СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 14:40

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Правила написания письма к Ребе

Испокон веков хасиды и не только хасиды писали Ребе практически по любому поводу, как по духовным, так и по материальным вопросам.

Сокращенный перевод:Д. Беляев 21.01.2024 499 мин.

В честь праздника 10 Швата мы публикуем интервью с р. Ашером Гершовицем, посвященное письмам Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха, которое поможет прояснить некоторые вопросы, которые могут возникнуть у многих из нас относительно статуса того, что можно написать Ребе Королю Мошиаху и получить ответы в этот период после 3 Тамуза.

Рав Гершовиц начал нашу беседу с рассказа о чудесном ответе, который он увидел в «Игрот Кодеш». Вот что произошло:

Однажды мне позвонила женщина и сказала, что они купили дом в новом проекте ХАБАДа и теперь не знают, переезжать ли им в новый район или остаться в старом районе и сдавать купленный дом в аренду. Даже посоветовавшись со знающими друзьями, в соответствии с указаниями Ребе ШЛИТА, они не могли принять решение. По ее просьбе я написал Ребе с ее вопросом и вложил ее письмо в один из томов «Игрот Кодеш». В ответе было благословение на переезд в новый дом и указания по поводу новоселья.

Через несколько недель она снова позвонила мне и сказала, что когда ее муж услышал ответ, он не был с ним согласен, потому что в то время не все хабадники понимали, что Ребе продолжает отвечать нам через «Игрот Кодеш», и поэтому он сам относился к этому скептически. Он обратился к своему духовному наставнику, который сказал, что, поскольку через несколько дней будет 15 Ава, а это благословенный день, он должен сделать соответствующие приготовления и в этот день написать Ребе ШЛИТА и поместить письмо в «Игрот Кодеш».

Они были просто в шоке, когда открыли «Игрот Кодеш» и оказалось, что это та же самая страница, которую я открыл для его жены!

Другая история произошла совсем недавно. Один из приближенных к ХАБАДу, имевший деловые отношения с компанией в Германии, опасался за будущее этой компании и решил обратиться к Ребе. В ответе Ребе шла речь о человеке, который хотел изменить свой обычай молитвы и Ребе сказал, что можно перейти с ашкеназского обычая на сефардский, но не наоборот. Я сказал ему, что это однозначный ответ — поменять компанию в Германии (ашкеназы) на компанию в Испании (сефарды).

Через некоторое время немецкая компания обанкротилась, и, поскольку он уже разорвал с ней связи, ущерб для него был минимальным. В то же время он узнал, что в Испании есть подобные компании, и начал вести с ними дела, как и говорил Ребе.

Прежде чем мы поговорим о том, как писать Ребе после 3 Тамуза, я попрошу вас немного рассказать о том, почему нужно писать Ребе. Почему мы вообще должны писать Ребе?

Испокон веков хасиды и не только хасиды писали Ребе практически по любому поводу, как по духовным, так и по материальным вопросам. К Ребе обращались не для того, чтобы снять с себя бремя принятия самостоятельного решения. Настоящая причина — узнать, какая воля Всевышнего относительно этого вопроса. Для хасида ясно, что то, что говорит Ребе, — это то, чего хочет Б-г, поскольку слово Б-га у него на устах, а Б-жественное присутствие (Шхина) говорит через горло Ребе — через его ответы. Таким образом, хасид может знать, чего хочет Б-г.

Даже тот, кто еще не достиг уровня понимания того, что все, что говорит Ребе, — это воля Б-га, знает, что когда дело доходит до судьбоносных решений, человек не может полагаться на свата, маклера, адвоката или врача, и слово Ребе является последним решающим фактором для разрешения сомнений. Именно поэтому он советуется с Ребе.

Задавать вопросы Ребе начали, конечно, не в этом поколении. Это началось с Моше-рабейну. На протяжении тысячелетий еврейские лидеры выносили постановления и давали советы по широкому кругу вопросов, с которыми к ним обращались. С развитием движения хасидов это явление стало еще более выраженным, поскольку хасиды поняли, что Баал-Шем-Тов, а затем и Магид из Межерича «стоят между Б-гом и народом» и передают им слово Б-га. Учение хасидизма укрепило осознание роли праведника как связующего звена между евреем и его Творцом и положительных аспектов связи между Б-жественной душой еврея и возвышенной Б-жественной душой праведника.

Какая связь между написанием письма Ребе и связью между хасидом и Ребе?

Старый хасидский афоризм гласит, что как женщину посвящают себе одним из трех способов — деньгами, документом и связью, так и хасид приобретается и посвящается Ребе тремя способами: деньгами фонда на довольствие, которые Ребе использует по своему усмотрению, письмом к Ребе и поездкой к Ребе.

Это «действие приобретения» стало «действием подчинения» и одним из основных способов, с помощью которого хасид связывается с Ребе. Невозможно описать жизнь хасида, если он не пишет Ребе на каждом этапе жизни, в материальных и духовных вопросах, как свидетельствует Ребе в своем письме от 15 Швата 5709 года: «Есть Ребе в Израиле, и он не вписывается в ограничения природы; и тот, кто хочет идти уверенно: в бизнесе, управлении домом и т.д., не должен делать даже малейшего движения без того, чтобы спросить Ребе».

Тем хасидам, которые не писали часто и лишь вспоминали о письме, когда случалось какое-нибудь несчастье, Ребе писал, что хасид должен привыкнуть сообщать Ребе о каждом радостном событии и что жаль, что они ждут, пока случится что-то бедственное, и только тогда пишут Ребе. Ребе даже назвал их «горе-хасиды»…

Отсюда мы видим, как важно писать Ребе!

Письмо Ребе имеет огромное значение, и хасиды даже проводили параллель между днем, когда они писали Ребе, и днем, когда у них была аудиенция. Погружение в микву, правильная подготовка, ношение шляпы и пиджака (пояс для тех, кто женат) — обычаи, связанные с входом на аудиенцию, — стали стандартом и для письма Ребе.

И сегодня среди хасидов распространен подход, при котором письмо Ребе рассматривается как своего рода аудиенция, а ответы, полученные через «Игрот Кодеш», основаны на том, что Алтер Ребе свидетельствует в своем известном вступлении о том, что через книгу «Тания» можно получить ответы на все вопросы: «Все эти ответы на многочисленные вопросы, которые постоянно задают хабадники нашей страны, прося совета… потому что время уже не позволяет [мне] отвечать каждому в отдельности на его конкретный вопрос, а также потому, что забывчивость — обычное дело. Поэтому я записал все ответы на все вопросы, чтобы они сохранились как образец и служили напоминанием в памяти каждого. Больше не нужно будет добиваться личной аудиенции, ибо в этой книге человек найдет спокойствие для своей души и верный совет на все, что вызывает у него трудности в служении Б-гу. Таким образом, его сердце будет твердо уверено в Б-ге, Который завершает и совершенствует все для нас».

Когда было положено начало такому явлению, как написать письмо Ребе и получить ответы в «Игрот Кодеш»?

После 3 Тамуза 5754 года спросить Ребе о чем-либо было уже невозможно. Еще большее замешательство вызывали такие важные вопросы, как срочные медицинские процедуры, по которым нужно было принимать решения, браки, которые люди не решались заключать без благословения Ребе, вопросы жизни и смерти и тому подобное.

В то время р. М. Глуховский каждый день учил несколько писем из «Игрот Кодеш». Через некоторое время он заметил, что видит ответы на вопросы, которыми занимался в то время. Иногда кто-то приходил и задавал ему вопрос, и он вспоминал, что в тот день или накануне видел эту тему в письме. В первый раз он списал это на совпадение, но когда это стало происходить часто, он понял, что происходит что-то необычное.

Он вспомнил слова Ребе, что Ребе найдет способ ответить, и стал рассказывать истории об ответах, которые он получил от Ребе через «Игрот Кодеш». Так это получило широкую огласку.

Поначалу многие скептически относились к этому явлению…

Да. Как и все новое, здесь тоже появились вопросы. Это можно трактовать по-разному, и каждый из вариантов по отдельности может показаться «проблематичным». Некоторые рассматривают эти ответы как своего рода «знак». Некоторые сравнивают это с участием в лотерее. Другие относятся к этому как к пророчеству. Но, как я уже говорил, большинство хасидов рассматривают это как прямое продолжение того, что делали хасиды, то есть писали Ребе, и поэтому считают письмо ответом, который они получили от Ребе.

Те же, кто рассматривал это в качестве получения знака, утверждали, что это запрещено, поскольку РАШИ говорит: «Это относится к тем, кто предсказывает будущее с помощью горностая или птиц; что хлеб его выпал изо его рта, что олень перешел перед ним». РАМБАМ постановляет, что если знак рассматривается просто как общий признак, то делать это разрешается, но если этот знак будет использоваться для определения будущего поведения, то это запрещено. Однако, вопреки мнению РАМБАМа, многие законодатели Торы считают, что даже если действие совершается из-за знака, это не является запретом предсказывать будущее, как они пишут: «Мы нашли ряд величайших мудрецов Торы, которые обращались к ребенку и просили его процитировать стих из Торы, после чего совершали действия на основании этого, считая это своего рода небольшим пророчеством.

В статье, которую я написал на эту тему, я перечислил величайших мудрецов, которые принимали решения по практическим вопросам с помощью знака, начиная с Элиэзера, слуги Авраама, который с помощью знака определил подходящую жену для Ицхака, и дальше Йонатан, сын Шауля, который с помощью знака принимал решение, выходить ли на войну с филимистянами, и Йошийяу, король, который разорвал свои одежды и вернул народ с раскаянием и даже спрятал ковчег завета благодаря подсказке из Торы.

В Талмуде приводится несколько историй о мудрецах, которые спрашивали маленьких детей: «Скажи стих из Торы», и на основании стиха, который цитировал ребенок, они знали, что делать или что произойдет.

Это все относится к обычному знаку, но когда речь идет об открытии святой еврейской книги, на этот счет есть много источников. В книге «Таамей а-Минагим» приводятся слова из «Ялкут Мишлей»: «Если хочешь получить совет из Торы, возьми его», то есть открой святую еврейскую книгу и посмотри, на какой стих ты наткнулся. Также там говорится: «Что бы человек ни выучил каждый день, он может размышлять [и черпать из этого] совет во всех своих делах о том, что делать». Из этого мы видим, что даже для того, чтобы предпринять практические действия, разрешается открывать святые еврейские книги, и он заключает: «Мне кажется, что, согласно всем мнениям, разрешается открыть Тору и посмотреть, какой стих откроется, потому что это наша жизнь, как мы узнаем в случае с Йошийяу».

Другие законодатели и комментаторы поддерживают эту практику открытия святых еврейских книг и даже подчеркивают необходимость и пользу подобного подхода.

В книге «Даркей Йосеф» говорится, что он получил от своих учителей совет: когда они хотели что-то сделать и не были уверены, делать это или нет, они брали ХУМАШ или ТАНАХ, открывали его и смотрели, какой стих появился первым на странице, и предпринимали действия, основываясь на том, что говорит этот стих, и советовались с Торой о том, что делать во всех своих делах. И это следует из высказывания мудрецов о том, что они советуются с Торой, что указывает на обоснованность таких действий и не подразумевает «использование» Торы. Еще один намек на это содержится в стихе: «Ищите в святых книгах Б-га».

Другая аллюзия содержится в объяснении стиха: «И Твои заповеди — мое наслаждение, мужи моего совета», что означает, что Твои заветы — мои утешения, поскольку в них и через них я привязан к Б-гу, а «мужи моего совета» они потому, что через них я знаю, как себя вести. Поэтому Давид попросил: «Раскрой глаза мои, и я увижу чудеса из Твоей Торы».

В «Ликутим Икарим» приводится, что из Торы, которую человек выучил в этот день, а после встретился с чем-то, связанным с этой темой, и не знает, делать это или нет, он может понять, как себя вести, исходя из того, что он выучил, если только он постоянно полагается на Б-га.

В книге «Ноцер Хесед» объясняется высказывание мудрецов «Листай и перелистывай ее, ибо все в ней; вглядывайся в нее», когда они задавали Баал-Шем-Тову какой-либо вопрос, он открывал святую книгу («Зоар», Талмуд или т.п.), изучал и затем отвечал. Он сказал, что свет, который создал Б-г, даровал Адаму возможность видеть от одного конца света до другого, а где Б-г спрятал его для праведников? В Торе. Когда праведник изучает Тору во имя Б-га, он видит от одного конца света до другого, и это и есть «вглядывайся в нее».

Во всех этих примерах мы видим, что нет запрета на открытие святых еврейских книг; напротив, тот, кто это делает, связывает свои пути и поступки с Торой. Но из «Ноцер Хесед» следует, что это касается только людей высокого уровня, таких как Баал-Шем-Тов и другие праведники, которые видели от одного конца света до другого и были привязаны к Б-гу. Из какого источника такие люди, как мы, могут получить ответы из святых еврейских книг?

В беседе от 19 Кислева 5715 года Ребе ШЛИТА упоминает об этом и указывает, что «речь идет только о таком еврее, у которого все аспекты соответствуют тому, что происходит Наверху. И он может быть уверен, что тот, что ему выпало, это ответ Свыше».

С другой стороны, сам Ребе ШЛИТА однажды произнес, что это относится ко всем. Например, ответ Ребе на заданный ему вопрос: «Нам представили различные предложения по… и мы не можем решить, какое из них принять. Что нам делать?», был таков: «Есть люди, которые открывают ХУМАШ или Псалмы и первый стих, который им попадается, — это стих, из которого они узнают, что делать».

Ребе говорил об этом публично, основываясь на практике, которую наблюдали многие величайшие мудрецы Израиля предыдущих поколений, что относит это к категории «практики своего Ребе» и поведения, которое касается всех, включая простых людей и женщин. Вот что он говорит: «Мы находим источник такого поведения, т.е. поиска указания в Торе, что делать, в рассказах о мудрецах Торы о мудрецах, которые встречали ребенка и просили его процитировать стих из Торы, и на основании этого решали, что делать, т.е. услышать стих, который выучил в тот день встреченный ими ребенок, было для них уроком и наставлением, по Б-жественному провидению (и поэтому они специально спрашивали ребенка, поскольку, так как он не задействует свой интеллект и т.д. Б-жественное провидение более явно) относительно того, что им делать. Как известно, практика многих евреев, будь то величайшие мудрецы Израиля или простые люди и женщины, состоит в том, что перед тем, как совершить определенный поступок, они открывают святую книгу и смотрят на то место, которое они открыли и на которое их взгляд остановился первым, и на основании этого они решают, что делать. Например, когда они открывали «открывай, и ты будешь открывать» или «радуйся, и ты будешь радоваться», они получали знак свыше, что их ждет большой успех в том деле, которое они собираются сделать, или же они понимали по знаку, что нужно воздержаться от чего-то или отложить это».

Подводя итог, из слов Ребе мы видим, что это касается всех, даже простых людей, женщин и т.д., и такое поведение имеет преимущества веры в Б-га и Его Б-жественное провидение, а также преимущество консультации с Торой. Но важно подчеркнуть, что хасиды делают это и рассматривают это как прямое обращение к Любавичскому Ребе ШЛИТА Королю Мошиаху и связь с ним, а не как обычный знак или лотерею.

В начале статьи вы упомянули и сейчас снова подчеркиваете, что есть те, кто рассматривает эти ответы как некий знак, но хасиды считают, что это обращение к Ребе ШЛИТА и его непосредственный ответ. На основании какого источника вы это делаете?

Что касается вкладывания письма в святые книги Ребе, то первым источником для этого является письмо от 10 Швата 5711 года, где Ребе пишет, что «после утренней молитвы и изучения учения хасидизма каждый должен прочитать просьбу об искупление души, иными словами, просьбу о благословении, надев пояс, а затем вложить эту просьбу в страницы трактата по хасидизму, сборника бесед и т.д. из учений Ребе РАЯЦа, и послать его (если возможно, в тот же день) для чтения на его месте упокоения».

В качестве дополнительного подспорья существует известная практика хасидов разных поколений, когда они по какой-то причине не могли отправить письмо Ребе, они помещали его между страницами его святых книг и учений. Я слышал, что до сих пор в библиотеке ХАБАДа хранятся тома трактатов по хасидизму, написанные от руки, принадлежавшие старшим хасидам, и они помещали просьбу, которую они писали Ребе, в эти страницы. Они хранятся там и по сей день.

Еще один важный источник содержится в беседе Ребе от 12 Тамуза 5710 года о том, что есть те, кто считает, что между ситуацией в прошлом и сегодня есть разница. В прошлом Ребе [РАЯЦ] мог вызвать его на личную аудиенцию или написать ему письмо, чтобы потребовать от него выполнения своей миссии, а сегодня он может делать все, что хочет. На это Ребе ШЛИТА отвечает, что жизнь — это вечная жизнь, и поэтому все вопросы посланничества и способности, которые были даны ранее, остаются в полной силе, и сегодня также [Ребе РАЯЦ] продолжает требовать от него выполнения его роли и посланничества.

Есть те, кто с непониманием относится к подобным разговорам, но на самом деле в ТАНАХе сказано: «И пришло к нему письмо от пророка Элияу» через несколько лет после того, как Элияу поднялся в вихре! Так чему же тогда удивляться, что Ребе ШЛИТА и сейчас продолжает присылать письма? Каким образом он информирует? У Ребе свои пути, и на него можно положиться…

Хасиды поняли, что если так было раньше, то так будет и в наши дни, и стали следовать практике, о которой неоднократно упоминал Ребе ШЛИТА, — открывать святые книги случайным образом. Действительно, выяснилось, что у Ребе ШЛИТА есть свои способы сообщить о том, чего он хочет, и это относится к ответам, полученным через «Игрот Кодеш». Эта практика распространилась по всем общинам, и многие получают ответ через «Игрот Кодеш». Когда чудеса стали происходить повсеместно, эта практика получила распространение, и многие попробовали получить ответы и были спасены таким образом.

Поскольку весь этот процесс вкладывания письма в «Игрот Кодеш» был воспринят нами как обращение к Ребе ШЛИТА, очевидно, что следует применять все правила обращения к Ребе. Поэтому задавайте только те вопросы, которые вы раньше задали бы Ребе. Приготовления должны включать в себя омовение рук и духовные приготовления, такие как пожертвование денег и принятие хороших решений в Торе и заповедях, как учил нас Ребе, чтобы сделать сосуды для получения благословений.

Не могли бы вы рассказать нам подробнее о том, что вы упомянули о том, что нельзя спрашивать Ребе о некоторых вещах?

Поскольку Ребе дал нам указание назначить себе раввина, с которым можно советоваться относительно служения Б-гу, когда хасид не уверен в каком-то духовном вопросе, он должен сначала подойти к своему духовному наставнику и спросить его. После того как тот выслушает вопрос, если он знает мнение Ребе, он должен сказать об этом, и нет смысла спрашивать Ребе, поскольку он знает пожелания Ребе по этому вопросу.

Кстати, серия «Игрот Кодеш» — замечательный источник для уточнения точки зрения Ребе по множеству вопросов. В указателе тем можно найти письма, в которых Ребе ШЛИТА подробно рассматривает различные ситуации и четко излагает свою точку зрения.

Об этом говорится в предисловии к двенадцатому тому «Игрот Кодеш» (стр. 17), которое было написано по указанию Ребе и которое Ребе видел до того, как оно было напечатано. Там говорится, что эти письма полны советов и наставлений в служении Б-гу, вопросах общинной работы, личных проблемах и на все возможные темы. Письма охватывают все сферы жизни, и тот, кто их изучает, найдет в них множество наставлений и указаний. Изучая тысячи писем в этих томах, вы узнаете, каково мнение Ребе ШЛИТА практически по каждому вопросу, который может возникнуть.

«В ранние годы, — говорится в предисловии, — по мере роста числа хасидов, пусть их станет как можно больше, прием желающих на личные аудиенции был прекращен; кроме того, написание подробных писем не похоже на прежние годы. Ребе не раз говорил в своих беседах, что в эту эпоху не следует добавлять [присылать] личные вопросы. Вместо этого следует посоветоваться со своим духовным наставником и т.д.»

Именно в это время мы удостоились появления томов «Игрот Кодеш» в печати, чтобы тот, кто хочет узнать мнение Ребе почти по каждому вопросу в любой сфере жизни, мог найти его в «Игрот Кодеш».

А если наставник не находит прямого ответа Ребе на проблему и чувствует, что не может взять на себя ответственность за решение вопроса. Можно ли в таком случае написать Ребе ШЛИТА?

Не так быстро… Ребе сам установил правила написания ему (беседа от 21 Адара 5748 года в «Книге беседе» за 5748 г. том 1, стр. 316), и очевидно, что нельзя писать Ребе, обходя правила, которые установил сам Ребе: «По вопросам служения Б-гу, Торы и заповедей обращайтесь к авторитету со званием раввина в вашем городе… Что касается вопросов о заработке и тому подобном, посоветуйтесь со знающими друзьями. В отношении медицинских вопросов поступайте таким образом, чтобы с самого начала не заболеть, а когда это необходимо, делайте то, что предписывает врач-эксперт… еще лучше — врач-друг, а в особых ситуациях — два врача-эксперта, и если мнения расходятся, поступайте так, как большинство».

Сначала нужно выполнить указание Ребе и поговорить с равом, врачом, консультантом. Иногда бывает, что они не знают, что сказать, и тогда можно написать Ребе ШЛИТА.

Еще одно правило, о котором говорил Ребе, — спрашивать, открывая святые книги, только «когда хочешь прояснить что-то в пределах дозволенного (когда нет прямого указания Торы поступать так или иначе)» (беседа «Бамидбар» 5749 г. в «Книге бесед» том 2, стр. 489). Иными словами, необходимо прояснить существенный момент: искать в Торе указания о действительном поведении следует только в тех вопросах, относительно которых есть место сомнениям и т.д., а в целом — в разрешенных вопросах… когда есть необходимость искать на «небесах» (в Торе) «знак», как поступать. Но когда вы с уверенностью знаете, что нужно делать согласно Торе, в реальных небесных вопросах, нет необходимости искать знаки и т.д., и, очевидно, не стоит откладывать выполнение чего-то из-за какого-то знака (см. беседу «Ноах» 5749 г., том 1, страница 310).

Конечно, все эти ограничения существуют, когда есть сомнение, стоит ли делать то или иное. Однако, обратившись к врачу, другу и т.д., как велит Ребе ШЛИТА, важно попросить у Ребе благословение на успех. Так, например, в медицинском вопросе: после консультации с двумя врачами-экспертами важно написать Ребе, что вы выполнили его указание, и врачи сказали то-то и то-то, и что вы просите благословение. В той же беседе, где Ребе устанавливает ограничения на обращение к нему, он заключает: «Что касается просьбы о благословении, искуплении души и т. д., мы еще раз повторяем и сообщаем, что в этих вопросах есть закономерность, что с помощью Б-га эти просьбы и т. д. будут исполнены».

А как насчет написания отчетов Ребе? Есть ли ограничения и на это?

В отличие от писем с вопросами, когда речь идет об отчетах, Ребе поощрял хасидов писать подробные отчеты о своей деятельности в «винограднике ХАБАДа».

В то же время Ребе просил не писать о пустяках: «Есть такие, кто считает, что первоочередное дело — писать мне письма, и чем больше, тем лучше, не учитывая, кто пишет, какова его должность, о чем он пишет и т.д…. поэтому необходимо прояснить, что прежде чем написать письмо… подумайте еще раз, стоит ли писать это письмо или это пустая трата времени, времени пишущего и времени получателя» (беседа 27 Хешвана 5749 года, том 1, стр. 263).

После написания письма как лучше всего понять ответ в «Игрот Кодеш»?

Поскольку речь идет о связи Ребе ШЛИТА и хасида через письменное слово, то, во-первых, как и в прежние годы, мы не писали Ребе о всякой ерунде, а только о серьезных вещах, то же самое относится и к сегодняшнему дню. Прежде чем писать, подумайте: написал бы я это письмо до 3 Тамуза?

Во-вторых, в прежние годы мы не всегда удостаивались получить ответ от Ребе. То же самое происходит и сегодня: мы не всегда получаем ответ. Ребе ШЛИТА не обязан отвечать…

Есть те, кто не усвоил эту основную идею и считает, что ответ должен быть. Поэтому они ищут какую-то подсказку, лишь бы получить ответ… Это неправильно и может привести к искажению смысла сказанного Ребе, не дай Б-г.

Иногда ко мне приходят люди, чтобы проконсультироваться по поводу ответа в «Игрот Кодеш». Человек спрашивает о чем-то и не видит ответа на свой вопрос, но поскольку он считает, что ответ должен быть, он пытается найти что-то в письме. Мне всегда нужно узнать, в чем был вопрос, и если я не вижу ответа на его вопрос, я говорю: «Ребе не ответил вам. Как и в прошлом, если обстоятельства меняются, вы можете спросить снова, конечно, после всех необходимых приготовлений».

[Много раз я видел, что ответа не было, и выяснялось, что спрашивающий сначала не поговорил со своим духовным наставником или врачом, как велел Ребе. Это могло быть причиной того, что Ребе не ответил].

Важный момент. Поскольку иногда можно прийти к разным выводам относительно того, что говорит Ребе, стоит не полагаться только на собственное мнение, а показать его наставнику, раву, другу и т. д. По своему опыту могу сказать, что когда вы советуетесь со своим наставником, есть особая помощь Сверху, чтобы получить правильный ответ Ребе ШЛИТА.

Это также согласуется с указаниями Ребе ШЛИТА в вышеупомянутых беседах и беседе от 2 Адара 5748 года, или, как заключает сам Алтер Ребе в своем предисловии к книге «Тания»: «Тот же, кому будет трудно понять и найти совет для себя в этих писаниях, пусть обратится к великим, живущим в его городе, и они наставят его».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter