СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 19:50

Скрутить себя в бараний рог…

Ирония в том, что наш новый год — посреди сентября! И мы с друзьями не в баню ходим, а в микву!

1150 (0) мин.

Дорогие друзья! Вам наверняка известно, что уже наступил еврейский месяц Элул — месяц «обзора жизни» и самоотчета. Слово это вавилонского происхождения. Созвездие этого месяца — Дева, а идея или образ, по хасидизму, которая ярко представлена в Элуле, — Король в поле. Оба образа очень поэтичны. Выходит Король к своим жнецам в поле, выслушивает их просьбы, улыбается им ласково. Целых тридцать дней длится такое их романтическое общение. Проси чего хочешь!

Тридцать дней мы трубим в шофар — словно тренируемся перед важным сбором. А потом (как заповедано в Торе) раздадутся особо торжественные трубные звуки (о звуках небесных труб сейчас много говорится, и знатоки ютубных сенсаций сразу выдадут множество ссылок на трубные и скрежещущие звуки с Небес, раздающиеся по всему миру без видимых причин) — и развернется Король ко дворцу своему и пройдет вся процессия с полей в столичный град, в палаты высоченные, где престол и трон его. И тогда уже молитвы Новолетия (Рош а-Шана) и Дня Искупления (Йом-Кипур) потребуют от нас совсем других усилий: ибо король вновь сокрылся в своем дворце. А прежде — был целый месяц с нами, в поле, совсем близко. Цените же это время и не теряйте его даром!

При словах «бараний рог» сразу вспоминается Кавказ, тамада на свадьбе и немеряное количество выпитого. Помните классический советский фильм Гайдая «Кавказская пленница» и Шурика — горе-собирателя фольклора? Он ведь тоже был знаком с традициями древних народов!

После «хороших посиделок» с бараньим рогом Шурик попал в милицию, и на строчку из протокола «А потом, на развалинах старой часовни…», упавшим голосом спросил: «А что, часовню тоже я развалил?»,— на что милиционер великодушно успокоил Шурика: «Нет, это было до вас, в 12 веке…»

Шурик уже был готов покаяться даже в не только в своих деяниях. А ведь неплохой пример для нас — мы часто и в своих-то поступках не хотим признаться, не только кому-то, но даже себе, любимому… Себя ведь тоже можно обмануть при определенной сноровке…

Это и есть наше понимание грядущего Нового года — подойти к зеркалу, посмотреть на себя, любимого, и спросить: «Ну?»

А тот, кто в зеркале, в ответ тебе: «А ты сам-то чего добился за целый год? Купил новую машину? Часы Rolex? Ну и что? Молодец, конечно, уважаю, но еврейского ты что-то сделал?»

«А что ты имеешь в виду еврейского? Я же свинину уже не ем, чего тебе еще надо, это что мало? И вообще, Б-г у меня в душе, и уже давно».

И вот начинается бесконечный диалог с самим собой, с «тем, который во мне сидит». Ну как ему объяснить, что я начинающий, а в субботу работаю, потому что семью кормить надо, тфиллин не одеваю, потому что не понимаю зачем, мясное не всегда ем с молочным, а от крабов просто нету сил отказаться…

И вдруг — шофар, с его непохожими ни на что плачущими звуками, и ты его слушаешь день, два, три, а потом чувствуешь, как что-то внутри переворачивается, сердце сжимается, к горлу подкатывает комок, начинаются какие-то необъяснимые движения внутри организма и ты теряешься от этого непонятного — что это, кто это?

Этот «еврейский будильник» — шофар, пробудил уже не одну тысячу евреев за нашу долгую и необъяснимую историю существования. Так почему бы не прийти на «тусовку» в синагогу — людей посмотреть, себя показать — (а то Rolex зачем покупал?)

Вспоминается еще одна советская классика — «Ирония судьбы» на новый год — настолько название стало актуальным для меня — я от убежденного атеиста проделываю нелегкий тернистый путь внутри себя, мечусь, ищу ответ — как же это иначе назвать? И сюжет до боли похожий — заблудился, потерялся, а потом нашел свое — полную гармонию и понимание.

Ирония в том, что наш новый год — посреди сентября! И мы с друзьями не в баню ходим, а в микву! Вроде бы столько общего, и там Новый год, и здесь, все равно что в фильме: и улица та же, и ключ подошел, и здания однотипные, а поди ж ты: совсем другой город и другая любовная история! Так и тут: вроде Новый год, а абсолютно внутренний, лишенный какой-либо мишуры, праздник! Даже дарят-то только мед и яблоко, вот и весь антураж… Только святость как она есть. И дата на календаре...

И в завершение — цитата из серьезной книги. Пишет Шломо он же Соломон в своей «Песни Песней»: «Я — к возлюбленному моему, и возлюбленный мой — ко мне» — и аббревиатура этих слов, на иврите — 4 буквы, — складывается в слово Элул. Происходит душевный самоотчет относительно состояния человека по духовным критериям, он раскаивается за прошлое и принимает решение на будущее.

С легким, как говорится, паром!

Опубликовано: 01.09.2022 Комментарии: 0
Темы: Шофар Элул
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter