СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 12:48

Том 1, стр. 171

…И нечего возражать, как, мол, возможно такое, ведь эти части природы не напрямую связаны с имущественным владением человека, — а все они и сотворены ради человека, как подробно разъяснил Рамбам в предисловии к комментарию на Мишну.

И просто и понятно, по-моему, также и по взглядам Баал-Шем-Това на Божественное управление то, о чем сказали мудрецы благословенной памяти (Брахот 6б): «Весь мир сотворен для этого повеления», то есть все в целом — вся природа и все происшествия в ней. И разве можно сказать, что какому-то конкретному человеку важно, как именно упал лист с дерева заморского? И нет у Рамбама намерения трактовать слова Бен Зомы, приведенные в предисловии «Благословен создавший всех этих прислуживать Мне», ибо было важно р. Бен-Зома подчеркнуть в частности всех поднимавшихся для празднования.

И см. в «Ликутей Тора» в конце толкования на фразу «И я поставил багряный камень», и там он упоминает первостепенное и второстепенное в сотворении животного мира.

3.

И вот, в подходе еврейских мудрецов до Баал-Шем-Това поясним следующее:

1. Божье Провидение — кого оно касается, в категории людей — также ли грешных, неевреев, глупцов или же только евреев и праведников?

По изложенному в «Путеводителе заблудших» (третий раздел, гл. 51) нет этого наблюдения в том, что касается глупцов и грешных, так как Наблюдение Божье соответствует тому, насколько человек держит концентрацию в уме.

И согласно этому же выучили мы, что для глупцов нет специального снятия Божьего наблюдения, или специального умысла наказать или выделить, а их просто предоставляют стихийному течению событий.

И вроде бы та же концепция выражена и РАМБАНом (комментарий на «Берейшит» 18 и 19): «Провидение Его в низком мире — в том, чтобы держать правопорядок, и также люди подвержены случайности и произволу в этих общих рамках, пока не придет час взыскания, однако же хасидов Своих он держит под наблюдением, желая знать все детали».

И см. в «Дерех Хаим» во «Вратах раскаяния» в конце 9 там написано: «Назван Всевышний (у РАМБАМа) купцом, поскольку глаза его раскрыты на все пути человеческие и т.д. И то же в „Создавший вместе сердца людей“ и т.д. относительно поступков грешников, как написано: „Утаится ли человек?“ Хотя — ведь входит в него дух глупости, становится человек как животное по-простому… однако за праведниками Б-г наблюдает по-доброму, а за злодеями — пользуясь категорией Суда». До сих пор цитата.

И надо подумать, как устранить противоречия между этим и написанным в труде «Путеводитель заблудших».

А в книге «Кеилат Яаков» раздел «Провидение» приводит (это) мнение РАМБАНа и Бэхайе, что Провидение…

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 3333 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter