СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 09:09

Тфиллин: кампания, изменившая мир

Впервые Ребе публично обратился к каждому хасиду ХАБАДа с призывом выйти на улицу и накладывать тфиллин вместе с евреями в субботу недельной главы «Бамидбар» 5727 (1967) года.

Натан Авраам Сокращенный перевод:Д. Беляев 24.10.2023 740 мин.

Каждый еврей, который накладывает тфиллин в заслугу солдат, помогает им прожить долгую жизнь, и чтобы страх перед ними овладел всеми народами вокруг. История кампании, которая началась за два дня до Шестидневной войны и продолжила разрастаться благодаря непрекращающейся поддержке со стороны Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха…

«Эй, приятель, не хочешь ли ты надеть тфиллин?», «Дорогой еврей, ты уже надел сегодня тфиллин?» Кажется, что подобные обращения стали обыденностью, неотъемлемой частью общественной жизни на улицах Израиля по пятницам. Вид бородатого хасида, стоящего на улице и предлагающего прохожим тфиллин, является частью израильской уличной жизни уже более пятидесяти лет.

Молодые ученики йешивы, женатые мужчины и даже пожилые хасиды с седыми бородами обращаются к душе прохожего еврея, останавливая его в самый разгар его суеты, и искренне просят уделить им две минуты своего времени, чтобы надеть тфиллин.

Это не всегда легко. Например, день ветреный, дождливый, и приходится снимать куртку, закатывать рукава свитера и рубашки. Бывает, что человек спешит в банк до его закрытия, или нагружен корзинами с продуктами после покупок на рынке. Каждый любавичский хасид понимает это, и, несмотря на это, сердца еврейского народа стремятся к выполнению заповеди.

Пятьдесят с лишним лет прошло с тех пор, как началась кампания «Тфиллин», когда Ребе призвал использовать огромное воодушевление еврейского народа на практике: «Вечная ответственность и привилегия, возложенная на каждого еврея в привлечении других евреев к иудаизму, сегодня присутствует в еще большей степени, особенно в отношении накладывания тфиллин, поскольку это требуется в настоящее время в качестве особого действия, как сказано: „И увидят все народы земли, что имя Б-га наречено на тебе, и убоятся тебя“. Согласно комментарию мудрецов, это относится к тфиллин».

Множество раз Ребе Король Мошиах повторяет и подчеркивает особую важность в это судьбоносное время накладывать тфиллин и приносить заслуги братьям, далеким от заповеди тфиллин, одновременно и как особое действие для успеха народа в войне, и как стимул, способный привести массы к практической связи с Б-гом и Его Торой.

Впервые Ребе публично обратился к каждому хасиду ХАБАДа с призывом выйти на улицу и накладывать тфиллин вместе с евреями в субботу недельной главы «Бамидбар» 5727 (1967) года. На этом фарбренгене Ребе обратился с речью о том, что тфиллин — это средство на долгую жизнь: «Когда Б-г руководит войной, враг полностью уничтожается. Также ни один человек не пропадет, поскольку все остаются целыми, и средство для этого — заповедь тфиллин, которую Талмуд объясняет так: „Тот, кто накладывает тфиллин, живет долго“. „И увидят все народы Земли, что имя Б-га наречено на тебе, и убоятся тебя — это относится к тфиллин на голове“. Следовательно, когда те, кто служит в армии, накладывают тфиллин, они вселяют страх во всех врагов Израиля и избавляются от войны. Каждый еврей, который накладывает тфиллин в заслугу солдат, помогает им прожить долгую жизнь и чтобы страх перед ними охватил все окружающие народы».

В те предвоенные дни эти слова Ребе стали источником морального подъема для всего еврейского народа. Как только закончилась суббота, беседа Ребе была опубликована в Израиле и во всем мире. Телеграмма была направлена раввину Исраэлю Лейбову, директору «Молодежной организации ХАБАДа» в Израиле, и ответственному за деятельность р. Ицхаку Ганзбургу: «На сегодняшнем фарбренгене Ребе подчеркнул трактат „Менахот“ 35б, что тфиллин наводят страх, вожди Эдома затрепетали и т.д. Усилия этой кампании касаются всех евреев, чтобы каждый дал заслугу другому».

Указание достигло Израиля уже утром 25 Ияра после субботы и кампания стартовала в тот же день. Война разразилась на следующий день, 26 Ияра. Многие хасиды чувствовали, что кампания Ребе была призвана обеспечить духовное лекарство от войны, которой все боялись.

Во вторник р. Эфраим Вольф представил Ребе отчет о начальном этапе реализации кампании «Тфиллин» в Израиле: «После получения телеграммы о том, чтобы давать остальным заслугу в накладывании тфиллин, о чем Ребе говорил на фарбренгене, многие хасиды и ученики йешив накладывают тфиллин солдатам в нашем районе, а также прохожим. Большинство из них охотно накладывают тфиллин».

28 Ияра р. Зуша Вилимовский написал Ребе от имени руководства Кфар-Хабада о ситуации со школами для верующих, и также рассказал о кампании «Тфиллин»: «Все жители Кфар-Хабада и учащиеся в школах для верующих здоровы и в полном порядке, и в хорошем расположении духа, без каких-либо опасений. Призывники, безусловно, по милости Б-га вернутся к своим семьям целыми и здоровыми».

В тот день, 28 Ияра, была захвачена восточная часть Йерушалаима и освобождена западная Стена — место, к которому евреи стремились на протяжении многих поколений. Однако по-прежнему нельзя было подойти к Стене из-за мин, которые были расставлены в приграничной зоне в течение многих лет. Тем не менее, некоторые не выдержали и тайком пробрались к Стене. Среди них был р. Бенцион Гроссман, который каждый день ходил туда с несколькими хасидами и накладывал тфиллин солдатам, стоявшим в карауле. «Солдаты были воодушевлены взятием Стены, — рассказывает р. Гроссман, — И желание помолиться было огромным. Множество солдат стояли в очереди, чтобы надеть тфиллин».

21 Сивана Ребе дал указание в своей телеграмме установить «вечный пункт для надевания тфиллин» у Стены. В тот же день р. Ходаков отправил письмо с объяснением того, что было кратко изложено в телеграмме: «Идея Ребе заключается в том, чтобы, если это возможно, установить вечную конструкцию у Стены для надевания тфиллин, разумеется, с разрешения соответствующих органов. Целесообразно было бы напечатать небольшой вариант благословений на тфиллин и молитвы и раздавать их бесплатно. А также продавать там должным образом проверенные тфиллин по минимальной цене. В отношении разрешения, даже если сейчас, казалось бы, нет необходимости в получении специального разрешения, его стоит получить, чтобы у них не было возможности возразить, и главным образом для того, чтобы у тех, кто выступает против из зависти, не возникло идеи найти себе оправдание и т.д. Было бы хорошо и правильно, если бы Вы также распространили там некоторые брошюры, объясняющие важность надевания тфиллин, и, что особенно важно, добавили бы там (возможно, в вышеупомянутом тексте благословений на тфиллин), что это не освобождает человека от желания приблизится к Б-гу с помощью молитвы в целом… Очевидно, что хорошо бы иметь под рукой молитвенники, Псалмы (небольшого размера), книгу „Тания“ под рукой и обязательно кипы…»

После получения телеграммы р. Лейбов решил послать к Стене несколько самых опытных хасидов из Кфар-Хабада. Каждое утро трое хасидов отправлялись из Кфар-Хабада в Иерусалим, где они ежедневно в течение пяти-шести часов накладывали евреям тфиллин.

В первые дни кампании «Тфиллин» публиковались оценки, согласно которым около 100 000 евреев и военнослужащих, на тот момент не соблюдающих, надели тфиллин в результате этой кампании во время военных действий.

Один интересный разговор на эту тему произошел на трапезе Шавуот между Ребе и его шурином РАШАГом. РАШАГ: «Говорят, что около 100 000 евреев, да увеличится их количество, надели тфиллин». Ребе: «Только сто тысяч?» РАШАГ: «Я хочу сказать, что в дополнение к тем, кто всегда надевает тфиллин, еще сто тысяч евреев надели их в этот период».

Интересно, во время летних месяцев в израильских СМИ время от времени появлялись данные о том, сколько евреев уже надели тфиллин у Стены: 400 000, 600 000 и т.д. Из данных, поступавших в те дни в штаб кампании по накладыванию тфиллин, следовало, что примерно через год после начала кампании среднесуточное число накладывающих тфиллин составляло около трех тысяч человек, а общее число евреев, сделавших это возле Стены, достигло одного миллиона человек!

Весть о начале кампании каким-то образом дошла до тех хасидов ХАБАДа, которые принимали участие в боевых действиях, и они поспешили воспользоваться моментом пробуждения еврейских сердец и предложили своим соратникам и бойцам надеть тфиллин, аргументируя это тем, что это средство, наводящее страх на врага.

Особенно трогательна история р. Довида Морозова из Кфар-Хабада, который участвовал в боях на фронте с Египтом. В пятницу, 29 Сивана 5727 года, он собрал на берегу Суэцкого канала всех членов своего подразделения, среди которых были кибуцники и мошавники, которые никогда в жизни не молились, и убедил их всех надеть тфиллин. Все они согласились и один за другим надели тфиллин. На следующий день, утром в субботу, он отправился на разведку, с которой не вернулся живым. Он попал под вражеский огонь и был убит, да отомстит Б-г за его кровь. Когда члены его подразделения пришли выразить соболезнования его вдове, они сообщили ей, что приняли решение продолжать соблюдать заповедь тфиллин в память о ее муже.

По-настоящему удивительным является тот факт, что еще до войны к Ребе приезжал Авраам Герцфельд, депутат Кнессета от партии «МАПАЙ» (партия Бен-Гуриона). Когда он вошел в комнату для аудиенции, Ребе встретил его вопросом, спросив, почему он выглядит таким обеспокоенным. Герцфельд ответил, что не может понять вопроса, ведь всем известно, что вот-вот начнется тяжелая война: «И кто знает, какова будет судьба еврейского народа?»

Ребе посмотрел ему прямо в глаза и ответил: «Если война уже стала неизбежным фактом, так почему же они ждут?» Герцфельд ответил, что вопрос не так прост и обеспокоенность велика. В ответ на его слова Ребе отмахнулся рукой и сказал: «Народ Израиля одержит грандиозную победу». Позже он не удержался и спросил Ребе, сколько солдат погибнет. Ребе моментально ответил ему: «Все зависит от тфиллин. Чем больше солдат будут накладывать тфиллин, тем меньше будет жертв». Это высказывание было опубликовано в статье, появившейся в СМИ в те дни, и вызвало огромный духовный подъем.

Если кто-то думал, что поскольку кампания Ребе по накладыванию тфиллин была призвана внушить страх врагу, а значит, после войны она прекратится, то это было не так. Наоборот, сразу после войны Ребе объявил о продолжении кампании по распространению тфиллин, причем в гораздо более широких масштабах. Ребе ясно дал это понять в письмах, которые он писал в то время, а также в специальных инструкциях, переданных через секретарей.

В середине зимы 5728 г. кто-то спросил Ребе, почему кампания должна продолжаться и после войны. Ответ Ребе был предельно ясен: «Армия врагов стоит на их границе со всех сторон наготове и т.д., пусть это не случится, и только страх является сдерживающим фактором… Опасность с севера будет развиваться и т.д., [имея в виду угрозу со стороны СССР] намного больше, чем когда-либо, хотя нет смысла пугать евреев, а просто призвать и ободрить их, сказав, что все зависит от тшувы (возвращения к Б-гу) и добрых дел, которые находятся в руках каждого еврея, особенно заповедь, внушающая страх и т.д.»

Стенд с тфиллин у Стены также заработал еще лучше после войны, и с тех пор и по сей день он является магнитом для сотен тысяч евреев. Одним из них был генерал Ариэль Шарон, который посетил Стену через несколько дней после окончания войны. Шарон тогда считался национальным героем, и его посещение Стены вызвало большой ажиотаж. В то время р. Аарон Рабинович, любавический хасид из Йерусалима, находился у стенда и он предложил Шарону надеть тфиллин. Тот с готовностью согласился. Фотографы из СМИ, сопровождавшие Шарона, запечатлели этот момент. Изображение Шарона в тфиллин произвело огромное впечатление на присутствующих. Шарон позже сказал, что не надевал тфиллин со времен своей бар-мицвы…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter