КНИГА «ОТКРЫВАЮЩИЙ ГЛАЗА СЛЕПЫХ» («Покеах Иврим»)
НАПИСАНА СВЯТЫМ РАББИ ДОВ-БЭРОМ,
сыном Алтер Ребе, великого рабби Шнеура-Залмана, составившего «Танию» и «Шулхан Арух», да пребудет душа его в раю и да помогут нам его заслуги.
Книга написана в оригинале на идиш сто девяносто лет назад и ныне впервые переводится на русский язык.
Предисловие автора
Авторы книг «мусара» давно сошлись на том, что недостаточно самому быть праведным, а требуется еще прикладывать усилия и обучать своего ближнего пути служения Творцу. Как благословенной памяти Король Давид говорит в заслугу себе: «Обучу злодеев путям Твоим», то есть, иными словами, «указываю пути Божьи и убийцам, которые против Него восставали»… «устремятся к Тебе и грешные, и те, кто нарушали законы невольно, их обучу тому, как выполнять желания Всевышнего, Благословен Он».
Я пишу эту книгу не для ученых людей. Не для знатоков языка Святого Писания, ибо на этом языке уже существует много такой литературы, а как раз для тех, кто этой премудрости не обучен, да и сложно им найти себе подходящую книгу на разговорном идише, в которой говорилось бы о совершении душевного раскаяния, и остаются они без помощи и руководства. Поэтому сердце повелело мне действовать быстро и написать книгу на «жаргоне» простых евреев, чтобы пробудились все эти люди к совершению душевного раскаяния и перестали делать грехи, которые вечно творят. Подобно этому Всевышний просил пророка Ишайю ясно изложить Его сообщение для всех людей, чтобы им стало понятно.
А помимо того, окажется под влиянием этого наставления и читатель с высоким уровнем знаний и интеллекта. Ведь когда изложение идет на «мамэлошен» («языке мамы»), то сердце человека пробуждается для выполнения того, о чем он читает. Как если, например, врач составит книгу по медицине не для медиков, а для простого и неискушенного читателя, но даже и врачи, прочитав ее, извлекут для себя какие-либо полезные сведения. Об этом сказал Соломон, благословенной памяти, «Дай мудрому, и он станет еще мудрее». Так что желательно, чтобы и человек с большим интеллектуальным багажом изучил эту книгу дважды или трижды, и я верю, что это будет для него благом. Пусть вспомнит при этом все негодные черты характера, присущие человеку с отрочества, и найдет в книге совет, как избавиться от них. И (коль скоро так дело обстоит в отношении мудрого, то) само собой понятно, что простолюдин обязан изучить эту книгу.
Надеюсь на то, что (вследствие этого) с Божьей помощью человек совершит раскаяние, а в заслугу его возвращения ко Всевышнему наступит и всеобщее очищение и избавление, в скором времени, в наши дни, Амен.
Глава 1
(Согласно традиции, просыпаясь, еврей должен совершать омовение рук.)
С самого утра, еще до омовения рук, пусть человек первым делом подумает о раскаянии и создаст в себе душевный настрой на то, чтобы усилием воли начать работать над осознанием и исправлением своих грехов. А также греховных и злых помыслов, которые есть в нем. После омовения рук и произнесения (утренних благословений, в том числе и) благословения на слова Торы, тотчас же пусть скажет Псалмы из книги «Теилим», с сердцем сокрушенным и надломленным весьма и весьма, из самой глубины души, и да не впадет в иллюзию самоупокоения, не дай Б-г, лицемерно полагая, что уже достиг достаточной степени надломленности и разбитости.
А вкратце: Первой мыслью дня определяется все поведение, будь оно к добру или ко злу. И такой первой мыслью должно стать решение приступить к самоочищению и раскаянию.
Глава 2
А если произойдет по-другому, то все окажется наоборот: коль скоро первой мыслью, на которой человек остановил и заострил свое внимание, будет мысль о чуждом и дурном, упаси Г-сподь, то устремится туда и воля, и мышление. Если человек обратится к недозволенному предмету, будь то (например) страсть прелюбодеяния со всеми вытекающими последствиями, то тогда привлечет он на себя и на свою душу сущностное зло, отчего сердце его будет тянуться туда целый день. Избави от такого Б-г!
В строительстве здания самое важное — закладка фундамента. Один день жизни — это здание, и фундамент его закладывается первой утренней мыслью. И если уж так получилось, что первой мыслью была мысль о недозволенном, не дай Б-г, то, осознав это, человек должен впустить в свое сердце ощущение горечи, разбитости и надломленности, причем сделать это сразу, и тут же, не медля, начать прочитывать книгу «Теилим», в любом месте, а в особенности 51-й Псалом, который несет в себе большое исправление даже для преступающих тяжелые запреты, такие, как упомянутый выше запрет связи с чужой замужней женщиной, упаси Б-г.
А вкратце: Подумал с утра о плохом — навлек на свою душу глубинное зло, и совет таков — читать «Теилим» с сокрушенным сердцем.
Глава 3
Все сердца подвергает Г-сподь испытаниям. То есть Б-г знает все и высвечивает самые тайные уголки личности, при этом требуя и прося, чтобы человек обнажил точку правды, которая присутствует в глубине души у каждого, и чтобы стало его сердце поистине разбитым на маленькие осколки, не внешне и не поверхностно, как это происходит, когда человек только говорит, но не чувствует и не делает. А ведь написано, что близок Г-сподь к тем, у кого сердце разбито. Это надо так понимать, что, когда человек ищет глубины очищения, а за ней — еще глубины, и в горечи становится его сердце сломленным и разбитым на самом деле, и хочет он вернуться к Б-гу и очиститься от всех грехов юности своей, чтобы все же стало возможным для него некоторое возрождение, чтобы не пропала его душа и не оторвалась от своего источника, — в этом случае Всевышний поможет ему и даст ему Свыше силу, энергию и свет, в результате чего его мозг и сознание осветятся Божественным лучом.
А вкратце: Когда раскаяние осуществляется на глубинном и истинном уровне и человек испытывает горечь, а сердце его разбито, то Всевышний придает ему душевных сил, чтобы он в реальной своей жизни, на практике, стал в дальнейшем уклоняться от зла.
Дополнение: Раскаиваясь, тем самым исполняешь заповедь. А исполнению заповеди должна сопутствовать радость. Значит, делать горькую и неприятную работу по самоочищению нужно с радостью!
Глава 4
Утренний час, о котором мы говорили, и вечерний, перед сном, это — два особенных критических момента, которые нужно использовать для работы над собой. Сейчас мы разберем вечерний «момент истины», когда следует неторопливо прочитывать текст молитвы «Шма Исраэль», а также полный «Видуй», то есть «Исповедь», в том варианте, который разработан каббалистом Аризалем. И частью этой исповеди, произносимой вслух, является проговаривание детального списка грехов, который человек совершил с молодых лет, после чего он должен заключить сам с собой договор, что в будущем он не вернется к этим моделям поведения. Главным критерием, который определяет качество совершенной человеком «тшувы», как раз является то, что он начинает вести себя правильно в ситуациях, в которых раньше допускал огрехи…