№8760
С Б-жьей помощью
15 Швата, 5724 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Эфраим-Элиэзер Яллес1, коэн из Филадельфии
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от 13 Швата, а также предыдущее от 5 Швата, с приложенным к нему [пожертвованием].
Спасибо, что отправили мне замечательные слова моего тестя и учителя, день поднятия души которого был 10 Швата, который только что прошел. Я верну их Вам после копирования.
Особенно меня впечатлило, увидев в конце утверждение, согласно которому именно в четырех локтях, ближайших к вершине горы, человек ощущает2...
Как было сказано на хасидском застолье3, закон решает, что можно достичь приобретения в пределах четырёх локтей4. Это тем более верно, поскольку можно также приобрести за стеной, хотя это представляет собой разделение, даже если оно имеет прорези, в разных местах. Ничего этого не существует, напротив, в четырех локтях это совершенно очевидно.
Я также напоминаю версию Равы (пишется через букву «алеф»)5, и мне кажется, что я ясно упомянул во время хасидского застолья, что это появляется в «Антологии Шимона» (в стихах Млахим II 3), а также в комментарии рабейну Хананеля на «Псахим» (117а)6. И мы можем обратиться к «Дикдукей Софрим», чтобы найти другие ссылки.
С благословением в этот день нового года деревьев, ибо «человек подобен дереву полевому», особенно когда он знаток Торы (см. трактат «Таанит» 7а).
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 8288.
2) Сложнее всего подняться на вершину. См. по этому поводу письмо 8972.
3) В конце субботы главы «Бешалах» 11 Швата.
4) «Баба Меция» 10а.
5) Мудрец Талмуда, которого можно отличить от Рабы (пишется через букву «эй» на конце).
6) В книге «Тания» (глава 7, стр. 11б) говорится: «Вот что Рава сделал со своими учениками. Он говорил при них шутливые слова, и они смеялись». Почитайте по этому поводу сборник комментариев к книге «Тания».