СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 19:22

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 17

1. Если ворон несет в клюве часть человеческого трупа размером с оливку и возникает сомнение, пролетел ли он над человеком или над утварью в частном владении, человек нечист из-за сомнения, при условии, что у него есть знания, чтобы ответить на вопросы. Сосуды чисты, потому что у них нет способности отвечать на вопросы. Аналогично, если человек черпал воду одним сосудом и переливал ее в десять других, а в одном из них была обнаружена туша ползучего животного, то этот сосуд нечист, а остальные чисты. Хотя возникает вопрос, все ли они нечисты, ведь, возможно, туша ползучего животного находилась в сосуде, из которого он черпал воду, мы выносим снисходительное решение, поскольку речь идет об утвари, а они не способны отвечать на вопросы. Если же сосуд, которым он набирал воду, имел ободок, то, поскольку можно вылить воду, но туша ползучего животного осталась, все они нечисты. Точно так же, если человек черпает воду десятью ведрами, одно за другим, и выливает воду в десять сосудов, каждое ведро в отдельный сосуд, и неизвестно, какой сосуд был первым, а какой последним, если в одном из них была найдена туша ползучего животного, остальные девять сосудов и десять ведер чисты, поскольку можно сказать, что, возможно, туша ползучего животного была в этом сосуде изначально. Если у ведер есть ободки, то все ведра и все сосуды нечисты. Когда человек переливает из одной емкости в другую и в нижнем сосуде находят тушу ползучего животного, верхний сосуд чист. Мы не говорим, что оно упало из верхнего контейнера. Напротив, возможно, что она находилась в нижнем сосуде. Причина такого снисхождения заключается в том, что речь идет о сосудах, а они не способны отвечать на вопросы. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. כְּזַיִת מִן הַמֵּת בְּפִי הָעוֹרֵב סָפֵק הֶאֱהִיל עַל הָאָדָם וְעַל הַכֵּלִים בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד סָפֵק שֶׁלֹּא הֶאֱהִיל הֲרֵי הָאָדָם טָמֵא מִסָּפֵק וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בּוֹ דַּעַת לִשָּׁאֵל וְהַכֵּלִים טְהוֹרִים מִפְּנֵי שֶׁאֵין לָהֶן דַּעַת לִשָּׁאֵל. וְכֵן הַמְמַלֵּא בִּכְלִי וְנָתַן בַּעֲשָׂרָה כֵּלִים וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בְּאֶחָד מֵהֶן הוּא טָמֵא וְהַכֵּלִים טְהוֹרִין אַף עַל פִּי שֶׁכֻּלָּן סָפֵק שֶׁמָּא הַשֶּׁרֶץ בַּכְּלִי שֶׁמִּלֵּא בּוֹ הָיָה תְּחִלָּה מִפְּנֵי שֶׁהֵן כֵּלִים וְאֵין בָּהֶן דַּעַת לִשָּׁאֵל. וְאִם הָיָה לַכְּלִי שֶׁמִּלֵּא בּוֹ אָזְנַיִם הוֹאִיל וְאֶפְשָׁר שֶׁיֵּצְאוּ הַמַּיִם וְיִתְאַחֵר בּוֹ הַשֶּׁרֶץ כֻּלָּן טְמֵאִים. וְכֵן הַמְמַלֵּא בַּעֲשָׂרָה דְּלָיִים זֶה אַחַר זֶה וְנָתַן בַּעֲשָׂרָה כֵּלִים מִדְּלִי אֶחָד לִכְלִי אַחֵר וְאֵין יָדוּעַ הָרִאשׁוֹן מִן הָאַחֲרוֹן וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בִּכְלִי אֶחָד מֵהֶן הֲרֵי הַתִּשְׁעָה כֵּלִים עִם עֲשֶׂרֶת הַדְּלָיִים טְהוֹרִין שֶׁאֲנִי אוֹמֵר שֶׁמָּא בִּכְלִי זֶה הָיָה הַשֶּׁרֶץ מִתְּחִלָּתוֹ. וְאִם יֵשׁ לַדְּלָיִים אָזְנַיִם הֲרֵי כָּל הַדְּלָיִים עִם כָּל הַכֵּלִים טְמֵאִין. הַמְעָרֶה מִכְּלִי לִכְלִי וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בַּתַּחְתּוֹן הָעֶלְיוֹן טָהוֹר. וְאֵין אוֹמְרִין מֵהָעֶלְיוֹן נָפַל אֶלָּא שֶׁמָּא בַּתַּחְתּוֹן הָיָה מִפְּנֵי שֶׁהֵן כֵּלִים וְאֵין לָהֶן דַּעַת לִשָּׁאֵל. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
2. Следующие законы действуют, если в сосуде, который использовался для чистых веществ, была найдена туша ползучего животного. Если у него есть основание или обод, даже если у него нет основания, все чистые вещества, которые в нем находились, становятся нечистыми. Это относится даже к тому случаю, если он был проверен до того, как в него были помещены вещества, и накрыт после этого, чтобы, туша ползучего животного не упала туда, когда он поднимет руку после проверки. Даже если человек использовал его для чистых веществ в одном углу, а затем перенес его в другой угол и обнаружил внутри тушу ползучего животного, все чистые вещества становятся нечистыми. Ведь предположение о том, что в предмете присутствовала нечистота, не меняется, когда этот предмет переносят с места на место. Все вышесказанное относится к тому, чтобы приостановить статус чистых веществ, но не сжигать их. קֻפָּה שֶׁנִּשְׁתַּמֵּשׁ בָּהּ בְּטָהֳרוֹת וְנִמְצָא בָּהּ שֶׁרֶץ אִם יֵשׁ לָהּ שׁוּלַיִם אוֹ אָזְנַיִם אַף עַל פִּי שֶׁאֵין לָהּ שׁוּלַיִם הֲרֵי כָּל הַטָּהֳרוֹת שֶׁנִּשְׁתַּמְּשׁוּ בָּהּ טְמֵאוֹת. אֲפִלּוּ הָיְתָה בְּדוּקָה וּמְכֻסָּה שֶׁמָּא עִם הַגְבָּהַת יָדוֹ מִן הַבְּדִיקָה נָפַל הַשֶּׁרֶץ. וַאֲפִלּוּ נִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהּ בְּטָהֳרוֹת בְּזָוִית זוֹ וְטִלְטְלָהּ לְזָוִית אַחֶרֶת וְנִמְצָא בָּהּ הַשֶּׁרֶץ כֻּלָּן טְמֵאוֹת לְפִי שֶׁמַּחֲזִיקִין טֻמְאָה מִמָּקוֹם לְמָקוֹם לִתְלוֹת אֲבָל לֹא לִשְׂרֹף:
3. Если человек черпает жидкость из цистерны и наполняет ею бочки, то действуют следующие законы. Если он погрузит каждую бочку в цистерну, чтобы наполнить их, и в первой из них будет найдена туша ползучего животного, то все они нечисты. Если же она была найдена в последней, то только она одна нечиста, а все остальные чисты. Это объясняется тем, что, как мы предполагаем, ползучее животное упало в цистерну после того, как были наполнены первые бочки. Если он черпал жидкость одним сосудом и переливал ее в бочки, пока они не наполнились, и в одной из них была найдена туша ползучего животного, то она одна нечиста, а все остальные и цистерна чисты. Это объясняется тем, что можно сказать, что, туша ползучего животного упала только в эту бочку или была там до того, как в нее налили жидкость. Соответственно, если человек проверил все бочки, затем налил в них вино и накрыл их после этого, а в одной из них была найдена туша ползучего животного, то все они нечисты. Аналогично, если туша ползучего животного была найдена в цистерне или в резервуаре, из которого черпали вино, то все нечисто. הַזּוֹלֵף אֶת הַבּוֹר וּמְמַלֵּא מִמֶּנּוּ חָבִיּוֹת אִם הָיָה מַשְׁקִיעַ כָּל חָבִית וְחָבִית בַּבּוֹר וּמְמַלֵּא אוֹתָן וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בָּרִאשׁוֹנָה כֻּלָּן טְמֵאוֹת. נִמְצָא בָּאַחֲרוֹנָה הִיא טְמֵאָה וְכֻלָּן טְהוֹרוֹת שֶׁאֲנִי אוֹמֵר אַחַר שֶׁמִּלֵּא אֶת הָרִאשׁוֹנוֹת נָפַל שֶׁרֶץ לַבּוֹר. הָיָה זוֹלֵף בִּכְלִי וְנוֹתֵן לְתוֹךְ הֶחָבִיּוֹת עַד שֶׁמִּלְּאָן וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בְּאַחַת מֵהֶן הִיא בִּלְבַד טְמֵאָה וְכֻלָּן טְהוֹרוֹת שֶׁאֲנִי אוֹמֵר בְּזוֹ בִּלְבַד נָפַל הַשֶּׁרֶץ אוֹ הָיָה בָּהּ עַד שֶׁלֹּא זִלֵּף לְתוֹכָהּ. לְפִיכָךְ אִם הָיָה בּוֹדֵק כָּל חָבִית מֵהֶן וְאַחַר כָּךְ נוֹתֵן בָּהּ הַיַּיִן וּמְכַסֶּה אוֹתָהּ אַחַר שֶׁזּוֹלֵף לְתוֹכָהּ וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בְּאַחַת מֵהֶן כֻּלָּן טְמֵאוֹת. וְכֵן אִם נִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בַּבּוֹר אוֹ בַּכְּלִי שֶׁזּוֹלֵף בּוֹ הַכּל טָמֵא:
4. Если кто-то собирает оливки из ямы, в которой они хранятся, и выносит их на крышу для просушки, то если на крыше найдена тушка ползучего животного, то оливки в яме чисты. Если же она была найдена в яме, то яма и находящиеся в ней оливки нечисты. Если туша была найдена в яме между стеной и оливками, то оливки чисты. Если ползучее животное было найдено в куче оливок, а куча находилась на крыше, то действуют следующие законы. Если это произошло в течение трех дней после того, как туда были помещены оливки, то яма также нечиста, так как можно сказать, что насыпь была взята из ямы с ползучим животным в ней. Если же ползучее животное было найдено через три дня после того, как курган был перенесен на крышу, то яма чиста, так как, возможно, за эти три дня оливки спрессовались и образовали насыпь. הָיָה קוֹצֶה זֵיתִים מִן הַמַּעֲטָן וּמַעֲלֶה אוֹתָן לַגַּג וְנִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בַּגַּג זֵיתִים שֶׁבַּמַּעֲטָן טְהוֹרִים. נִמְצָא בַּמַּעֲטָן הַמַּעֲטָן טָמֵא. נִמְצָא בֵּין כֹּתֶל לַזֵּיתִים הַזֵּיתִים טְהוֹרִים. נִמְצָא הַשֶּׁרֶץ בְּתוֹךְ גּוּשׁ שֶׁל זֵיתִים וְהַגּוּשׁ בַּגַּג אִם בְּתוֹךְ שְׁלֹשֶׁת יָמִים אַף הַמַּעֲטָן טָמֵא. שֶׁאֲנִי אוֹמֵר גּוּשׁ זֶה מִן הַמַּעֲטָן עָלָה וְהַשֶּׁרֶץ בְּתוֹכוֹ. וְאִם נִמְצָא אַחַר שְׁלֹשָׁה יָמִים מִשֶּׁהֶעֱלָה זֵיתִים לַגַּג הֲרֵי הַמַּעֲטָן טָהוֹר שֶׁמָּא בַּגַּג נִתְקַבְּצוּ וְנַעֲשׂוּ גּוּשׁ בְּתוֹךְ הַשְּׁלֹשָׁה יָמִים:
5. Если кто-либо отделяет кусок теста от большего количества и на меньшем куске была найдена туша ползучего животного, то только этот кусок является нечистым. Если туша была найдена в большем тесте, то нечистым является только это тесто. Если она была найдена среди меньшей части теста, то даже большая часть теста нечиста. הַקּוֹרֵץ מִקְרֶצֶת מִן הָעִסָּה וְנִמְצָא שֶׁרֶץ בַּמִּקְרֶצֶת הַמִּקְרֶצֶת לְבַדָּהּ טְמֵאָה. נִמְצָא בָּעִסָּה הָעִסָּה לְבַדָּהּ טְמֵאָה. נִמְצָא בְּתוֹךְ הַמִּקְרֶצֶת אַף הָעִסָּה טְמֵאָה:
6. Если семена нечистых плодов были найдены в каравае хлеба или на горячей пище, [каравай или пища] являются нечистыми, даже если на них нет жидкости. [Это объясняется тем, что] можно сказать, что весь [кусок нечистой] пищи упал туда, но растворился — в хлебе или пище из-за кипения — и остались только семена. Если же семена были найдены на верхушке каравая или среди холодной пищи, то [каравай или пища] чисты, даже если в них присутствует жидкость. [Это объясняется тем, что] можно сказать, что семена сами по себе упали в каравай или еду после того, как из них была удалена [нечистая пища], и семена не придают им нечистоты. אֹכֶל טָמֵא שֶׁנִּמְצָא גַּרְעִינָה שֶׁלּוֹ בְּתוֹךְ הַכִּכָּר אוֹ עַל גַּבֵּי תַּבְשִׁיל רוֹתֵחַ אַף עַל פִּי שֶׁאֵין עָלֶיהָ מַשְׁקֶה טוֹפֵחַ הֲרֵי הֵן טְמֵאִים. שֶׁאֲנִי אוֹמֵר הָאוֹכֵל כֻּלּוֹ נָפַל שָׁם וְנִמּוֹחַ בְּתוֹךְ הַכִּכָּר אוֹ מֵחֲמַת הָרְתִיחָה וְנִשְׁאֲרָה גַּרְעִינָתוֹ. נִמְצֵאת הַגַּרְעִינָה עַל גַּבֵּי הַכִּכָּר אוֹ בְּתוֹךְ תַּבְשִׁיל צוֹנֵן הֲרֵי אֵלּוּ טְהוֹרִין אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ עָלֶיהָ מַשְׁקֶה שֶׁאֲנִי אוֹמֵר גַּרְעִינָה זוֹ לְבַדָּהּ נָפְלָה אַחַר שֶׁאָבַד הָאוֹכֵל מֵעָלֶיהָ שֶׁהֲרֵי אֵינָהּ מְטַמְּאָה:
7. Если в доме была чистая и нечистая пища, а внутри каравая хлеба или в кипящей пище нашли семена, то определение их статуса производится по большинству голосов. Аналогично, если в доме была чистая кровь и нечистая кровь, и кровь была обнаружена на пище, то ее статус определяется большинством. Случай произошел с караваем хлеба, который был приношением, на котором была обнаружена кровь. Этот случай был передан на рассмотрение мудрецам, и они постановили, что каравай был чистым. Ведь даже если бы можно было сказать, что это кровь ползучего животного, можно сказать, что это кровь живого ползучего животного, которое является чистым. הָיוּ בַּבַּיִת אֳכָלִין טְמֵאִין וָאֳכָלִין טְהוֹרִים וְנִמְצֵאת גַּרְעִינָה בַּבַּיִת הוֹלְכִין אַחַר הָרֹב. וְכֵן אִם הָיוּ דָּמִים טְהוֹרִים וְדָמִים טְמֵאִים בְּתוֹךְ הַבַּיִת וְנִמְצָא דָּם עַל הָאֹכֶל הוֹלְכִים אַחַר הָרֹב. מַעֲשֶׂה הָיָה בְּכִכָּר שֶׁל תְּרוּמָה שֶׁנִּמְצָא עָלָיו דָּם וּבָא מַעֲשֶׂה לִפְנֵי חֲכָמִים וְטִהֲרוּהוּ. שֶׁאֲפִלּוּ נֹאמַר דַּם שֶׁרֶץ הוּא הֲרֵינִי אוֹמֵר דַּם שֶׁרֶץ חַי הוּא שֶׁהוּא טָהוֹר:
8. Если в городе имеется падаль: как животных, умерших без ритуального забоя, так и зарезанных животных, то если на улицах города найдено мясо, то определение его статуса производится по большинству. Аналогично, если найдена туша животного и есть сомнения, является ли оно ползучим животным или лягушкой, определение его статуса производится в соответствии с большинством животных в этом городе в то время. Таков общий принцип: если найдена сомнительная сущность, определение ее статуса производится по мнению большинства. עִיר שֶׁיֵּשׁ בָּהּ נְבֵלוֹת וּשְׁחוּטוֹת. בָּשָׂר הַנִּמְצָא בָּהּ הוֹלְכִים אַחַר הָרֹב. וְכֵן אִם הָיָה הַנִּמְצָא בָּהּ סְפֵק שֶׁרֶץ סְפֵק צְפַרְדֵּעַ הוֹלְכִין אַחַר הָרֹב שֶׁיֵּשׁ בְּאוֹתָהּ הָעִיר בְּאוֹתוֹ הַזְּמַן. זֶה הַכְּלָל בְּנִמְצָא הַלֵּךְ אַחַר הָרֹב:
9. Если женщина собирала удобрения во дворе и в удобрениях нашла тушку ползучего животного, она чиста, потому что тушка ползучего животного при переноске не оскверняет. Если же она была найдена поверх удобрения, то она нечиста, так как, возможно, прикоснулась к нему. Если она просеивала зерно ситом и тушка ползучего животного была найдена среди зерен в сите, она чиста. Если же она обнаружила ее поверх сита, то она считается нечистой из-за сомнения, так как, возможно, она прикоснулась к ней. Мы следуем принципу: всякий раз, когда возникает вопрос о нечистоте в частной сфере, человек или предмет, о котором идет речь, считается нечистым, как мы уже объясняли. הָאִשָּׁה שֶׁמְּגַבֶּבֶת גְּבָבָה בֶּחָצֵר וְנִמְצָא שֶׁרֶץ בְּתוֹךְ גְּבָבָה הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה שֶׁאֵין הַשֶּׁרֶץ מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא. נִמְצָא עַל גַּבֵּי גְּבָבָה הֲרֵי זוֹ טְמֵאָה שֶׁמָּא נָגְעָה בּוֹ. הָיְתָה כּוֹבֶרֶת בִּכְבָרָה וְנִמְצָא שֶׁרֶץ בְּתוֹךְ הַפֵּרוֹת שֶׁבַּכְּבָרָה הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה. נִמְצָא עַל גַּבֵּי הַכְּבָרָה הֲרֵי זוֹ סָפֵק טְמֵאָה שֶׁמָּא נָגְעָה בּוֹ וְכָל סָפֵק בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter