СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-17 20:15

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 14

1. Наши мудрецы постановили, что двенадцать сомнительных ситуаций признаются чистыми: 1) сомнение относительно набранной воды в микве; 2) сомнение относительно нечистоты, плавающей на воде; 3) сомнение в том, передают ли жидкости нечистоту другим сущностям; в отношении их собственного статуса, однако, они считаются нечистыми, когда возникает сомнение; 4) сомнение относительно нечистоты рук, будь то нечистота самих рук, придание этими руками нечистоты другим субстанциям, или сомнение относительно очищения этих рук от этой нечистоты; 5) сомнение относительно нечистоты, установленной мудрецами; 6) сомнение относительно обычной пищи, приготовленной со строгостью освященной пищи; 7) сомнение относительно жертвоприношений, которые должны быть принесены; 8) сомнение, связанное с язвами проказы; 9) сомнение, когда человек, пораженный проказой, стоит на месте или проходит мимо; 10) сомнение относительно падали ползучего животного; 11) сомнение, возникшее в общественном месте; 12) сомнение, связанное с двумя областями. שְׁנֵּים עָשָׂר סְפֵקוֹת טהֲרוּ חֲכָמִים וְאֵלּוּ הֵן. סְפֵק מַיִם שְׁאוּבִים לְמִקְוֶה. סְפֵק טֻמְאָה צָפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם. סְפֵק מַשְׁקִין לְטַמֵּא אֲחֵרִים. אֲבָל לְטֻמְאַת עַצְמָן טְמֵאִים מִסָּפֵק. סְפֵק הַיָּדַיִם בֵּין לְטֻמְאַת עַצְמָן בֵּין לְטַמֵּא אֲחֵרִים בֵּין לְטָהֳרַת יָדַיִם מִטֻּמְאָתָן. סְפֵק דִּבְרֵי סוֹפְרִים. סְפֵק הַחֻלִּין. סְפֵק קָרְבָּנוֹת. סְפֵק נְגָעִים. סָפֵק עוֹבֵר וְעוֹמֵד. סְפֵק שְׁרָצִים. סְפֵק רְשׁוּת הָרַבִּים. סְפֵק שְׁתֵּי רְשׁוּיוֹת:
2. Что подразумевается под принципом: сомнение относительно набранной воды в микве? Три лога набранной воды, упавшие в микву, запрещают ее. Если есть сомнение, упала ли такая вода в микву или даже если точно известно, что вода упала, но есть вопрос, присутствовала ли минимальная мера или нет, мы считаем предмет, погруженный в микву, чистым, а микву — приемлемой. Однако, не следует наставлять человека погружаться в такую микву и приобщаться к чистым веществам в качестве первоначального предпочтения. Если он погрузился и приобщился к чистым веществам, то они считаются чистыми. סְפֵק מַיִם שְׁאוּבִין לְמִקְוֶה כֵּיצַד. שְׁלֹשָׁה לוֹגִין מַיִם שְׁאוּבִין שֶׁנָּפְלוּ לַמִּקְוֶה פְּסָלוּהוּ. סָפֵק נָפְלוּ סָפֵק לֹא נָפְלוּ וַאֲפִלּוּ נָפְלוּ סָפֵק יֵשׁ בָּהֶן שִׁעוּר אוֹ אֵין בָּהֶן סְפֵקוֹ טָהוֹר וַהֲרֵי הַמִּקְוֶה בְּכַשְׁרוּתוֹ. וְאֵין מוֹרִין לוֹ לִטְבּל בְּמִקְוֶה זֶה וְלַעֲשׂוֹת טָהֳרוֹת לְכַתְּחִלָּה. וְאִם טָבַל וְעָשָׂה טָהֳרוֹתָיו טְהוֹרוֹת:
3. Что подразумевается под принципом: сомнение относительно нечистоты, плавающей на воде? Если на воде плавала туша ползучего животного, независимо от того, находилась ли вода в сосуде или в бассейне на земле, и человек спустился в воду, то, если он не уверен, что коснулся падали, он считается чистым. Это относится даже к тому случаю, когда в сосуде или бассейне нет места ни для чего, кроме человека и нечистоты. Принцип, согласно которому сомнение относительно нечистоты, плавающей на воде, является чистым, был установлен только в отношении туши ползучего животного. Если туша ползучего животного подвешена сверху и плавает на воде или ее волокут по воде, то она считается опущенной вниз, а не плавающей. סְפֵק טֻמְאָה צָפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם כֵּיצַד. שֶׁרֶץ שֶׁהָיָה צָף עַל פְּנֵי הַמַּיִם. בֵּין שֶׁהָיוּ הַמַּיִם בְּכֵלִים אוֹ בְּקַרְקָעוֹת וְיָרַד לַמַּיִם אֲפִלּוּ אֵין שָׁם אֶלָּא מְלֹא אָדָם וְטֻמְאָה הֲרֵי זֶה טָהוֹר עַד שֶׁיֵּדַע וַדַּאי שֶׁנָּגַע. וְלֹא אָמְרוּ סְפֵק טֻמְאָה צָפָה טָהוֹר אֶלָּא לְשֶׁרֶץ בִּלְבַד. וְכָל הַנִּתְלִים וְהַנִּגְרָרִין הֲרֵי הֵן כְּמֻנָּחִין:
4. Если, туша ползучего животного помещена в сосуд, который плавал на поверхности воды, или он был помещен на труп человека, тушу животного — даже если, туша или труп под ней разложились — или семя, которое плавает на воде, то считается, что оно было помещено на землю, в этом случае сомнительная ситуация, возникающая в частном владении, считается нечистой, как будет объяснено. Если, туша одного ползучего животного лежала на туше другого ползучего животного, плавающего на воде, то это считается толстой нечистотой, а возникшая сомнительная ситуация считается чистой. Существует неразрешенное сомнение в том, считается ли туша ползучего животного, плавающая на воде, которую окропили пеплом красной коровы, положенной на землю, или нет. Поэтому мне кажется, что сомнительная ситуация считается чистой. שֶׁרֶץ שֶׁהָיָה מֻנָּח בִּכְלִי וּכְלִי צָף עַל פְּנֵי הַמַּיִם אוֹ שֶׁהָיָה מֻנָּח עַל הַמֵּת אוֹ עַל הַנְּבֵלָה וַאֲפִלּוּ נִמּוֹחַ הַנְּבֵלָה אוֹ בָּשָׂר מֵת שֶׁתַּחְתָּיו אוֹ שֶׁהָיָה מֻנָּח עַל שִׁכְבַת זֶרַע הַצָּפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם הֲרֵי זֶה כְּמֻנָּח עַל הָאָרֶץ שֶׁסְּפֵקוֹ בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. הָיָה שֶׁרֶץ עַל גַּבֵּי שֶׁרֶץ צָף עַל פְּנֵי הַמַּיִם הֲרֵי זֶה כְּטֻמְאָה עָבָה שֶׁצָּפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם וּסְפֵקוֹ טָהוֹר. הָיָה מֻנָּח עַל גַּבֵּי מֵי חַטָּאת וּמֵי חַטָּאת צָפִין עַל פְּנֵי הַמַּיִם הֲרֵי זֶה סָפֵק אִם הוּא כְּמֻנָּח אוֹ אֵינוֹ כְּמֻנָּח. לְפִיכָךְ יֵרָאֶה לִי שֶׁסְּפֵקוֹ טָהוֹר:
5. Подобно тому, как наши мудрецы считали чистой сомнительную ситуацию, связанную с нечистотой, плавающей по воде, будь то в сосуде или на земле, так же они считали чистой ситуацию, связанную с чем-то чистым, плавающим по воде, будь то в сосуде или на земле. Что подразумевается? Было корыто для замешивания, которое было нечистым из-за контакта с человеческим трупом, а внутри него лежал каравай хлеба, который был завернут в лыко или в бумагу. Вода спустилась в корыто для замешивания и заполнила его. Бумага расправилась, и таким образом каравай плавал на воде, а бумага разошлась между ним и водой. Если возникает вопрос, касался ли каравай борта корыта, то он считается чистым, так как плавает. כְּדֶרֶךְ שֶׁטִּהֲרוּ סְפֵק טֻמְאָה צָפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם בֵּין בְּכֵלִים בֵּין בְּקַרְקָעוֹת כָּךְ טִהֲרוּ סְפֵק טָהֳרָה הַצָּפָה עַל פְּנֵי הַמַּיִם בֵּין בְּכֵלִים בֵּין בְּקַרְקָעוֹת. כֵּיצַד. עֲרֵבָה שֶׁהִיא טְמֵא מֵת וְכִכַּר תְּרוּמָה כָּרוּךְ בְּסִיב אוֹ בִּנְיָר וְנָתוּן בְּתוֹכָהּ וְיָרְדוּ לְתוֹכָהּ מֵי גְּשָׁמִים וְנִתְמַלֵּאת וְנִפְשַׁט הַנְּיָר וַהֲרֵי הַכִּכָּר צָף עַל פְּנֵי הַמַּיִם וְהַנְּיָר מַבְדִּיל בֵּינוֹ לְבֵין הַמַּיִם וְסָפֵק נָגַע צִדּוֹ בַּעֲרֵבָה סָפֵק לֹא נָגַע. הֲרֵי הוּא בְּטָהֳרָתוֹ מִפְּנֵי שֶׁהוּא צָף:
6. Следующие законы применяются, если, туша ползучего животного плавала на резервуаре в винном прессе. В отношении приношения, если есть сомнение, она считается нечистой. Что касается рабочих, то, если есть сомнение, они считаются чистыми, потому что нечистота плавает. שֶׁרֶץ שֶׁנִּמְצָא צָף עַל גַּבֵּי בּוֹר בְּתוֹךְ הַגַּת לִתְרוּמָה סְפֵקוֹ טָמֵא. וְלַפּוֹעֲלִין סְפֵקָן טָהוֹר. מִפְּנֵי שֶׁהִיא טֻמְאָה צָפָה:
7. Если возникает сомнение в том, что жидкости придают нечистоту другим сущностям, они считаются чистыми. Однако в отношении их собственного статуса они считаются нечистыми. Что подразумевается? Человек держал посох, на верхушке которого была нечистая жидкость, и он бросил его среди чистых караваев хлеба. Если есть сомнение, касались ли жидкости хлебов или нет, они считаются чистыми. Аналогично, если возникло сомнение, касались ли нечистые жидкости данного сосуда или нет, то сосуд считается чистым. Точно так же, если возникло сомнение, касались ли эти нечистые жидкости других жидкостей или нет, другие жидкости считаются чистыми. Если же нечистый человек протянул руку или ногу в место, где находятся чистые жидкости, и возникло сомнение, касался он этих жидкостей или нет, то из-за сомнения они становятся нечистыми. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. סָפֵק מַשְׁקִין לְטַמֵּא אֲחֵרִים טָהוֹר. לְטֻמְאַת עַצְמָן טָמֵא. כֵּיצַד. הָיָה מַקֵּל בְּיָדוֹ וּבְרֹאשׁוֹ מַשְׁקִין טְמֵאִים וּזְרָקָן לְתוֹךְ כִּכָּרוֹת טְהוֹרוֹת. סָפֵק נָגְעוּ הַמַּשְׁקִין בַּכִּכָּרוֹת סָפֵק לֹא נָגְעוּ טְהוֹרוֹת. וְכֵן אִם נִסְתַּפֵּק לוֹ אִם נָגְעוּ מַשְׁקִין טְמֵאִין בִּכְלִי זֶה אוֹ לֹא נָגְעוּ הֲרֵי הַכְּלִי טָהוֹר. וְכֵן אִם נִסְתַּפֵּק לוֹ אִם נָגְעוּ מַשְׁקִין אֵלּוּ הַטְּמֵאִין בְּמַשְׁקִין אֲחֵרִים אוֹ לֹא נָגְעוּ הֲרֵי הַמַּשְׁקִין הָאֲחֵרִים טְהוֹרִין. אֲבָל טָמֵא שֶׁפָּשַׁט יָדוֹ אוֹ רַגְלוֹ לְבֵין מַשְׁקִין טְהוֹרִין. אוֹ שֶׁזָּרַק כִּכָּר טָמֵא לְבֵין מַשְׁקִין טְהוֹרִין סָפֵק נָגַע בַּמַּשְׁקִין סָפֵק לֹא נָגַע הֲרֵי אֵלּוּ טְמֵאִין בְּסָפֵק. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
8. Следующее правило действует, если был кувшин, наполненный жидкостью, и нечистый человек протянул руку в его внутреннее пространство. Если есть сомнение, касался ли он жидкости или нет, то жидкость нечиста, но кувшин чист, ибо жидкости, чистота которых сомнительна, не придают нечистоты. Аналогично, если сомнительно нечистые жидкости попадают во внутреннее пространство кувшина, то кувшин чист, и жидкости в нем чисты, ибо они приобретают нечистоту только от кувшина. Если же сомнительно нечистые жидкости смешались с жидкостями в кувшине, то все жидкости сомнительно нечисты, но кувшин чист. Точно так же, если эти жидкости попадут в печь, то любой хлеб, находящийся в печи, и сама печь будут чистыми. חָבִית שֶׁהִיא מְלֵאָה מַשְׁקִין וּפָשַׁט הַטָּמֵא אֶת יָדוֹ לַאֲוִירָהּ סָפֵק נָגַע בַּמַּשְׁקִין סָפֵק לֹא נָגַע בָּהֶן הַמַּשְׁקִין טְמֵאִין וְהֶחָבִית טְהוֹרָה שֶׁאֵין סְפֵק הַמַּשְׁקִין מְטַמֵּא. וְכֵן אִם נִכְנְסוּ מַשְׁקִין שֶׁהֵן טְמֵאִין מִסָּפֵק לַאֲוִיר הֶחָבִית הֲרֵי הֶחָבִית טְהוֹרָה וְהַמַּשְׁקִין שֶׁבְּתוֹכָהּ טְהוֹרִין שֶׁאֵינָן מִתְטַמְּאִין אֶלָּא מִן הֶחָבִית. וְאִם נִתְעָרְבוּ מַשְׁקִין אֵלּוּ הַסָּפֵק בְּמַשְׁקִין שֶׁבֶּחָבִית הֲרֵי כָּל הַמַּשְׁקִין טְמֵאִין בְּסָפֵק וְהֶחָבִית טְהוֹרָה. וְכֵן אִם נָפְלוּ מַשְׁקִין אֵלּוּ לְתוֹךְ הַתַּנּוּר הֲרֵי הַפַּת וְהַתַּנּוּר טְהוֹרִין:
9. Если кто-либо налил или разбрызгал нечистую жидкость в своем доме, а там находились ритуально чистые предметы, то если возникает вопрос, попала ли на них часть жидкости или нет, они считаются чистыми, несмотря на сомнения. הַמְרַבֵּץ בֵּיתוֹ בְּמַיִם טְמֵאִים אוֹ שֶׁזִּלְּפָן וְהָיוּ שָׁם טָהֳרוֹת סָפֵק נִתְּזוּ עֲלֵיהֶן סָפֵק לֹא נִתְּזוּ סְפֵקוֹ טָהוֹר:
10. Если кто-либо окропил дом как чистой, так и нечистой жидкостью, а после этого жидкость была обнаружена на каравае хлеба, который был приношением, то если взять его и спросить о его состоянии, то он считается чистым, так как если есть вопрос, придает ли жидкость нечистоту, то предмет считается чистым. Однако если человек оставил хлеб до тех пор, пока вода не высохла, он приобретает нечистоту из-за сомнения. Ведь когда возникает вопрос о нечистоте в частном владении, предмет считается нечистым, как будет объяснено. В то время, когда задается вопрос, никаких жидкостей нет, только каравай, и есть вопрос, чистый он или нечистый. זִלֵּף מַשְׁקִין טְהוֹרִין וּטְמֵאִים בְּתוֹךְ הַבַּיִת וְנִמְצְאוּ אַחַר כָּךְ מַשְׁקִין עַל כִּכָּר שֶׁל תְּרוּמָה. נְטָלָהּ וְנִשְׁאַל עָלֶיהָ הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה שֶׁסְּפֵק הַמַּשְׁקִין לְטַמֵּא טָהוֹר. הִנִּיחַ הַכִּכָּר עַד שֶׁיִּנָּגְבוּ הַמַּיִם שֶׁעָלֶיהָ הֲרֵי זוֹ טְמֵאָה בְּסָפֵק שֶׁסְּפֵק טֻמְאָה בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. וַהֲרֵי אֵין כָּאן מַשְׁקִין אֶלָּא כִּכָּר שֶׁהִיא סָפֵק טְמֵאָה סָפֵק טְהוֹרָה:
11. Если существует сомнение относительно нечистоты рук, будь то нечистота самих рук, нечистота рук, передающих нечистоту другим субстанциям, или сомнение относительно очищения таких рук от этой нечистоты, рассматриваемый объект считается чистым. Что подразумевается? Если руки человека были чистыми, а перед ним лежали два нечистых хлеба, то если возникнет вопрос, касался он хлебов или нет, то состояние его рук и хлебов будет таким же, как и раньше. Это же постановление действует, если: 1) руки человека были нечистыми, а перед ним лежали два чистых хлеба, и возник вопрос, касался он хлебов или нет; 2) одна из рук человека была чистой, другая — нечистой; перед ним были два чистых хлеба, он коснулся одного из них, и неизвестно, коснулся ли он его нечистой рукой или чистой; 3) обе руки его были чисты; перед ним было два хлеба, один чистый, другой нечистый; он коснулся одного из них и не знал, коснулся ли он нечистого или чистого; 4) одна его рука была чистой, а другая — нечистой, и перед ним были и нечистый, и чистый хлеб; он коснулся обоих, и не знает, коснулась ли нечистая рука нечистого хлеба, а чистая рука — чистого хлеба, или же нечистая рука коснулась чистого хлеба, а чистая рука — нечистого хлеба. Аналогичные понятия применимы, если руки человека были нечистыми, а он погрузил их в микву или омыл ритуальным способом. Если есть сомнения в том, является ли вода, которой он их очистил, приемлемой для рук или неприемлемой, была ли необходимая мера воды, было ли на руках какое-то вещество, его руки считаются чистыми. סְפֵק יָדַיִם בֵּין לְהִתְטַמֵּא בֵּין לְטַמֵּא אֲחֵרִים בֵּין לְטָהֳרָתָן טָהוֹר כֵּיצַד. הָיוּ יָדָיו טְהוֹרוֹת וּלְפָנָיו שְׁנֵי כִּכָּרִים טְמֵאִין סָפֵק נָגַע סָפֵק לֹא נָגַע. אוֹ שֶׁהָיוּ יָדָיו טְמֵאוֹת וּלְפָנָיו שְׁנֵי כִּכָּרִים טְהוֹרִים סָפֵק נָגַע סָפֵק לֹא נָגַע. אוֹ שֶׁהָיוּ יָדָיו אַחַת טְהוֹרָה וְאַחַת טְמֵאָה וּלְפָנָיו שְׁנֵי כִּכָּרִים טְהוֹרִים וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן וְסָפֵק בַּטְּמֵאָה נָגַע סָפֵק בַּטְּהוֹרָה. אוֹ שֶׁהָיוּ יָדָיו טְהוֹרוֹת וּלְפָנָיו שְׁנֵי כִּכָּרִים אֶחָד טָהוֹר וְאֶחָד טָמֵא וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶם סָפֵק בַּטָּמֵא נָגַע סָפֵק בַּטָּהוֹר נָגַע. אוֹ שֶׁהָיוּ יָדָיו אַחַת טְהוֹרָה וְאַחַת טְמֵאָה וּלְפָנָיו כִּכָּר טָמֵא וְכִכָּר טָהוֹר וְנָגַע בִּשְׁנֵיהֶן סָפֵק טְמֵאָה בַּטָּמֵא וְהַטְּהוֹרָה בַּטָּהוֹר אוֹ טְמֵאָה בַּטָּהוֹר וְהַטְּהוֹרָה בַּטָּמֵא. הַיָּדַיִם כְּמוֹ שֶׁהָיוּ וְהַכִּכָּרִים כְּמוֹת שֶׁהָיוּ. וְכֵן אִם הָיוּ יָדָיו טְמֵאוֹת וְהִטְבִּילָן אוֹ נְטָלָן סָפֵק שֶׁהַמַּיִם שֶׁטִּהֲרוּ בָּהֶן כְּשֵׁרִים לְיָדַיִם סָפֵק שֶׁהֵן פְּסוּלִין. סָפֵק יֵשׁ בָּהֶן כְּשִׁעוּר סָפֵק אֵין בָּהֶן. סָפֵק שֶׁהָיָה דָּבָר חוֹצֵץ עַל יָדוֹ סָפֵק שֶׁלֹּא הָיָה. הֲרֵי יָדָיו טְהוֹרוֹת:
12. Если одна из рук человека была нечистой, и он не знал, какая именно, ему предписано не прикасаться к чистым предметам, пока он не вымоет обе руки. Если он прикоснулся к чистым предметам одной рукой до того, как омыл их, чистые предметы остаются чистыми. הָיְתָה יָדוֹ אַחַת טְמֵאָה וְאֵינוֹ יוֹדֵעַ אֵי זוֹ הִיא אוֹמְרִין לוֹ שֶׁלֹּא יַעֲשֶׂה טָהֳרוֹת עַד שֶׁיִּטּל שְׁתֵּי יָדָיו. וְאִם נָגַע בְּאַחַת מֵהֶן בְּטָהֳרוֹת קֹדֶם שֶׁיִּטּוֹל יָדָיו טָהֳרוֹתָיו טְהוֹרוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter