СБП. Дни Мошиаха! 13 Элула 5784 г., второй день недели Таво | 2024-09-16 05:23

Свобода выбора: наука против Торы

Среди богобоязненных евреев бытовала старая поговорка: «Если хочешь узнать, как Б-г хочет, чтобы мы себя вели, посмотри, что все делают, и сделай наоборот».

Перевод:Д. Беляев 06.12.2023 0 725 мин.

Изо всех сил желая исключить возможность существования Б-га или духовного единства, ученые загоняют себя в очень узкие рамки и выдвигают самые безумные теории. Далее приведены два примера абсурдных позиций, занимаемых учеными, и того, как они кардинально противоположны положениям нашей Святой Торы, нашей Торы, содержащей абсолютную истину.

В двух недавно вышедших книгах исследуется вопрос о том, могут ли люди контролировать свои личности, поступки и судьбы. «Свободные агенты: Как эволюция дала нам свободу выбора» профессора генетики и нейронаук Кевина Дж. Митчелла и «Детерминированность: Наука о жизни без свободы выбора» профессора биологии и неврологии Роберта М. Сапольски.

Книга Сапольского рассматривает различные сферы жизни: от нейробиологии до социальных и поведенческих наук и психологии, чтобы прийти к выводу, что у нас нет свободы выбора: «Мы ничто иное, как совокупность случайностей биологии и окружающей среды, над которыми мы не имели никакого контроля и которые подвели нас к настоящему мгновению».

Он использует подобный универсальный подход намеренно: по его мнению, если рассматривать подобную дискуссию только с точки зрения одной дисциплины, можно допустить, что утверждения о свободе выбора проскользнут сквозь щели других, не рассмотренных дисциплин. Только рассматривая эту дискуссию с точки зрения нескольких дисциплин, возможно системно разобраться с аргументами в пользу существования свободы выбора.

На протяжении первой половины своей книги Сапольски рассказывает нам о множестве аспектов, которые не позволяют нам контролировать то, кем мы являемся или что мы делаем. Он указывает на 4 миллиона участков в последовательности ДНК, которые кодируют активные гены в нашем мозге, — 4 миллиона единиц индивидуальных особенностей, над которыми мы не имеем никакой власти. Он приводит результаты одного исследования, которое показало, что если судья голоден, он с гораздо меньшей вероятностью предоставит преступнику условно-досрочное освобождение.

Это, кстати, не должно мешать тем, кто знает, что у них есть свобода выбора, преодолеть свои предубеждения и взять их под контроль, в случае и при условии, что их вдохновляет путеводитель нашей Торы.

Он также глубоко изучает префронтальную кору, или ПФК, — часть мозга, которая отвечает за формирование того, что мы называем твердостью характера и силой воли, и утверждает, что эта область формируется под влиянием абсолютно всех факторов — от сильных стрессов, пережитых вашей матерью во время беременности вами, до окружающей среды, в которой вы провели свой подростковый период. «Проявите ли вы восхитительное самообладание, растратите ли возможности в пучине самоуничижения, величественно справитесь с соблазном или плюхнетесь в него с размаху, — все это результат работы ПФК», — пишет он.

В 1960-х годах метеоролог из Массачусетского технологического института запустил компьютерную программу прогноза с немного неверным числом. Неожиданно вместо того, чтобы вызвать небольшой сдвиг в прогнозе, эта крошечная ошибка вызвала хаос. Эта случайность дала начало теории хаоса, которая постулирует, что, вопреки старым сухим законам физики, во Вселенной существует некоторая непредсказуемость. Для сторонников свободы выбора эти выводы стали настоящей находкой. Если Вселенная временами ведет себя непредсказуемо, это наносит удар по детерминизму, а значит, свобода выбора вполне может существовать.

Сапольски рассматривает эти аргументы, а также другие концепции «в поддержку свободу выбора», включая квантовую неопределенность, которая бросает вызов идее о том, что Вселенная является детерминированной, и эмерджентную сложность — идею о том, что редуктивные, дискретные части системы (скажем, нейроны) могут порождать потрясающе сложные результаты без генерального плана, что бросает вызов идее о том, что вы можете предугадать, что будет делать организм, основываясь на изучении поведения входящих в него нейронов.

Сапольски приходит к выводу, что, хотя все эти концепции опровергают утверждения о детерминированности Вселенной, они ничего не дают в пользу сторонников свободы выбора. У нас нет свободы выбора, и точка. Как бы абсурдно это ни звучало, такова его позиция.

Книга Митчелла приходит к иному выводу, чем Сапольски, но в основе лежат те же природные процессы, а свобода выбора не является чем-то, что можно закрепить вокруг физического детерминизма. Напротив, свобода выбора является частью физических законов Вселенной. Другими словами, хотя эволюция каким-то образом порождает ее, она создает наши собственные (ограниченные) личности!

По мнению Митчелла, одноклеточные организмы стали отличаться от своих неживых собратьев миллиарды лет назад тем, что начали «делать что-либо по каким-то причинам». Он не объясняет, как это произошло, — это просто случилось!

Изначально действия этих организмов были простыми. Они принимали решения, основываясь на том, насколько много ресурсов на той или иной скале. С течением веков передвижение и восприятие усложнили жизнь, и организмы начали вступать в сложную систему обратной связи, в которой они взаимодействовали с окружающей средой и со временем усваивали последствия своих действий.

Хотя это может показаться в некотором роде когнитивным, все это — всего лишь естественные процессы.

В ходе этого повествования Митчелл знакомит нас с такими существами, как гидра. Этот простой пресноводный полип не имеет мозга. Тем не менее, она, выражаясь его странными словами, может принимать решения, например, двигаться к свету, определять, стоит ли что-то съесть, и покидать слишком горячие или холодные воды, а также C. elegans, червь, находящийся выше по эволюционной цепочке, который демонстрирует способность к обучению.

Организмы, говорит Митчелл, — это совокупность процессов, которые обнаруживают и реагируют на внутренние и внешние раздражители, стремясь к выживанию. По мере того как микроб активно исследует окружающую среду, сталкивающиеся с ним молекулы преобразуются внутри организма в информацию о пропитании или опасности, предоставляя ему «причины» для того, чтобы начать приближаться или убегать. «В действительности, — объясняет он, — эти организмы обрабатывают сразу несколько сигналов, а также информацию о своем текущем состоянии и недавней истории, чтобы создать действительно комплексную реакцию, которую невозможно разделить на изолированные части».

Опять же, как именно эти организмы могут «рассуждать» или каким правилам и законам они подчиняются, чтобы действовать так, как они действуют, остается только в пределах нашего воображения!

Если микроорганизмы могут действовать как агенты, то гораздо более сложные организмы, такие как люди, должны обладать еще большими возможностями для агентной деятельности. Митчелл очень подробно описывает структуру человеческого мозга, показывая, как паттерны нейронов создают смысл, реагируя на сенсорные стимулы и друг на друга. Таким образом, возникает причинно-следственная связь «сверху вниз» — то, что происходит, когда паттерны на более высоком иерархическом уровне оказывают причинное влияние на более низкий уровень, изменяя контекст, в котором происходят действия на более низком уровне.

«Выборы, которые организм делает на основе параметров, установленных на высоком уровне, фильтруются вниз, — пишет Митчелл, — чтобы изменить критерии на более низких уровнях, тем самым позволяя организму адаптироваться к текущим обстоятельствам, выполнять текущие планы и достигать текущих целей». Таким образом, абстрактные сущности, такие как мысли, убеждения и желания, могут оказывать причинно-следственное влияние на физическую систему».

Митчелл утверждает, что по мере того, как жизнь становилась все более сложной, эволюционируя от червя к полипу, существа начали проявлять динамику и самостоятельность, а смысл, который организмы приписывали действиям, мыслям и опыту, стал наиболее важным аспектом познания. Наконец, эта эволюция привела нас к человеку, обладающему сложным набором отделов мозга, которые работают вместе, чтобы воспринимать и интегрировать наши представления об окружающем мире, принимать решения, интегрировать эти решения, думать о своих мыслях по поводу этих решений и даже представлять себе результаты этих решений. Этот процесс, возможно, изначально развивался как способ моделирования нашей когнитивной деятельности, но «случайно» освободил наши умы, превратив их в то, что мы можем назвать свободой выбора, пусть и находясь под воздействием множества ограничений, накладываемых природой и воспитанием.

И хотя «каким-то образом» природа породила форму самопознания через «некий» эволюционный процесс, это все еще очень большая часть нашего физического существования и не учитывает какой-либо вид души или внутренней духовной идентичности.

Митчелл признает, что люди не обладают полной и абсолютной свободой. Напротив, он считает, что «индивидуальность подразумевает ограничения». Он согласен с тем, что мы формируемся под влиянием нашей эволюции, генетики, случайной вариативности и факторов окружающей среды, которые преобразуют наш мозг в конкретный орган. Но, что очень важно, по его мнению, это не делает нас автоматическими роботами. Как только мы развили метакогнитивные способности, мы потеряли возможность утверждать, что наши действия полностью свободны от какого-либо понятия о моральной ответственности. Соответственно, мы должны продолжать хвалить людей за их достижения и наказывать их за грехи, поскольку, пишет Митчелл, «Мозг не совершает преступлений: их совершают люди».

В недалеком прошлом в физике преобладало мнение, что мир полностью детерминирован и в нем нет места свободе выбора. Но Митчелл рассматривает квантовую физику, которая приходит на защиту свободы выбора, потому что » представляется, что некая фундаментальная неопределенность находится в самой ее сути». Сегодня, говорит Митчелл, преобладающим мнением в физике является то, что «неопределенность, наблюдаемая в эволюции квантовых систем, является реальной и фундаментальной».

Митчелл сам выдвигает гипотезу, напоминающую своеобразную гимнастику для ума, о том, что некоторые люди обладают большей свободой выбора, чем другие. «Если люди не обладают свободой выбора в отношении того, сколько свободы выбора у них есть, то обладают ли они свободой выбора вообще?»

Итак, по мнению Сапольского, все мы — автоматические существа, а утверждение Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я есть» на самом деле является иллюзией. С точки зрения Сапольского, казалось бы, нет никаких весомых причин для того, чтобы кто-то не решился на самоубийство. Не существует никакого высшего смысла для существования и для жизни.

Митчелл неистово воображает людей как продукт некой довольно умной саморазвивающейся универсальной системы во всех атомах (ведь с тем же успехом можно сказать, что это Б-г, нет?), которую он никогда не объясняет, откуда она взялась и как работает, развившись до высшего уровня в человеческом существе. По сути, люди ничем не лучше травинок, случайно развивших в себе интуицию.

Ни души, ни жизни после смерти, ни Б-га как причины, по которой что-либо работает по законам, которым оно следует. Мы все просто везучие случайности, которые в итоге превратились в существ, обладающих своего рода свободой воли, без особой цели или метафизического смысла.

Я поделюсь с вами точкой зрения нашей Святой Торы и еврейской традиции. Принцип свободы выбора занимает очень важное место в книгах нашего наследия.

Свобода выбора — это главное отличие человеческой расы от остального творения. Свобода выбора и воли исходит от души — истинной частицы Б-га, находящейся внутри нас, в измерении более высоком, чем наши естественные телесные ограничения, и потому способной управлять и влиять на разум и тело с этой высшей точки.

Животные действуют в соответствии со своими инстинктами. Животные и все другие сотворенные существа не могут контролировать свои действия и поведение.

В отличие от них, человек действует в соответствии со своей способностью контролировать свой разум и желания и полностью контролирует свое поведение.

Свобода выбора, предоставляемая каждому человеку, является одним из основных положений Торы Израиля, и многие наши выдающиеся мудрецы включили ее в список основных принципов веры.

В своей книге «Сильная рука» РАМБАМ говорит следующее: «Разрешение дано каждому. Если он хочет направить себя на хороший путь и быть праведным — это разрешение в его руке, а если он хочет направить себя на плохой путь и быть нечестивым — это разрешение в его руке». Написано в Б-жественной книге, нашей Святой Торе: «И сказал Г-сподь Б-г: Вот человек стал как единственный из нас в познании добра и зла».

Написано: «Я даю перед вами сегодня», то есть власть находится в твоих руках, и что бы человек ни пожелал сделать, он сделает — хорошее или дурное. Исходя из этого, Тора говорит: «О, если бы оставалось у них это (расположение) сердца бояться Меня и соблюдать все Мои заповеди». Творец не принуждает людей и не предписывает им поступать хорошо или плохо; то, как человек поступает, находится в его собственных руках. Мы, однако, без сомнения знаем, что выбор и поведение человека полностью находятся в его руках и его компетенции.

В этом духе наши мудрецы также говорят: «Все предрешено, и все же разрешение дано». И «все в руках Небес, кроме страха перед Б-гом». В «страхе перед Б-гом» содержатся все решения морального плана, которые человек должен принять или от которых должен удержаться.

«Все в руках Небес» относится ко всем мирским делам. Независимо от того, умный человек или глупый, высокий или низкий, богатый или бедный, возможно, у него есть характер, который облегчает ему соблюдение заповеди, или, наоборот, у него отсутствует характер, который принуждает его к этому.

РАМБАМ пишет: «Если бы Б-г установил, что человек будет праведен или нечестив, или если бы было что-то, что влечет человека, в силу его природы, к пути путей, или к науке наук, или к особому характеру, или к особо вынужденным поступкам, как утверждают глупцы, — как мог бы Он повелеть нам делать то и не делать это»? Как можер было улучшать свои пути, делать добро и не следовать за своим злом, тогда как Он изначально обрек бы человека на погибель, или его врожденная предрасположенность заставила бы его к чему-либо, от чего он не может избавиться? Какое место было бы тогда отведено для всей Торы? Какой закон и какой приговор можно вынести злодею или вознаградить праведника?»

Кроме того, наши мудрецы пишут, что вера в свободу выбора необходима для основ «человеческого» поведения. РАМБАМ пишет: «Если бы человека заставляли действовать… к чему вся эта учеба, воспитание и тренировки, ведь невозможно, чтобы человек из-за внешних факторов — по мнению тех, кто так думает, — не совершил определенный поступок, не познал определенную мудрость и не обладал непостижимым характером. И в таком случае награда и наказание были бы полной несправедливостью».

Раввин Йосеф Альбо пишет: «Свобода выбора — это начало всех человеческих взаимодействий и человеческих обязательств, которые закрепляют нормы гражданского общества».

РАМБАМ выдвигает тезис: «Чтобы вы не сказали: Пресвятой, благословен Он, знает, что будет, и еще до того, как это произойдет, Он знал, что это будет праведно или нечестиво. Если Он знает, что кто-то станет праведником — невозможно, чтобы тот не был праведником, а если вы скажете, что Он знает, что тот будет праведником, и возможно, что он будет злодеем — тогда Б-гу не хватало бы Своего знания».

Знайте, что ответ на этот вопрос — «длиннее земных и шире морских просторов». Сколько основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы зависят от этого принципа свободы воли? Вы должны знать и понимать то, о чем я говорю... И точно так же нет возможности у человека достигнуть и обрести саму истину Творца, как сказано: «Не может узреть Меня человек и остаться в живых», так и нет силы у человека, чтобы достигнуть и постичь и сущность знания Создателя.

Об этом сказал пророк (Йешаяу 55:8): «Не Мои мысли — ваши мысли, и не пути ваши — Мои пути». Простой смертный не в силах понять, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем.

Согласно Торе, мы полностью контролируем свои решения в области морали. Результат находится в руках Б-га, а что касается всего, что выходит за рамки нашего морального выбора, — здоровья, богатства, погоды и т. д., — все это находится во власти Б-га, иногда на это влияют наши молитвы и добрые дела.

У человека есть душа — независимая сущность, действующая внутри тела. Она существует до рождения человека, проживает его жизнь, а затем пожинает плоды или последствия в этом мире, но в основном в мире грядущем, в зависимости от выборов, сделанных в течение жизни.

Однажды ученики Баал-Шем-Това сидели со своим учителем, и тут в учебный дом просунул голову кучер-нееврей и попросил помочь вытащить его лошадь и повозку из грязи. Не желая отрываться от своего учителя, они сказали: «Мы не можем помочь». Кучер ответил: «Можете. Просто вы не хотите».

Б-г наделил всех нас силой и способностью контролировать себя и принимать правильные решения, руководствуясь Торой. В противном случае все ожидания, заложенные в Торе, не имели бы смысла. Никогда не бывает «невозможно» исполнить наши заповеди, поскольку Он всегда дает нам силы справиться с испытаниями, которые ставит перед нами. «Ты можешь, просто у тебя нет желания это делать».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter