СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 16:22

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Концепция «Ребе и хасид»

Интервью с р. Йосеф-Ицхаком Офеном, духовным руководителем йешив ХАБАДа в Иерусалиме и в Цфате.

Авраам Райниц Перевод:Д. Беляев 03.01.2024 838 мин.

Является ли концепция «Ребе и хасид» нововведением в учении хасидизма?

Нельзя сказать, что учение хасидизма привнесло новшество в понятие Ребе, поскольку хасидизм и Ребе — это одно и то же. Это не значит, что было учение хасидизма, а после него появилось понятие Ребе. Ребе РАЯЦ пишет в «Ликутей Дибурим», что хасиды и их главы существовали с того дня, как Б-г создал человека на земле. Первый человек (Адам) был хасидом, как сказано в Талмуде: «Адам был выдающимся хасидом».

А кто был первым Ребе?

Первый Ребе, о котором прямо написано в Торе — это Моше-рабейну, который сказал о себе: «Я же стою между Г-сподом и вами в эту пору, чтобы огласить вам слово Г-сподне». В предыдущем стихе Моше говорит: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами», и РАШИ объясняет, что Моше сказал: «Не говорите, что я ввожу вас в заблуждение несуществующим, как обычно поступает посредник между продающим и покупающим, ведь „продающий“ Сам говорит с вами». Кажется, что в этом есть противоречие. Как мог Моше использовать выражение «лицом к лицу» и что «нет никакого посредника», когда он говорит: «Я стою между Б-гом (продающим) и тобой (покупающим)»?

Мы должны сделать вывод, что Моше-рабейну был соединяющим посредником («мемуца а-мехабер»), а не разделяющим посредником («мемуца а-мафрид») между Б-гом и еврейским народом. Он служил связующим звеном между Всевышним и евреями. Вот кто такой Ребе, и это первый источник в Торе по поводу понятия Ребе.

И это не учение хасидизма, это Пятикнижие, и из простого понимания текста которого следует вывод, что Моше — это соединяющий посредник. В хасидской терминологии это называется «Сущность Всевышнего в материальном теле». Более простым языком, который может понять даже пятилетний ребенок, это называется: «Б-жественное присутствие говорит через горло Моше».

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах приводит доказательство из Пятикнижия, где Моше говорит: «Дам я траву в поле твоем» — ведь как мог Моше сказать, что даст траву, если Б-г — тот, кто ее дает? Мудрецы объясняют, что Моше был полностью аннулирован перед Б-гом, так что Б-жественное присутствие говорило через его горло. Это может понять каждый, даже если он не изучал учение хасидизма.

Это ответ тем, кто задает вопрос: «Поскольку у нас есть Б-г, то зачем нужен Ребе?» Роль Ребе состоит в том, чтобы стоять между Б-гом и еврейским народом и сообщать нам слова Б-га. Есть Тора и заповеди, которые вечны и никогда не будут изменены, но есть также повседневная жизнь и вопросы о том, как поступать, которые меняются от поколения к поколению. Для этого нам нужен Ребе, который будет сообщать нам слово Б-га и руководить еврейским народом, чтобы мы делали то, что хочет Б-г.

Если это так просто и буквально прописано в Торе, как получилось, что вплоть до недавних поколений никто об этом не знал?

Есть много вещей, источник которых находится в Торе, но они были скрыты в течение сотен лет, пока не появилось учение хасидизма и не показало их в открытом виде. Возьмем, к примеру, концепцию «освящай себя в том, что разрешено», которая проистекает из стиха в Торе «Будьте святыми». В «Шулхан Арухе» есть целый раздел с перечнем вещей, от которых человек должен воздерживаться, даже если они не запрещены. Очевидно, что еще до раскрытия учения хасидизма были евреи со страхом перед Б-гом, которые выполняли эту заповедь, но делали это с ощущением стесненности и грусти. Вполне возможно, что они ощущали, что иудаизм сковывает их, а заповедь выполнялась без всякой радости. Затем появилось учение хасидизма и раскрыло, что «нет ничего, кроме Него», то есть все, что не связано со Всевышним — это «нечистая оболочка» («клипа»). Когда еврей учится и осознает, что, делая что-то не «ради Небес», он отделяет себя от Б-га, то, поскольку он не хочет быть отделенным от Б-га, он не будет делать ничего, что не ради Него. Тот, кто изучает учение хасидизма, подходит к выполнению концепции «освящай себя в том, что разрешено» с пониманием и знанием того, что благодаря этому он соединяется с Б-гом в каждый момент, поэтому он может выполнять заповедь с радостью.

В Мишлей (18:1) есть стих, который гласит: «Тот, кто разлучен, ищет вожделений». Без учения хасидизма вы не поймете значение этого стиха. Можно быть верующим евреем, который не видит ничего плохого в том, чтобы есть мороженое, особенно сегодня, когда есть отличные сертификаты по кашруту. Он не видит причин воздерживаться от этого. Только тот, кто изучал учение хасидизма, понимает, что, когда вы едите что-то только ради вожделения, даже если это кошерно на 100%, в этот момент, в каком-то смысле, вы отделяетесь от Б-га!

То же самое относится и к заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». До раскрытия учения хасидизма она воспринималась как устранение ненависти. Никто не думал, что это означает буквально любить другого, как самого себя. Б-гобоязненный еврей был готов помочь другому, даже если это стоило ему денег, но он ни на секунду не задумывался, что должен заботиться о другом еврее точно так же, как о себе! Он был уверен, что он сам по себе, а другой еврей — сам по себе, и между ними нет никакой связи.

Но вот появляется учение хасидизма и объясняет, что заповедь подразумевается буквально: нужно любить другого еврея так же, как себя. И все же это не просто сверхрациональное постановление Торы, поскольку мы и другой еврей — одно целое. Так же как вы любите себя, вы должны любить и другую часть себя, то есть другого еврея.

Однако между этими примерами и понятиями Ребе и хасидов есть принципиальная разница. Все эти идеи в той или иной степени существовали до раскрытия учения хасидизма, и были единичные личности, достигшие высокого уровня в «своей святости» или «любви к ближнему, как к себе». Учение хасидизма лишь пролило свет на эти идеи и сделало их более доступными. Понятия Ребе и хасида вообще не существовало на протяжении тысяч лет! Как можно было утаивать от всех нечто столь важное?

На самом деле, если это касается Ребе и хасида мы видим особенную вещь. Когда еврейский народ зародился, эта концепция была в раскрытой форме. Поколение пустыни знало, что Моше-рабейну стоял между ними и Б-гом. Поколение, которое вошло в Землю Израиля, также знало, что Йеошуа бин Нун был Ребе, «Моше-рабейну своего поколения». Далее последовал период Судей, когда было не так ясно, кто такой «Моше-рабейну поколения», через которого Б-жественные блага спускаются в мир. В трактате «А ты прикажи» Ребе ШЛИТА говорит, что Мордехай был общепризнанным «пастырем веры» среди всего еврейского народа в своем поколении. Однако это было нечто исключительное. В общем, они не знали, кто такой «Моше-рабейну».

Сегодня мы знаем, что во времена РАШБИ он был «продолжением Моше в своем поколении». Мы знаем это после того, как был заново раскрыт «Зоар», и после того, как АРИЗАЛ очень детально сообщил об этом, но в поколении РАШБИ почти никто не знал, что он был главой поколения!

Мы должны сказать, что были поколения, в которых суть главы поколения проявлялась «сверху вниз», а людям не обязательно было знать, кто это. Глава может спустить все блага своему поколению, и не обязательно чтобы люди знали, кто за все это отвечает. От простого еврея требовалось исполнять Тору и заповеди, в то время как глава поколения сам заботился о решении глобальных вопросов. Каждый мог воплотить в жизнь идею следования за учеными Торы, следуя за своим личным наставником. Так оно и было: у человека был свой учитель, за которым он следовал и через которого выполнял заповедь «следовать за Ним».

Но в последующих поколениях, в соответствии с Его планом мироздания, Б-г пожелал привести все в соответствие с тем, как это было во времена Моше-рабейну, а именно: чтобы влияние главы поколения было направлено снизу вверх, чтобы люди знали, кто такой глава поколения, и таким образом воспринимали его материальное и духовное влияние.

Можно добавить, что, по словам РАМБАМа, пророчество будет возвращено в будущем, до прихода Мошиаха. Ребе ШЛИТА объясняет, что это является подготовкой к приходу Мошиаха. Можно сказать, что, поскольку, после раскрытия Мошиаха, все будут знать, что он — Моше-рабейну поколения, учение хасидизма и понятие «Ребе» были раскрыты для того, чтобы подготовиться к этому.

В этом вопросе мы видим, как «конец связан с началом». В самом начале существования еврейского народа неделимое целое, которым был народ, явно проявлялось в отдельных частях, и каждый знал, кто является главой поколения. Именно поэтому в еврейском народе практически не было споров, ведь общий знаменатель всего еврейского народа был явно виден. С годами восприятие народа как единого целого ослабло, а различия в деталях увеличились. Сформировались разнообразные традиции, и каждый человек поступал в соответствии с корнями своей индивидуальной души. В последних поколениях, по мере приближения к приходу Мошиаха, когда целостность опять будет проявляться в отдельных частях, и раскроется, что весь еврейский народ — это единая и целостная сущность, понятие главы поколения возвратится. Оно указывает на связь целого с отдельными частями, благодаря чему объединяется весь народ.

Когда учишь беседы нашего Ребе, создается впечатление, что в нашем поколении понятию «глава поколения» уделяется гораздо больше внимания, чем в предыдущих поколениях.

Абсолютно верно. Чем ближе мы подходим к Освобождению, тем больше раскрывается идея главы поколения.

Некоторые говорят, что в предыдущих поколениях связь с Ребе была средством для постижения учения хасидизма, а в нашем поколении Ребе ШЛИТА привнес новшество, согласно которому «иткашрут» (связь хасида с Ребе) — это не только средство, но и цель. Действительно ли это так?

Не совсем. Даже в предыдущих поколениях были хасиды, которые были абсолютно связанными с главой поколения, а не только как с средством для постижения учения хасидизма. Возьмем, к примеру, хасида р. Айзека из Гомеля, который однажды сказал, что если бы Ребе велел ему прыгнуть в огонь, он бы так и сделал. Это не было случайным заявлением. Он был хасидом такого высокого уровня, что сам произносил слова хасидизма, и о нем говорили, что в нем еврейская душа из самого высшего мира. И все же он был связан с Ребе и у него был самоаннуляция до такой степени, что был готов к смерти от огня, если Ребе ему прикажет, не потому, что он это понимал, а потому, что Ребе так велел. Можно ли сказать, что его связь с Ребе была лишь средством? Конечно же, нет!

Разница между нашим поколением и предыдущими поколениями в том, что в предыдущих поколениях связи с Ребе удостоились единицы, только избранные хасиды. Большинство хасидов сосредотачивались на служении Б-гу и изучении хасидизма, и меньше — на связи по отношению к самому Ребе. Новшество этого поколения в том, что Ребе ШЛИТА удостоил связи хасида с Ребе каждого. Сегодня нет такого понятия, как хасид без связи с Ребе.

К сожалению, есть люди, которые не понимают понятие связи хасида с Ребе правильно. Они изучают Тору и делают заповеди, чтобы обрадовать Ребе; они учат его выступления и исполняют его указания, чтобы обрадовать его; и они совсем забывают о Б-ге. Тот, кто поступает таким образом, любит Ребе, но забывает о главной сути Ребе, которая заключается в том, чтобы стоять между Б-гом и нами. Если мы забываем о Б-ге, то тем самым отделяем Ребе от Б-га, что противоречит всей идее.

Они могут считать себя выдающимися хасидами, которые думают только о Ребе ШЛИТА, но они совершают серьезную ошибку и поступают прямо противоположным образом. Вместо того чтобы видеть в Ребе связующего посредника, они видят в нем разделяющего посредника. Истинная связь хасида с Ребе — это связь с Ребе и выполнение его указаний с осознанием того, что то, что говорит Ребе — это слово Б-га через Его пророка.

И что, неужели нет другого способа связаться с Б-гом?

С тех пор как Б-г избрал Моше связующим посредником между Собой и еврейским народом, все послания от Б-га идут через Моше. Никто не получает послания от Б-га каким-либо другим способом.

Есть выражение хасида рабби Гилеля из Паричей, которое должно быть запечатлено в сознании каждого хасида. В благословении на чтение отрывка из книги Пророков сказано: «Кто избирает Тору и Моше, раба Его». Какая связь между избранием Торы и избранием Моше и почему мы должны упомянуть Моше перед чтением отрывка из книги Пророков?

Ответ состоит в том, что существует также аналогия между Торой и Моше. Так же как до дарования Торы каждый мог соединиться с Б-гом каким угодно способом, но после того, как Тора была избрана, нет иного пути, кроме как через Тору и заповеди, так и до избрания Моше каждый мог соединиться с Б-гом напрямую, но после избрания Моше нет иного способа соединиться с Б-гом, кроме как через Моше-рабейну.

Однако, как я уже упоминал, вплоть до нынешних поколений эта идея была неизвестна, и она реализовывалась «сверху вниз», то есть связь между Б-гом и еврейским народом шла через Моше, но связь между еврейским народом и Б-гом не должна была в открытом виде осуществляться через Моше того поколения, поскольку люди не знали, кто это такой.

Однако в последующих поколениях, после того как стало известно, что в каждом поколении есть свой Моше, через которого все евреи соединяются с Б-гом, очевидно, что тот, кто хочет соединиться с Б-гом, должен обращаться к Моше-рабейну того поколения, который открыт для всех.

В одной из бесед Ребе говорит, что в Устной Торе есть много вещей, которые были скрыты, а затем раскрыты, так в Талмуде говорится о Моше-рабейну, который услышал, как рабби Акива излагает Тору способами, неизвестными Моше, и расстроился. Ребе ШЛИТА добавляет важный момент: все идеи в Устной Торе, которые раскрываются периодически, и которые раньше мы не были обязаны выполнять, теперь мы обязаны выполнять, и как только они становятся известными, потому что это часть Торы. То же касается и понятий в учении хасидизма. Они являются частью Торы, и подобно тому, как евреи обязаны соблюдать всю Тору, они обязаны соблюдать и эту часть.

Поскольку это так, на нас лежит святая обязанность соединить как можно больше евреев с Ребе, чтобы как можно больше евреев были связаны с Б-гом самым полноценным способом. Чем ближе мы приближаемся к Дням Мошиаха, тем больше раскрывается связь между целым и составными частями, и возрастает необходимость явного соединения каждого с Моше-рабейну поколения.

Почему недостаточно знать, что есть глава поколения, через которого приходят все влияния, не указывая пальцем и не говоря, что это Любавичский Ребе? Есть люди, особенно из других хасидских групп, которым трудно признать, что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах — это глава поколения. Они гораздо охотнее приняли бы эту концепцию, если бы глава поколения был анонимным.

В последние годы этот вопрос не так актуален, потому что все знают что Ребе — это не еще один праведник, который заботится о своих хасидах. Я помню как сорок лет назад было сложно, если ты кому-то бы сказал тогда, что Ребе — глава поколения и это бы отодвинуло хасидов других хасидских направлений с их позиций, потому как это обижало их руководителя.

В уроках, которые я в то время давал в хасидской йешиве, я не поднимал эту тему до того как мы не выучили вторую главу в книге «Тания», в которой объясняется концепция Ребе. Когда мы учили эту тему вместе и они понимали, что это «сложная душа», через которую Б-жественное влияние поступает всем людям данного поколения, и это тот, кто ответственный за духовное состояние каждого в поколении, они сами понимали, что их собственный глава хасидов не подходит под описание этой должности.

Так как они не были согласны с идеей о том, что это Любавичский Ребе ШЛИТА, они говорили о том, что это может быть скрытый праведник. Я отвечал им, что до определенного время, а именно буквально несколько поколений назад, такое могло иметь место, но начиная с раскрытия Баал-Шем-Това и Магида из Межирич, влияние главы поколения осуществляется в открытом виде. Глава поколения — это тот, кого все знают как такого, который беспокоится о каждом еврее.

Сегодня, пришло время для каждого узнать личность главы поколения и когда это происходит в открытую, Б-жественные влияния осуществляются в открытом и обильном виде.

Из того, что вы говорили, следует, что вся идея главы поколения относится к духовному измерению жизни. Если кто-то хочет соединиться с Б-гом и делать то, что Он хочет, ему нужно соединиться с главой поколения, чтобы услышать, что Б-г хочет передать, и это выражается в словах Своего пророка. Но в недавние годы создается впечатление, что это все больше и больше переходит в материальное измерение жизни. Есть хасиды, которые работают над тем, чтобы президенты стран мира подписывали прокламации во славу Ребе ШЛИТА, чтобы все знали, какой великой личностью является Ребе, а некоторые распространяют повсюду фотографии Ребе ШЛИТА, чтобы прорекламировать его. Эти люди убеждены, что, поступая так, они распространяют идею главы поколения по всему миру. Грубо говоря, они берут духовного Ребе и превращают его в земного лидера. Разве это не материализует проблему?

Вы были бы правы, если бы эта деятельность была направлена на достижение цели, но она осуществляется лишь как средство достижения цели. Цель была и есть, как я уже говорил, чтобы люди знали, что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах — это тот, кто является связующим звеном между Б-гом и нами. Если мы хотим исполнить волю Б-га, мы должны делать то, что говорит Ребе, потому что он — связующий посредник, и Б-жественное присутствие говорит через горло Моше. Однако, поскольку в нашем поколении есть много евреев, которым трудно объяснить столь деликатную тему, хасиды нашли различные способы достижения этой цели.

Может быть еврей, который, когда услышит, что президент Соединенных Штатов подписал прокламацию в честь Ребе ШЛИТА и учредил в его честь День воспитания, почувствует уважение к Любавичскому Ребе ШЛИТА Королю Мошиаху. И если потом к нему придут посланцы Ребе и попросят сделать что-то из сказанного Любавичским Ребе, он сделает это из уважения. Со временем он поймет, что должен делать то, что говорит Ребе, не потому, что президент США уважает Ребе, а потому, что Ребе — посредник между Б-гом и нами. Но в его нынешнем духовном состоянии это способ побудить его делать то, что говорит Ребе.

То же самое относится и к фотографиям Ребе. Иногда вы оказываетесь в ситуации, когда вам нужно быстро произвести на кого-то впечатление, а вы не можете стоять и долго объяснять концепцию Ребе. В таких случаях можно подарить ему фотографию Ребе. Один только взгляд на фотографию способен пробудить в нем искру еврейской души. Он может быть далек от иудаизма и не знать, что такое Ребе, но взгляд на фотографию Ребе вдохновит его.

Про Ребе МААРАШа рассказывают, что он ехал в поезде, и когда поезд остановился, он открыл окно и выглянул наружу. Он был красивым мужчиной, и все, кто стоял на станции, смотрели на него. Помощнику Ребе это не понравилось, и он закрыл окно, но Ребе снова открыл его. Увидев удивленную реакцию помощника, он сказал: «Для некоторых это их процесс духовного очищения».

Сегодня технологии позволяют нам отправить изображение Ребе в любую точку мира. Мы видим, как взгляд на фотографию Ребе вдохновляет людей в вопросах иудаизма и учения хасидизма. Публикация фотографии Ребе — это путь распространения его указаний по всему миру. Вот почему важно, чтобы в любой рекламе ХАБАДа и, конечно, в брошюрах, продвигающих указания Ребе, например, в брошюрах о кампаниях Ребе, была его фотография. Это один из наилучших способов заставить людей выполнять указания Ребе ШЛИТА.

Кстати, фотография Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха также благотворно влияет и на хасидов, и на учеников йешивы. Когда хасид смотрит на фотографию Ребе, это усиливает в нем ощущение связи хасида с Ребе и способствует выполнению указаний Ребе. Но для нас главное — не сама фотография, а ощущение того, что Ребе ШЛИТА смотрит на нас, а мы смотрим на него. Помню, как на одном из фарбренгенов р. Шломо-Хаим Кесельман рассказывал об ученике йешивы, который столкнулся с духовной проблемой. Тогда он подумал об образе Ребе и ему показалось, что Ребе смотрит на него — это дало ему силы пройти испытание.

Одна женщина написала Ребе, что чувствует отсутствие желания исполнять заповеди. Ребе ответил ей: «Посмотри на фотографию моего тестя в тот момент, когда чувствуешь отсутствие желания. Помните, что и он, будучи истинным пастырем еврейского народа, смотрит на вас в это время. Это поможет».

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах говорит, что мы должны донести до всего поколения, что глава поколения — это судья и наставник нашего поколения. Разве это входит в концепцию главы поколения?

Смысл в том, что в прошлом существовали судьи и надсмотрщики, то есть того, кто не выполнял предписания Торы, заставляли сделать это с помощью физической силы. Сегодня наставник — это тот, кто приятно убеждает человека сделать то, что ему нужно.

Проще говоря, Ребе — это судья, который отдает приказы, и он же — наставник, который убеждает нас с помощью доброго совета, благословений и чудес исполнять те указания, которые он озвучил в роли судьи. Это означает, что основная цель не изменилась. Цель — соединить евреев с Б-гом. Новшество состоит в том, что сегодня достичь этой цели гораздо проще, потому что, когда вы говорите еврею, что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах сказал сделать то-то и то-то, и в то же время говорите ему, что он может написать Ребе и попросить совета и благословения, и легче убедить его сделать то, что хочет Ребе. Когда он увидит, что советы и благословения Ребе работают, он, конечно, усилит свое соблюдение.

Таков общий подход Ребе с первых лет. Есть длинное письмо, которое Ребе послал хасидам ХАБАДа во Францию, и в нем он призывает их распространять информацию о Ребе РАЯЦе, о том, что есть Ребе, и он дает благословения и хорошие наставления, и т.д. Когда люди получают наставления и наставления от Ребе, они с большей готовностью принимают его указания и выполняют их.

Когда вы связываете людей с Ребе, нужно ли говорить им, что Ребе — это Мошиах?

Когда еврей соединяется с Ребе, зная, что он — Мошиах, его соединение является более полным, и поэтому очень важно сочетать связь хасида и Ребе с объяснением того, что Ребе — Мошиах.

В серии бесед Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха под названием «Идея учения хасидизма» объясняется, что король Давид был общей душой уровня «нефеш»; пророк Элияу — общей душой уровня «руах»; Моше — общей душой уровня «нешама»; Адам — общей душой уровня «хая»; а Мошиах — общей душой уровня «йехида». Ребе объясняет, что так же, как в каждой отдельной душе «йехида» — это сущностное ядро, дающее жизнь всем низшим уровням души, так и в «душе», которая наполняет энергией всю духовную цепь миров. Суть «души», аспект Мошиаха — это сущностное ядро, которое превосходит все сущее и является точкой, от которой расходятся все отдельные уровни и качества. Проще говоря, как раскрытие учения хасидизма добавляет жизнь всем частям Торы, так и раскрытие аспекта Мошиаха добавляет жизнь в сущность общей души уровня «нешама».

Поэтому нельзя сказать, что мы всего лишь заботимся о Ребе и, поскольку нас это касается, нет ничего помимо этого. Потому что сам Ребе объясняет, что аспект Мошиаха в нем — это то, что добавляет жизни и целостности к аспекту Ребе в нем, потому что концепция Ребе — это общая душа уровня «нешама», а Мошиах — это общая душа уровня «йехида», и общая душа уровня «йехида» добавляет жизни и целостности в общую душу уровня «нешама».

Другими словами, это не две отдельные вещи, Ребе и Мошиах. Это две составные части одной сущности, одна из которых (Мошиах) является внутренним сущностным ядром другой (Ребе).

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter