Обида или выгода?

22.04.2013 3278 (0)
Обида или выгода?
Обида или выгода?

Мы хотим понять, почему Всевышний устроил этот мир таким образом, что при нанесенной человеку обиде, в результате он получает выгоду.

В первую очередь, надо понять серьёзность нарушения закона, касающегося оскорбления, позора или высмеивания другого человека:

1. Если еврей оскорбляет другого еврея1 один на один, (а не публично)2 и посредством этого оскорбления человек смущается или стесняется, (но не обижается), то в таком случае, человек грешит против запрета Торы «И не понеси за него греха»3 .

2. Если же дополнительно к этому смущению или стеснению человек обижается, то тогда человек также грешит против запрета Торы «И не обижайте друг друга»4.

3. Если же оскорбление была сделано публично, то тогда, дополнительно к вышеупомянутым запретам, человек грешит против слов мудрецов «Тот, кто (публично) оскорбляет своего товарища, не имеет удела в будущем мире»5.

Наши мудрецы дают очень детальное объяснении, почему Тора так относится к оскорблению другого еврея:

1. На слова «Если некто публично оскорбляет своего товарища, это как будто бы он пролил его кровь»6 объясняет великий праведник, рабби Моше Альших7 , почему приравняли наши мудрецы обиду человек к пролитию крови. Ведь когда человека оскорбляют, то в этот момент (у обиженного) происходит большой прилив крови в голову, и его лицо начинает краснеть. Но вскоре кровь возвращается обратно, и при этом лицо человек бледнеет. И именно поэтому сказали наши мудрецы, что когда человек оскорбляет8 другого, это равносильно тому, что как будто была пролита кровь обиженного. Единственная разница в том, что это кровь не была пролита на землю, а осталась внутри его тела, (не дай Б-г!). И на это сказано в Торе: «Кто прольет кровь человеческую… кровь его пролита будет»9. Поэтому сказал10 рабби Шимон бар Йохaй: «Лучше сгореть заживо, чем публично оскорбить человека»11.

2. По словам знаменитого каббалиста рабби Моше Кордоверо12, иногда за свои плохие поступки человек должен быть наказанным (с небес) смертью. Но если человек попросил извинение у Б-га за свои греха, то Всевышний по своему великому милосердию решает искупить его греха муками в виде позора и этим снимается полностью все наказание. Но почему именно позором?

Объясняет это рабби Моше Кордоверо так, что позор является одним из самых тяжелых вещей для человека и приравнивается к смерти. А тот человек, который возмущается, почему его опозорили, обидели, или насмеялись над ним, не понимает, что именно в этот момент Всевышний спасает его (и раскрывает в этот момент искреннюю любовь к нему), искупает полностью его грех и удостаивает его жизни. И об этом случае сказано в Торе13, что тот, с кем совершилось чудо, не знает об этом!

Из этого следует, что обиженный человек не должен унывать, грустить или обижаться на своего обидчика. А совсем наоборот14, потому что когда обижают человека, это происходит неспроста, а под личным надсмотром Б-га. Другими словами, сам Всевышний захотел, чтобы обидчик оскорбил своего приятеля для личной выгоды и пользы обиженного. И поэтому именно для этого случая Всевышний избрал этого (подходящего) посланника, исполнить волю Творца - оскорбить другого еврея15.

4. На слова мудрецов «Тот, кто (публично) оскорбляет своего товарища, не имеет удела в Будущем мире», объясняется16, что в тот момент, когда человек обижает своего друга, то все заслуги (обижающего) переходят к тому, кого он обидел (при этом переходят и все его самый особые заповеди, которые он совершал за всю свою жизнь!). И в то же самое время, все грехи того, кого он обидел, переходят к обидчику. Это ситуация не меняется до тех пор, пока обидчик не извинится перед тем, кого он обидел.

Во-вторых, обидчик должен попросить извинения у Б-га за то, что нарушил законы, касающееся обиды другого еврея17. Именно так объясняет Алтер Ребе, что Йом-Кипур может только лишь искупить те грехи, который были совершены против Творца18. Но этот святой день не в состоянии искупить грех, совершенный против друга, пока обидчик не извинится перед тем, кого он обидел, а обиженный, в свою очередь, должен будет его простить19. Изначально, надо просить извинения немедленно, в тот момент, когда было нанесено оскорбление, а не дожидаться Йом-Кипура20.

Примечание:
1 Этот закон касается как совсем незнакомого еврея, так как самого близкого человека или жены! («Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 156:8; раздел «Хошен у мишпат», законы «Она`а» глава 32).
2 Трактат «Арахин» 16б; РАМБАМ, «Законы об образе жизни» 6:9.
3 «Ваикра» 19:17. РАШИ комментирует: «Не стыди (букв.: не заставляй его бледнеть) прилюдно». Но Алтер Ребе объясняет, что этот закон (письменной Торы) указывает о запрете оскорбления как один на один, так и публично («Шулхан Арух» Алтер Ребе 156:8).
4 «Ваикра» 25:17. РАШИ комментирует: «Здесь запрещается оскорбление словом: нельзя причинять человеку досаду».
По словам Алтер Ребе («Шулхан Арух», раздел «Хошен у мишпат», законы «Она`а» глава 27, 29 и 32) в этот запрет входит следующие:
1. Не называть другого человек разными кличками (чтобы обидеть его).
2. Не оскорблять или обижать свою жену.
3. Если же жена плачет из-за оскорбление мужа, то тогда наказание Всевышнего приходит (к обидчику) немедленно. А также, поясняет Ребе, пребывание благословения у человека дома (т.е. во всех его личных делах и делах его домочадцев) происходит лишь благодаря жене! И сказали наши мудрецы: «Всегда уважайте своих жен, чтобы вы разбогатели».
5 Трактат «Aвот» 4:14; трактат «Бава меция» 59б.
6 Трактат «Бава мециа» 58а.
7 Комментарий р. Моше Альшиха, глава «Вайешев» изречение 8. Рабби Моше Альших (1508-1600), судья г. Цфата, ученик автора книги «Шулхан Арух» р. Йосефа Каро и учитель каббалиста р. Хаима Виталь.
8 Cлово «малбин» имеет также значение «бледный», т.е. посредством оскорбления у обиженного лицо бледнеет.
9 «Берейшит» 9:6.
10 Трактат «Бава Мециа» 59а.
11 Это указание в Вавилонском Талмуде выводится из истории про Тамар и Йеуду (см. «Берейшит» 38:25), ведь она готова была пожертвовать своею жизнью, чтобы не опозорит Йеуду, сказав, что она зачала от того, кому принадлежат эти вещи. Так как если он не сознается, то лучше умереть, но не опозорить.
12 В книге «Томер Двора». Р. Моше Кордоверо или РАМАК (1522-1570) — один из уважаемых каббалистов г. Цфата, автор многих книг по Каббале и учитель АРИЗАЛа.
13 Трактат «Нида» 31а.
14 Так как человек, который обижает своего друга, жертвует своим уделом на будущий мир и своими заслугами, которые переходят к обиженному. Ко всему этому, он еще получает наказание от Б-га за обиду, нанесенную другому еврею. И в это же время своим оскорблением он искупает наказание еврея, которого он обижает. Поэтому, в какой-то мере, нужно суметь поблагодарить его за такое «самопожертвование» во имя другого еврея (хотя бы внутри своего сердце).
15 Книга «Пелэ йоэц», раздел «Позор». Автор книги — р.Элиэзер Попау (1786-1827), каббалист и великий знаток Торы.
16 Книга «Обязанности сердец». Книга была написано рабейну Бехаей, или Бехаей бен Йосеф ибн Пакуда (1050-1120). Рабейну Бехаей был раввином и судьей еврейской общины в Испании (до изгнании евреев).
17 См. выше.
18 «Ваикра» 16:30: «Ибо в этот день [Йом-Кипур] совершит искупление над вами, чтобы чистыми сделать вас; от всех ваших грехов пред Г-сподом». Именно перед Б-ом, но не между человеком и его другом (трактат «Йома» 85б; «Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 606:1).
19 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 606:1.
20 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 606:8.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Общество (другие статьи):