СБП. Дни Мошиаха! 22 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-29 17:34

Горы и долины Земли Израиля

Разве может разговор об Израиле в ограниченных категориях политической науки дать хоть какое-то представление о стране и народе, которые не вмещаются в стандартные рамки социологии, истории, антропологии и политологии?

04.09.2004 2139 мин.

Любая дискуссия о Земле Израиля в наши дни неизбежно приобретает политические формы, затрагивая проблемы внутренней и внешней политики. Но разве Земля Израиля — обычная, ничем не отличающаяся от других, страна? Разве может разговор об Израиле в ограниченных категориях политической науки дать хоть какое-то представление о стране и народе, которые не вмещаются в стандартные рамки социологии, истории, антропологии и политологии?

Несмотря на все мрачные пророчества, Земля Израиля и еврейский народ существуют и по сей день. В мире нет другой нации, которая сегодня могла бы беседовать об общем наследии и общих интересах со своими прародителями жившими тысячу — и даже две тысячи — лет тому назад, на общем языке, в рамках общей, в своей основе, культуры. Современный итальянский язык имеет мало общего со своим древним латинским предшественником. На современного англичанина его англосаксонские предки произвели бы отталкивающее впечатление. Более того, в то время как карта Европы перекраивалась при каждой смене власти, карта Земли Израиля оставалась в основных чертах неизменной, невзирая на возникновение и падение различных арабских государств и многочисленные вторжения в Израиль иноземных оккупационных армий.

Здесь мы явно имеем дело с некой постоянной величиной — и эту постоянную величину следует признать. Она связана с тем фактом, что Земля Израиля — это земля, «на которую взгляд Всевышнего направлен от начала года до конца года».

Гора Гризим, Самария 
Гора Гризим, Самария 

Некоторые люди испытывают внутреннюю неловкость, когда в «практическую и современную» дискуссию об Израиле вносятся теологические нотки. Между тем, при отсутствии четких противоположных доказательств, факты, судя по всему, говорят о том, что есть некая Высшая Сила, некая Путеводная длань, которая управляет судьбой нашей страны и нашего народа. Как иначе можно объяснить непрерывность существования еврейского народа на протяжении трех с половиной тысяч лет когда большую часть своей истории наш народ прожил, не имея собственной страны? Это можно объяснить только вмешательством Высшей Силы!

В своем трактате, опубликованном несколько десятков назад, Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах отметил, что для топографии Земли Израиля характерно сосуществование гор и долин. Он указал, что на древнееврейском языке слову «земля» соответствует слово ארץ «эрец», которое этимологически связано со словом רצון «рацон», означающим желание или потребность. Исраэль ישראל значит «Власть Б-га». Следовательно, Земля Израиля — это земля, которая хочет, чтобы ею управлял Б-г. Горы и долины являются выразительными символами взлетов и падений — удовлетворенных или неудовлетворенных желаний и потребностей. В рамках этой образной системы легко представить себе живую, пульсирующую землю, охваченную желаниями, символически воплощенными в ее горах и долинах, — эти желания связаны с разной степенью близости к Б-гу. Однако поскольку неодушевленная земля не способна сама добиться осуществления своих желаний, она полагается в этом на родной ей еврейский народ, который тянется к Б-гу, подобно высоким горам, и подчиняется Власти Б-га, наподобие скромных долин.

Верхняя Галилея 
Верхняя Галилея 

В топографии личности каждого еврея тоже есть свои «горы» и «долины», подобные приливам и отливам, в которых периоды близости к высшим идеалам, дарованных Б-гом, сменяются периодами неизбежных повседневных забот о хлебе насущном. В хасидской терминологии эти периоды называются «рацо» и «шув». Здесь мы опять наблюдаем этимологическую связь между «рацо» (стремлением приблизиться к Б-гу) с одной стороны, — и «рацон» (желанием, волей) и «эрец» (землей), с другой. В корне этих трех слов заложено понятие интенсивного стремления. Бывают минуты, когда внезапное откровение о назначении Творения порождает в нас приток энергии, ищущей выхода в близости к Бесконечному — и это «рацо». Человеческие желания и воля (рацон) направляют наши повседневные поступки. Как учат нас великие толкователи Торы, Земля Израиля — это «Земля, которая торопится исполнить Волю Творца». Взаимосвязь между этими тремя понятиями просто поразительна.

Негев 
Негев 

Заглянув глубже, мы можем высказать предположение, что внутреннее чередование «гор» и «долин» присущее еврею, — это естественный циклический феномен, отражающий попеременно то желание «отдать себя без остатка» («хесед»), то стремление сдержать себя, взять себя в руки («гвура»). Этот феномен соответствует периодам: «горам», т.е. стремление без остатка посвятить себя исполнению Воли Творца, — с одной стороны — и «долинам» — периодам, когда мы направляем свои усилия на мирские, но необходимые заботы о хлебе насущном, с другой. Но даже мирские «долинЫ» таят в себе потенциал для высочайших взлетов. Ведь хотя истоки реки находятся высоко в горах, речная вода обязательно в конечном итоге доходит до низшей точки в долине. И именно долина — озеро — становится в итоге источником воды для повседневного потребления. Так что низшая точка неразрывно связана с высшей. Мирское и повседневное становится продолжением высшего взлета. И задача человека заключается в том, чтобы найти этот высший потенциал в таких повседневных занятиях, как прием пищи, беседа, помощь ближним и т.д., то есть найти святое в мирском.

Голаны 
Голаны 

В этом смысле такова и Земля Израиля. Станет ли она просто еще одной средиземноморской страной, подчиняющейся обычным государственным и социальным законам? Или объектом соперничества иноземных держав и удобным костылем, на который опираются еврейские национальные страхи? Или же эта долина может соединиться с горами, и за кажущейся обыденностью этой страны откроются желания и стремления, которые неразрывно связаны с национальными историческими взлетами — этими воистину священными вершинами?

Ответ на этот вопрос кроется в душе каждого еврея. В каждом еврее живет своя внутренняя Земля Израиля, топография которой состоит из гор и долин — из вершин религиозного опыта и потенциальной способности к кротости и самоотречению. Каждый еврей должен активно стремиться к тому, чтобы оба эти начала нашли достойное выражение. И тогда эти малые Земли Израиля сольются в могучую общенациональную Землю Израиля, которой будут присущи те же желания, а ее судьба, как и прежде, будет неподвластна законам мирской политологии.

Именно с этой целью Всемогущий Творец Вселенной даровал в древности евреям карту, чтобы с ее помощью идти по пути, предназначенному Народу и Земле Израиля. Эта карта — Тора. И сегодня, в эпоху реализации высочайшего национального потенциала, мы не имеем права пренебречь этой Картой!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter