…разделяется на два вида: 1) Наблюдать за поступками. И это относится к каждому, включая народы мира. 2) Защищать от случаев, но это только для праведников.
И мнение в книге «Эйлима» (там, гл. 36) и «Шомрей Эмуним», является ли снятие Провидения со злодея наказанием, имеющим особую цель, либо естественной вещью, требует объяснения. Ведь в начале он пишет: «Каждый из них (людей) подвержен управлению Всевышнего в общем и частном» и завершает: «И десятое Провидение является сокрытием лика Всевышнего, так как из-за греха Всевышний предоставляет его силам природы и с ним происходит… и это аллегория с бьющим из земли родником… кто не хочет подняться вверх к истокам ключа, родника, будет пить мутную воду (которая в конце)».
2) В растительном и животном мире нет вообще Провидения или же есть небесный «менеджер-звезда», отвечающий за этот вид, который смотрит за ними также во всех деталях.
И вот, в «Путеводитель заблудших», «Эйлима», «Шомрей Эмуним» и т.д. сказано ясно, что детали в неживой природе, растительном и животном мире происходят совершенно случайно и нет силы в теле и т.д., как было сказано.
Но в «Кеилат Яаков» (как приведено выше) возражает по мнению РАМБАНа из Иерусалимского Талмуда (трактат «Швиит» 9:1, и сказано также в «Берейшит раба», гл. 79 и в других местах), что говорит РАШБИ: «Даже птица в небесах не ловится, а тем более душа народов».
Замечание. На первый взгляд совсем непонятно, что стало нового для РАШБИ посредством гласа птицы, ведь многие тексты свидетельствуют о Провидении для людей. И можно сказать, что смысл этого в том, что ведь также и в опасном месте это справедливо и не обязательно будет схвачен. И это видно из примера с птицей, которая также была в опасном месте, где ее могли поймать. И есть правило, чтобы не стоял человек в опасном месте (трактат «Шабат» 32а) и возможно, выбор не всегда дан: ведь невозможно было оставаться все время указа в пещере и также его плоть покрылась ржавчиной. И поэтому это не похоже также на терны и сети (трактат «Ктубот» 32а).
— (И нельзя сказать — как написано в «Хидушей РАДАЛ» — что хотя если захотите сказать, что даже Провидение у животных отличается тем, что прибыль в охоте зависит от этого: 1) если так, то не имеет смысла сказать, что провозгласят небесный приговор об этой конкретной птице, что она будет поймана, как сказано в книгах «Эйлима» и «Шомрей эмуним»; 2) если так, то РАШБИ мог сказать бы, что можно выучить из случая с птицей на народы мира, только обильный заработок для существования народов мира) —
И объясняет так, что тут решает «менеджер-звезда», которой наблюдает за всеми деталями.
И я не нашел на данный момент подобного мнения.
3) У каббалистов нет проблемы с этим воззрением, ведь согласно теории реинкарнации воплощаются в объекты неживой природы, растительного и животного мира. И отсюда понятно, что в таких объектах неживой природы, растительного и животного мира есть Провидение.