СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 05:47

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об обрученной девственнице. Гл. 2

1. Штраф в 50 серебряных [шекелей] представляет собой всего лишь плату за удовольствие от интимной близости. Кроме того, соблазнитель обязан заплатить за чувство стыда и ущерб в дополнение к фиксированной сумме, указанной Торой. Кроме того, насильник также платит за боль, [которую он причинил девушке]. [Соблазнитель не обязан выплачивать эту сумму,] потому что девушка, которая добровольно вступает в отношения, не [испытывает] боли. Девушка, которую изнасиловали, страдает, что отражено [в Дварим 22:29]: «А то, что насилил ее». חֲמִשִׁים כֶּסֶף שֶׁל קְנָס הֵם דְּמֵי הֲנָאַת שְׁכִיבָה בִּלְבַד. וְחַיָּב הַמְפַתֶּה לִתֵּן בּשֶׁת וּפְגָם יוֹתֵר עַל הַקְּנָס הַקָּצוּב בַּתּוֹרָה. יֶתֶר עָלָיו הָאוֹנֵס שֶׁהוּא נוֹתֵן אֶת הַצַּעַר. שֶׁהַנִּבְעֶלֶת בִּרְצוֹנָהּ אֵין לָהּ צַעַר וַאֲנוּסָה יֵשׁ לָהּ צַעַר. וְכֵן הוּא אוֹמֵר בַּאֲנוּסָה (דברים כב כט) «תַּחַת אֲשֶׁר עִנָּהּ»:
2. Таким образом, соблазнитель делает три платежа: штраф, компенсацию за чувство стыда и ущерб. Насильник делает четыре платежа: штраф, компенсацию за чувство стыда, боль и ущерб. נִמְצָא הַמְפַתֶּה מְשַׁלֵּם שְׁלֹשָׁה דְּבָרִים קְנָס וּבֹשֶׁת וּפְגָם. וְהָאוֹנֵס אַרְבָּעָה קְנָס וּבֹשֶׁת וְצַעַר וּפְגָם:
3. Штраф одинаков во всех случаях. Независимо от того, вступает ли человек в связь с дочерью первосвященника, дочерью новообращенного или незаконнорожденного, штраф составляет 50 серебряных [шекелей]. Однако сумма, выплачиваемая за чувство стыда, ущерб и боль, не одинакова. Вместо этого сумма должна быть оценена [судом]. קְנָס שָׁוֶה בַּכּל. אֶחָד הַבָּא עַל בַּת כֹּהֵן גָּדוֹל וְאֶחָד הַבָּא עַל בַּת גֵּר אוֹ מַמְזֵר קְנָסָהּ חֲמִשִּׁים כֶּסֶף. אֲבָל הַבּשֶׁת וְהַפְּגָם וְהַצַּעַר אֵינָן שָׁוִין לַכּל וּצְרִיכִין שׁוּמָא:
4. Каким образом производится эта оценка? Что касается смущения, то все зависит от личности той, кто смущается, и от личности того, кто ее смущает. Стыд, испытываемый девушкой с высокой репутацией из известной семьи, не сравнится со стыдом, испытываемым бедной, никчемной девицей. А стыд, испытываемый от рук важной персоны большого положения, не сравнится со стыдом, испытываемым от рук ничтожного и пустого человека. כֵּיצַד שָׁמִין הַבּשֶׁת. הַכּל לְפִי הַמְבַיֵּשׁ וְהַמִּתְבַּיֵּשׁ. שֶׁאֵינוֹ דּוֹמֶה מְבַיֵּשׁ נַעֲרָה חֲשׁוּבָה וּמִמִּשְׁפָּחָה מְיֻחָסָה לִמְבַיֵּשׁ קְטַנָּה עֲנִיָּה בְּזוּיָה. וְאֵינוֹ דּוֹמֶה מִתְבַּיֵּשׁ מֵאָדָם חָשׁוּב וְגָדוֹל לְמִתְבַּיֵּשׁ מֵאֶחָד מֵהַנְּבָלִים וְקַל מִן הַקַּלִּים:
5. Исходя из этого, судьи учитывают достоинства личности [насильника или соблазнителя] и его жертвы. Они оценивают, сколько отец и семья девушки отдали бы за то, чтобы предотвратить [эти отношения] с данным человеком. Именно эту сумму [мужчина] обязан выплатить. וּלְפִי זֶה רוֹאִין הַדַּיָּנִין מַעֲלָתוֹ וּמַעֲלָתָהּ וְשָׁמִין כַּמָּה מָמוֹן רָאוּי לְאָבִיהָ וּלְמִשְׁפַּחְתָּהּ לִתֵּן וְלֹא יֶאֱרַע לָהֶן דָּבָר זֶה מֵאָדָם זֶה וְכָמוֹהוּ חַיָּב לְשַׁלֵּם:
6. Ущерб [оценивается] в зависимости от красоты [девушки]. Мы смотрим на нее, как на рабыню-служанку, продаваемую на рынке: какую цену она получит как девственница, и какую — как не девственница. Ибо мужчина хотел бы купить девственную рабыню, чтобы отдать ее своему рабу, благополучия и довольства которому он желает». [Насильник или соблазнитель] должен заплатить разницу в цене. Компенсация за боль оценивается исходя из ее молодости и размеров ее тела, и его возраста, и размеров его тела. Мы оцениваем, сколько отец готов заплатить, чтобы такая [дочь] не испытывала боли от такого [мужчины], и [насильник обязан] заплатить [эту сумму]. פְּגָם לְפִי יָפְיָהּ. רוֹאִין אוֹתָהּ כְּאִלּוּ הִיא שִׁפְחָה נִמְכֶּרֶת בַּשּׁוּק כַּמָּה הִיא שָׁוָה בְּעוּלָה וְכַמָּה הָיְתָה שָׁוָה בְּתוּלָה. שֶׁאָדָם רוֹצֶה לִקְנוֹת שִׁפְחָה בְּתוּלָה לִתְּנָהּ לְעַבְדּוֹ שֶׁהוּא רוֹצֶה בַּהֲנָיָתוֹ וְטוֹבָתוֹ. וְרוֹאִין כַּמָּה פָּחֲתָה וִישַׁלֵּם צַעַר לְפִי קַטְנוּתָהּ וּבִנְיַן גּוּפָהּ. וּלְפִי שָׁנָיו וְגוּפוֹ אוֹמְדִין כַּמָּה הָאָב רוֹצֶה לִתֵּן וְלֹא תִּצְטַעֵר זוֹ מִזֶּה וְיִתֵּן:
7. Соблазнитель должен немедленно возместить [отцу девушки] причиненный позор и ущерб. Однако он не обязан платить штраф, если не женится на [девушке], как сказано [в Шмот 22:16]: «Если откажет ее отец дать ее ему (в жены), серебро отвесит соответственно брачным подаркам девицам». Насильник же, напротив, должен сделать все четыре платежа и немедленно жениться на ней. Поэтому, когда женщина захочет развестись или овдовеет, она ничего не получит. הַמְפַתֶּה נוֹתֵן בּשֶׁת וּפְגָם מִיָּד וְאֵינוֹ נוֹתֵן הַקְּנָס אֶלָּא אִם כֵּן לֹא נְשָׂאָהּ שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כב טז) «וְאִם מָאֵן יְמָאֵן אָבִיהָ לְתִתָּהּ לוֹ כֶּסֶף יִשְׁקל». אֲבָל הָאוֹנֵס נוֹתֵן אַרְבָּעָה דְּבָרִים מִיָּד וְכוֹנֵס. לְפִיכָךְ כְּשֶׁתִּרְצֶה לְהִתְגָּרֵשׁ אוֹ תִּתְאַלְמֵן אֵין לָהּ כְּלוּם:
8. [Если двое мужчин вступили с ней в связь один естественным образом, а второй противоестественным, то действуют следующие законы. Если мужчина, совершивший с ней противоестественное сношение, был первым, он несет ответственность за чувство стыда и возмещение ущерба. Если он был вторым, он несет ответственность только за чувство стыда, поскольку она уже понесла ущерб. Тот, кто совершил обычный половой акт, будь он первым или последним, несет ответственность за штраф и все остальные выплаты. Тем не менее, чувство стыда и ущерб, нанесенный девушке, которая вообще не вступала в отношения, нельзя сравнить с причинением душевных страданий и ущербом, нанесенным девушке, которой овладели противоестественным образом. בָּאוּ עָלֶיהָ שְׁנַיִם אֶחָד כְּדַרְכָּהּ וְאֶחָד שֶׁלֹּא כְּדַרְכָּהּ זֶה שֶׁבָּא עָלֶיהָ שֶׁלֹּא כְּדַרְכָּהּ אִם הוּא רִאשׁוֹן חַיָּב בְּבשֶׁת וּפְגָם וְאִם הוּא אַחֲרוֹן חַיָּב בְּבשֶׁת בִּלְבַד שֶׁכְּבָר נִפְגְּמָה. וְזֶה שֶׁבָּא עָלֶיהָ כְּדַרְכָּהּ בֵּין רִאשׁוֹן בֵּין אַחֲרוֹן חַיָּב בִּקְנָס וּבִשְׁאָר הַדְּבָרִים. אֲבָל אֵין בּשֶׁת וּפְגָם שֶׁל בַּת שֶׁלֹּא נִבְעֲלָה כְּלָל כְּבשֶׁת וּפְגָם זוֹ שֶׁנִּבְעֲלָה שֶׁלֹּא כְּדַרְכָּהּ:
9. Ранее мы уже упоминали о девушках, за которых не нужно платить штраф. Их десять категорий: повзрослевшая, девушка, расторгнувшая брак через отказ, разведенная, не способная к деторождению, умственно неполноценная, глухонемая, новообращенная, девушка, взятая в плен, освобожденная рабыня и та, у которой запятнана репутация. За всех остальных девушек необходимо заплатить штраф. כְּבָר הוֹדַעְנוּ הַבָּנוֹת שֶׁאֵין לָהֶן קְנָס וְעֶשֶׂר הֵן. הַבּוֹגֶרֶת. וְהַמְמָאֶנֶת. וְהַמְגֹרֶשֶׁת. וְהָאַיְלוֹנִית. וְהַשּׁוֹטָה. וְהַחֵרֶשֶׁת. וְהַגִּיֹּרֶת. וְהַשְּׁבוּיָה. וְהַמְשֻׁחְרֶרֶת. וְהַיּוֹצֵא עָלֶיהָ שֵׁם רַע. וּשְׁאָר הַבָּנוֹת יֵשׁ לָהֶן קְנָס:
10. Во всех случаях, когда за девушку требуется выплатить штраф, также требуется компенсация за душевные страдания и ущерб, а если она была изнасилована, ей также должна быть выплачена компенсация за боль. И наоборот, когда за нее не требуется платить штраф, она не имеет права на компенсацию за душевные страдания и ущерб, если ее соблазнили или изнасиловали. Исключение составляют повзрослевшая, девушка, расторгнувшая брак через отказ, умственно неполноценная девушка и глухонемая. [Если они соблазнены, выплата не требуется вообще]. כָּל בַּת שֶׁיֵּשׁ לָהּ קְנָס יֵשׁ לָהּ בּשֶׁת וּפְגָם. וְאִם הָיְתָה אֲנוּסָה יֵשׁ לָהּ צַעַר. וְכָל בַּת שֶׁאֵין לָהּ קְנָס כָּךְ אֵין לָהּ לֹא בּשֶׁת וְלֹא פְּגָם אִם נִתְפַּתְּתָה וְכֵן אִם נֶאֶנְסָה חוּץ מִבּוֹגֶרֶת וּמְמָאֶנֶת וְשׁוֹטָה וְחֵרֶשֶׁת:
11. А что подразумевается? Если мужчина изнасиловал взрослую или девушку, расторгнувшую брак через отказ, хотя штраф платить не нужно, требуется возмещение ущерба за душевные страдания и боль. А мужчина, изнасиловавший умственно неполноценную девушку или глухонемую, обязан возместить боль. Тот, кто соблазнил любую из этих девушек, не несет никакой ответственности. כֵּיצַד. הָאוֹנֵס אֶת הַבּוֹגֶרֶת וְאֶת הַמְמָאֶנֶת אַף עַל פִּי שֶׁאֵין לָהֶן קְנָס יֵשׁ לָהֶן בּשֶׁת וּפְגָם וְצַעַר. וְהָאוֹנֵס שׁוֹטָה אוֹ חֵרֶשֶׁת מְשַׁלֵּם צַעַר בִּלְבַד. אֲבָל הַמְפַתֶּה אֶת כֻּלָּן פָּטוּר מִכְּלוּם:
12. Человек никогда не обязан платить штраф вследствие собственного признания. Напротив, он несет ответственность благодаря показаниям свидетелей. Поэтому, [если человек] говорит: «Я изнасиловал или соблазнил дочь такого-то», он не обязан платить штраф. Однако он должен возместить позор и ущерб, [причиненный им]. Точно так же, если девица подает судебный иск против мужчины, говоря: «Ты изнасиловал меня» или «Ты соблазнил меня», а он полностью отрицает это, он обязан дать открепительную клятву в поддержку своего иска, ибо если он признает свою вину, он будет нести ответственность за позор, ущерб и боль. אֵין אָדָם מְשַׁלֵּם קְנָס בְּכָל מָקוֹם בְּהוֹדָאַת פִּיו אֶלָּא עַל פִּי עֵדִים. לְפִיכָךְ הָאוֹמֵר אָנַסְתִּי אוֹ פִּתִּיתִי בִּתּוֹ שֶׁל פְּלוֹנִי אֵינוֹ מְשַׁלֵּם קְנָס אֲבָל מְשַׁלֵּם בּשֶׁת וּפְגָם בְּהוֹדָאַת פִּיו. וְכֵן בַּת שֶׁתָּבְעָה אִישׁ בַּדִּין וְאָמְרָה לוֹ אָנַסְתָּ אוֹ פִּתִּיתָ אוֹתִי וְהוּא אוֹמֵר לֹא הָיוּ דְּבָרִים מֵעוֹלָם הֲרֵי זֶה נִשְׁבָּע שְׁבוּעַת הֶסֵּת שֶׁאִלּוּ הוֹדָה הָיָה מְשַׁלֵּם לָהּ בּשֶׁת וּפְגָם וְצַעַר עַל פִּי עַצְמוֹ:
13. Если девушка заявляет: «Ты изнасиловал меня», а мужчина: «Нет, я соблазнил тебя», он должен принести клятву, предписанную законом Торы в отношении [компенсации за] боль, и он должен возместить ущерб и душевные страдания. [Клятва требуется] потому, что он признал часть претензий [предъявленных ему], как будет объяснено в [разделе, посвященном этому вопросу]. אָמְרָה לוֹ אָנַסְתָּ אוֹתִי וְהוּא אוֹמֵר לֹא כִּי אֶלָּא פִּתִּיתִי הֲרֵי זֶה נִשְׁבָּע שְׁבוּעַת הַתּוֹרָה עַל דְּמֵי הַצַּעַר וּמְשַׁלֵּם בּשֶׁת וּפְגָם שֶׁהֲרֵי הוֹדָה בְּמִקְצָת הַטַּעֲנָה כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ:
14. Три выплаты, сделанные за совращение, и четыре выплаты, сделанные за изнасилование, производятся отцу девушки, ибо вся денежная выгода, полученная девушкой в юности, принадлежит ее отцу. Если ее отца уже нет в живых [во время изнасилования или соблазнения], [эти выплаты производятся] ей. שְׁלֹשָׁה דְּבָרִים שֶׁל מְפַתֶּה וְאַרְבָּעָה שֶׁל אוֹנֵס הֲרֵי הֵן שֶׁל אָב שֶׁכָּל שֶׁבַח נְעוּרִים לוֹ. וְאִם אֵין לָהּ אָב הֲרֵי הֵן שֶׁל עַצְמָהּ:
15. Если изнасилованная или соблазненная девушка не подает иск, пока [либо] не достигнет совершеннолетия, либо не выйдет замуж, либо ее отец не умрет, то она сама имеет право на три или четыре выплаты, [упомянутые выше]. Если она явилась в суд и подала иск о выплате, а затем достигла совершеннолетия или вышла замуж, отец имеет право на выплаты. Если отец умирает после того, как она подала иск в суд, выплаты принадлежат ее братьям, так как они являются наследниками отца. [Обоснование заключается в том, что] после подачи иска в суд ее отец считается приобретшим выплаты. מְפֻתָּה אוֹ אֲנוּסָה שֶׁלֹּא תָּבְעָה עַד שֶׁבָּגְרָה אוֹ עַד שֶׁנִּשֵּׂאת אוֹ עַד שֶׁמֵּת הָאָב הָאַרְבָּעָה דְּבָרִים אוֹ הַשְּׁלֹשָׁה שֶׁלָּהּ. עָמְדָה בַּדִּין וְתָבְעָה אוֹתוֹ וְאַחַר כָּךְ בָּגְרָה אוֹ שֶׁנִּשֵּׂאת הֲרֵי הֵן שֶׁל אָב. וְאִם מֵת הָאָב אַחַר עֲמִידָתָהּ בַּדִּין הֲרֵי הֵן שֶׁל אַחִין שֶׁהֵן יוֹרְשֵׁי הָאָב. שֶׁמֵּעֵת שֶׁעָמְדָה בְּדִין זָכָה בָּהֶן הָאָב:
16. Если девушка была посвящена, а затем разведена, она имеет право на штраф, но только на него. Если она была изнасилована или соблазнена, а после этого стала посвящена другому мужчине, ее отец имеет право на штраф и возмещение ущерба, так как посвящение не выводит девушку из-под власти отца [и не аннулирует его права на нее]. הַבַּת שֶׁנִּתְאָרְסָה וְנִתְגָּרְשָׁה קְנָסָהּ לְבַדּוֹ לְעַצְמָהּ. נֶאֶנְסָה אוֹ נִתְפַּתְּתָה וְאַחַר כָּךְ נִתְקַדְּשָׁה לְאַחֵר קְנָסָהּ וּשְׁאָר הַדְּבָרִים לְאָבִיהָ. שֶׁאֵין הָאֵרוּסִין מוֹצִיאִין מֵרְשׁוּת אָב:
17. Я считаю, что смысл сказанного в Торе [Ваикра 19:29]: «Не оскверни дочери твоей, попуская ее на блуд», заключается в том, что отец не должен говорить: «Поскольку обязательство Торы для соблазнителя или насильника заключалось лишь в том, что он должен дать отцу деньги, я отдам свою девственную дочь в наем кому-нибудь, чтобы он вступил с ней в связь за любую цену, какую пожелаю, или позволю ему вступить с ней в связь бесплатно». Ибо мужчина имеет право отдать денежные права на него тому, кому пожелает». Чтобы противостоять таким мыслям, написано «Не оскверняй свою дочь». Тора обязывает насильника и соблазнителя заплатить деньги, а не наказывать плетьми, если дело произошло случайно, без ведома отца [девушки], и она не подготовилась к [отношениям]. Ибо это дело необычное и неординарное. Однако если человек оставит свою девственную дочь доступной для любого желающего вступить с ней в связь, это приведет к тому, что вся земля наполнится половой безнравственностью. Ибо [в конечном итоге] отец женится на своей дочери, а брат — на своей сестре, [ибо в обществе, где царит свободный блуд] девушка может забеременеть и родить, не зная, кто отец ребенка. Когда человек заставляет свою дочь вести себя подобным образом, она считается блудницей, и как мужчина, так и девушка, вступившие в связь, должны быть наказаны плетьми, как сказано [в Дварим 23:18]: «Да не будет предающейся блуду из дочерей Израиля». [В таком случае] мужчина не обязан платить штраф, поскольку Тора предписывает штраф только в случае соблазнения или изнасилования. Когда девушка готовится [к отношениям] по своей инициативе или по инициативе отца, она — блудница. А запрет на блудодеяние распространяется как на девственницу, так и на не девственницу. По этой причине наши мудрецы заявили, что девушка, которая, по слухам, вела себя нескромно в молодости, не имеет права на штраф, как мы уже объясняли, поскольку мы можем предположить, что она добровольно открыла себя для этого опыта. אֲנִי אוֹמֵר שֶׁזֶּה שֶׁנֶּאֱמַר בַּתּוֹרָה (ויקרא יט כט) «אַל תְּחַלֵּל אֶת בִּתְּךָ לְהַזְנוֹתָהּ». שֶׁלֹּא יֹאמַר הָאָב הוֹאִיל וְלֹא חִיְּבָה תּוֹרָה מְפַתֶּה וְאוֹנֵס אֶלָּא שֶׁיִּתֵּן מָמוֹן לָאָב הֲרֵינִי שׂוֹכֵר בִּתִּי הַבְּתוּלָה לָזֶה לָבוֹא עָלֶיהָ בְּכָל מָמוֹן שֶׁאֶרְצֶה אוֹ אָנִיחַ זֶה לָבוֹא עָלֶיהָ בְּחִנָּם שֶׁיֵּשׁ לוֹ לָאָדָם לִמְחל מָמוֹנוֹ לְכָל מִי שֶׁיִּרְצֶה לְכָךְ נֶאֱמַר אַל תְּחַלֵּל אֶת בִּתְּךָ. שֶׁזֶּה שֶׁחִיְּבָה תּוֹרָה לָאוֹנֵס וְלַמְפַתֶּה מָמוֹן וְלֹא מַלְקוֹת בְּשֶׁאֵרַע הַדָּבָר מִקְרֶה שֶׁלֹּא מִדַּעַת אָבִיהָ וְלֹא הֵכִינָה עַצְמָהּ לְכָךְ שֶׁדָּבָר זֶה אֵינוֹ הוֹוֶה תָּמִיד וְאֵינוֹ מָצוּי. אֲבָל אִם הֵנִיחַ בִּתּוֹ הַבְּתוּלָה מוּכֶנֶת לְכָל מִי שֶׁיָּבוֹא עָלֶיהָ גּוֹרֵם שֶׁתִּמָּלֵא הָאָרֶץ זִמָּה וְנִמְצָא הָאָב נוֹשֵׂא בִּתּוֹ וְהָאָח נוֹשֵׂא אֲחוֹתוֹ שֶׁאִם תִּתְעַבֵּר וְתֵלֵד לֹא יִוָּדַע בֶּן מִי הוּא. וְהַמֵּכִין בִּתּוֹ לְכָךְ הֲרֵי הִיא קְדֵשָׁה וְלוֹקֶה הַבּוֹעֵל וְהַנִּבְעֶלֶת מִשּׁוּם (דברים כג יח) «לֹא תִהְיֶה קְדֵשָׁה». וְאֵין קוֹנְסִין אוֹתוֹ שֶׁלֹּא חִיְּבָה תּוֹרָה קְנָס אֶלָּא לְאוֹנֵס וּמְפַתֶּה אֲבָל זוֹ שֶׁהֵכִינָה עַצְמָהּ לְכָךְ בֵּין מִדַּעְתָּהּ בֵּין מִדַּעַת אָבִיהָ הֲרֵי זוֹ קְדֵשָׁה. וְאִסּוּר קְדֵשָׁה אֶחָד הוּא בֵּין בִּבְתוּלָה בֵּין בִּבְעוּלָה לְפִיכָךְ אָמְרוּ חֲכָמִים שֶׁהַיּוֹצֵא עָלֶיהָ שֵׁם רַע בְּיַלְדוּתָהּ אֵין לָהּ קְנָס כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ שֶׁהֲרֵי זוֹ בְּחֶזְקַת שֶׁהִפְקִירָה עַצְמָהּ לְדָבָר זֶה בִּרְצוֹנָהּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter