Письмо Эли Визелю о борьбе с ассимиляцией после войны

10.03.2021 520 (1)
Перевод: Шолем Лугов Источник: «Игрот Кодеш» том 23, письмо 8969
Письмо Эли Визелю о борьбе с ассимиляцией после войны
Письмо Эли Визелю о борьбе с ассимиляцией после войны

[24 Нисана 5725 (1965) года]

Мне «случайно» попала в руки Ваша статья, которая была опубликована в пасхальном выпуске журнала «Еврейский адвокат» под названием «О евреях-атеистах». Я говорю «случайно», потому что Ваша статья находится на странице, следующей за моим письмом, и посвящена теме диалога. Однако, само собой разумеется, что для нас, евреев, не существует такой вещи, как случай, потому что все является результатом проявления божественного провидения.

И так как еврей всегда ищет намёки, в данном случае я вижу в соседстве этих статей возможность воспользоваться этим, чтобы написать Вам несколько строк после слишком долгого перерыва в нашей переписке или же — несколько слов, которыми мы обмениваемся по случаю хасидской встречи.

Кстати, мне было сообщено, что Вы несколько раз посещали «хасидские застолья», но по разным причинам не хотели приближаться.

Должен заметить, Ваша статья меня заинтриговала и я прочитал ее с интересом.

Вы пишете, что с самого начала думали, что заявление этого печально известного горе-раввина против Всевышнего было выражением протеста (против несправедливости в мире). Я предполагаю, что это просто игра слов, потому что Вы наверняка знаете, что человек, который обучался в учебном заведении, связанным с движением, чья философия — это линия приспособленца, и который поэтому ищет только более легкую и комфортную жизнь, не мог бы достичь такого уровня.

Конечно, я согласен с вами, когда Вы говорите, что аргумент: «Разве Тот, Кто судит всю землю, не будет справедливым?» может быть искренним и получить требуемую силу только тогда, когда он исходит из болящего сердца человека с глубокой верой. Более того, именно по этой причине первым, кто использовал такой аргумент, был не кто иной, как наш праотец Авраам, обладающий великой верой и отец всех «верующих, сыновей верующих». Наши мудрецы также говорят, что первым, кто поднял вопрос: «Почему праведнику плохо, а нечестивому хорошо?», был не кто иной, как Моше, наш учитель, который обучил всех евреев и весь мир концепциям: «Я Б-г Всесильный твой» и «Да не будет у тебя других богов». При этом «другие боги» также включают человеческое понимание и разум, которые мы обожествляем, делая их принимающими решения в последней инстанции.

В результате я удивлен, что Вы не приняли такой образ мышления и не пришли к такому же выводу. Согласно рассказу наших мудрецов, когда Моше было показано, как рвали плоть рабби Акивы железными гребнями, он спросил: «Разве это награда за Тору?» Ответ был следующий: «Замолчи! Так захотелось Всевышнему!»

Следует помнить, что этот аргумент Моше был не просто на словах, а это была его идея, и именно по этой причине он получил ответ [от Всевышнего]: «Замолчи!» Его попросили не только прекратить говорить об этом, но и вычеркнуть эту идею из головы.

Единственный ответ, который можно было дать по этому поводу, был: «Так захотелось Всевышнему», что на самом деле никоим образом не является объяснением. Но это не ослабило веру Моше, нашего учителя. И так со всеми, кто задает вопросы искренне. Напротив, их вера укрепляется, как это ясно сказано об Йове. То же самое и с нашим праотцом Авраамом, который не только остался твердым в своей вере, но, более того, смог преодолеть все испытания. То же самое и с другими «повстанцами», которые были глубоко верующими до последнего дня своей жизни.

Думаю, Вы согласитесь со мной в признании того, что не случайно те, кто задавал искренние вопросы, твердо стояли в своей вере. Более того, иначе и не могло быть, потому что, когда действительно задают вопрос, когда он действительно является выражением и следствием искреннего стремления к справедливости и праведности, становится ясно, что такое глубокое чувство может исходить только от убеждения, что эта справедливость истинна, поскольку она исходит из сверхъестественного источника, то есть выходит за пределы как интеллекта, так и чувств людей. Следовательно, задаваемый вопрос не противоречит этому восприятию и этому чувству, даже в их глубоком измерении и в самой основе их существования.

Однако после этого стремительного первого шага нужно осознать, что подход к постановке вопроса и поиску рационального объяснения того, что выходит за рамки логики, не имеет смысла. Также, выразив свои эмоции и боль, мы должны, в конце концов, с еще большей силой принять вывод, согласно которому «несмотря на все это, я сохраняю веру».

Все, что только что было сказано, относится к Вашей статье, но есть еще один момент — и Вы его почему-то обошли стороной, хотя он — центральный. Вот что я имею в виду:

В конце концов, этот упомянутый конфликт с верой — не новое явление, появившееся в нашем поколении. К сожалению, наш народ уже подвергался резне и преследованиям в предыдущих поколениях. Возможно, что крестовые походы в относительном смысле были не легче, чем действия Гитлера, но со следующей разницей: в то время не было ни малейшей надежды, что ситуация может измениться. Эти массовые убийства были совершены во имя «того человека» [основателя христианства] и троицы, что, согласно иудаизму, является настоящим идолопоклонством, которое евреи не могли принять ни в коем случае. После того, как турки потерпели поражение от крестоносцев, стало ясно, что для их жертв больше нет никаких надежд. Напротив, во времена Гитлера, пусть его имя будет стерто, преследования были «просто» результатом злобности и жестокости людей. Поэтому можно было надеяться, что человечество ужаснется этому и, прежде всего, что коалиция союзников, наконец, одержит победу и положит конец Гитлеру, да будет его имя стерто.

Другими словами: еврей, который был верующим до 1940 года, родился в двадцатом веке, со знанием еврейской истории и опытом переживаний нашего народа, преследованиями и страданиями от крестоносцев и тех, кто был до них, начиная с времени Навуходоносора, царя Вавилона, мог бы, конечно, задаться вопросом: почему он и его семья включены в план Гитлера. С другой стороны, тот факт, что «люди постоянно« восстают против нас, чтобы уничтожить нас» и что мы можем быть затронуты лично, ни в коем случае не был чем-то новым. Поэтому появление Гитлера не могло поставить под сомнение нашу веру в Хозяина мира. Только тот, кто ранее был ослаблен в своей вере и искал «оправдания» отклонению от Хозяина мира, нашел, так сказать, предлог в эпизоде ​​с Гитлером. 

Фактически, если история с Гитлером открыла что-то новое, то это было в другой области — в сфере развития человеческой культуры и цивилизации.

Многие верили — особенно в кругах тех, кого называли «просвещенные» — что в двадцатом веке была достигнута такая степень цивилизованности — включая различные «высокие» философские системы, распространенное учение, школы и различные университеты, этику и хорошие манеры, и казалось, что теперь просто немыслимо то, что происходило в «темные и средневековые времена». Такое состояние духа отразилось в литературе, прессе, а также в высказываниях великих личностей и мыслителей. Таким образом, они хотели отказаться от «архаичного» подхода ТАНАХа, согласно которому «добро, совершаемое народами мира — это грех», и утверждения рабби Шимона Бар-Йохая об «известном законе, что Эсав ненавидит Яакова».

Внезапно произошла страшная катастрофа. Вся культура и цивилизация двадцатого века рухнули. И стало понятным, что это никоим образом не противоречит тому, что с одной стороны можно быть философом или поэтом, иметь хорошие манеры, вращаться в высшем обществе посещая салоны Берлина, а, с другой стороны, приезжать в Треблинку, например, и совершать все, что там творилось. Более того, это не исключительный случай «чудовищ», ужасных существ в человеческом обличье, а сотен миллионов человек, целого народа. Однако, как Вы пишите в своих статьях, «мир хранил молчание». И мы могли бы добавить подзаголовок, подчеркнув при этом, что большая часть мира была счастлива, что «дело» было сделано и другие люди позаботились об этом, или даже были довольны, несмотря на то, что другие позаботились об этом.

Если история Гитлера должна была бросить вызов любой вере, то в некотором роде она должна была показать и даже прояснить, что нельзя полагаться на человеческую концепцию справедливости и праведности, в том числе человека с высшим образованием и университетским дипломом, сына профессора.

К нашему большому сожалению и стыду, мы боимся четко и открыто сформулировать такой вывод и тем более логические последствия, которые он должен иметь в повседневной жизни. И это необъяснимое молчание к сожалению существует также и среди представителей религиозного мира, включая тех, кто своими глазами наблюдал, на что способны люди, когда они представлены самим себе. Как я уже сказал в начале этого письма, это происходит потому что мы стараемся иметь более легкую и комфортную жизнь, легче спать. Ведь гораздо легче быть в гармонии с миром, хотя это тот же самый мир, который хранил молчание и, по большей части, даже был доволен в глубине сердца.

Позвольте мне теперь сделать личное замечание по поводу обмена мнениями, который произошел при встрече в моем офисе. Ваша серия статей под названием «А весь мир молчал» в очередной раз пробудила во мне мысль, которую я хотел бы выразить по этому поводу.

Помнить и не забывать, как сказано в Торе: «Помните, что сделал с вами Амалек» — это, конечно, хорошая инициатива. Согласно словам наших мудрецов, это даже заповедь из Торы, особенно когда мы отмечаем развивающуюся сейчас тенденцию — желание забыть и быть забытым.

Но после всего этого память остается только частью нашего долга. Другая же, возможно более важная часть, состоит в работе и активной борьбе против так называемого «окончательного решения», которое было задумано Гитлером, как и Аманом.

Эта борьба должна принять форму действий, ориентированных на то, «чтобы мы умножались и процветали». Однако эта цель не будет достигнута памятью и ощущением горечи: мало того, чтобы помнить и не забывать, как бы это ни было важно. Наряду с памятью и горечью, есть задача вот какого плана. Необходимо укреплять и развивать желание созидать еврейский народ, претворяя в жизнь слова: «Они плодились, умножились и стали очень могущественными» — полная противоположность «окончательному решению», которое было запланировано.

В этой сфере, как и во всех других — помимо словесной поддержки — необходимо показывать живой пример. А тем более это относится к тем, кто лично испытал эти события. Такой человек должен показать не только то, что Гитлер, да будет его имя стерто, не добился успеха, но, более того, следует бросить вызов как ему самому, так и тем, пытается ему уподобиться. Для этого нужно создать большую семью, иметь сыновей, дочерей и внуков.

Я позволю себе сказать с величайшей твердостью, что, как бы важно ни было рассказать нынешнему поколению о том, что с нами произошло, нашей главной целью остается претворение в жизнь указания наших мудрецов («Поучения Отцов» гл. 4): «Вы живете против вашей воли», подчеркнув слова «вы живете», то есть убедившись, что эта жизненная сила заметна. Другими словами, Вы должны сделать все, что в Ваших силах, чтобы оторваться в настоящий момент от своих воспоминаний, организовать свою жизнь, жениться, построить еврейский дом и еврейскую семью. Это без сомнения внесет свой вклад в падение Гитлера и будет доказательством того, что ему не удастся уменьшить на одного «хасида из Вижница» [намек на место, откуда родом семья писателя Эли Визеля]. Напротив, у вас будут дети и внуки, хасиды из Вижница до конца поколений. Причём я вовсе не шучу, ведь по сути не имеет значения, станет ли он в данном случае вижницким хасидом, любавичским или просто религиозным евреем — соблюдающим Тору и заповеди. Если это может быть так, ясно, что это конструктивный шаг. И так как в Вашей жизни были тяжёлые времена, а теперь Вы находитесь в Америке, то при большом желании Вы сможете добиться всего этого. И пусть Всевышний дарует на это успех.

Это очень длинное письмо? Если через несколько недель Вы поженитесь «в соответствии с законом Моше и Израиля» в добрый час, то мое письмо и усилия, которые Вы приложили для его прочтения, будут оправданы.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте еще на эту тему: