СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 13:09

Том 3, стр. 199

№536

С Б-жьей помощью
26 Тишрея, 5710 года.

Уважаемый молодой ученик йешивы, богобоязненный человек… Шмуэль Плоткин

Мир и благословение!

В ответ на Ваш вопрос о Вашем отце, который скончался 8 Хешвана. [Вы пишете, что] его гроб был доставлен на корабль 14 Хешвана, а похороны состоялись 7 Кислева. Вы сомневаетесь в [подходящем времени] для чтения «кадиш». Из Вашего письма видно, что [Ваш отец] не был [даже временно] похоронен между 8 и 14 числами Хешвана1. Я не слышал [ничего] относительно обычаев [соответствующих] в таких ситуациях. Что касается опубликованных [правил] в законодательных книгах и обычаях раввинских авторитетов, то в Вашей общине есть старые раввины из хасидского братства, и они должны проинструктировать Вас, как себя вести.

Вы написали, что начали читать «кадиш» 14 Хешвана. Хотя это мнение нескольких более поздних авторитетов Торы — как указано в [респонсах] к «Шулхан Арух», раздел «Йоре Деа», 376:4 — мне кажется, что Вы должны были начать 8 Хешвана, согласно постановлению Алтер Ребе в его «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим» 71:12.

Короче говоря, по моему скромному мнению, [решение таково]: чтение «кадиш» [должно было начаться] 8 Хешвана, как указано выше. Начало соблюдения законов скорби должно было [быть] 14 Хешвана ([см.] «Йоре Деа» 375:2). Завершение чтения «кадиш» должно быть через одиннадцать месяцев после дня похорон3. В рассматриваемом случае эта дата далека от даты смерти, и [если «кадиш» прекратится через одиннадцать месяцев после смерти], из этих одиннадцати месяцев придется вычесть несколько недель. [Хотя, повторяя «кадиш» до одиннадцати месяцев после похорон, Вы будете повторять его более одиннадцати месяцев, что не должно вызывать беспокойства. Это решение основано на] сочетании трех мнений: 1) Кадиш уместен только после погребения; 2) Есть обычай [всегда] повторять кадиш в течение двенадцати месяцев минус только несколько дней («Кнесет а-Гдола», раздел «Йоре Деа» 403; «Биркей Йосеф», раздел «Йоре Деа» 376:8); 3) Похвально читать [кадиш] в течение двенадцати месяцев («Хинух Бейт Йеуда» и «Элеф а-Маген»). Нет противоречия между этим и приведенным выше постановлением Алтер Ребе, потому что существует несколько факторов, связанных с чтением кадиш: заслуга души — вот почему чтение кадиш начинается еще до погребения; честь чьего-либо отца — поэтому он читается в состоянии траура до похорон; [и] что он спасает от периода наказания и очищения в Аду — это начинается после погребения. Поэтому отсчет одиннадцати месяцев должен начинаться с даты [погребения]. Не следует беспокоиться о том, что окружающие будут думать, что Ваш отец злодей4, потому что даже если они не знают, что день похорон смещен со дня смерти на несколько дней, они увидят, что вы перестанете читать кадиш до завершения двенадцати месяцев со дня смерти.

Годовщину кончины следует отмечать в день смерти [отца] (см. «Сегодня — день», стр. 18), даже в данном случае, когда он далек от [от дня погребения], несмотря на то, что существует расхождение во мнениях среди более поздних раввинских авторитетов, касающихся этого вопроса (как указано в книге «Ялкут Даат ве-дин», стр. 107).

Примечания:
1) В эпоху, предшествующую охлажденным моргам, могло случиться так, что даже когда семья намеревается в конечном итоге похоронить усопшего в другом месте, они временно хоронят его там, где он умер, до тех пор, пока не будут организованы технические условия путешествия. Эта тема упоминается законодательными авторитетами.
2) Там Алтер Ребе пишет, что сын «может пойти в синагогу и читать кадиш для своего отца», в день смерти последнего, даже до его похорон, «поскольку это является выражением уважения к его отцу».
3) В «Книге обычаев ХАБАДа» сказано: «Окончание одиннадцати месяцев (включая время, когда заканчивается чтение кадиш) также считается со дня смерти, а не со времени начала кадиш, даже если это было отложено на несколько дней». По словам ведущих раввинов в общине любавичей, это преобладающий обычай.
4) В трактате «Шабат» 33б утверждается, что максимальное суждение нечестивых в Аду составляет двенадцать месяцев. Того, кто не является злодеем, судят за более короткие периоды. Если кто-то читает кадиш в течение двенадцати месяцев, у окружающих может сложиться впечатление, что это делается для того, чтобы защитить отца от более долгого суда.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Темы: Траур
© Шолем Л. | Просмотров: 1050 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter