СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 13:35

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуальной нечистоты, порождаемой мертвым. Гл. 10

1. Что означают слова «распаханная могила»? Распаханное поле, где находилась могила. Поскольку в такой ситуации кости трупа дробятся и разлетаются по полю, наши мудрецы постановили, что любое поле, на котором была вспахана могила, является нечистым. Это касается даже тех случаев, когда пашут над гробом, и даже когда труп был помещен под каменные плиты или камни. Даже если над гробом имеется слой земли высотой в два этажа, поскольку над могилой вспахали землю, поле считается распаханной могилой. Насколько большая площадь считается таковой? 100 локтей на 100 локтей от места захоронения. אֵיזֶהוּ בֵּית הַפְּרָס זֶה הַמָּקוֹם שֶׁנֶּחְרַשׁ בּוֹ קֶבֶר. שֶׁהֲרֵי נִתְדַּקְדְּקוּ עַצְמוֹת הַמֵּת בְּתוֹךְ הֶעָפָר וְנִתְפָּרְסוּ בְּכָל הַשָּׂדֶה. וְגָזְרוּ טֻמְאָה עַל כָּל הַשָּׂדֶה שֶׁנֶּחְרַשׁ בָּהּ הַקֶּבֶר אֲפִלּוּ חָרַשׁ עַל גַּבֵּי הָאָרוֹן וַאֲפִלּוּ הָיָה מֻשְׁקָע בִּרְבָדִין וּבַאֲבָנִים. וַאֲפִלּוּ הָיָה עַל גַּבֵּי הָאָרוֹן רוּם שְׁתֵּי קוֹמוֹת הוֹאִיל וְחָרַשׁ עַל קֶבֶר הֲרֵי זֶה עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס. עַד כַּמָּה הִיא נַעֲשֵׂית בֵּית הַפְּרָס. מֵאָה אַמָּה עַל מֵאָה אַמָּה מִמְּקוֹם הַקֶּבֶר:
2. Весь этот квадрат, представляющий собой площадь, на которой можно посеять четыре сэа зерна, является «распаханной могилой». Его земля передает нечистоту, если к ней прикасаются или переносят, как мы уже объясняли. Она не оскверняет с помощью шатра. Аналогично, тот, кто стоит над распаханной могилой, чист. כָּל הַמְרֻבָּע שֶׁהוּא בֵּית אַרְבַּעַת סְאִין הֲרֵי הוּא בֵּית הַפְּרָס וַעֲפָרוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּאֹהֶל. וְכֵן הַמַּאֲהִיל עַל בֵּית הַפְּרָס הַזֶּה טָהוֹר:
3. Если человек начал пахать и распахал могилу, и, продолжая пахать, не дойдя до 100 локтей, вытряхнул плуг или ударил его о камень или ограду, он превращает поле в распаханную могилу только до этого места. Оставшиеся 100 локтей чисты, потому что он не дошел до них, продолжая пахать. Если он вспахал 50 или более локтей, а затем продолжил пахать, пока не закончил 100 локтей, весь участок считается распаханной могилой. Если он продолжал пахать за пределами 100 локтей, то участок за пределами 100 локтей является чистым, потому что кости из могилы не будут перенесены более чем на 100 локтей. הִתְחִיל לַחְרשׁ אֶת הַקֶּבֶר וְהָיָה חוֹרְשׁוֹ וְהוֹלֵךְ וְקֹדֶם שֶׁיִּגְמֹר מֵאָה אַמָּה נִעֵר אֶת הַמַּחֲרֵשָׁה אוֹ שֶׁהֵטִיחַ בַּסֶּלַע אוֹ בַּגָּדֵר. עַד שָׁם הוּא עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס בִּלְבַד וְהַשְּׁאָר טָהוֹר שֶׁהֲרֵי לֹא הִגִּיעַ אֵלָיו בִּמְשֹׁךְ הַמַּחֲרֵשָׁה. חָרַשׁ כְּמוֹ חֲמִשִּׁים אַמָּה אוֹ יֶתֶר וְחָזַר וְחָרַשׁ עַד שֶׁהִשְׁלִים הַמֵּאָה הַכּל בֵּית הַפְּרָס. הָיָה חוֹרֵשׁ וְהוֹלֵךְ חוּץ לְמֵאָה אַמָּה מִמֵּאָה אַמָּה וְלַחוּץ טָהוֹר שֶׁאֵין עַצְמוֹת קֶבֶר מַגִּיעוֹת לְיֶתֶר מִמֵּאָה:
4. Мы исходим из того, что кости, которые были захоронены, являются человеческими, если только не известно, что они произошли от животного. И наоборот, мы исходим из предположения, что любые кости, которые открыто обнаружены, принадлежат животному, если не известно, что они человеческие. Если имеется канава, заполненная человеческими костями, или человеческие кости, сваленные на земле, и человек вспахивает эти кости вместе с полем, или вспахивает поле, на котором была потеряна могила, или поле, на котором была обнаружена могила, территория со статусом «распаханной могилы» не создается. Ибо наши мудрецы считали нечистым только то поле, на котором была распахана могила, о которой точно известно. Точно так же, когда вместе с полем вспахивают тело умершего, оно не считается «распаханной могилой». Это объясняется тем, что все эти ситуации являются необычными, а наши мудрецы ввели свое постановление только в отношении вспаханного поля, поскольку это обычная ситуация. חֶזְקַת הָעֲצָמוֹת הַמְכֻסּוֹת שֶׁהֵן שֶׁל אָדָם עַד שֶׁיִּוָּדַע שֶׁהֵן שֶׁל בְּהֵמָה וְחֶזְקַת הָעֲצָמוֹת הַמְגֻלּוֹת שֶׁהֵן שֶׁל בְּהֵמָה עַד שֶׁיִּוָּדַע שֶׁהֵן שֶׁל אָדָם. הָיָה שָׁם חָרִיץ מָלֵא עַצְמוֹת אָדָם. אוֹ שֶׁהָיוּ עַצְמוֹת אָדָם צְבוּרוֹת עַל גַּבֵּי קַרְקַע וְחָרַשׁ עֲצָמוֹת אֵלּוּ עִם הַשָּׂדֶה. אוֹ שֶׁחָרַשׁ שָׂדֶה שֶׁאָבַד בָּהּ [אוֹ שֶׁנִּמְצָא בָּהּ] קֶבֶר. הֲרֵי זֶה אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס שֶׁלֹּא גָּזְרוּ טֻמְאָה אֶלָּא עַל שָׂדֶה שֶׁנֶּחְרַשׁ בָּהּ קֶבֶר וַדַּאי. וְכֵן הַחוֹרֵשׁ אֶת הַמֵּת בְּשָׂדֶה אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס שֶׁכָּל אֵלּוּ דָּבָר שֶׁאֵינוֹ מָצוּי הוּא וְלֹא גָּזְרוּ אֶלָּא בְּקֶבֶר שֶׁנֶּחְרַשׁ שֶׁהוּא דָּבָר הַמָּצוּי:
5. Если кто-то распахивает могилу на поле, которое ему не принадлежит, он не создает «распаханное поле», потому что человек не может сделать запретным предмет, который ему не принадлежит. Даже совладелец, издольщик или опекун не создает территорию «распаханной могилы». В случае, когда человек распахивает могилу на поле, которое принадлежит ему и его товарищу как единое владение, он создает «распаханную могилу» в своей части, но не в части, принадлежащей его товарищу. הַחוֹרֵשׁ אֶת הַקֶּבֶר בְּשָׂדֶה שֶׁאֵינָהּ שֶׁלּוֹ אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס שֶׁאֵין אָדָם אוֹסֵר דָּבָר שֶׁאֵינוֹ שֶׁלּוֹ. אֲפִלּוּ שֻׁתָּף אוֹ אָרִיס אוֹ אַפּוֹטְרוֹפּוֹס אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס. חָרַשׁ קֶבֶר בְּשָׂדֶה שֶׁלּוֹ וְשֶׁל חֲבֵרוֹ כְּאֶחָד. שֶׁלּוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס וְשֶׁל חֲבֵרוֹ אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס:
6. Когда нееврей распахивает могилу на своем поле, он не создает «распаханную могилу», потому что это понятие не применимо к неевреям. עַכּוּ''ם שֶׁחָרַשׁ קֶבֶר בְּשָׂדֵהוּ אֵינוֹ עוֹשֶׂה בֵּית הַפְּרָס שֶׁאֵין בֵּית פְּרָס לְעַכּוּ''ם:
7. Если сверху есть поле, которое является «распаханной могилой», а снизу — чистое поле, и дождь омывает землю от «распаханного поля» до чистого поля, она остается чистой. Эти законы действуют, даже если земля нижнего поля была красной и стала белой или была белой и стала красной. Это объясняется тем, что из одной «распаханной могилы» не получается вторая, а нечистота была предписана только для земли в ее первоначальном состоянии. שָׂדֶה בֵּית פְּרָס לְמַעְלָה וְשָׂדֶה טְהוֹרָה לְמַטָּה וְשָׁטְפוּ גְּשָׁמִים מֵעֲפַר בֵּית הַפְּרָס לַטְּהוֹרָה. אֲפִלּוּ הָיְתָה אֲדֻמָּה וְהִלְבִּינָה אוֹ לְבָנָה וְהֶאֱדִימָה טְהוֹרָה שֶׁאֵין בֵּית פְּרָס עוֹשֶׂה בֵּית פְּרָס. וְלֹא גָּזְרוּ טֻמְאָה אֶלָּא עַל גּוּשׁ כִּבְרִיָּתוֹ:
8. Разрешено сажать любое дерево или куст в «распаханной могиле», потому что их корни простираются ниже трех ладоней, а территория ниже трех ладоней в «распаханной могиле» чиста, так как кости из могилы разбросаны по поверхности поля. Мы, напротив, не сеем на нем семян, из которых вырастает урожай, который не пожинают. Если на таком поле посеяли зерно и собрали урожай, выкорчевав его, нужно собрать зерновую скирду на этом поле и просеять зерно двумя ситами, а если выращивали бобы, то тремя, чтобы не найти кость размером с ячменное зерно. Мякоть зерна и бобов нужно сжечь там же. Это постановление, чтобы не было среди них косточки величиной с ячменное зерно. Если бы человеку было позволено извлечь пользу из мякины, он бы вынес ее с поля и продал, тем самым распространив нечистоту. בֵּית הַפְּרָס הַזֶּה מֻתָּר לִנְטֹעַ בּוֹ כָּל נֶטַע לְפִי שֶׁהַשָּׁרָשִׁים יוֹרְדִים לְמַטָּה מִשְּׁלֹשָׁה. וּלְמַטָּה מִשְּׁלֹשָׁה בְּבֵית הַפְּרָס טָהוֹר שֶׁהֲרֵי הַקֶּבֶר נִפְרָס עַל פְּנֵי הַשָּׂדֶה. אֲבָל אֵין זוֹרְעִין בְּתוֹכָהּ אֶלָּא זֶרַע הַנִּקְצָר. וְאִם זָרַע וְעָקַר צוֹבֵר אֶת גָּרְנוֹ בְּתוֹכוֹ וְכוֹבֵר אֶת הַתְּבוּאָה בִּשְׁתֵּי כְּבָרוֹת. וְאֶת הַקִּטְנִיּוֹת בִּשְׁלֹשָׁה כְּבָרוֹת. שֶׁמָּא יֵשׁ בָּהֶן עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה. וְשׂוֹרֵף אֶת הַקַּשׁ וְאֶת הָעֵצָה שָׁם גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִהְיֶה בָּהֶן עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה. וְאִם תַּתִּיר לוֹ בַּהֲנָיָה מוֹצִיאוֹ וּמוֹכְרוֹ וְנִמְצָא מַרְגִּיל אֶת הַטֻּמְאָה:
9. При наличии поля, которое считается «распаханной могилой», мы продолжаем действовать в соответствии с этим предположением, даже если оно достаточно велико, чтобы вырастить четыре кора зерна, даже если оно находится сбоку от места с мягкой глиной, которое не вспахано, и поэтому не становится «распаханной могилой», и даже если чистое поле окружает его со всех четырех сторон. שָׂדֶה שֶׁהֻחְזְקָה שֶׁהִיא בֵּית הַפְּרָס. אֲפִלּוּ הִיא בֵּית אַרְבָּעָה כּוֹרִין וַאֲפִלּוּ מְשׁוּכָה מִמְּקוֹם הַטִּיט הָרַךְ שֶׁאֵינוֹ נֶחְרַשׁ וְלֹא נַעֲשָׂה בֵּית הַפְּרָס. וַאֲפִלּוּ שָׂדֶה טְהוֹרָה מַקֶּפֶת אוֹתָהּ מֵאַרְבַּע רוּחוֹתֶיהָ. הֲרֵי הִיא בְּחֶזְקָתָהּ:
10. Если человек обнаруживает поле, которое было обозначено, и не знает, в чем суть проблемы, он должен следовать следующим рекомендациям. Если на нем есть деревья, он должен предположить, что на нем была распахана могила. Если деревьев нет, то следует предположить, что могила была потеряна, как уже объяснялось. Все вышесказанное применимо при условии, что в этом месте есть старейшина или знаток Торы, поскольку не каждый человек сведущ в таких вопросах и не знает, что разрешено сажать на таком-то поле и запрещено на другом. מָצָא שָׂדֶה מְצֻיֶּנֶת וְאֵין יוֹדֵעַ מַה טִּיבָהּ. אִם יֵשׁ בָּהּ אִילָן בְּיָדוּעַ שֶׁנֶּחְרַשׁ קֶבֶר בְּתוֹכָהּ. אֵין בָּהּ אִילָן בְּיָדוּעַ שֶׁאָבַד קֶבֶר בְּתוֹכָהּ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בְּאוֹתוֹ מָקוֹם זָקֵן אוֹ תַּלְמִיד חָכָם. שֶׁאֵין כָּל אָדָם בְּקִיאִין בְּכָךְ וְיוֹדְעִין שֶׁמֻּתָּר לִנְטֹעַ בְּזוֹ וְאָסוּר לִנְטֹעַ בְּאַחֶרֶת:
11. Если человек проходит через «распаханное поле» по камням, которые не шатаются под ногами человека, когда он идет по ним, или входит в него, когда едет верхом на человеке или на сильном животном, он чист. Если же он идет по камням, которые обычно трясутся, когда он ступает по ним, даже если он был осторожен и шел так, чтобы они не тряслись, он нечист, как если бы он шел по самой земле. Точно так же, если он ехал на человеке, который не был силен настолько, что его колени стучали друг о друга, а бедра тряслись, когда он нес его, или на животном, которое не было сильным настолько, что оно испражнялось, когда несло его, то он нечист, как если бы он шел по полю своими ногами. הַמְהַלֵּךְ בְּבֵית הַפְּרָס עַל גַּבֵּי אֲבָנִים שֶׁאֵין מִתְנַדְנְדִין תַּחַת רַגְלֵי אָדָם בְּשָׁעָה שֶׁמְּהַלֵּךְ עֲלֵיהֶן. אוֹ שֶׁנִּכְנַס לָהּ וְהוּא רוֹכֵב עַל גַּבֵּי אָדָם וּבְהֵמָה שֶׁכֹּחָן יָפֶה. הֲרֵי זֶה טָהוֹר. אֲבָל אִם הָלַךְ עַל גַּבֵּי אֲבָנִים שֶׁמִּזְדַּעְזְעִין בִּשְׁעַת הִלּוּךְ. אַף עַל פִּי שֶׁנִּשְׁמַר וְלֹא נִתְנַדְנֵד הֲרֵי זֶה טָמֵא כְּמִי שֶׁהָלַךְ עַל הֶעָפָר עַצְמוֹ. וְכֵן אִם הָלַךְ עַל גַּבֵּי אָדָם שֶׁכֹּחוֹ רַע עַד שֶׁתִּהְיֶינָה אַרְכֻּבּוֹתָיו נוֹקְשׁוֹת זוֹ לְזוֹ וְשׁוֹקָיו מַרְעִידוֹת כְּשֶׁהוּא נוֹשְׂאוֹ. אוֹ עַל גַּבֵּי בְּהֵמָה שֶׁכֹּחָהּ רַע עַד שֶׁתָּטִיל גְּלָלִים בִּשְׁעַת רְכִיבָה. הֲרֵי זֶה טָמֵא וּכְאִלּוּ הָלַךְ בְּרַגְלָיו:
12. При очищении «распаханного поля» человек должен очищать его в присутствии двух знатоков Торы. Как он очищает его? Он собирает всю землю, которую может сдвинуть с поверхности всего поля, и кладет ее в сито с мелкими отверстиями. Он разбивает землю на мелкие кусочки и удаляет любую кость размером с ячменное зерно. Кроме того, она считается чистой, если он положит на нее три ладони земли из другого места или удалит три ладони земли со всей ее поверхности. Если он убрал три ладони земли с половины поля и положил три ладони земли на другую половину, то оно чистое. Если он убрал полторы ладони земли с его поверхности и положил на него еще полторы ладони земли из другого места, то его действия не имеют никакого значения. Точно так же, если он выровнял ее и проверил сверху и снизу, убрав камни, то его действия не имеют последствий. Если он вымостил ее камнями, которые не дрожат, когда по ним ходит человек, то она чиста. הַמְטַהֵר בֵּית הַפְּרָס צָרִיךְ לְטַהֲרוֹ בְּמַעֲמַד שְׁנֵי תַּלְמִידֵי חֲכָמִים. וְכֵיצַד מְטַהֲרִין אוֹתוֹ. כּוֹנֵס אֶת כָּל הֶעָפָר שֶׁהוּא יָכוֹל לַהֲסִיטוֹ מֵעַל כָּל פְּנֵי הַשָּׂדֶה וְנוֹתְנוֹ לְתוֹךְ כְּבָרָה שֶׁנְּקָבֶיהָ דַּקִּין. וּמְמַחֶה וּמוֹצִיא כָּל עֶצֶם כִּשְׂעוֹרָה הַנִּמְצָא שָׁם. וְיִטְהַר. וְכֵן אִם נָתַן עַל גַּבָּיו שְׁלֹשָׁה טְפָחִים עָפָר מִמָּקוֹם אַחֵר אוֹ שֶׁנָּטַל מֵעַל כָּל פָּנָיו שְׁלֹשָׁה טְפָחִים הֲרֵי זֶה טָהוֹר. נָטַל מֵחֶצְיוֹ אֶחָד שְׁלֹשָׁה טְפָחִים וְנָתַן עַל חֶצְיוֹ הָאַחֵר שְׁלֹשָׁה טְפָחִים הֲרֵי זֶה טָהוֹר. נָטַל מֵעַל פָּנָיו טֶפַח וּמֶחֱצָה וְנָתַן עָלֶיהָ טֶפַח וּמֶחֱצָה עָפָר מִמָּקוֹם אַחֵר. לֹא עֲשֵׂה כְּלוּם. וְכֵן אִם עֲזָקוֹ וּבָדַק בִּשְׁעַת עִזּוּק מִלְּמַטָּה וּמִלְּמַעְלָה לֹא עָשָׂה כְּלוּם. רִצְּפוֹ בַּאֲבָנִים שֶׁאֵינָן מִתְנַדְנְדִין מֵהִלּוּךְ אָדָם הֲרֵי זֶה טָהוֹר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter