несмотря на наличие возвышенных, ценных вещей, суть всего этого в том, что «научите детей ваших», буквально детей, и «дети ваши, это ваши ученики».
Чему же их следует учить? Не только важнейшим вопросам Торы и заповедей, не только тому, что прямо написано в Письменной и Устной Торе, но и изучать с ними даже обычай, причем такой обычай, который связан с птицами, то есть не с другими евреями, но все-таки связан с живым существом. И даже в субботу, которая должна быть полностью святой, мы должны проявить инициативу, так чтобы ребенок давал кашу птицам, и он исполнял этот обычай с энергией и рвением, «обычай народа Израиля по Торе».
Когда мы это делаем, мы получаем таким образом благословение свыше, чтобы дети росли так, как должны расти еврейские дети.
Обычай в наши дни
«Маген Авраам» пишет: «У некоторых есть обычай кормить пшеницей птиц в субботу песни, но это неправильно, потому что забота об их пропитании не входит в ваши обязанности». Алтер Ребе и другие законодатели высказали такое же мнение.
Иными словами, в субботу можно (при определенных условиях) кормить живых существ, принадлежащих человеку (поскольку их пропитание — его обязанность, так как они принадлежат ему), но нельзя кормить других живых существ, которые не принадлежат ему. Поэтому в субботу песни не разрешается кормить птиц, которые ему не принадлежат.
В некоторых книгах мудрецов Торы периода последних законоучителей мы находим объяснения, которые разрешают обычай кормления птиц, например:
1. В книге «Минхат Шабат» сказано: «Они делали это ради заповеди, поскольку среди них было принято говорить, что птицы пели песню на море. Поэтому нет необходимости беспокоиться».
2. В «Шулхан Арух» объясняется далее: «Некоторые жалуются на обычай в субботу песни разбрасывать пшеницу птицам, но я считаю, что это обычай народа Израиля по Торе, поскольку мы совершаем усилие не для них, а для себя, поскольку в народе принято говорить, что птицы пели песнь на море, и поэтому мы благодарны, а значит, наше намерение — вспомнить радость от песни на море».
Помимо этого, в работах еврейских законоучителей мы встречаем различные творческие решения, позволяющие достичь согласия со всеми мнениями, т.е. выполнить обычай и избежать проблемы, на которую указывает «Маген Авраам». Например в «Нитей Гавриэль» говорится, что в Земле Израиля принято в субботу песни есть на подоконнике [или подобным образом], ведь тогда крошки неизбежно попадают к птицам. Он также пишет там, что у многих есть обычай бросать крошки во дворе для птиц перед наступлением вечера субботы песни [таким образом, это будет сделано до субботы и в то же время достаточно близко к субботе, чтобы птицы не прилетели и не съели их до этого].
Есть другое решение: положить пшеницу или кашу перед началом субботы на (глубокую) тарелку, а сверху поставить другую (плоскую) тарелку и выставить ее на улицу (на крыльцо, во двор, на окно) перед субботой, а утром в субботу снять верхнюю тарелку, чтобы можно ею воспользоваться. Таким образом, обычай исполняется в субботу, а не накануне, и при этом нет необходимости кормить живых существ (забота о которых не является его обязанностью) в субботу, потому что человек просто берет тарелку для собственного использования.
Общим знаменателем этих решений является то, что первоначальный обычай не исполняется в полной мере, как это делал в свое время МААРАЛ из Праги.
Какой обычай в ХАБАДе?
С одной стороны, в «Сборнике обычаев ХАБАДа» этот обычай не упоминается! С другой стороны, на протяжении многих лет Ребе говорит об этом обычае в различных беседах. Мы попытаемся выяснить, какое мнение высказал Ребе по поводу того, как на самом деле следует соблюдать этот обычай и кормить ли птиц в субботу песни или нет.
Если бы только они возобновили этот обычай!
В беседе субботы недельной главы «Бешалах» 5747 года Ребе ШЛИТА упомянул обычай МААРАЛа следующим образом: «То, что в субботу песни учитель детей должен привести детей (в рассказе неясно, только мальчиков или девочек тоже; похоже, что это относится и к девочкам (раздельно)) во двор синагоги и рассказать им о рассечении моря и дать им кашу, чтобы они кормили кур и птиц (очевидно, согласно еврейскому закону)». В этой беседе Ребе ШЛИТА сказал об этом обычае: «Если бы только они возобновили этот обычай сейчас во всех еврейских общинах».
Обычай полностью исчез
Год спустя, в 5748 году, Залман Либеров и Йосеф-Ицхак Майзлиш (которые в то время распространяли указания Ребе) подготовили страницу под названием «Действие — самое важное» с тем, что Ребе сказал годом ранее, что обычай в субботу песни — кормить птиц и т.д.
Когда они принесли страницу Ребе для проверки, Ребе вычеркнул этот обычай и написал (ответ был опубликован 6 Швата): «Не цитировать все это сейчас, потому что, по-видимому, этот обычай полностью исчез; и так же, как есть заповедь, так и…».
То есть, было время, когда было место для выполнения этого обычая, но теперь времена изменились, и обычай был забыт. Согласно Талмуду, «как есть заповедь говорить то, к чему прислушаются, так и есть заповедь не говорить того, к чему не прислушаются». Очевидно, что теперь нет места для публикации этого обычая, поэтому Ребе велел «не цитировать все это».
Здесь мы можем спросить: что изменилось в 5748 году по сравнению с тем, что говорил сам Ребе годом раньше? Чтобы понять это, обратимся к тому, что Ребе сказал в 5749 [в следующем году].
Мы не видели, что Ребе РАЯЦ делал это
В беседе субботы недельной главы «Бешалах» 5749 года Ребе снова упомянул беседу Ребе РАЯЦа об этом обычае МААРАЛа, но в завершение сказал: «Но мы не видели, чтобы мой тесть и учитель делал так. [Кто-то может сказать, что одной из причин этого является то, что Алтер Ребе написал, что некоторые дают пшеницу птицам в субботу песни, и это неправильно, поскольку их пропитание не является вашей обязанностью, а в наше время не принято иметь кур и т.д., пропитание которых является вашей обязанностью (как это было характерно для предыдущих поколений в маленьких городах)]. В любом случае, это касается только кормления птиц, но, несомненно, все это следует рассказывать детям, особенно прививая им доброе качество милосердия к живым существам (которое выражено и в истории с кормлением птиц)».
Поскольку ситуация в последующих поколениях изменилась (в предыдущих поколениях в небольших городах было принято, чтобы живые существа (куры, гуси и т.д.) находились во дворах домов, но сейчас это почти не встречается), поэтому это относится к категории «их пропитание не входит в ваши обязанности», и у нас нет обычая кормить птиц.
С другой стороны, из того, что сказал здесь Ребе Король Мошиах, мы получаем вновь пересмотренные указания: в субботу песни мы должны вкладываться в воспитание детей, обучая их величию милосердия к живым существам, «милости Его на всех творениях Его»:
1) Мы должны рассказать им, что произошло при рассечении моря, как еврейские дети кормили птиц и т.д.
2) Мы должны рассказать им об особом обычае МААРАЛа в субботу песни.
3) Мы должны прививать детям качество милосердия к живым существам (и, конечно, не причинять им боль). Это можно сделать, рассказывая им другие истории, в которых прослеживается эта идея.
Обычай ХАБАДа в действии
Следует подчеркнуть, что хотя в «Сборнике обычаев ХАБАДа» этот обычай кормления птиц не приводится, там есть другой обычай, также связанный с кашей. Там сказано: «В субботу песни есть обычай есть гречневую кашу». Это также написано в сборнике «Сегодня — день» от 17 Швата. Другими словами, не птицы должны есть кашу, а люди должны есть кашу в эту субботу.
Некоторые говорят, что это потому, что эту пищу предпочитают птицы, и поэтому существует обычай есть ее в субботу песни (похоже, это своего рода память о обычае МААРАЛа).
Другие основания для этого обычая
Помимо того, что этот обычай был установлен МААРАЛем для кормления птиц, мы находим и другие причины для этого обычая, такие как:
1. Благодарность птицам за то, что они съели ман
В книге «Дархей Хаим ве-Шалом» сказано, что по традиции Датан и Авирам хотели из-за своей нечестивости опровергнуть пророчество Моше-рабейну, и когда Моше сказал, что ман не будет падать в субботу, они встали ночью и разбросали ман, который осталась у них, как и у всех, с кануна субботы, на земле, чтобы показать народу, что ман падает в субботу. Птицы собрали все это до рассвета… и это причина, по которой в недельной главе «Бешалах» (когда мы читаем о мане) мы даем птицам то, что им полагается, — часть субботней еды, чтобы вспомнить об этом чуде. Такая причина для кормления птиц, согласно этому, связана с недельной главой о мане, которая находится в недельной главе «Бешалах».
2. Помнить, что Б-г дает пищу всем
В других святых еврейских книгах сказано, что основанием для этого является то, что сказано в стихе: «Чтобы они видели хлеб» [имеется в виду сосуд с маном, сохраненный для потомков] — чтобы поколения знали и видели, что для тех, кто искренне верит в спасение Б-га, Он обеспечит их пропитанием, как Он обеспечил евреев в пустыне… И нам известно от мудрецов Торы, что еврейский народ сравнивается с птицей, и теперь, из-за наших грехов, Храм был разрушен, а сосуд с маном был спрятан… у них было принято в субботу песни, когда написано в недельной главе о мане, бросать еду птицам, чтобы показать еврейскому народу, сравниваемому с птицами, что они должны отказаться от своих мирских увлечений и посвятить себя Торе и заповедям. Тогда Б-г обеспечит их пропитанием без труда, и ман сойдет сверху, подобно тому как птицы находят себе пропитание сверху, на крышах своих домов.
Причина для кормления птиц, согласно этому, связана с недельной главой о мане, которая находится в недельной главе «Бешалах».
3. В субботу песни мы кормим тех, кто поет
Рабби Пинхас из Корец объясняет: «Почему мы бросаем еду птицам в субботу песни? Потому что единственные творения, которые поют, — это человек и птицы, ведь птицы парят в воздухе, а песня исходит из воздуха (и инструменты играют только при помощи воздуха, а человек, у которого большие легкие, может играть, потому что легкие наполняются воздухом), и поэтому птицы, которые летают в воздухе, поют. Поэтому в субботу песни мы даем им тоже порцию».
Согласно этой причине, кормление птиц связано с «Песнью на море», о которой говорится в недельной главе «Бешалах».