Когда же восстают против существования души и ее идеалов — то такие противники находятся как дома, так и вне его. При этом опасность, исходящая из дома, намного страшнее.
Мы также находим, что дела праотцов1 служат знаками для их потомков, как рассказывается в главе Торы и мидраше об испытаниях нашего праотца Авраама после заговора Нимрода, Ога и Авимелеха против него... Самым серьёзным испытанием для него было указание отправить Ишмаэля и Агарь, ведь при этом была опасность, исходящая от тех, кто находится в самом доме Авраама. По этой причине, хотя рождение Ицхака было выше законов природы, при его воспитании и обучении нельзя было полагаться на чудеса, а нужно было вести себя естественными путями, принимая острые меры, противоречащие самой природе Авраама, который отличался добротой до такой степени, что Всевышний сказал ему: «Да не будет худо в глазах твоих... ибо (именно из-за этого) в Ицхаке наречется тебе потомство».
Отсюда следует указание, что не следует идти на поводу у тех людей, которые утверждают, что ради мира или показного единства нужно промолчать и сдержаться, а не занимать оборонную позицию, тем более не воевать против разрушителей. Все должно быть наоборот, так как сейчас настало время действий для защиты Торы2, истинного учения, а ведь истина означает отсутствие компромиссов3. И недостаточно просто защищаться, а нужно наконец спасать заблудшие души и направлять их на путь истинный, путь Торы и заповедей в повседневной жизни. И в основном направлении — укреплять и расширять область воспитания евреев и евреек на основе святости. При этом воспитание должно быть традиционным, истинным и бескомпромиссным.
Да будет угодно, чтобы Всевышний послал Вам успех одержать победу в борьбе за Тору и заповеди, оборонительной и наступательной войне. Все это должно происходить по путям Торы, которые мирные и приятные, чтобы спасти еврейские души отовсюду. И каждая такая душа4 представляет из себя целый мир.
С уважением и благословением на успех.
Примечания:
1) См. «Книгу бесед» 5752 г., том 1, стр. 79 и в примечании 82 там [cм. «Танхума» гл. «Лех-Леха» 9. «Берейшит раба» там 40:6. РАМБАН там 12:6. «Ликутей Сихот» том 15, стр. 76].
2) «Мегила» 15б.
3) См. также выше, том 22, письмо 8614 (стр. 435) и в примечаниях там. Далее, письма 8791 и 8864-8865.
4) См. «Санедрин» 37а.