Внуки Йеуды

05.09.2003 4876 (0)

Вопрос: Уважаемый рабби Берл Хаскелевич, расскажите пожайлуста о Еуде. Из текста Торы я вижу, что за 22 года Еуда успел привести с собой в Египет Хецрона и Хамуля, детей Переца. По обычному подсчету это мне не понятно, слишком короткий промежуток времени. Давид Симановский (Лейпциг)

Ответ:

Дорогой Давид Симановский!

Бытие 46:12: "Сыновья Йеуды: Эр, Онан, Шела, Пэрец и Зэрах. И умерли Эр и Онан в земле Ханаана. И были сыны Пэреца Хецрон и Хамул".

Из этого стиха создается впечатление, что Хецрон и Хамул успели родиться в Ханаане, до переселения семьи Яакова в Египет. Ведь вся глава перечисляет семьдесят душ сынов Израилевых, которые вошли в Египет вместе с Яаковом, их отцом. В 15 стихе той же главы подводится итог: "Это дети Леи... Всех душ сынов и дочерей его: тридцать и три".

Непонятно однако, зачем упоминаются умершие без детей Эр и Онан. Ведь они не входят в общее число 33, и не являются частью 70 душ? Если их причислить, то вместе с Яаковом и Диной, которая входит в число 33, получится 35?

Объяснение дает рабби Хайим ибн Атар, автор комментария "Ор а-Хайим". Согласно закону Торы, если мужчина умер, не оставив потомства, то один из его братьев должен взять его вдову себе в жены, чтобы "восстановить потомство умершему брату". Дети от этого, т.н. "левиратного" брака считаются продолжением потомства покойника, и на этот случай существует ряд законов.

Левиратный брак установлен законом Торы, и он имеет весьма глубокий смысл, в том числе и каббалистический. Однако многие законы существовали у евреев еще до дарования Торы по традиции от праотцев. По Торе "вступить на место покойного" бездетного брата может только один из братьев, но никакой из других родственников. Мы замечаем, что Йеуда, который жил задолго до дарования Торы именно так и поступил со своими сыновьями. После того, как умер Эр, Йеуда отдал Тамарь второму сыну: "И сказал Йеуда Онану: войди к жене брата твоего и женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему" (Бытие, 38:8). Таким образом, здесь ясно виден левиратный брак. Когда внезапно умирает и Онан, то Йеуда отправляет Тамарь к родителям, мотивируя это тем, что Шела еще мал, а на самом деле опасаясь за его жизнь, ибо видел, что у этой женщины почему-то умирают мужья. Таким образом, и здесь мы видим действие обычая у праотцев о левиратном браке.

Особенностью левиратного брака до Дарования Торы (как это было у праотцев) является то, что левиратный брак мог осуществиться необязательно братом. В качестве "донора" мог выступать и отец. Тамарь, видя, что ее не выдали замуж за третьего брата Шелу, сама проявила инициативу, отдавшись Йеуде. От этого брака родился Пэрец, однако потомством, восстановившим память двух умерших еще в Ханаане сыновей Эра и Онана, Тора называет Хецрона и Хамула. Этим объясняется упоминание Эра и Онана при перечислении 70-ти членов семьи Яакова. Эр и Онан умерли в Ханаане, но они "представлены" Хецроном и Хамулом.

Это, в сокращенном виде, объяснение комментатора "Ор а-Хайим". Теперь, на основании сказанного в этом комментарии, можно сказать, что в Быт. 46:12 вовсе не утверждается, что Хецрон и Хамул родились в Ханаане. Наоборот, утверждается, что Эр и Онан умерли в Ханаане, хотя нам это уже известно. Здесь, однако, подчеркивается, что Хецрон и Хамул, хотя и (возможно) не родились в Ханаане, а уже в Египте, они были "реинкарнацией" Эра и Онана, которые так и не добрались до Египта. Такое объяснение представляется мне вполне логичным.

И тем не менее, я не могу также исключить возможности того, что Хецрон и Хамул родились в Ханаане. Дело в том, что по талмудическому закону, женщине нельзя оставаться наедине с мальчиком, достигшим возраста 9-ти лет, ибо начиная с девятилетнего возраста, мальчики, даже в наши времена, могут уже быть готовы к половой активности. Если учесть, что во времена праотцев, и особенно в их семье, долголетие древних еще сохранялось, а вместе с этим и раннее возмужание, то период в 22 года не представляет проблемы.

В качестве иллюстрации добавлю, что некоторое время (год или два) назад мне довелось читать в одной израильской газете (кажется, Маарив) о том, что судили какого-то мужчину из "нац. меньшинств", который сделал свою девятилетнюю родственницу беременной. На его довод, что это нормальное явление в его племени, судья ответила, что он живет в гос. Израиль, и должен подчиняться изр. законам.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Тора (другие статьи):