СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 13:45

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об обетах. Гл. 2

1. [Одинаковые законы действуют независимо от того, дал ли человек обет по собственной воле или за него обет дал другой человек, а он ответил: «Истинно» или сказал что-то похожее на «истинно», что означает его согласие с этим. אֶחָד הַנּוֹדֵר מִפִּי עַצְמוֹ אוֹ שֶׁהִדִּירוֹ חֲבֵרוֹ וְאָמַר אָמֵן אוֹ דָּבָר שֶׁעִנְיָנוֹ כְּעִנְיַן אָמֵן שֶׁהוּא קַבָּלַת דְּבָרִים:
2. Давшему обет не запрещено вкушать то, что он запретил себе, пока он не сделает устного заявления об этом, и его заявления должны соответствовать его намерению, как мы объясняли в отношении клятв. Если же, например, человек намеревался дать обет назорея, а вместо этого поклялся принести жертву, [намеревался поклясться принести] жертву, а вместо этого дал назорейский [обет], [намеревался дать] клятву, а вместо этого [дал] обет, [намеревался дать] обет, а вместо этого [дал] клятву, намеревался сказать «инжир», а вместо этого сказал «виноград», то и, то, и другое ему разрешено. Нет никакого обета. וְאֵין הַנּוֹדֵר נֶאֱסָר בְּדָבָר שֶׁאָסַר עַל עַצְמוֹ עַד שֶׁיּוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו וְיִהְיֶה פִּיו וְלִבּוֹ שָׁוִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּשְׁבוּעוֹת. אֲבָל הַמִּתְכַּוֵּן לִנְדֹּר בְּנָזִיר וְנָדַר בְּקָרְבָּן. בְּקָרְבָּן וְנָדַר בְּנָזִיר. בִּשְׁבוּעָה וְנָדַר. אוֹ שֶׁנִּתְכַּוֵּן לִנְדֹּר וְנִשְׁבַּע. אוֹ שֶׁנִּתְכַּוֵּן לוֹמַר תְּאֵנִים וְאָמַר עֲנָבִים. הֲרֵי זֶה מֻתָּר בִּשְׁנֵיהֶם וְאֵין כָּאן נֵדֶר:
3. Если человек дает обет, зависящий от намерения других, то это подобно тому, как если бы он дал клятву, зависящую от намерения других. Точно так же, если человек дал обет и сразу после этого отказался от него или кто-то упрекнул его сразу после этого, и он принял их заявление, то ему разрешено [использовать упомянутую статью]. Законы, применяемые ко всем этим вопросам в отношении обетов, такие же, как и законы, применяемые к клятвам. הַנּוֹדֵר עַל דַּעַת אֲחֵרִים הֲרֵי זֶה כְּנִשְׁבָּע עַל דַּעַת אֲחֵרִים. וְכֵן הַנּוֹדֵר וְחָזַר בּוֹ בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר אוֹ שֶׁמִּחוּ בּוֹ בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר וְקִבֵּל הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְדִין כָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים בִּנְדָרִים כְּדִינָן בִּשְׁבוּעוֹת:
4. [Следующие законы применяются, если] человек перед тем, как дать обет, поставил условие, сказав: «Я отказываюсь от любого обета, который я дам отныне и до десяти лет в будущем», «Они аннулируются» или другие подобные заявления, а затем дал обет: Если он вспомнил об оговоре во время дачи обета, то обет действителен, ибо, дав обет, он аннулировал обет. Однако если он не помнил об оговоре до того, как дал обет, то обет аннулируется, даже если [сразу после принятия обета] он вспомнил об оговоренном и сохранил его. Хотя он не произнес своего отказа в момент [принятия обета], отказ предшествовал обету, и он произнес его заранее. Есть авторитет, который выносит строгое решение и говорит, что он должен вспомнить условие сразу после принятия обета. מִי שֶׁהִתְנָה קֹדֶם שֶׁיִּדֹּר וְאָמַר כָּל נֵדֶר שֶׁאֶדֹּר מִכָּאן וְעַד עֶשֶׂר שָׁנִים הֲרֵינִי חוֹזֵר בָּהֶן אוֹ הֲרֵי הֵן בְּטֵלִים וְכַיּוֹצֵא בַּדְּבָרִים אֵלּוּ וְאַחַר כָּךְ נָדַר. אִם הָיָה זוֹכֵר הַתְּנַאי בְּשָׁעָה שֶׁנָּדַר הֲרֵי נִדְרוֹ קַיָּם שֶׁהֲרֵי בִּטֵּל הַתְּנַאי בְּנֵדֶר זֶה. וְאִם לֹא זָכַר הַתְּנַאי אֶלָּא אַחַר שֶׁנָּדַר אַף עַל פִּי שֶׁקִּבֵּל הַתְּנַאי בְּלִבּוֹ וְקִיְּמוֹ הֲרֵי הַנֵּדֶר בָּטֵל. וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הוֹצִיא עַתָּה הַחֲזָרָה בְּפִיו כְּבָר הִקְדִּים הַחֲזָרָה לַנֵּדֶר וְהוֹצִיאָהּ בְּפִיו מִקֹּדֶם. וְיֵשׁ שֶׁמּוֹרֶה לְהַחְמִיר וְאוֹמֵר וְהוּא שֶׁיִּזְכֹּר הַתְּנַאי אַחַר שֶׁנָּדַר בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר:
5. [В случае, когда] человек оговорил условие [подобное вышеупомянутому] на год или на десять лет и после этого дал обет, помня в момент принятия обета, что он дал условие, но забыв о предмете этого условия или о том, что оно включает в себя, действуют следующие правила. Если [при принятии обета] он сказал: «Я действую в соответствии с моим первоначальным намерением», то его обет не действителен, так как он аннулировал его. Если же он не сделал такого заявления, то он аннулировал условие и поддержал обет, поскольку в момент принятия обета он помнил, что было условие, и, тем не менее, принял обет. מִי שֶׁהִקְדִּים אֶת הַתְּנַאי לְשָׁנָה אוֹ לְעֶשֶׂר וְאַחַר כָּךְ נָדַר וְנִזְכַּר בְּשָׁעָה שֶׁנָּדַר שֶׁיֵּשׁ לוֹ תְּנַאי וְשָׁכַח עַל אֵי זֶה דָּבָר הִתְנָה וְכֵיצַד הָיָה הַתְּנַאי. אִם אָמַר עַל דַּעַת רִאשׁוֹנָה אֲנִי עוֹשֶׂה אֵין נִדְרוֹ נֵדֶר שֶׁהֲרֵי בִּטְּלוֹ. וְאִם לֹא אָמַר עַל דַּעַת רִאשׁוֹנָה אֲנִי עוֹשֶׂה כְּבָר בִּטֵּל הַתְּנַאי וְקִיֵּם הַנֵּדֶר שֶׁהֲרֵי זָכַר בִּשְׁעַת הַנֵּדֶר שֶׁיֵּשׁ שָׁם תְּנַאי וְאַף עַל פִּי כֵן נָדַר:
6. Некоторые из гаонов утверждают, что все эти положения применимы только к обетам, но не к клятвам, но существует авторитет, который утверждает, что законы, относящиеся к обетам и клятвам, одинаковы в этом отношении. Поэтому можно сделать оговорку, аннулирующую клятву [заранее], точно так же, как это было сказано в отношении клятв. יֵשׁ מֵהַגְּאוֹנִים שֶׁאוֹמְרִים אֵין כָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים נוֹהֲגִין אֶלָּא בִּנְדָרִים בִּלְבַד לֹא בִּשְׁבוּעוֹת. וְיֵשׁ מִי שֶׁמּוֹרֶה שֶׁדִּין הַנְּדָרִים וְהַשְּׁבוּעוֹת בְּעִנְיָנוֹת אֵלּוּ אֶחָד הֵם. וְכִי יֵשׁ לוֹ לְהַקְדִּים תְּנַאי לִשְׁבוּעָתוֹ כְּדֶרֶךְ שֶׁאָמְרוּ בִּנְדָרִים:
7. [Если человек принимает] обет, цель которого неясна, мы постановляем строго. Если он толкует их, то есть место как для снисхождения, так и для строгости. Что это означает? Если кто-то говорит: «Пусть этот продукт считается соленым мясом и вином, возлитым для меня», мы спрашиваем его, каково было его намерение. Если он объяснит, сказав: «Моим намерением было то, что соленое мясо означает жертвенное мясо, а вино, налитое в качестве возлияния, означает возлияния, возлитые на Храмовый жертвенник», — ему запрещено [есть эти продукты]. Если же он скажет: «Я имел в виду жертву, принесенную ложному божеству, и вино, налитое в качестве возлияния ему», — ему разрешено. Если он принял обет без определенного намерения, ему запрещено. סְתָם נְדָרִים לְהַחְמִיר. וּפֵרוּשָׁן יֵשׁ בּוֹ לְהָקֵל וּלְהַחְמִיר. כֵּיצַד. הָאוֹמֵר הֲרֵי הַפֵּרוֹת הָאֵלּוּ עָלַי כְּבָשָׂר מָלִיחַ וּכְיֵין נֶסֶךְ. אוֹמְרִין לוֹ וּמֶה הָיָה בְּלִבְּךָ. אִם פֵּרֵשׁ וְאָמַר כְּבָשָׂר מָלִיחַ שֶׁל קָרְבָּן וּכְיַיִן שֶׁנִּתְנַסֵּךְ עַל הַמִּזְבֵּחַ הָיָה בְּלִבִּי הֲרֵי זֶה אָסוּר. וְאִם אָמַר לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא תִּקְרֹבֶת עַכּוּ''ם וְיַיִן שֶׁנִּתְנַסֵּךְ לָהּ הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְאִם נָדַר סְתָם הֲרֵי זֶה אָסוּר:
8. Аналогичные принципы действуют, когда человек говорит: «Этот продукт считается табу (жертвой посвящения) для меня». Если [его намерением было] жертвование на содержание Храма, ему запрещено [есть эти продукты]. Если [его намерением] было жертвование для коэнов, ему разрешено, потому что [эти жертвы] становятся личным имуществом [коэнов] и не запрещены [другим]. Если [он принял обет] без определенного намерения, ему запрещено. וְכֵן הָאוֹמֵר הֲרֵי הַפֵּרוֹת הָאֵלּוּ עָלַי חֵרֶם. אִם כְּחֵרֶם שֶׁל בֶּדֶק הַבַּיִת אָסוּר. וְאִם כְּחֶרְמֵי הַכֹּהֲנִים מֻתָּר. מִפְּנֵי שֶׁהֵן מָמוֹן שֶׁלָּהֶם וְאֵין בָּהּ אִסּוּר. וְאִם סְתָם אָסוּר:
9. [Если он скажет:] «Пусть они считаются для меня десятиной», [мы выясним его намерение. Если его намерением была] десятина от животных, [она становится] запрещенной, потому что это жертвы, которые он освящает своими действиями, как мы объяснили. [Если он намеревался отдать] десятину от зерна, она разрешена. Если [он принял обет] без определенного намерения, он запрещен. הֲרֵי הֵן עָלַי כְּמַעֲשֵׂר. אִם כְּמַעֲשַׂר בְּהֵמָה אָסוּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא קָרְבָּן שֶׁהִקְדִּישׁוֹ בְּיָדוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְאִם כְּמַעֲשַׂר דָּגָן מֻתָּר וְאִם סְתָם אָסוּר:
10. [Если он заявляет:] «Пусть они будут считаться для меня приношением», мы выясняем его намерение. Если его намерением были деньги, пожертвованные на жертвоприношения, то это запрещено. Если его намерением было приношение [отделенное от] зерна, то оно разрешено. Если [он принял обет] без определенного намерения, то он запрещен». Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. הֲרֵי הֵן עָלַי כִּתְרוּמָה. אִם לִתְרוּמַת הַלִּשְׁכָּה נִתְכַּוֵּן הֲרֵי זֶה אָסוּר. וְאִם לִתְרוּמַת הַגֹּרֶן נִתְכַּוֵּן מֻתָּר. וְאִם סְתָם אָסוּר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
11. Когда применяется вышеуказанный закон? В месте, где используемые термины имеют эти два возможных значения. В месте, где термин «табу» («херем») без дополнительного определения используется только для обозначения посвятительных приношений на содержание Храма, если он говорит: «[Этот продукт считается] табу для меня», ему запрещено [есть этот продукт]. Точно так же, если их обычай использовать термин «херем» без дополнительного определения для обозначения только посвятительных приношений коэнам, ему разрешено. Подобные понятия применимы во всех аналогичных ситуациях, ибо в отношении обетов мы следуем коннотации, которую понимали люди в том месте в ту эпоху. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּמָקוֹם שֶׁמַּשְׁמָע כָּל אֶחָד מֵאֵלּוּ שָׁם שְׁנֵי עִנְיָנוֹת. אֲבָל מָקוֹם שֶׁדַּרְכָּן שֶׁאֵין קוֹרְאִים חֵרֶם סְתָם אֶלָּא לְחֶרְמֵי בֶּדֶק הַבַּיִת בִּלְבַד וְאָמַר שָׁם הֲרֵי הֵן עָלַי חֵרֶם הֲרֵי זֶה אָסוּר. וְכֵן אִם הָיָה דַּרְכָּן שֶׁאֵין קוֹרְאִים חֵרֶם סְתָם אֶלָּא לְחֶרְמֵי כֹּהֲנִים הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה שֶׁאֵין הוֹלְכִין בִּנְדָרִים אֶלָּא אַחַר לְשׁוֹן אַנְשֵׁי אוֹתוֹ מָקוֹם בְּאוֹתוֹ זְמַן:
12. [Последующие правила применяются] во всех ситуациях, аналогичных приведенным в качестве примера: т.е. в ситуациях, когда человек принимает обет, который, как всем кажется, подразумевает запрет, но он говорит: «Мое намерение было для этого и этого конкретного случая», например, он принимает обет на основе табу, но [после этого] говорит: «Моим намерением был морской запрет, т.е. рыболовная сеть», принял обет, основанный на приношении, но [потом] сказал: «Моим намерением было приношение, принесенное царю», Он сказал товарищу: «Я сам — как жертва для тебя», а затем объяснил: «Моим намерением было только запретить ему [извлечь выгоду из] кости, которую я отложил, чтобы дать обет как жаворонок»; он дал обет, чтобы его жена не могла извлечь из него выгоду, а затем объяснил, что его намерением была его первая жена, с которой он развелся. [Во всех вышеперечисленных ситуациях], если человек, давший обет, был знатоком Торы, он разрешается, и ему не нужно просить мудреца [об освобождении от обета]. Если тот, кто принял обет, — обычный человек, мы делаем так, чтобы ему казалось, что это обет, но даем ему возможность попросить об освобождении от обета с другой точки зрения, а затем освобождаем от обета. Независимо от того, является ли он знатоком Торы или обычным человеком, мы упрекаем его и учим его не вести себя подобным образом в отношении обетов и не принимать обеты как забаву или каверзу. הַנּוֹדֵר בְּחֵרֶם וְאָמַר לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא חֶרְמוֹ שֶׁל יָם שֶׁהִיא הַמִּכְמֹרֶת. נָדַר בְּקָרְבָּן וְאָמַר לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא בְּקָרְבְּנוֹת מְלָכִים. אָמַר לַחֲבֵרוֹ הֲרֵי עַצְמִי עָלֶיךָ קָרְבָּן וְאָמַר לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא לְאָסְרוֹ בְּעֶצֶם שֶׁהִנַּחְתִּי לִי לִהְיוֹת נוֹדֵר בּוֹ דֶּרֶךְ שְׂחוֹק. נָדַר שֶׁלֹּא תֵּהָנֶה לוֹ אִשְׁתּוֹ וְאָמַר לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא אִשְׁתִּי רִאשׁוֹנָה שֶׁגֵּרַשְׁתִּיהָ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ הַדְּבָרִים שֶׁמַּשְׁמָעָן לְכָל הָעָם אִסּוּר וְהוּא אוֹמֵר לֹא נִתְכַּוַּנְתִּי אֶלָּא לְכָךְ וּלְכָךְ. אִם הָיָה הַנּוֹדֵר תַּלְמִיד חָכָם הֲרֵי זֶה מֻתָּר וְאֵין צָרִיךְ שְׁאֵלָה לְחָכָם. וְאִם הָיָה עַם הָאָרֶץ מַרְאִין בְּעֵינָיו שֶׁזֶּה נֵדֶר וְשֶׁהוּא אָסוּר וּפוֹתְחִים לוֹ פֶּתַח מִמָּקוֹם אַחֵר וּמַתִּירִין לוֹ. וּבֵין שֶׁהָיָה תַּלְמִיד חָכָם אוֹ עַם הָאָרֶץ גּוֹעֲרִין בָּהֶן וּמְלַמְּדִין אוֹתָן שֶׁלֹּא יִנְהֲגוּ מִנְהָג זֶה בִּנְדָרִים וְלֹא יִהְיוּ נוֹדְרִין דֶּרֶךְ שְׂחוֹק וְהִתּוּל:
13. Таким же образом, если человек говорит своей жене: «Ты считаешься для меня матерью» или говорит: «Пусть этот продукт считается для меня свиным мясом», — обет не действует, как мы объясняли. Если давший обет был знатоком Торы, ему разрешено освободиться от него самостоятельно, и ему не нужно просить мудреца [о снятии обета]. Если давший обет — простой человек, он должен просить мудреца [о снятии обета]. Мы даем ему понять, что его жена запрещена ему и что продукты запрещены, но мы даем ему возможность попросить об освобождении с другой точки зрения, а затем освободить обет, чтобы люди не поступали легкомысленно в отношении обетов. וְכֵן הָאוֹמֵר לְאִשְׁתּוֹ הֲרֵי אַתְּ עָלַי כְּאִמִּי אוֹ הָאוֹמֵר פֵּרוֹת אֵלּוּ עָלַי כִּבְשַׂר חֲזִיר שֶׁאֵין כָּאן נֵדֶר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אִם הָיָה הָאוֹמֵר תַּלְמִיד חָכָם אֵינוֹ צָרִיךְ שְׁאֵלָה לְחָכָם. וְאִם הָיָה עַם הָאָרֶץ צָרִיךְ שְׁאֵלָה לְחָכָם וּמַרְאִין בְּעֵינָיו שֶׁאִשְׁתּוֹ אֲסוּרָה וְשֶׁאוֹתָן הַפֵּרוֹת אֲסוּרִין וּפוֹתְחִין לוֹ פֶּתַח מִמָּקוֹם אַחֵר וּמַתִּירִין לוֹ נִדְרוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יִנְהֲגוּ קַלּוּת רֹאשׁ בִּנְדָרִים:
14. Хотя объявление имущества бесхозным не является обетом, оно похоже на обет, поскольку человеку запрещено отказываться от него. Что подразумевается под объявлением имущества бесхозным? Человек говорит: «Это имущество может приобрести каждый». Это относится как к движимому имуществу, так и к земельной собственности. Какой закон [применяется к имуществу], объявленному бесхозным? Тот, кто приходит первым и приобретает его, становится собственником. Он приобретает его как свое собственное, и оно становится его собственностью. Даже тот, кто объявил имущество бесхозным, имеет в отношении него те же права, что и другие. Если он приходит первым и приобретает ее, она становится его собственностью. הַהֶפְקֵר אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ נֵדֶר הֲרֵי הוּא כְּמוֹ נֵדֶר שֶׁאָסוּר לוֹ לַחְזֹר בּוֹ. וּמַה הוּא הַהֶפְקֵר הוּא שֶׁיֹּאמַר אָדָם נְכָסִים אֵלּוּ הֶפְקֵר לַכּל. בֵּין בְּמִטַּלְטְלִין בֵּין בְּקַרְקָעוֹת. וְכֵיצַד דִּין הַהֶפְקֵר. כָּל הַקּוֹדֵם וְזָכָה בּוֹ קָנָהוּ לְעַצְמוֹ וְנַעֲשָׂה שֶׁלּוֹ. וַאֲפִלּוּ זֶה שֶׁהִפְקִיר דִּינוֹ בּוֹ כְּדִין כָּל אָדָם אִם קָדַם וְזָכָה בּוֹ קָנָהוּ:
15. Если кто-то объявляет свое имущество бесхозным, [чтобы его могли приобрести] бедные, но не богатые, то оно не бесхозно. Он должен объявить его бесхозным для всех подобно продуктам субботнего года. Когда человек объявляет своих рабов бесхозными, те, кто достиг совершеннолетия, приобретают сами. Что касается тех, кто не достиг совершеннолетия, то тот, кто придет первым и завладеет ими, приобретает их, как закон в отношении другого движимого имущества. הַמַּפְקִיר לַעֲנִיִּים אֲבָל לֹא לַעֲשִׁירִים אֵינוֹ הֶפְקֵר עַד שֶׁיַּפְקִיר לַכּל כִּשְׁמִטָּה. והַמַּפְקִיר עֲבָדָיו הַגְּדוֹלִים קָנוּ עַצְמָן. וְהַקְּטַנִּים כָּל הַקּוֹדֵם וְהֶחֱזִיק בָּהֶן זָכָה כִּשְׁאָר הַמִּטַּלְטְלִין:
16. При объявлении человеком земельной собственности бесхозной, ее приобретает тот, кто пришел первым и предъявил свое право собственности на нее. Согласно Торе, даже если человек объявляет свое имущество бесхозным в присутствии одного человека, оно становится бесхозным, и от него не требуется десятины, как будет объяснено в этом месте. Однако, согласно постановлению мудрецов, [имущество] не становится бесхозным до тех пор, пока человек не объявит его таковым в присутствии трех человек, чтобы один мог приобрести его, а двое могли выступить в качестве свидетелей. Следует ли сказать: «Это бесхозное и это», то остается неразрешенное сомнение, является ли вторая сущность бесхозной. Если он сказал: «...и это подобно этому» или «...и также это», то он связал вторую сущность [с первой], и она определенно бесхозная. הַמַּפְקִיר אֶת הַקַּרְקַע כָּל הַקּוֹדֵם וְהֶחֱזִיק בָּהּ זָכָה. דִּין תּוֹרָה אֲפִלּוּ הִפְקִיר בִּפְנֵי אֶחָד הֲרֵי זֶה הֶפְקֵר וְנִפְטָר מִן הַמַּעַשְׂרוֹת כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ. אֲבָל מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים אֵינוֹ הֶפְקֵר עַד שֶׁיַּפְקִיר בִּפְנֵי שְׁלֹשָׁה כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה אֶחָד זוֹכֶה אִם רָצָה וְהַשְּׁנַיִם מְעִידִים. וְהָאוֹמֵר הֲרֵי זֶה הֶפְקֵר וְזֶה. הֲרֵי הַשֵּׁנִי סְפֵק הֶפְקֵר וְאִם אָמַר וְזֶה כְּמוֹ זֶה אוֹ שֶׁאָמַר וְגַם זֶה הֲרֵי הִתְפִּיס הַשֵּׁנִי וְיִהְיֶה הֶפְקֵר וַדַּאי:
17. Если кто-нибудь объявит свое поле бесхозным, и никто другой не приобретет его, то в течение первых трех дней он может переменить свое решение. По истечении этих трех дней он не может переменить свое решение, пока не придет первым и не приобретет его. Он подобен тому, кто приобретает бесхозное имущество. [Нет разницы] между ним и другим человеком. הַמַּפְקִיר אֶת שָׂדֵהוּ וְלֹא זָכָה בָּהּ אָדָם כָּל שְׁלֹשָׁה יָמִים יָכוֹל לַחְזֹר בּוֹ. אַחַר שְׁלֹשָׁה יָמִים אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר בּוֹ אֶלָּא אִם כֵּן קָדַם וְזָכָה בָּהּ הֲרֵי הוּא כְּזוֹכֶה מִן הַהֶפְקֵר בֵּין הוּא בֵּין אַחֵר:
18. Если кто-либо заявляет: «Это поле объявляется бесхозным на один день», «...на одну неделю», «...на один месяц», «...на один год» или «...на один семилетний цикл», он может отказаться от своих слов до того, как он или другой человек приобретет его. После того, как оно приобретено, будь то самим человеком или кем-то другим, он не может отказаться от своих слов. Почему у него есть право отказаться до того, как она была приобретена? Потому что это необычный случай. [Как правило, человек не объявляет [имущество] бесхозным в течение ограниченного времени. הָאוֹמֵר שָׂדֶה זוֹ מֻפְקֶרֶת לְיוֹם אֶחָד לְשַׁבָּת אַחַת לְחֹדֶשׁ אֶחָד לְשָׁנָה אַחַת לְשָׁבוּעַ אֶחָד עַד שֶׁלֹּא זָכָה בָּהּ הוּא אוֹ אַחֵר יָכוֹל לַחְזֹר בּוֹ. וּמִשֶּׁזָּכָה בָּהּ בֵּין הוּא בֵּין אַחֵר אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר בּוֹ. וּמִפְּנֵי מָה יֵשׁ לוֹ לַחְזֹר כָּאן עַד שֶׁיִּזְכּוּ בָּהּ מִפְּנֵי שֶׁזֶּה דָּבָר שֶׁאֵינוֹ מָצוּי הוּא שֶׁאֵין אָדָם מַפְקִיר לִזְמַן קָצוּב:
19. Когда человек приходит и сторожит бесхозное имущество, присматривая за ним, чтобы другой человек не взял его, он не приобретает его, лишь присматриваясь к нему. Он обязан поднять его, если это движимое имущество, или предъявить право собственности на него, если это земельная собственность, как приобретают имущество покупатели. דָּבָר הַמֻּפְקָר שֶׁבָּא אֶחָד וּשְׁמָרוֹ וְהָיָה מַבִּיט בּוֹ שֶׁלֹּא יִטְּלֶנּוּ אָדָם לֹא קָנָהוּ בְּהַבָּטָה אֶלָּא עַד שֶׁיַּגְבִּיהוֹ אִם הָיָה מִטַּלְטְלִין אוֹ יַחֲזִיק בַּקַּרְקַע כְּדֶרֶךְ שֶׁקּוֹנִין הַלָּקוֹחוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter