СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 05:08

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы приношений. Гл. 8

1. Плод, левиратный жених, посвящение, глухонемой и девятилетний ребенок лишают [женщину] права вкушать приношение, но не придают ей права вкушать [её]. הָעֻבָּר וְהַיָּבָם וְהָאֵרוּסִין וְהַחֵרֵשׁ וּבֶן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד פּוֹסְלִין וְלֹא מַאֲכִילִין:
2. Что подразумевается [в вышеприведенном утверждении] в отношении плода? Дочь еврея из других колен, забеременевшая от коэна, не имеет права вкушать приношение по причине плода. Если же дочь коэна, забеременела от еврея из других колен, то ей запрещено вкушать приношение по причине беременности. Как написано [Ваикра 22:13] «И дочь священнослужителя, если станет вдовой или разведенной, и потомства нет у нее, то возвратится она в дом отца своего, как в юности своей, от хлеба отца своего будет есть». Это исключает беременную женщину. הָעֻבָּר כֵּיצַד. בַּת יִשְׂרָאֵל הַמְעֻבֶּרֶת מִכֹּהֵן לֹא תֹּאכַל בִּשְׁבִיל הָעֻבָּר. וּבַת כֹּהֵן הַמְעֻבֶּרֶת מִיִּשְׂרָאֵל אֲסוּרָה לֶאֱכל מִפְּנֵי הָעֻבָּר. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כב יג) «וְשָׁבָה אֶל בֵּית אָבִיהָ כִּנְעוּרֶיהָ» פְּרָט לִמְעֻבֶּרֶת:
3. В случае, когда еврей из других колен вступает в связь с дочерью коэна, мы не подозреваем, что она забеременела. Наоборот, она может погрузиться [в микву] и вкусить [приношение] вечером. Если она была замужем за евреем из других колен, а ее муж умер, она может погрузиться в воду и вкусить приношение вечером [и продолжать это делать] в течение 40 дней. Если ее плод будет признан [после этого], то задним числом, начиная с сорокового дня и далее, ее [действия] являются предосудительными. Ведь в течение сорока дней эмбрион не считается зародышем, а только водой. בַּת כֹּהֵן שֶׁבָּא עָלֶיהָ יִשְׂרָאֵל אֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא נִתְעַבְּרָה אֶלָּא טוֹבֶלֶת וְאוֹכֶלֶת לָעֶרֶב. הָיְתָה נְשׂוּאָה לְיִשְׂרָאֵל וּמֵת בַּעְלָהּ טוֹבֶלֶת וְאוֹכֶלֶת בִּתְרוּמָה לָעֶרֶב עַד אַרְבָּעִים יוֹם. וְאִם הֻכַּר עֻבָּרָהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻלְקֶלֶת לְמַפְרֵעַ עַד אַרְבָּעִים יוֹם. שֶׁכָּל הָאַרְבָּעִים יוֹם אֵינוֹ עֻבָּר אֶלָּא מַיִם בָּעוֹלָם הוּא חָשׁוּב:
4. Если дочь еврея из иных колен была замужем за коэном, и он умер, оставив ее беременной, то ее рабы не должны вкушать приношение из-за плода. Ибо только родившийся ребенок дает право другим вкушать приношение. Тот, кто не родился, не дает другим права на участие [в приношении]. Поэтому, если плод был опороченным коэном [и у женщины были другие приемлемые дети, плод] не лишает рабов права есть приношение. Вместо этого они могут принимать его в силу его братьев, которые являются приемлемыми коэнами, пока не родится этот опороченный коэн, после чего рабам становится запрещено есть [приношение]. בַּת יִשְׂרָאֵל שֶׁנִּשֵּׂאת לְכֹהֵן וּמֵת וְהִנִּיחָהּ מְעֻבֶּרֶת לֹא יֹאכְלוּ עֲבָדֶיהָ בִּתְרוּמָה בִּשְׁבִיל הָעֻבָּר. שֶׁהַיְלוּד הוּא שֶׁמַּאֲכִיל שֶׁאֵינוֹ יְלוּד אֵינוֹ מַאֲכִיל. לְפִיכָךְ אִם הָיָה הָעֻבָּר חָלָל אֵינוֹ פּוֹסֵל הָעֲבָדִים אֶלָּא אוֹכְלִין בִּגְלַל אֶחָיו הַכְּשֵׁרִים עַד שֶׁיִּוָּלֵד זֶה הֶחָלָל וְיֵאָסְרוּ הָעֲבָדִים מִלֶּאֱכֹל:
5. Что подразумевается [под первоначальным утверждением] в отношении левиратного жениха? Когда дочь обычного еврея обязана совершить левират с коэном, она не может есть приношение, ибо сказано [Ваикра 22:11]: «Когда же священнослужитель приобретет кого-либо в собственность за свое серебро, такой может есть от него (от святого), и рожденный в доме его, — они будут есть от его хлеба», а этот [деверь] еще не приобрел [женщину]. Если же дочь коэна обязана совершить левират с простым евреем, ей запрещено [есть приношение] из-за ее деверя, как написано [Ваикра 22:13]: «И дочь священнослужителя, если станет вдовой или разведенной, и потомства нет у нее, то возвратится она в дом отца своего, как в юности своей, от хлеба отца своего будет есть; но никакой посторонний не будет есть от него». Это исключает женщину, обязанную совершать левират. הַיָּבָם כֵּיצַד. בַּת יִשְׂרָאֵל הַזְּקוּקָה לְיָבָם כֹּהֵן לֹא תֹּאכַל שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כב יא) «וְכֹהֵן כִּי יִקְנֶה נֶפֶשׁ» וְזֶה עֲדַיִן לֹא קְנָאָהּ. וּבַת כֹּהֵן הַזְּקוּקָה לְיִשְׂרָאֵל אֲסוּרָה מִפְּנֵי יְבָמָהּ שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כב יג) «וְשָׁבָה אֶל בֵּית אָבִיהָ כִּנְעוּרֶיהָ» פְּרָט לְשׁוֹמֶרֶת יָבָם:
6. Если деверь, который является коэном, вступает в связь со своей левиратной невесткой насильно или неумышленно, или просто вошел в нее частично, не завершая акт, он приобретает [свою левиратную невестку], как сказано в «Законах о левирате». Тем не менее, он не дает ей права есть приношение, пока не завершит акт с ее согласия. Когда применяется вышесказанное? Если [она] овдовела после посвящения [одна]. Если же она была замужем, то, поскольку она поела приношение ранее, то она сохраняет право есть его и после [не полной] близости. יָבָם כֹּהֵן שֶׁבָּא עַל יְבִמְתּוֹ בְּאֹנֶס אוֹ בִּשְׁגָגָה אוֹ שֶׁהֶעֱרָה בָּהּ וְלֹא גָּמַר אַף עַל פִּי שֶׁקְּנָאָהּ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת יִבּוּם אֵינוֹ מַאֲכִילָהּ בִּתְרוּמָה עַד שֶׁיִּבְעל בְּעִילָה גְּמוּרָה בְּרָצוֹן. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁנִּתְאַלְמְנָה מִן הָאֵרוּסִין. אֲבָל מִן הַנִּשּׂוּאִין הוֹאִיל וְהָיְתָה אוֹכֶלֶת תֹּאכַל בְּבִיאָה זוֹ:
7. Что имеется в виду [под первоначальным утверждением] в отношении посвящения? Если дочь коэна посвящена евреем из иных колен, ей запрещено есть приношение, ибо он уже приобрел ее. Если же дочь обычного еврея посвящена коэном, ей нельзя есть приношение, пока она не войдет под хупу, чтобы она не дала приношение членам семьи своего отца, как мы уже объясняли. הָאֵרוּסִין כֵּיצַד. בַּת כֹּהֵן שֶׁנִּתְאָרְסָה לְיִשְׂרָאֵל אֲסוּרָה לֶאֱכל שֶׁהֲרֵי יֵשׁ לוֹ בָּהּ קִנְיָן. וּבַת יִשְׂרָאֵל שֶׁנִּתְאָרְסָה לְכֹהֵן לֹא תֹּאכַל עַד שֶׁתִּכָּנֵס לַחֻפָּה שֶׁמָּא תַּאֲכִיל לִבְנֵי בֵּית אָבִיהָ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
8. Однако если еврей из иных колен скажет дочери коэна: «Вот, ты посвящена мне через 30 дней», то она может есть [приношение] в течение этих 30 дней, ибо посвящение еще не вступило в силу. Если же он сказал ей: «Ты посвящена мне с сегодняшнего дня и через 30 дней». Ей запрещается есть [приношение] немедленно. Аналогичные законы действуют и в отношении других условных соглашений такого рода. יִשְׂרָאֵל שֶׁאָמַר לְכֹהֶנֶת הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי אַחַר שְׁלֹשִׁים יוֹם הֲרֵי זוֹ אוֹכֶלֶת בִּתְרוּמָה כָּל הַשְּׁלֹשִׁים שֶׁעֲדַיִן לֹא נִתְאָרְסָה. וְאִם אָמַר לָהּ הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי מֵעַכְשָׁו וּלְאַחַר שְׁלֹשִׁים יוֹם הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה לֶאֱכל מִיָּד וְכֵן שְׁאָר הַתְּנָאִים כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
9. Что имеется в виду [под первоначальным утверждением] в отношении глухонемых? Если дочь коэна выходит замуж за глухонемого простого еврея, она не может есть приношения, так как он приобретает ее в силу постановления наших мудрецов, установивших для него брак. Если дочь еврея из иных колен выходит замуж за глухонемого коэна, она не может вкушать приношение, потому что он не приобретает ее по закону Торы, так как не обладает достаточными умственными способностями. הַחֵרֵשׁ כֵּיצַד. כֹּהֶנֶת שֶׁנִּשֵּׂאת לְיִשְׂרָאֵל חֵרֵשׁ לֹא תֹּאכַל שֶׁהֲרֵי קוֹנֶה בְּתַקָּנַת חֲכָמִים שֶׁתִּקְּנוּ לוֹ נִשּׂוּאִין. וּבַת יִשְׂרָאֵל שֶׁנִּשֵּׂאת לְכֹהֵן חֵרֵשׁ לֹא תֹּאכַל שֶׁאֵינוֹ קוֹנֶה מִן הַתּוֹרָה שֶׁאֵינוֹ בֶּן דַּעַת:
10. [Если женщина] была посвящена коэном, обладающим обычными умственными способностями, но он не женился на ней, пока не стал глухонемым, она не может вкушать [приношение]. [В вышеупомянутой ситуации, если после посвящения женщины коэн умер, а она выпала левиратному жениху, который является глухонемым, она не может вкушать [приношение]. Если же он женился на ней, будучи в обычном умственном состоянии, а затем стал глухонемым, она может [продолжать] вкушать [приношение]. Если он умер, а она выпала глухонемому деверю, и он совершает с ней левират, она может [также продолжать] вкушать [приношение]. [Смягчение объясняется тем, что до этого она ела приношения]. Если жена глухонемого коэна родила ему ребенка, она может вкушать [приношение] в силу своего ребенка. נִתְאָרְסָה לְכֹהֵן פִּקֵּחַ וְלֹא הִסְפִּיק לְכָנְסָהּ עַד שֶׁנִּתְחָרֵשׁ אֵינָהּ אוֹכֶלֶת. מֵת וְנָפְלָה לִפְנֵי יָבָם חֵרֵשׁ וְיִבְּמָהּ אֵינָהּ אוֹכֶלֶת. אֲבָל אִם נְשָׂאָהּ כְּשֶׁהוּא פִּקֵּחַ וְנִתְחָרֵשׁ הֲרֵי זוֹ אוֹכֶלֶת. מֵת וְנָפְלָה לִפְנֵי יָבָם חֵרֵשׁ וְיִבְּמָהּ הֲרֵי זוֹ אוֹכֶלֶת הוֹאִיל וְהָיְתָה אוֹכֶלֶת בַּתְּחִלָּה. וְאֵשֶׁת חֵרֵשׁ שֶׁיָּלְדָה מִמֶּנּוּ הֲרֵי זוֹ אוֹכֶלֶת בִּשְׁבִיל בְּנָהּ:
11. Что подразумевается [под первоначальным утверждением] в отношении ребенка девяти лет? [Если дочь коэна] вступает в связь с ребенком девяти лет, который ей запрещен, поскольку интимные отношения, в которые он вступает, являются значимыми, она отстраняется от коэнства и ей запрещено принимать приношения, поскольку она становится гулящей или опороченной, как мы объяснили. [Это верно], даже если [ребенок] импотентен. Если же дочь еврея из иных колен выходит замуж за коэна, которому девять лет, даже если отношения, в которые он вступает, значительны, она не имеет права на поедание приношения из-за [этого] ребенка, потому что он не может взять ее [в жены] до своего совершеннолетия. Если есть сомнение, исполнилось ли [ребенку, запрещенному дочери коэна] девять лет или нет, ей запрещено есть [приношение]. [Это же постановление применимо], если она вышла замуж за мальчика тринадцати лет и есть вопрос, проявляет ли он физические признаки зрелости или нет. בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד כֵּיצַד. מִי שֶׁנִּבְעֲלָה לְאָסוּר לָהּ וְהוּא בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד הוֹאִיל וּבִיאָתוֹ בִּיאָה נִפְסְלָה מִן הַכְּהֻנָּה וַאֲסוּרָה מִלֶּאֱכל בִּתְרוּמָה מִפְּנֵי שֶׁנַּעֲשֵׂית זוֹנָה אוֹ חֲלָלָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אֲפִלּוּ הָיָה שָׁחוּף. וּבַת יִשְׂרָאֵל שֶׁנִּשֵּׂאת לְכֹהֵן בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד אַף עַל פִּי שֶׁבִּיאָתוֹ בִּיאָה אֵינָהּ אוֹכֶלֶת בִּשְׁבִיל הַקָּטָן לְפִי שֶׁאֵינוֹ קוֹנֶה עַד שֶׁיַּגְדִּיל. סָפֵק שֶׁהוּא בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד סָפֵק שֶׁאֵינוֹ. נִשֵּׂאת לְבֶן שְׁלֹשׁ עֶשְׂרֵה שָׁנָה וְיוֹם אֶחָד סָפֵק שֶׁהֵבִיא שְׁתֵּי שְׂעָרוֹת סָפֵק שֶׁלֹּא הֵבִיא. הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה לֶאֱכל:
12. Все вышеупомянутые связи, которые не дают женщине права вкушать приношения, предписанные Торой, также не дают ей права вкушать приношение, предписанную указанием мудрецов. Этот указ был принят, чтобы они не ели от приношений, предписанных законом Торы. כָּל אֵלּוּ כְּשֵׁם שֶׁאֵין מַאֲכִילִין בִּתְרוּמָה שֶׁל תּוֹרָה כָּךְ אֵין מַאֲכִילִין בִּתְרוּמָה שֶׁל דִּבְרֵיהֶם גְּזֵרָה שֶׁמָּא יַאֲכִילוּ בְּשֶׁל תּוֹרָה:
13. [Следующие] лица не лишают [дочь коэна права вкушать приношение] и не позволяют [дочери обычного еврея] вкушать ее: насильник, соблазнитель или психически, или эмоционально неуравновешенный человек. [Этот принцип применяется] при условии, что она не запрещена им, и в этом случае они дисквалифицируют ее через отношения, потому что она становится гулящей или опороченной, как мы объяснили. וְאֵלּוּ לֹא פּוֹסְלִין וְלֹא מַאֲכִילִין. הָאוֹנֵס. וְהַמְפַתֶּה. וְהַשּׁוֹטֶה שֶׁנָּשָׂא אִשָּׁה. אֶלָּא אִם כֵּן הָיְתָה אֲסוּרָה לָהֶן שֶׁהֵן פּוֹסְלִין אוֹתָהּ בְּבִיאָתָם מִפְּנֵי שֶׁנַּעֲשֵׂית זוֹנָה וַחֲלָלָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
14. Если женщина вышла замуж за коэна, который был интеллектуально или эмоционально неуравновешенным, или коэн изнасиловал или соблазнил ее, и она родила ему ребенка, она может принять есть приношение из-за своего сына. Поскольку она не посвящена ему, но существует сомнение, ведь не исключено, что она забеременела от другого человека. Тем не менее, мы исходим из предположения, что ребенок был зачат [коэном], состоявшим с ней в отношениях. [Это применимо] при условии, что слухи о ее отношениях с другим лицом не распространялись. Вместо этого все сплетничают о ней и этом коэне. Подобные концепции применяются, если еврей из других колен, который интеллектуально или эмоционально нестабилен, вступает в отношения с дочерью коэна или [мужчиной из других колен] изнасиловал или соблазнил ее, и она забеременела. Она не может есть приношение из-за плода. Если плод выкинут, она может вкусить [приношение]. מִי שֶׁנִּשֵּׂאת לְכֹהֵן שׁוֹטֶה אוֹ שֶׁאָנַס אוֹתָהּ אוֹ שֶׁפִּתָּה אוֹתָהּ כֹּהֵן וְיָלְדָה אוֹכֶלֶת בִּשְׁבִיל בְּנָהּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁהַדָּבָר סָפֵק הוֹאִיל וּבְלֹא קִדּוּשִׁין הִיא שֶׁמָּא מֵאַחֵר נִתְעַבְּרָה הֲרֵי הַוָּלָד בְּחֶזְקַת זֶה שֶׁבָּא עָלֶיהָ. וְהוּא שֶׁלֹּא יָצָא עָלֶיהָ קוֹל עִם אַחֵר אֶלָּא הַכּל מְרַנְּנִין אַחֲרֶיהָ בְּזֶה הַכֹּהֵן. וְכֵן כֹּהֶנֶת שֶׁבָּא עָלֶיהָ יִשְׂרָאֵל שׁוֹטֶה אוֹ שֶׁאֲנָסָהּ אוֹ פִּתָּה אוֹתָהּ וְנִתְעַבְּרָה אֵינָהּ אוֹכֶלֶת מִפְּנֵי הָעֻבָּר. נִתְחַתֵּךְ הָעֻבָּר הֲרֵי זוֹ תֹּאכַל:
15. Если есть свидетели предостережения замужней женщины и уединения ее с запретным мужчиной, которые свидетельствуют против женщины, вышедшей замуж [за коэна], ей запрещается вкушать приношение до тех пор, пока она не выпьет горькую воду, потому что возникает сомнение, является ли она гулящей. Если ее муж умрет до того, как она выпьет воду, или если она будет одной из женщин, которые освобождены от питья и не получат причитающиеся им деньги в силу их брачного контракта, ей навсегда запрещено вкушать приношение. Этот случай подобен тому, когда жена коэна говорит: «Я была неверна» — ей запрещено вкушать приношение. אֵשֶׁת אִישׁ שֶׁבָּאוּ עָלֶיהָ עֵדֵי קִנּוּי וְעֵדֵי סְתִירָה הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה לֶאֱכל בִּתְרוּמָה עַד שֶׁתִּשְׁתֶּה מֵי הַמָּרִים מִפְּנֵי שֶׁהִיא סְפֵק זוֹנָה. מֵת בַּעְלָהּ קֹדֶם שֶׁיַּשְׁקֶנָּה. אוֹ שֶׁהָיְתָה מִן הַנָּשִׁים שֶׁאֵינָן שׁוֹתוֹת וְלֹא נוֹטְלוֹת כְּתֻבָּה. הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה לֶאֱכל בִּתְרוּמָה לְעוֹלָם. וְכָל אֵשֶׁת כֹּהֵן שֶׁאָמְרָה טְמֵאָה אֲנִי הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה לֶאֱכל בִּתְרוּמָה:
16. Если дочь еврея из иных колен, не достигшая совершеннолетия, выходит замуж за коэна без согласия отца, будь то в его присутствии или в его отсутствие, она не может вкушать приношение, даже если ее отец посвятил ее. [Причина в том, что] ее отец может возражать, и тогда она задним числом будет непригодна [для поедания приношения]. [Причина], по которой он молчит, хотя и видит, заключается в том, что он зол на то, что она вышла замуж без его согласия. קְטַנָּה בַּת יִשְׂרָאֵל שֶׁנִּשֵּׂאת לְכֹהֵן שֶׁלֹּא מִדַּעַת אָבִיהָ בֵּין בִּפְנֵי אָבִיהָ בֵּין שֶׁלֹּא בְּפָנָיו אַף עַל פִּי שֶׁקִּדְּשָׁהּ אָבִיהָ אֵינָהּ אוֹכֶלֶת בִּתְרוּמָה. שֶׁאִם מִחָה תֵּעָשֶׂה זָרָה לְמַפְרֵעַ. וְזֶה שֶׁרוֹאֶה וְשׁוֹתֵק כּוֹעֵס הוּא לְפִי שֶׁנִּשֵּׂאת שֶׁלֹּא לְדַעְתּוֹ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter