13 Хешвана 5782 года, третий день недели, гл. Вайера

Книга «Тания», глава №2

Божественная душа — частица сущности Б-га. Как сын происходит от мозга отца, так души — от мудрости Б-га, единой с Его сущностью. Связь душ всех уровней с душами ученых Торы, мозга народа, как с источником своей жизни.

6015 (2)
Перевод с дополнениями: Шолем Лугов Комментарии: рав Йосеф Вайнберг, Lessons In Tanya
Книга «Тания», глава №2
Книга «Тания», глава №2

Божественная душа — частица сущности Б-га. Как сын происходит от мозга отца, так души — от мудрости Б-га, единой с Его сущностью. Связь душ всех уровней с душами ученых Торы, мозга народа, как с источником своей жизни.

А ВТОРАЯ ДУША, ОТЛИЧАЮЩАЯ КАЖДОГО ЕВРЕЯ, — «ЧАСТИЦА Б-ГА СВЫШЕ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО.

Слова «частица Б-га свыше» являются цитатой из ТАНАХа (Йов 31:2). Алтер Ребе добавляет слово «действительно», чтобы подчеркнуть простой, буквальный смысл этих слов, так как известно1, что некоторые слова Торы интерпретируются метафорично. Например, слова Торы2, в которых описываются «города великие и укрепленные до небес», несомненно должны пониматься фигурально, а не буквально. Для того, чтобы мы не интерпретировали фразу «частица Б-га свыше» подобным образом, Алтер Ребе добавил слово «действительно», подчеркивая этим, что еврейская душа в буквальном смысле является частью Всевышнего.

КАК СКАЗАНО3 в отношении Адама (чья душа является общей и включает все души последующих поколений): «И ТЫ (т.е. Всевышний) ВДОХНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДУШУ ЖИЗНИ». Когда Всевышний сотворил первого человека — Адама — Он вдохнул в него душу, оживив его.

И как мы произносим в утренней молитве относительно души каждого еврея4: «И ТЫ (т.е. Всевышний) ВДОХНУЛ В МЕНЯ».

Сейчас Алтер Ребе объясняет значимость использования слова «вдохнул» по отношению к помещению в тело еврейской души.

И КАК СКАЗАНО В КНИГЕ «ЗОАР»5: «ТОТ, КТО С СИЛОЙ ВЫДЫХАЕТ ВОЗДУХ, ИЗНУТРИ ВЫДЫХАЕТ ЕГО». ЧТО ОЗНАЧАЕТ: ИЗ НАИБОЛЕЕ ГЛУБОКОЙ ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТИ СЕБЯ САМОГО — ИБО ГЛУБОКО ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТИЦА ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ ВЫХОДИТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВЫДЫХАНИИ им воздуха С СИЛОЙ.

Подобно тому, как в цитате из книги «Зоар» глагол «напах» говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.

Когда человек с силой выдувает из себя воздух, он устает намного сильнее, чем во время разговора, потому что выдувание требует большего усилия и жизненных сил. Следовательно, так как при описании помещения Всевышним души в тело еврея используется эта метафора, она показывает на то, что душа происходит из самых сокровенных аспектов Божественности.

То, что евреи коренятся в самой сокровенной сути Всевышнего, можно еще понять и приведенного далее сравнения евреев с «детьми» Всевышнего, чьи души берут начало в Его «мыслях» подобно тому, как ребенок зарождается в мозгу своего отца. Алтер Ребе объясняет это далее.

ТАК, ПОЛЬЗУЯСЬ АЛЛЕГОРИЕЙ, можно сказать, что ДУШИ ЕВРЕЕВ ВОЗНИКЛИ В БОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ6 Всевышнего.

Каждый еврей имеет свой корень в Божественной «мысли» — на самом высоком уровне святости. Все остальные творения, даже ангелы, были созданы с помощью «речи» Творца. По отношению к мысли, речь является второстепенным, внешним фактором.

Это подобно тому, КАК СКАЗАНО7 в отношении еврейского народа: «ИЗРАИЛЬ — МОЙ ПЕРВЕНЕЦ».

А в относительно евреев индивидуально сказано8: «СЫНЫ ВЫ ВСЕВЫШНЕМУ, ВАШЕМУ Б-ГУ».

ОБЪЯСНЕНИЕ того, что еврея называют сыном Б-га, заключается в следующем: КАК СЫН ПРОИСХОДИТ ОТ МОЗГА ОТЦА — его внутреннего и сущностного бытия,

ТАК, ПОЛЬЗУЯСЬ СРАВНЕНИЕМ, ДУША КАЖДОГО ЕВРЕЯ ВОЗНИКЛА В ЕГО (т.е. Всевышнего) МЫСЛИ И МУДРОСТИ.

Сейчас Алтер Ребе объясняет эту концепцию дальше. Происхождение от мысли и мудрости Б-га намекает на то, что это происходит от Самого Б-га.

А9 «ОН МУДР, — Всевышний обладает качеством мудрости — НО НЕПОСТИЖИМОЙ ДЛЯ НАС, творений, МУДРОСТЬЮ, ТАК КАК ОН И ЕГО МУДРОСТЬ ЕДИНЫ».

И, КАК ПИШЕТ10 РАМБАМ*, «ОН — ЗНАНИЕ И ОН ЖЕ ОДНОВРЕМЕННО — ЗНАЮЩИЙ И Т.Д.». Который знает и и понимает с помощью своего знания и также Всевышний является субъектом знания и понимания, как завершает РАМБАМ.

Это значит, что мудрость и понимание Всевышнего совершенно непохожи на аналогичные человеческие качества. В человеческом понимании есть три разные компонента: 1. душа человека; тот, кто знает — обладатель знания. 2. сила интеллекта и понимания; знание с помощью которого человек знает. 3. субъект знания — познаваемое; как, например, закон в Мишне или обсуждение в Талмуде, которое можно постигнуть и понять.

Относительно мудрости Всевышнего РАМБАМ постановляет: «Он — знание, Тот, Кто знает, и То, Что знают». Всевышний является средством понимания — знание и одновременно Он Тот, Кто понимает, и Он также То, что понимают — знание.

Маймонид продолжает: И ПОЛНОСТЬЮ ЭТО ПОСТИЧЬ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ И Т.Д., КАК НАПИСАНО11: «РАЗВЕ МОЖЕТ Б-ГА НАЙТИ ИСПЫТАТЕЛЬ?», А ТАКЖЕ сказано у пророка12: «ИБО МЫСЛИ МОИ — НЕ ВАШИ МЫСЛИ» И Т.Д.

Так как Его мудрость едина с Самим Всевышним, как было показано, из этого следует, что еврейская душа, которая происходит из Божественной мудрости (как было сказано выше) на самом деле происходит от Всевышнего.

Многие еврейские философы13 не приняли это мнение Маймонида, что Б-г это «Знание, Тот, Кто знает, и То, Что знают». Фактически, они посчитали ошибкой стремление описать Всевышнего каким-либо описанием — даже на самом высоком интеллектуальном уровне, о котором пишет Маймонид — поскольку описание подразумевает ограничение, а Всевышнему присуща неограниченность.

Поэтому Алтер Ребе указывает в своем примечании, что каббалисты согласились с уточнением Маймонидом, что его концепция не относится к Сущности Творца. Ведь Сущность Творца поистине бесконечна — даже выше, чем непостижимый уровень «Знания», на которое ссылается Маймонид. В отношении Его сущности, не согласные с Маймонидом мудрецы правы в своем утверждении, что Всевышний не может быть описан в терминологии «знания», так как Он бесконечно выше этого. Только после того, как Всевышний ограничил бесконечный свет Своей Сущности с помощью процесса прогрессивных сокращений и, в следствии этого, приняв атрибут мудрости — только после этого можно сказать о Нем, что Он — это «Знание, Тот, Кто знает, и То, Что знают».

* ПРИМЕЧАНИЕ

И СОГЛАСИЛИСЬ С НИМ (что Всевышний может быть описан, как «Знание, Тот, Кто знает, и То, Что знают») МУДРЕЦЫ КАББАЛЫ, КАК ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ В КНИГЕ «ПАРДЕС» РАББИ МОШЕ КОРДОВЕРО14.

И ДАЖЕ СОГЛАСНО КАББАЛЕ АРИЗАЛА (рабби Ицхака Лурии) УТВЕРЖДЕНИЕ Маймонида ИМЕЕТ МЕСТО.

Каббала АРИЗАЛа обеспечивает еще более глубокое понимание бесконечности Сущности Б-га, даже выше, чем уровень «знания», к которому относится Маймонид. Все-таки, даже в соответствии с учением АРИЗАЛа, высказывание Маймонида является приемлемым — но только с одной оговоркой.

ЭТО ВЕРНО, только ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ТАЙНЕ ОБЛЕЧЕНИЯ БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ВСЕВЫШНЕГО ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МНОГОЧИСЛЕННЫХ СТАДИЙ САМООГРАНИЧЕНИЯ В СОСУДЫ РАЦИОНАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ХАБАДА В МИРЕ АЦИЛУТ.

С помощью процесса самоограничения, который называется «цимцум» («сокращение»), Всевышний проявляет (или, по терминологии каббалы, «облекает») Свою бесконечную сущность (которая в каббале называется «Эйн Соф») в Сфирот, которые являются Его атрибутами. Прежде всего, это проявление происходит в мире Ацилут, в частности в категории ХАБАД мира Ацилут — Божественном интеллекте. Таким образом, на уровне мира Ацилут, Всевышний на самом деле может быть определен в терминах РАМБАМа как «Знание, Тот, Кто знает, и То, Что знают», то есть интеллект.

НО НЕ ВЫШЕ МИРА АЦИЛУТ.

Выше мира Ацилут непознаваемый Творец не может быть определен. Соответственно, в терминах каббалистической школы, РАМБАМ не сказал ничего о Всевышнем, а только в мире Ацилут и «ниже».

И, КАК СКАЗАНО В ДРУГОМ МЕСТЕ15, ЭЙН СОФ (свет Всевышнего) БЕСКОНЕЧНО ВЫШЕ СУТИ И УРОВНЯ ХАБАДА, ТАК ЧТО СУТЬ И УРОВЕНЬ ХАБАДА ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ (Всевышнему) ЯВЛЯЕТСЯ КАК БЫ ФИЗИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ, КАК СКАЗАНО16: «ТЫ ВСЕ МУДРОСТЬЮ СДЕЛАЛ».

Более подходящим выражением было бы «Ты все задумал мудростью», так как «задумать», а не «сделать» является более подходящей функцией Божественной мудрости. Когда говорится «ты все сделал мудростью», это показывает на то, что для Всевышнего «мудрость» — самый высокий уровень в мирах — такой же низкий, как и Асия, нижний уровень.

КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ

Сейчас Алтер Ребе поднимает проблему, возникшую в связи с его предыдущим заявлением, что каждая душа проистекает из Божественной мудрости. Так как все души происходят из одного источника — Высшей Мудрости — то в результате они должны были быть на одном и том же уровне. Тогда каким образом мы видим, что среди еврейских душ есть различия?

И ХОТЯ СУЩЕСТВУЕТ БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО ВИДОВ И УРОВНЕЙ ДУШ, ОДНА ВЫШЕ ДРУГОЙ, НАПРИМЕР, ВЕЛИКИЕ ДУШИ ПРАОТЦОВ И МОШЕ, НАШЕГО УЧИТЕЛЯ, НЕСРАВНЕННО ВЫШЕ ДУШ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ЖИВЕТ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ПРИХОДУ МОШИАХА, ТАК ЧТО ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВЫМИ ОНИ ПОДОБНЫ ПЯТАМ НОГ В СРАВНЕНИИ С ГОЛОВОЙ И МОЗГОМ;

И ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ мы находим то же самое несоответствие среди душ: ЕСТЬ ГЛАВЫ (лидеры) ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА, названные так оттого, что ДУШИ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ГОЛОВУ И МОЗГ ПО ОТНОШЕНИЮ К МАССЕ НАРОДА И ЛЮДЯМ, НЕСВЕДУЩИМ В ТОРЕ;

И ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ есть похожее несоответствие МЕЖДУ ДУШАМИ (уровень «нефеш»), ВЕДЬ КАЖДАЯ ДУША ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СТУПЕНИ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА17.

Как уровень души «Нешама» отличается у евреев, также и уровни души «Руах» и «Нефеш».

Поэтому мы видим, как разнообразны различия в рангах душ. Соответственно, мы могли бы ожидать похожую схожесть в их Божественном источнике — чем больше душа, тем выше ее корень.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, КОРЕНЬ ВСЕХ ступеней души НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА, НАЧИНАЯ С ВЕРШИНЫ ВСЕХ СТУПЕНЕЙ И ДО САМОЙ НИЖНЕЙ СТУПЕНИ душ, ОБЛЕЧЕННЫХ В ТЕЛЕ НЕСВЕДУЩИХ В ТОРЕ И САМЫХ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, КАК БЫ ПРОИСХОДЯТ ОТ ВЕРХНЕГО ИНТЕЛЛЕКТА, ТО ЕСТЬ ВЫСШЕЙ МУДРОСТИ.

Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.

Для того, чтобы лучше понять причину того, что уровень индивидуальных душ так широко различается несмотря на их общее происхождение, Алтер Ребе сейчас возвращается к аналогии отца и сына (которую он использовал ранее, чтобы проиллюстрировать описание евреев, как «детей» Б-га, которые происходят из Высшей Мудрости — как бы «мозга» Всевышнего).

Объяснение, вкратце, такое: в нашей аналогии мы представили, что все тело ребенка происходит из капли семени, зародившейся в мозге отца. Однако, многие физические составляющие тела ребенка ни в коем случае не являются едиными. Они различаются от одной крайности — мозга, до другой — ногтей ног.

Эта большая разница существует благодаря тому, что капля семени находится в чреве матери в течение девяти месяцев беременности. В этот период физического развития происходит разница между одним органом и другим: чем больше материализованным становится компонент семени, тем больше он отклоняется от своего первичного состояния и становится сущностью со своими уникальными физическими характеристиками. Таким образом, мы наблюдаем, что хотя все органы имеют общий источник, но в результате процесса их развития мы получаем такие разные вещи, как мозг и ногти.

Еще одна вещь становится очевидной благодаря этой аналогии: хотя ногти являются самой незначительной частью тела ребенка, они прочно связаны со своим первичным источником — мозгом отца. И как остальные части тела, ногти получают свое питание через мозг. Так как мозг ребенка сохраняет сущность своего источника (мозг отца) и, поэтому, постоянно связан со своим источником, то даже ногти связаны со своим первичным источником.

То же самое можно сказать о душах. Все души происходят из одного и того же источника — Высшей Мудрости. Но душа должна спуститься оттуда и пройти через многочисленные миры и уровни перед тем, как она облекается в физическое тело. Именно этот спуск создает изменение в уровнях души и разницу между одной душой и другой, так как одна душа затрагивается спуском больше, чем другая.

Другой аспект нашей аналогии также справедлив здесь. Хотя душа может спуститься на очень низкий уровень, она объединена и связана со своим первичным источником в Высшей Мудрости. В аналогии, ногти остаются связанными с мозгом отца благодаря их единству с мозгом сына. Наподобие этого, души нижнего уровня связаны с их источником в Высшей Мудрости с помощью связи с душами праведников и мудрецов в каждом поколении, откуда они черпают для себя духовное питание. Об этом сейчас расскажет Алтер Ребе.

МОЖНО ЭТО СРАВНИТЬ С ПРОИСХОЖДЕНИЕМ СЫНА ОТ МОЗГА ОТЦА: ДАЖЕ НОГТИ ЕГО (т.е. сына) НОГ ОБРАЗОВАЛИСЬ ИЗ ТОЙ ЖЕ КАПЛИ СЕМЕНИ, которая проистекает из мозга отца. Как же были ногти сына созданы из нее?

Это стало возможным БЛАГОДАРЯ ДЕВЯТИМЕСЯЧНОМУ ПРЕБЫВАНИЮ ЕЕ В МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЕ И ПОСТЕПЕННОМУ СПУСКУ ВНИЗ, ОТ СТУПЕНИ К СТУПЕНИ, ИЗМЕНЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ИЗ НЕЕ НОГТЕЙ.

Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой «примитивной» части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником — мозгом. Хотя органы тела ребенка происходят из одного и того же источника — капли семени, которая проистекает из мозга отца — они развиваются в совершенно различные формы, как мозг и ногти.

Более того: НЕСМОТРЯ НА ЭТО, что эта капля семени так изменилась, что стала частью ногтей ребенка, ОНА ВСЕ ЕЩЕ ТЕСНО СВЯЗАНА И ЕДИНА УДИВИТЕЛЬНЫМ И НЕРАЗРЫВНЫМ ЕДИНСТВОМ СО СВОЕЙ ИСХОДНОЙ СУТЬЮ И СУЩНОСТЬЮ, КОТОРОЙ ОНА ОБЛАДАЛА, КОГДА БЫЛА КАПЛЕЙ МОЗГА ОТЦА.

Ногти получают свою жизненную силу от мозга ребенка, который, в свою очередь, получает жизненную силу из своего источника — мозга отца. Поэтому также и ногти связаны — посредством мозга сына — с мозгом отца.

НО И ТЕПЕРЬ, В СЫНЕ, НОГТИ ПОЛУЧАЮТ ПИТАНИЕ И ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ ОТ МОЗГА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОЛОВЕ.

Сейчас приведем свидетельство того, что ногти остаются связанными с мозгом отца:

КАК СКАЗАНО В ГЕМАРЕ (трактат «НИДА», ТАМ ЖЕ18): «ИЗ БЕЛКА капли семени отца ОБРАЗУЮТСЯ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ, КОСТИ И НОГТИ ребенка».

Также согласно Каббале есть связь между ногтями и мозгом, как было сказано.

(И КАК СКАЗАНО В КНИГЕ «ЭЦ ХАИМ», «ШААР А-ХАШМАЛЬ», ПРИ обсуждении ТАЙНЫ ОБЛАЧЕНИЙ АДАМА В ГАН ЭДЕН, ЧТО его облачением БЫЛИ НОГТИ, образованные ОТ когнитивного свойства МОЗГА — часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая).

С ПОМОЩЬЮ ПОДОБНОГО СРАВНЕНИЯ МОЖНО СЕБЕ ОТЧАСТИ ПРЕДСТАВИТЬ, КАК ОТ КОРНЯ ВСЕХ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА ВСЕХ ДУШ ЕВРЕЕВ, ВЗЯТЫХ В ЦЕЛОМ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НАВЕРХУ

Перед тем, как облечься в тело, душа проходит сквозь духовные миры. Эти миры: Ацилут (мир эманации), Бриа (мир творения), Йецира (мир формирования) и Асия (мир действия). Для их обозначения мы используем аббревиатуру АБЙА. Слово «Ацилут» используется во фразе («Бамидбар» 11:17): «И Я низойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них» и означает «взять», что указывает на близость с источником. Также это слово связано по смысле со словом «рядом».

И СПУСКАЕТСЯ ВНИЗ, ОТ СТУПЕНИ К СТУПЕНИ, ЧЕРЕЗ ПОСТУПЕННОЕ НИСХОЖДЕНИЕ МИРОВ АЦИЛУТ, БРИЯ, ЙЕЦИРА И АСИЯ. Ацилут — Божественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа — преобладание добра; Йецира — добро и зло в равной мере; Асия — преобладание зла. Последние три мира — миры сотворенные. ОТ ЕГО БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ, БЛАГОСЛОВЕН ОН,

И В СООТВЕТСТВИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ19 «ТЫ ВСЕ МУДРОСТЬЮ СДЕЛАЛ» (то есть, все произошло от уровня Мудрости, являющейся источником все нисходящего порядка мироздания).

С помощью этого спуска ОБРАЗОВАЛИСЬ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА ЛЮДЕЙ, НЕСВЕДУЩИХ В ТОРЕ И САМЫХ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ.

Их души были в наибольшей степени затронуты этим спуском и поэтому они находятся на очень низком уровне. Наподобие этому, все различающиеся уровни «высших» и «низших» душ обусловлены спуском души по нисходящему порядку мироздания; на одни души это повлияло сильнее, а на другие слабее.

Алтер Ребе сейчас говорит о связи второй части аналогии с нашим случаем. Как и в аналогии о ногтях ребенка, которые все еще связаны с их первичным источником, постоянно получая питание из мозга ребенка, так и в случае с душой:

НЕСМОТРЯ НА ЭТО (что они уже стали душами на низком уровне — душами несведущих в Торе и незначительных людей), ОНИ (эти низкие души) ВСЕ ЕЩЕ ТЕСНО СВЯЗАНЫ И ЕДИНЫ УДИВИТЕЛЬНЫМ И НЕРАЗРЫВНЫМ ЕДИНСТВОМ СО СВОЕЙ ИСХОДНОЙ СУТЬЮ И СУЩНОСТЬЮ — ПРОИСТЕЧЕНИЕМ ВЫСШЕЙ МУДРОСТИ.

Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.

ИБО НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА НЕСВЕДУЩИХ В ТОРЕ ЛЮДЕЙ ПОЛУЧАЮТ ПИТАНИЕ И ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ ОТ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА ПРАВЕДНЫХ И МУДРЫХ людей, ГЛАВ НАРОДА СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Благодаря получению питания и жизненной силы от тех, кто соответствует уровню «мозга» и «головы», все евреи становятся связанными с их исходной сущностью — высшей мудростью.

В СВЯЗИ С ЭТИМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНЫМ КОММЕНТАРИЙ НАШИХ МУДРЕЦОВ20 НА СЛОВА (Торы)21 «И БЫТЬ ПРИВЕРЖЕННЫМ ЕМУ» (что вызывает вопрос: как можно быть быть приверженным Всевышнему? В ответ на это наши мудрецы замечают:) ТОТ, КТО ПРИВЕРЖЕНЕН УЧЕНЫМ (Торы), ТОГО ТОРА СРАВНИВАЕТ С БУКВАЛЬНО ПРИВЕРЖЕННЫМ САМОЙ ШХИНЕ. Шхина — Божественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.

На первый взгляд это трудно понять: как можно сравнить привержение ученому в Торе с привержением Всевышнему? Однако в свете вышесказанного это становится очевидным и понятным.

ВЕДЬ ЧЕРЕЗ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ УЧЕНЫМ ТОРЫ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА НЕСВЕДУЩИХ (в Торе) ЛЮДЕЙ ВСТУПАЮТ В ТЕСНУЮ СВЯЗЬ И ЕДИНЕНИЕ СО СВОЕЙ ИСХОДНОЙ СУТЬЮ И КОРНЕМ В ВЫСШЕЙ МУДРОСТИ.

А (следовательно также и с Самим Б-гом, так как) «ОН И ЕГО МУДРОСТЬ ЕДИНЫ». И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим. И «ОН — ЗНАНИЕ И Т.Д».

(22А ЧТО КАСАЕТСЯ ГРЕШНИКОВ И ВОССТАЮЩИХ ПРОТИВ УЧЕНЫХ ТОРЫ — возникает вопрос: как они получают свою духовную пищу и жизнь? Ведь духовная жизнь проистекает только туда, где существует желание давать жизнь? В ответ на это следует продолжение:

ТО ПИТАНИЕ ИХ НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА ПРОИСХОДИТ ОТ ТАК СКАЗАТЬ «ЗАДНЕЙ СТОРОНЫ» НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА УЧЕНЫХ ТОРЫ.)

Идею получения питания от «задней стороны» можно понять с помощью сравнения человека, который дает какой-то предмет своему врагу — разумеется, не из-за своего желания дать, а из-за каких-то внешних факторов. Неохота, с которой он дает этот предмет, проявляется в форме, в которой он делает это: он поворачивается спиной к врагу и бросает ему предмет через плечо. То же самое актуально в духовной сфере. Когда духовная пища передается без желания, этот процесс описывается как проистекающий от «задней стороны» дающего — внешний уровень питания.

Несмотря на это, даже те, кто восстает против мудрецов, получает от них какое-то количество духовного питания. Ведь любая душа, без исключения, должна быть связана со своим корнем и источником, как объяснялось ранее. Однако уровень получаемого ими питания соответствует «задней стороне» душ мудрецов.

* * *

Сделав вывод23 о том, что каждый еврей обладает божественной душой, которая проистекает Свыше (из Высшей Мудрости), Алтер Ребе сейчас делает заявление, что даже качество («ранг» или «уровень») каждой индивидуальной души определяется только факторами «свыше» — духовными факторами, как вышеупомянутый постепенный спуск души. Никакое действие материального мира не может определить ее качество и уровень. Алтер Ребе делает это заявление косвенным путем, когда он проясняет цитату из книги «Зоар», которая на первый взгляд противоречит этой идее.

ЧТО КАСАЕТСЯ УПОМИНАНИЯ В КНИГАХ «ЗОАР»24 И «ЗОАР ХАДАШ»25 — О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЕЕ ВСЕГО ОСВЯТИТЬ СЕБЯ В МОМЕНТ БРАЧНОГО ЕДИНЕНИЯ,

ЧЕГО НЕ СОБЛЮДАЮТ НЕСВЕДУЩИЕ И Т.Д., они, как дается намек в книге «Зоар», привлекают для своего ребенка душу с низкого уровня, что на первый взгляд является свидетельством того, что действие в материальном мире может повлиять на уровень души. Алтер Ребе утверждает, что это не так. «Зоар» говорит совсем не о душе, а об ее духовных «одеяниях», как объясняется сейчас:

ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ, ЧТО НЕТ ТАКОЙ «НЕФЕШ», «РУАХ» И «НЕШАМА», КОТОРАЯ НЕ ОБЛАДАЛА БЫ ОДЕЯНИЕМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ОТ СУЩНОСТИ ОТЦА И МАТЕРИ. То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души — внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.

ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛНЯЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭТОГО ОДЕЯНИЯ И Т.Д. С помощью этого одеяния душа достигает возможности влиять на тело и выполнять заповеди, связанные с материальными вещами. И ДАЖЕ МЕРА ИЗОБИЛИЯ, ДАРУЕМАЯ ЕМУ НЕБОМ, — ВСЕ ЕМУ ДАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ОДЕЯНИЯ. Потому что душа так прочно связана со своим одеянием, «Зоар» называет в этом контексте одеяние душой.

И ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОСВЯЩАЕТ СЕБЯ В МОМЕНТ БРАЧНОГО ЕДИНЕНИЯ, ОН СООБЩАЕТ СВЯТОЕ ОДЕЯНИЕ ДУШЕ СВОЕГО СЫНА. С помощью этого его сын будет служить Всевышнему охотно.

ДАЖЕ КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ДУШЕ, ЕЙ ТАКЖЕ НЕОБХОДИМО ОСВЯЩЕНИЕ ОТЦА И Т.Д.

НО ЧТО КАСАЕТСЯ САМОЙ ДУШИ — которая, в отличие от ее «одеяний», не подвластна влиянию процесса освящения себя родителями — МОЖЕТ ИНОГДА ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ БЕСКОНЕЧНО ВЫСОКОЙ ДУШОЙ, БЫТЬ СЫНОМ ЧЕЛОВЕКА ПРЕЗРЕННОГО И НИЗКОГО И Т.Д.,

КАК ПИШЕТ ОБ ЭТОМ РАББИ ИЦХАК ЛУРИЯ, БЛАГОСЛОВЕННОЙ ПАМЯТИ, В СВОЕЙ КНИГЕ «ЛИКУТЕЙ ТОРА», В ГЛАВЕ «ВАЙЕРА», И В «ТААМЕЙ МИЦВОТ», В ГЛАВЕ «БЕРЕЙШИТ».

Примечания:
1 См. трактат «Тамид» 29а.
2 «Дварим» 1:28.
3 «Берейшит» 2:7.
4 Утренние молитвы. См. трактат «Брахот» 60б.
5 Не найдено в наших изданиях книги «Зоар».
6 См. «Берейшит раба» 1:4.
7 «Шмот» 4:12.
8 «Дварим» 14:1.
9 Вступление в «Тикуней Зоар».
10 Законы «Основ Торы» 2:10.
11 Йов 11:7.
12 Йешаяу 55:8.
13 Включая МААРАЛа из Праги в его труде «Гвурот а-Шем».
14 Врата «Маут вэ анага», гл. 13.
15 См. «Врата единства и веры» (книга «Тания», часть 2), гл. 9.
16 Теилим 104:24.
17 См. книгу «Зоар» I 206а, а также р. Йешаяу Гурвиц в книге «Шней Лухот а-Брит», I 9б.
18 31а.
19 «Бамидбар» 11:17.
20 Ктубот 111б.
21 Дварим 30:20.
22 Скобки в оригинальном тексте.
23 Эта интерпретация следующих строк книги «Тания» взята из комментария Ребе ШЛИТА.
24 См. «Зоар» II, 204б; III, 80-82.
25 «Берейшит», п. 11.

Опубликовано: 10.08.2003

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter