20 Хешвана 5782 года, третий день недели, гл. Хаей Сара

Мошиах пришел!

Все чаще до нас доносятся не очень понятные, но будоражащие душу лозунги типа: «Мошиах пришел! И это Любавичский Ребе!» О том же самом кричат плакаты, расклеенные любавичскими хасидами там и тут. Насколько правомочна такая реклама? Насколько она заслуживает нашего доверия?

6962 (3)
Мошиах пришел!
Мошиах пришел! 

Все чаще до нас доносятся не очень понятные, но будоражащие душу лозунги типа: «Мошиах пришел! И это Любавичский Ребе!» О том же самом кричат плакаты, расклеенные любавичскими хасидами там и тут. Насколько правомочна такая реклама? Насколько она заслуживает нашего доверия? На эти (а попутно и на другие, касающиеся различных убеждений последователей Ребе שליט"א, вопросы) ответит нашему корреспонденту Довид Сегаль из Иерусалима.

Журналист: Если можно, я сразу начну с вопроса, который возникает у меня, да и, наверное, у любого нормального человека, столкнувшегося с идеей вечной жизни Любавичского Ребе, активно рекламируемой хабадниками в средствах массовой информации. Как можно говорить столь странные вещи? Не кажется ли вам, что подобная реклама противоречит простому здравому смыслу?

Довид Сегаль: Во-первых, хотелось бы заметить, что «странные вещи, противоречащие здравому смыслу» совсем не всегда являются неправильными. Для примера, расскажу одну историю, которую я в свое время слышал из уст известного историка Льва Гумилева. Он рассказывал, что когда некий цивилизованный европеец, попавший в одно из уцелевших племен людоедов, был доставлен к вождю этого племени, то «мудрый» вождь спросил его: «Там, где ты живешь бывают войны?» «Да», — ответил белый человек. «И что, людей тоже убивают?» – продолжал вождь. «Да», — вымолвил чужеземец, начиная подозревать неладное. «И что же вы делаете с убитыми, съедаете?» «Нет, мы их закапываем в землю». «Не понимаю, — продолжал вождь свои глубокие рассуждения. — Если вы не хотели их есть, то зачем же было тогда убивать? А если уж вы их убили, то почему бы не съесть?!» Логично, не правда ли? Логично, но неправильно, причем, неправильно даже в том случае, если абсолютное большинство племени совершенно согласно с рассуждениями «мудрого» вождя.

Эту историю я рассказал в связи с упомянутым в Вашем вопросе понятием «здравый смысл». Иногда, следуя этому «здравому смыслу», человек может прийти к выводам, полностью противоречащим как человеческому разуму, так и Божественному замыслу. А посему, в поисках ответа на Ваш вопрос я предлагаю изначально отказаться от привычных шаблонов, любезно предоставляемых нам окружающим миром, и начать рассуждение с самого начала, а именно: с вопроса о том, что такое вообще жизнь и смерть, и какого происхождение этих, на первый взгляд неотъемлимых и извечных факторов?

Забегая вперед, можно сказать, что именно безграмотность людей в заданной нами теме и вызывает непонимание, когда речь заходит о таких понятиях как вечная жизнь и воскрешение из мертвых. Вот, например, Вы реально, не в фантазии, не в мечте, а по-настоящему представляете себе, что жизнь каждого еврея, а значит, и Ваша может быть вечной?

— Конечно, нет. Я такую жизнь вечно не выдержу.

— Ну, вот видите. А ведь изначально человек был сотворен вечноживущим.

— Как это?

— Да очень просто. Когда Б-г сотворил первого человека, Он вложил в него качество бессмертия, а смертным человек стал только «по собственному желанию». Я имею в виду, что решение самого Адама, а именно: нарушение запрета Творца не есть с Древа Познания Добра и Зла — привело к тому, что первый человек разъединился с постоянным источником жизни и стал смертным. Таким образом, смерть, по сути, изначально противоречит настоящей природе человека. И вопрос должен звучать не как это человек может жить вечно, а как ему вообще удается умереть. Как Вы думаете?

— Я не очень понимаю, у кого тут все-таки берут интервью, у Вас или у меня? А если серьезно, то, по-моему, Вы уже частично ответили на этот вопрос, заметив, что первый человек стал смертным в результате греха.

— Абсолютно точно, именно грех являлся причиной смерти и для него, и для всех последующих поколений. Каббала объясняет, что каждый грех – это разрыв одного из каналов, по которым жизнь поступает от источника жизни, Жизни Жизней, Святого Творца в человеческое тело. Таким образом, остается только один вопрос: каким же образом умирают безгрешные люди, абсолютные праведники, которых, слава Б-гу, было немало за всю историю еврейского народа? Интересно, что ответ на этот вопрос содержится в словах Торы «…и будет убит, и повесишь его на дереве». Каббала объясняет этот текст таким образом: если ты увидишь безгрешного человека, который сам по себе не должен был бы умереть, но все-таки был как бы «убит», умерщвлен Высшим Провидением, то «подвесь», т.е. поставь произошедшее в зависимость от «дерева», от греха Древа Познания Добра и Зла. То есть если у самого этого человека не была греха, то причиной его смерти является еще не исправленный на тот момент грех Древа Познания.

— А что, этот грех когда-нибудь может быть исправлен?

— Безусловно. Это-то время и называется временем Мошиаха. Вся суть этого времени состоит в том, что зло, пришедшее в мир в результате первого греха, будет исправлено, и наступит эпоха абсолютного добра и справедливости.

— Почему же тогда это время называется временем Мошиаха, почему не назвать его просто Эрой Добра или как-нибудь в этом духе?

— Потому что Мошиах — это как раз тот человек, который должен осуществить на практике все эти идеи. Именно при его жизни должны реализоваться все описанные Торой пророчества о том, что в будущем будет построен Третий Храм, евреи соберутся в Земле Израиля, мечи будут перекованы на орала, а волк будет мирно сосуществовать с овцой. Все эти пророчества являются попросту разными этапами Эры Мошиаха, этапами исправления греха Древа познания, которое, как мы поняли, является причиной смерти.

Поэтому окончательное и полное Освобождение от идеи греха, смерти и нечистоты ознаменуется дарованием вечной жизни живым и воскрешением мертвых. Причем, вера в реальность такой перспективы является одной из самых главных основ еврейской религии (см. 13 принципов веры Рамбама). И реализовать все это должен Мошиах — человек из плоти и крови, абсолютно единый с Б-гом и потому сам обладающий вечной жизнью.

— Все, что Вы рассказываете, очень интересно, но не могли бы Вы вернуться к изначальной проблеме. Какое отношение имеют все эти идеи к вопросу о вечной жизни Любавичского Ребе?

— Что значит: «какое отношение»? Самое прямое. Ведь если Вы внимательно следили за информацией, распространяемой хабадниками, то, наверняка, знаете, что Любавичский Ребе как раз и является тем самым Мошиахом, который, обладая вечной жизнью, приводит Освобождение в мир.

— А откуда Вы знаете, что Мошиахом является именно Ребе, а не кто-то другой? Почему, собственно, не подобрать иную подходящую фигуру какого-нибудь раввина или праведника?

— Кого, например? Не спешите с ответом. Давайте сначала разберемся с теми требованиями, которые еврейский закон предъявляет к личности Мошиаха. Во-первых, это должен быть человек, про которого доподлинно известно, что он является потомком Королевского рода Давида, во-вторых, он должен знать Тору на самом высоком уровне, «как Давид, его отец», в-третьих, он должен влиять на весь еврейский народ и приближать всех евреев к Торе, в-четвертых, он должен вести так называемые войны Мошиаха и побеждать в них, и, наконец, в довершение ко всему этому он должен быть еще и пророком, признанным еврейским судом.

И вот теперь, вооружившись необходимыми знаниями, пожалуйста, назовите мне хотя бы одного известного Вам «иного раввина или праведника», который удовлетворял бы всем этим требованиям сразу.

— Ну, хорошо, допустим, я такого раввина не знаю, но кто сказал, что все эти признаки есть в наличии у Любавического Ребе?

— Это сказали более двухсот выдающихся раввинов современности, вынеся в 1992 году постановление («псак дин») о том, что Любавический Ребе является Мошиахом, причем, оснований для подобного решения было более чем достаточно. Ведь деятельности по распространению Торы и еврейства, организованной Ребе, нет никаких аналогов во всей еврейской истории. Никогда за все время существования нашего народа не было такой ситуации, чтобы слово, сказанное неким раввином в каком-то уголке мира изменяло жизнь множества людей на всем Земном Шаре. В качестве примера достаточно упомянуть о празднике Лаг ба-Омер, который до начала деятельности Ребе был для большинства евреев совершенно обычным днем, ничем не отличающимся от всех других. Сейчас практически нет места на Земле, где жили бы евреи и при этом не было бы организовано праздничной деятельности (костры, парад заповедей и т.д.) в Лаг баОмер. То же происходит и с другими праздниками: в Рош а-Шана посланники Ребе помогают евреям услышать звуки шофара, в Суккот — вознести четыре вида растений (лулав), в Хануку — зажечь свечи, в Пурим — услышать Свиток Эстер.

На данный момент уже открыто около трех тысяч «Домов Хабада», успешно действующих во всех концах мира. Тысячи школ, йешив, детских садов, микв и синагог, открытые по инициативе Ребе, являются самым ярким признаком деятельности Мошиаха в мире.

Причем, вся эта деятельность организована Ребе только при помощи слов Торы. Ребе говорит и объясняет, его слова проникают в самое сердце, и десятки тысяч людей по всему миру строят свою жизнь в соответствии с указанными им приоритетами. И самое главное, на первом месте в этой жизни стоит помощь другому еврею, в каком бы положении он ни находился.

Кроме того, Ребе – это, вообще, единственный современный раввин, деятельность которого распространяется на весь еврейский народ. Ребе не обращается только к сефардской общине или только к ашкеназской, а обращается ко «всем евреям, в каком бы месте они не находились» (такими словами начинались письма, которые Ребе публиковал четыре раза в год).

— Да, никто не спорит, что деятельность Хабада в отношении распространения еврейской традиции беспрецедентна. Я даже слышал фразу, что «там, где есть Кока Кола, там есть Хабад». Но как быть с остальными признаками? Откуда, например, раввины, подписавшие постановление о том, что Ребе — Мошиах, могли знать, является ли Ребе прямым потомком Короля Давида? Как вообще можно это проверить?

— Ну, это, как раз, самый простой вопрос. Известно, что наш Ребе является прямым потомком третьего Любавического Ребе, Ребе Цемех-Цедека, который в свою очередь является прямым потомком Маараля из Праги, известного своими удивительными познаниями в Торе вообще, и в Каббале, в особенности (для тех, кто знает, именно ему удалось создать знаменитого пражского Голема). Ну, а от Маараля из Праги есть прямая и известная в раввинских кругах цепочка, соединяющая его с Королем Давидом. Таким образом, происхождение Ребе «из дома Давида» — это абсолютно достоверный факт.

— Ну, хорошо. А как быть с пророчеством? Можно ли всерьез говорить о том, что Любавический Ребе является пророком?

— Не только можно, но, в определенном смысле, даже нужно. Ведь у пророка в еврейской традиции совершенно особый статус. Его слова являются «Словами Б-га Живого», иначе говоря, Сам Б-г говорит через уста пророка. И пророк оказывается человеком, избранным Г-сподом в качестве передатчика Высших указаний людям.

Так вот, Ребе является самым настоящим пророком, и потому каждое указание, в сущности, — это указание Б-га. И это, кстати говоря, так же подтверждено алахическим постановлением раввинов.

— А как отличить пророка от обычного человека, которому тоже, например, удается предсказывать будущее на основании логики и интуиции?

— Очень просто. По сбывшимся пророчествам. Если, например, приходит праведный и глубоко знающий Тору человек и говорит, что Б-г послал его сказать, что в будущем случится такая-то нетривиальная вещь, то, в случае, если его пророчество дважды сбылось, он должен быть официально признан пророком со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В ситуации же с Ребе мы видим точное исполнение всего вышесказанного. В беседе о недельной главе «Шофтим» 1991 (5751) года Ребе сам говорит о том, что необходимо донести до сведения всех людей, что Б-г выбрал и назначил пророка поколения.

Все же сбывшиеся пророчества Ребе просто невозможно перечислить. Коснемся лишь самых известных из них. Например, предсказания о быстром и чудесном окончании шестидневной войны. Тогда за неделю до начала военных действий все газеты пестрили заголовками типа «Любавичский Ребе гарантирует быструю и чудесную победу» или «Любавичский Ребе говорит, что Израиль сейчас — самое безопасное место» и т.д, и все это несмотря на то, что все политики, раввины и журналисты в один голос в то же самое время заранее и заживо хоронили Израиль.

Вспомним также предсказанный Ребе исход евреев из Советского Союза, который, как выяснилось позже, был неожиданным даже для Горбачева, стоявшего у истоков этого движения. В середине восьмидесятых годов Ребе попросил профессора Ирмияу Брановера передать израильскому правительству рекомендацию активно готовиться к встрече вскоре ожидаемой огромной репатриации из Советского Союза. Тогда к словам пророка не прислушались, и последствия этого нам, к сожалению, известны.

Потом была война в Персидском заливе, и Ребе однозначно и многократно заявлял: «Евреи! Вам нечего бояться. Пришло время вашего освобождения», и снова: «Израиль — самое безопасное место на земле», а также: «Жители Израиля, находящиеся в Америке, не должны откладывать свое возвращение в Святую Землю, и, наоборот, должны рассказывать всем о своем намерении вернуться, чтобы показать, что никакой опасности нет».

На территории Израиля, как мы помним, упало тогда 39 скадов. Множество зданий были разрушены, но ни один человек... Только вдумайтесь: ни один человек — не был убит! При этом, один скад, по ошибке перелетевший Землю Израиля, унес жизни нескольких десятков людей. Просто явное и раскрытое чудо, случившееся на глазах у всего мира! И даже сейчас понятно, что сказать про страну, на которую должны были упасть 39 скадов, что это «самое безопасное место на Земле» мог только пророк.

На основании всех этих и множества других фактов более 170 раввинов в 1998 году подписали постановление о том, что Любавический Ребе является пророком поколения и праведным Мошиахом (теперь уже не только на основании «законов Королей» Рамбама, но и на основании пророчества самого Ребе).

— Допустим Вы правы. Но даже если предположить, что Ребе — пророк и Мошиах, то что нам это дает? Ведь ни одно из пророчеств, относящихся к самой эпохе Мошиаха, до сих пор не сбылось.

— Это не совсем так. Ребе объясняет, что все идеи освобождения уже начали осуществляться, и что мы, этап за этапом, уже переживаем все то, что должно происходить во времена Мошиаха.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. В беседе, посвященной недельной главе «Мишпатим» и сказанной в 5752 (1992) году, Ребе объясняет, что подписание договора о разоружении между СССР и США является началом реализации пророчества «перекуют мечи на орала». Ребе объясняет также, что этот договор был подписан именно в Нью-Йорке (а не в Вашингтоне или Москве, чего, казалось бы, было логично ожидать), как знак указывающий на то, что достигнутое соглашение является результатом действий Мошиаха в мире. (Дом Ребе, как известно, находится в Нью-Йорке.)

В беседе на второй день праздника Шавуот (праздника дарования Торы) 5751 (1991) года Ребе разъясняет понятие «Новая Тора». Дело в том, что одна из идей, реализующихся с приходом Мошиаха, – это полнота знания Торы. Иначе говоря, Мошиах должен раскрыть в уже имеющихся текстах новый, доселе глубоко запрятанный смысловой пласт, называемый «тайнами тайн» Торы. И вот, в этой беседе Ребе начинает это делать, и именно там он отвечает на те вопросы, на которые, по словам мудрецов, сможет ответить только сам Мошиах.

— Ну, хорошо, а как быть со строительством Храма?

— И этот необходимый аспект деятельности Мошиаха уже начал реализовываться.

Ребе объясняет, что кроме Большого Иерусалимского Храма в ТаНаХе и Гемаре упоминается так же так называемый Малый Храм – некая замена Большого Храма, предоставляемая евреям на время Изгнания в тех землях, в которых они находятся. В этом Малом Храме раскрывается Б-г, и именно оттуда это раскрытие распространяется по всей Земле, во все синагоги и йешивы, находящиеся в самых разных местах.

Место же Малого Храма определяется в Гемаре вполне конкретно и носит название «Бейт Рабейну» («Дом нашего Ребе»). Иначе говоря, это дом главы поколения, его синагога и его йешива, то есть то место, откуда исходят его указания для всех людей поколения. И Ребе прямо говорит о том, что сооружением, упомянутым в Гемаре, в наше время является дом Ребе в Нью-Йорке.

Ребе указывает также на то, что сумма числовых значений всех букв в словах «Бейт Мошиах» («Дом Мошиаха») составляет именно 770, т.е. порядковый номер синагоги и йешивы Ребе в Нью-Йорке, на улице Истерн Парквей. И поскольку в будущем Малый Храм должен стать органичной частью Большого, то строительство синагоги Ребе является началом строительства Большого Храма.

— Как же может произойти их объединение в одну, так скажем, архитектурную композицию, если Малый Храм находится в Нью-Йорке, а Большой должен быть построен в Иерусалиме?

— Это, действительно, интересный вопрос. Ответ на него звучит несколько фантастично, но в нашем поколении фантастика очень быстро становится реальностью, создавая дистанцию между самой смелой фантазией и ее материальным воплощением в какие-нибудь пару десятков лет, а то и меньше.

Третий Большой Храм, как известно, будет отличаться от двух ему предшествующих тем, что он окажется вечным, являясь творением Самого Б-га, и потому не будет подвержен разрушению, как это происходит с творениями человека. Третий Храм должен спуститься с неба, и местом его «приземления» станет именно та конкретная географическая точка, в которой находится Мошиах во время изгнания, ожидая Освобождения, т.е. территория Малого Храма. И тогда уже совокупное сооружение, соединяющее Малый и Большой Храм перенесется в Израиль и крепко встанет в Иерусалиме.

— И Вы считаете, что все это реально?

— Возможно, что с точки зрения нашего нынешнего представления о порядке вещей это кажется не совсем реальным, но давайте посмотрим правде в глаза. Вся та жизнь, которую мы видим вокруг, всего-навсего лет 50-100 назад казалась абсолютной утопией, сейчас же это — простая и понятная даже ребенку реальность. Наш разум, воспитанный в изгнании, просто не позволяет нам воспринять истинное положение вещей. Опять же, чтобы не быть голословным, приведу один пример.

Еще в 5722 (1962) году Ребе говорил, что «Россия будет помогать сбору евреев в Израиле», в 5727 (1967) году он добавил: «Король Мошиах нашего поколения воюет с той страной (так Ребе называет СССР), и он победит ее, до такой степени, что она раскроет ворота для выезда евреев и исполнится пророчество «И уберет правление зла с земли».

Тогда за железным занавесом все эти слова казались в лучшем случае фантазией, сейчас они уже обернулись хроникой 15-20 летней давности. Так что фантазии, записанные в Торе, это просто «хроника будущего», которое становится настоящим на наших глазах.

— Все Ваши рассуждения, действительно, могли бы оказаться интересными и вселяющими надежду при жизни Ребе. Но сейчас, после того как тысячи людей не только видели, но даже лично участвовали в его похоронах, и существует даже видеосъемка этого, как можно продолжать говорить, что Ребе жив? Неужели какая-то теория, пусть даже самая хорошая и выверенная логикой, может отрицать простую, понятную и зафиксированную человеческим глазом реальность?

— В этом собственно состоит отличие еврейского мировоззрения от всех остальных. Спросите представителя любого народа: «Откуда ты знаешь, что есть мир?», и он скажет Вам: «Что значит, откуда?! Я его вижу, слышу и осязаю, значит, он есть». Задайте тот же вопрос религиозному еврею и он ответит Вам (по крайне мере, так он должен ответить), что так написано в нашей святой Торе: «В начале сотворения Всесильным Небес и Земли…» Из этого высказывания следует, что мир был сотворен Б-гом. То есть именно Тора определяет, что мир — это не сон, не галлюцинация, не видение, а реальная действительность. Поэтому если та же Тора говорит, что то, что мы видим — это сон, мираж, а не истинная реальность, то мы и в этом должны на нее положиться.

В 1991 и 1992 году Любавичский Ребе неоднократно говорил, что Освобождение уже наступило и тот факт, что мы его не видим, связан лишь с тем, что мы не готовы его воспринять, «что мы родились в эпоху Изгнания, выросли в ней и потому наш разум и эмоции не способны воспринять эпоху Освобождения», «а на самом деле нужно просто открыть глаза и увидеть истинное и полное Избавление». Таким образом, сам Ребе множество раз свидетельствовал, что мы не видим настоящей реальности, а то, что мы видим — лишь плод нашего воспитанного Изгнанием разума.

Ребе объяснил также, что вечное объединение души и тела уже произошло, что глава нашего поколения удостаивается вечной жизни, и ни один рав, адвокат, врач и никто вообще не может изменить этого простого и ясного факта.

Подобная ситуация описывается прямо в тексте Торы. Отправляясь на гору Синай получать Святые Скрижали, наш учитель Моше сказал евреям, что вернется через 40 дней и поднялся на охваченную Божественным огнем вершину. И вот, 40 отпущенных Моше дней истекло, а он так и не вернулся.

Потом выяснится, что евреи ошиблись в подсчете, но пока в народе началась смута, и Сатан (олицетворение злой силы), не замедлив воспользоваться моментом, показал евреям ложное изображение «умершего» Моше, соответствующее всем характеристикам, подвластным органам чувств. Евреи увидели, испугались и решили сделать некую «замену» Моше, нечто, что будет защищать их перед Б-гом. Так появился Золотой Телец.

Через несколько часов Моше спустился с горы Синай со Скрижалями в руках, но было уже поздно. Так недоверие народа своему пророку и избавителю привело к самым страшным грехам.

— И Вы хотите сказать, что сейчас происходит нечто подобное? Каковы основания для подобных взглядов?

— Основания очень простые. Во-первых, говорится о том, что выход из последнего Изгнания будет подобен выходу из первого Изгнания, египетского. Во-вторых, как известно, в каждом поколении у евреев есть Король, подобный нашему учителю Моше. Его задача объединить всех евреев друг с другом и с Б-гом. А в нашем поколении аналогом Моше является именно Ребе. И, наконец, в-третьих, Каббала и многие другие еврейские источники объясняют, что Мошиах должен прийти, скрыться и затем снова раскрыться. Об этом пишут такие мудрецы, как рабби Ицхак Лурия Ашкенази из Цфата (Аризаль), рабби Шломо Ицхаки (Раши) и другие.

Более того, сама возможность подобной ситуации понятна даже исходя из обычной жизни. Так, например, любой военный летчик знаком с понятием вертиго. Вертиго — это такая ситуация во время полета, когда самолет вдруг спонтанно переворачивается. Переворот происходит столь быстро, что остается незамеченным для пилота, он продолжает чувствовать, что верх и низ остались на своих местах, однако в реальности ситуация выглядит диаметрально противоположной.

Об истинном положении вещей пилот может узнать теперь лишь по показанию приборов, и это требует от него отложить все свои ощущения в сторону и верить приборам больше, чем самому себе. Доверие же собственным ощущениям может привести к непоправимым последствиям.

— Да, но у этого пилота есть, по крайней мере, эти самые приборы, а на что полагаетесь Вы?

— У евреев есть самый надежный прибор, который никогда не обманывает.Он называется Торой. И если Тора, в лице пророка и мудреца поколения говорит, что верх является то, что мы ощущаем низом и наоборот, то мы обязаны этому верить. И только так мы можем удостоиться окончательного и полного Освобождения.

— Но если все это так однозначно, то почему далеко не все религиозные люди разделяют подобные взгляды?

— Потому что в этом проявляется один из признаков Освобождения, опять же, в полном подобии первому избавлению из Египта. Тогда за нашим учителем Моше пошла лишь малая часть еврейского народа (по одному мнению, пятая, по-другому, пятидесятая, по третьему, пятисотая). В грядущем избавлении тех, кто поверит Мошиаху будет тоже очень не много, но эта пятисотая часть еврейского народа будет очень упрямая в своей вере, и постепенно их влияние приведет к тому, что пятисотая часть превратится в пятидесятую, а затем в пятую, и уже к ней примкнет весь остальной народ.

И мы видим, что так оно и происходит. Людей, связавших свою жизнь с Мошиахом, становится все больше с каждым днем. Только за последний год, я думаю, их количество увеличилось в несколько раз. И немаловажную роль в этом вопросе в частности играет все возрастающий интерес к данному вопросу средств массовой информации.

— Наш разговор Вы тоже считаете признаком эпохи Освобождения?

— Конечно, причем, одним из самых ярких, ведь еще семь поколений назад рабби Шнеур-Залман из Ляд, основавший движение Хабад, сказал: «О приходе Мошиаха будет написано в газетах», три поколения назад Ребе Рашаб объяснил его слова таким образом: «Все евреи будут готовы к приходу Мошиаха когда в газетах напишут о том, что он идет». Наш Ребе Король Мошиах продолжает: «...В последнее время в самых разных изданиях по всему миру были опубликованы сообщения (которые, кстати, необходимо распространять еще больше) о том, что «Вот это — Король Мошиах, который идет...» И моментально вслед за этим наступает время, когда он, действительно, «уже пришел» в самом простом смысле этих слов, на глазах у всего мира.

Опубликовано: 31.01.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter