Дневник Двора-Леи. История каббалы. Каббалистические книги р. Меира ибн Габая. «Практическая каббала» и «теоретическая каббала».
Молодой иллуй из Чарея р. Йосеф-Ицхак не уехал уже вовсе из Витебска. Найдя там свою суженую, сиротку Двора-Лею, он остался здесь до свадьбы и по совету своего наставника нистара р. Малкиэла, переданного ему от имени Баал-Шем-Това, он остался жить в Витебске.
Все время от помолвок до свадьбы учил р. Йосеф-Ицхак у своего наставника каббалу и знакомился с новым путем хасидизм в соответствии с указанием Баал-Шем-Това. По желанию р. Йосеф-Ицхака взялся р. Малкиэл делать нечто необычное, — тайно обучать его невесту Двора-Лею, которая и сама находилась под влиянием нового учения Баал-Шем-Това. Ей следовало получить более широкие знания в области этого учения, основательнее с ним ознакомиться. Р. Малкиэл часто передавал р. Йосеф-Ицхаку известия об успехах его невесты в учебе.
«У нее гениальные способности, — говорил р. Малкиэл о Двора-Лее, восторгаясь ею. — У нее мужская голова, она вся — в ее мать Рахель, мир праху ее». Р. Йосеф-Ицхаку это доставляло много радости; ему хотелось иметь ученую жену. Однажды пришел р. Малкиэл к р. Йосеф-Ицхаку и в волнении рассказал: «Я нашел у Двора-Леи духовный клад».
Этот «клад» состоял из рукописей, которые, как мог убедиться р. Малкиэл, представляли собой нечто вроде истории всех прошлых поколений той последовательной цепочки семей, из которой происходил будущий основатель ХАБАДа. Двора-Лея записала все, что ей рассказала ее мать и добавила к этому также кое-что от себя. Она следовала примеру своей матери и записала все, что она слышала от верных людей, так что в общем эти рукописи содержали такие данные, которых не найти было ни в каких изданных книгах.
Р. Йосеф-Ицхаку было очень любопытно почитать эти рукописи. Когда р. Малкиэл принес их ему и он в них заглянул, он был очарован. Все было там записано в строгом порядке и с необычайной ясностью.
Больше всего заинтересовало р. Ицхак-Йосефа то, что из этих записей явно вытекало, что в еврейской жизни было на протяжении ряда поколений два лагеря, — лагерь сторонников каббалы и лагерь ее противников. По этим записям можно было ознакомиться не только с тем, что разделяло эти два лагеря, но и с тем, что привело к такому разделу.
Для р. Йосеф-Ицхака это означало исполнение его давнишнего желания знать, что и каким образом привело к появлению нового учения р. Исраэля Баал-Шем-Това, теперь уже широко распространившегося в еврейском мире, — учения, которому он сам следовал. Р. Йосеф-Ицхак, с своей стороны, сам упорядочил эти записи в части каббалы, и получилось нечто такое, что дало точное понятие об этом учении, освященном в еврействе, и в то же время разделившем еврейский мир на два лагеря.
Всем было ясно, что помимо Писаного Закона имеется и Устный Закон, который передавался устно из поколения в поколение, начиная от самых древних времен. Но если Устный Закон является теперь вообще Открытой Торой, то имеется все же часть устной Торы, которая является Скрытой, — каббала.. Принято считать, что каббала как наука восходит своими корнями к первому человеку на Земле — Адаму. «Сефер йецира» («Книга созидания»), в которой изложены основы каббалы, приписывается самому Адаму. Эта книга дошла до нашего родоначальника Авраама и затем, переходя из поколения в поколение, дошла до нас.
Каббала делится на две части: на «Практическую каббалу» и на «Теоретическую каббалу». Каббала объясняет тайну мироздания и секреты первозданных дней, как и «Маасе-Меркава» (дословно: «О небесной колеснице»), — тайны самого Б-га, да будет Он благословен. При помощи каббалы человек в состоянии проникнуть в тайны миров: может понять, как могло быть создано «нечто» из «ничего» и как созидательная сила находит свое отражение не только в том, что мир существует, но и в том, что все существующее воспроизводит себя и продолжает дальнейшее существование и бытие вселенной.
«Практическая каббала» выражается в знании самих сил, которыми был создан мир. Согласно этому разделу каббалы, находятся эти силы в одной букве или в соединении ряда букв, по словам наших мудрецов: «Десятью изречениями был создан мир». Здесь заложена идея о магической силе букв, которые должны только быть надлежащим образом соединены, чтобы при их помощи могло быть что-либо создано или же, наоборот, уничтожено, в зависимости от принципа их соединения («цируф»).
Что касается «Теоретической каббалы», то это такое учение, целью которого является понять Б-жество. Это философия мироздания. Это углубление человеческой мысли и возвышение человеческого интеллекта.
Каббала в обоих ее видах переходила из поколения в поколение, как сказано: «Старейшины» передали ее пророкам, пророки — «Мужам Великого Собрания», «Мужи Великого Собрания», — танаим, танаим — амораим, амораим — гаоним, гаоним — избранным ученым. Все делалось без особого шума, соответственно мысли заложенной в известном сказании: «Не открывают ее (каббалу) никому, а только скромным людям», т.е. тайны каббалы открывают только избранным единицам. Так оно было до рабейну Бехайе и РАМБАНа (Нахмонида), которые в своих комментариях Торы объясняли кое-что в терминах каббалы. Эти оба великие ученые передали свои знания в области каббалы своим достойным ученикам, а те ввели каббалу в науку и в свои труды по вопросам общемирового характера. Тем самым стала «Теоретическая каббала» достоянием всех тех, которые обладают достаточными знаниями, достаточной подготовкой и способностями, чтобы ее понять. «Практическая» же каббала осталась, как и раньше, тайной, открытой только для избранных единиц.
Еврейские ученые Испании и Португалии занимались преимущественно идеями каббалы. Там были написаны многие книги, основанные на «Теоретической, умозрительной каббале». Величайшим из испанских и португальских каббалистов был р. Меир ибн Габай, который написал три книги: «Толаат Яаков», толкование молитв; «Дерех эмуна», о десяти каббалистических сфер, и «Аводат а-кодеш». Эти книги были широко распространены и заслужили одобрение ученых кругов. Через изгнанных из Испании евреев попали эти книги в Италию, Францию, Польшу, Богемию и другие страны и были приняты там еврейскими учеными с большим интересом. Последователи каббалы множились. Ученые евреи повсюду усидчиво и с глубоким интересом изучали эти книги.
Однако в то время, как в упомянутых странах занимались «Умозрительной каббалой», философской основой этой науки, в восточных странах, — в Эрец-Исраэле, Турции, Египте и Йемене, — где находились значительные массы евреев, распространилась преимущественно «Практическая каббала». Там появилось большое число книг, печатных и в рукописи, о каббале этого рода. Появились каббалистические книги по хиромантии и предсказаниям по приметам лица, по заклинаниям и по Святым именам. Эти книги учили, как пользоваться заговорами, как мистически соединять буквы, разгадать сны и прогонять всякого рода злых духов.
Когда такие книги дошли до евреев в европейских странах, еврейские ученые воспротивились им.
Еще раньше, во времена РАШБО, разделился еврейский ученый мир на два лагеря, — на сторонников изучения главным образом нигде, Талмуда и его комментариев, а не тайных наук. Принадлежавшие к этому лагерю не одобряли даже изучение агады и мидраша.
Принадлежавшие к другому лагерю считали полезным изучать также и тайны Торы. Они, естественно, были и за изучение нигде, но агаду и мидраш они изучали на основе каббалы. Это вызвало сопротивление со стороны ученых из первого лагеря, но не столь резкое, чтобы оно вело к действительному разладу в еврейской жизни. Так продолжалось на протяжении поколений, пока не появились упомянутые книги по «Практической каббале», авторы которых стремились проникнуть в самые тайны мироздания. Это вызвало уже яростное сопротивление ученых, увидавших в каббале этого рода опасность. Это означало ведь что при помощи этих книг любой мог изучать «Практическую каббалу», достоин он этого или нет. Чтобы приостановить изучение «Практической каббалы», запретили гаоны в европейских странах изучать также и второй вид каббалы, — «Теоретическую» или умозрительную каббалу, хотя по существу они не были против нее.
Примерно через двадцать лет после того, как в Европе распространились каббалистические книги р. Меира ибн Габая, выкристаллизовались обе системы каббалы: «Практическая каббала» известного великого каббалиста АРИ — р. Ицхака Лурье и «Теоретическая (или умозрительная) каббала» р. Моше Кордоверо. Оба ученые имели свои йешивы, в которых изучалась каббала по их системам соответственно. Таким образом, укоренились обе каббалистические системы в еврейском ученом мире; обе системы имели своих великих последователей, как в открытой, так и в тайной части Торы.