СБП. Дни Мошиаха! 24 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-05-02 05:29

Том 1, стр. 11

Также доказательство в конце этого пункта, ведь если так, то отменяется заповедь «Пред сединой вставай и т.д.», я не удостоился понять. Ведь по вашему объяснению заповедь уважать старца относится именно к тому, кто приобрел мудрость, но ведь это не заметно по внешнему виду. Только мы вынуждены сказать, что речь идет о тех, кто знаком с этим мудрецом и тогда также и смысл первого отрывка из Торы «Пред сединой вставай и т.д.» можно установить подобным образом.

Нельзя объяснить, так как не приводится доказательство, а только из простого смысла слов Торы. И простой смысл также таков, что речь идет о старце по годам. Но это не так, ведь рабби Йоси Галилеец («Кидушин» 32б), по мнению которого установили закон, считает, что старец из Торы это может быть и молодой человек, который очень мудр, как он приходит к выводу в Тосафот со слова «Что…» (32б) — не так, как в комментарии РАШИ со слов «А рабби Йоси Галилеец» — и также автор этой Мишны спорит с рабби Йоси Галилейцем, но в любом случае здесь есть два мнения: старец по возрасту и также мудрый. И тогда также и по вашему мнению речь идет о знакомом этого мудреца. И тогда также и седины можно объяснить таким путем.

И с большим трудом можно сказать, что это доказательство соответствует простому смыслу, ведь о старце написано «и вставай», что означает проявление уважения. И это можно исполнить после того, как он подойдет к нему и спросит, мудрец ли он — см. трактат «Недарим» (62а): «Сказал Раба, что человек должен раскрыть свою личность в том месте, где о нем ничего не знают». И объяснил РОШ, что это нужно для того, чтобы не оказывали неуважения к его Торе и не были за это наказаны — но пред сединой вставай, когда человек находится на расстоянии двух метров. Тогда он должен быть заметен издали, а часто это возможно только в том случае, если у него есть борода.

И, может быть, можно сказать, что так как мудрец должен выделяться своей одеждой и походкой (РАМБАМ, «Законы об образе жизни», гл. 5), даже если человек не знаком с ним, он сразу поймет, что навстречу ему идет мудрец (см. трактат «Хулин» 91а, он показался ему мудрецом).

Замечание:

1) Нужно заметить по мнению тех, кто говорит («Сефер а-хасидим» п. 578 и респонсы «Бейт йода», раздел «Йорэ деа», п. 28; и не так, как в «Алахот ктанот» часть 1, п. 159, где пишет, что по его мнению не нужно вставать), что есть заповедь вставать также перед старым человеком. Этих книг у меня нет, чтобы посмотреть в них, так как меня удивляет, откуда нам разделять между бородой и старостью?

2) В «Книге заповедей» РАМБАМа написано, что заповедь №209 это повеление почитать мудрецов и вставать перед ними, чтобы выразить свое уважение. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Перед сединой вставай и уважай старца» и т.д. И старец включает не просто мужчину, хотя там он подробно пишет о деталях уважения мудрецов. Также в начале «Законов об изучении Торы» писал, что есть в общем два повеления: одно — учить Тору, а второе — уважать тех, кто учит ее и знает. И внутри там в 6:1 писал, что «каждого человека, сведущего в Торе, заповедано почитать и т.д.», но в 6:9 написал, что «перед явным стариком и т.д. необходимо вставать», но не упомянул, что это заповедь (и см. там в других местах. И в «Шулхан Арух», раздел «Йорэ деа» п. 244: «Заповедь из Торы вставать перед любым мудрецом и т.д. и также заповедь вставать перед старцем и т.д.». И см. РАМБАНа на Тору, гл. «Ваикра» 19:32). И следует, что основная заповедь из Торы — также по мнению рабби Йоси — относится именно к мудрецу (и нужно немного разобраться в отношении слов Талмуда о седине, что имеется в виду любая седина).

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 3214 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter