СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 07:30

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы остальных источников нечистоты. Гл. 18

1. Независимо от того, до какой степени умножаются сомнения и усугубляются сомнения в общественной сфере, человек или объект, о котором идет речь, чист. В частной сфере, в противоположность этому, он нечист. Что подразумевается? Если человек вошел в переулок, а во дворе, куда ведет переулок, была нечистота. Если возник вопрос, вошел он во двор или нет, он нечист из-за сомнения, потому что переулок считается частной территорией. Это же постановление применяется, если: 1) в доме есть нечистота и есть сомнение, вошел человек в дом или нет; 2) даже если вошел, но есть сомнение, есть там нечистота или нет; 3) даже если можно сказать, что примесь присутствовала, когда человек вошел, есть сомнение, составляет ли она требуемую меру или нет; 4) даже если вещество, безусловно, включает в себя требуемую меру, есть сомнение, является ли оно нечистым или нет; 5) даже если оно безусловно нечистое, есть сомнение, прикасался ли человек к нему или нет. כָּל שֶׁאַתָּה יָכוֹל לְרַבּוֹת סְפֵקוֹת וּסְפֵקֵי סְפֵקוֹת בִּרְשׁוּת הָרַבִּים טָהוֹר, בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא. כֵּיצַד. נִכְנַס לְמָבוֹי וְהַטֻּמְאָה בְּחָצֵר סָפֵק נִכְנַס לֶחָצֵר סָפֵק לֹא נִכְנַס. טֻמְאָה בַּבַּיִת סָפֵק נִכְנַס לַבַּיִת סָפֵק לֹא נִכְנַס. וַאֲפִלּוּ נִכְנַס סָפֵק שֶׁלֹּא הָיְתָה שָׁם סָפֵק הָיְתָה שָׁם. וְאִם תֹּאמַר הָיְתָה שָׁם בְּעֵת שֶׁנִּכְנַס סָפֵק יֵשׁ בָּהּ כְּשִׁעוּר סָפֵק אֵין בָּהּ. וְאִם תֹּאמַר יֵשׁ בָּהּ סָפֵק שֶׁהִיא טֻמְאָה סָפֵק אֵינָהּ טֻמְאָה. וַאֲפִלּוּ הִיא טֻמְאָה סָפֵק נָגַע סָפֵק לֹא נָגַע. סְפֵקוֹ טָמֵא שֶׁהַמָּבוֹי רְשׁוּת הַיָּחִיד:
2. Если в частном владении находятся девять тушек лягушек и одна тушка ползучего животного, и человек прикоснулся к одной из тушек, но не знал, к какой именно, то он нечист из-за сомнения. Если же в общественном владении находятся девять тушек ползучих животных и одна тушка лягушки, и человек прикоснулся к одной из них, он чист, несмотря на сомнения. Это общий принцип: в любой момент, когда возникает вопрос о нечистоте в общественном месте, человек чист, если только он не говорит: «Я точно заразился нечистотой». Если же такой вопрос возникает в частной сфере, то человек нечист, пока не скажет: «Я уверен, что не заразился нечистотой». Соответственно, если в общественном месте лежат кости от человеческого трупа и кости от туши животного или комья чистой земли и комья земли из распаханной могилы или из диаспоры, и человек дотронулся до одного из них или сдвинул его, но не знает, до чего он дотронулся или сдвинул, он чист. Это же постановление действует, если есть часть человеческого трупа размером с оливку и часть туши животного размером с оливку, и человек держит часть своего тела над одним из них, но не знает, над каким из них он держит часть своего тела. И это применимо, если есть два пути, один чистый и один нечистый, человек шел по одному из них, но не знал, по какому из них он шел, он коснулся человека на дороге, но не знал, чистый он или нечистый, или было два человека, один нечистый и один чистый, он коснулся одного из них, но не знал, какого из них он коснулся. תִּשְׁעָה צְפַרְדְּעִים וְשֶׁרֶץ אֶחָד בֵּינֵיהֶן בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן וְאֵינוֹ יוֹדֵעַ אֵי זֶהוּ סְפֵקוֹ טָמֵא. תִּשְׁעָה שְׁרָצִים וּצְפַרְדֵּעַ בֵּינֵיהֶן בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן סְפֵקוֹ טָהוֹר. זֶה הַכְּלָל כָּל סָפֵק בִּרְשׁוּת הָרַבִּים טָהוֹר עַד שֶׁיֹּאמַר נִטְמֵאתִי בְּוַדַּאי. וְכָל סָפֵק בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד טָמֵא עַד שֶׁיֹּאמַר וַדַּאי שֶׁלֹּא נִטְמֵאתִי. לְפִיכָךְ עַצְמוֹת הַמֵּת וְעֶצֶם נְבֵלָה בִּרְשׁוּת הָרַבִּים. אוֹ גּוּשׁ מֵאֶרֶץ טְהוֹרָה וְגוּשִׁים מִבֵּית הַפְּרָס אוֹ מֵאֶרֶץ הָעַמִּים וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן אוֹ הֱסִיטוֹ וְאֵין יָדוּעַ בְּמָה נָגַע מֵהֶן וּבְמָה הֵסִיט. כְּזַיִת מִן הַמֵּת וּכְזַיִת מִן הַנְּבֵלָה וְהֶאֱהִיל עַל אֶחָד מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ עַל אֵי זֶה מֵהֶן הֶאֱהִיל. שְׁנֵי שְׁבִילִין אֶחָד טָהוֹר וְאֶחָד טָמֵא הָלַךְ בְּאֶחָד מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ בְּאֵי זֶה הָלַךְ. אוֹ שֶׁנָּגַע בְּאָדָם זֶה בְּדֶרֶךְ וְאֵין יָדוּעַ אִם הוּא טָמֵא אוֹ טָהוֹר. אוֹ שֶׁהָיוּ שְׁנֵי אֲנָשִׁים אֶחָד טָמֵא וְאֶחָד טָהוֹר וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ בְּאֵי זֶה מֵהֶן נָגַע. בְּכָל אֵלּוּ הַסְּפֵקוֹת טָהוֹר:
3. Если человек ехал по дороге и обнаружил труп, лежащий по всей ширине дороги, то действуют следующие законы. Если он был цел и лежал от одной стороны дороги до другой, то он нечист в отношении приношения, так как можно предположить, что он прикасался к нему. Если у него было пространство с обеих сторон, чтобы пройти мимо, или труп был расчленен и разорван на части, так что он мог пройти между бедрами и другими частями тела, он чист. Если же могила простиралась на всю ширину дороги, то из-за могилы весь труп считается единым целым, и тот, кто проходит по ней, нечист. Этот случай не похож на другие сомнительные ситуации. Вместо этого предполагается, что он коснулся могилы. הַמּוֹצֵא מֵת מֻשְׁכָּב לְרָחְבּוֹ שֶׁל דֶּרֶךְ אִם הָיָה שָׁלֵם וְהוּא מִן הַקָּצֶה אֶל הַקָּצֶה הֲרֵי זֶה טָמֵא לִתְרוּמָה שֶׁחֶזְקָתוֹ שֶׁנָּגַע. הָיָה לוֹ מָקוֹם לַעֲבֹר אוֹ שֶׁהָיָה מְשֻׁבָּר וּמְפֹרָק שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁעָבַר בֵּין שׁוֹקָיו וּפְרָקָיו הֲרֵי זֶה טָהוֹר. וְאִם הָיָה קֶבֶר לְכָל רֹחַב הַדֶּרֶךְ הַקֶּבֶר מְצָרְפוֹ וְהָעוֹבֵר שָׁם טָמֵא. שֶׁאֵין זֶה כִּשְׁאָר סְפֵקוֹת אֶלָּא חֶזְקָתוֹ שֶׁנָּגַע:
4. Если в переулке находят тушку ползучего животного, то она задним числом наделяет нечистотой всех, кто проходил через него, до того момента, когда человек сказал: «Я проверил этот переулок в такой-то день, и не было там туши ползучего животного». Даже если переулок был выметен, если он не был проверен, он наделяет нечистотой тех, кто проходил по нему с момента, когда он был выметен, и после этого. Когда применяется вышесказанное? Если обнаруженная тушка была сухой. Если она была свежей, то она не наделяет нечистотой задним числом за этот период времени, а только за тот период времени, в течение которого животное могло умереть и остаться таким же свежим, каким его нашли. שֶׁרֶץ שֶׁנִּמְצָא בְּמָבוֹי מְטַמֵּא לְמַפְרֵעַ עַד הַעֵת שֶׁיֹּאמַר בָּדַקְתִּי אֶת הַמָּבוֹי הַזֶּה בְּיוֹם פְּלוֹנִי וְלֹא הָיָה בּוֹ שֶׁרֶץ אֲפִלּוּ כִּבְּדוֹ וְלֹא בְּדָקוֹ הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא לְמַפְרֵעַ מִקֹּדֶם הַכִּבּוּד. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁמְּצָאוֹ יָבֵשׁ. אֲבָל אִם מְצָאוֹ לַח אֵינוֹ מְטַמֵּא לְמַפְרֵעַ אֶלָּא עַד שָׁעָה שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁיָּמוּת בָּהּ וְיִהְיֶה עַתָּה לַח בְּעֵת שֶׁנִּמְצָא:
5. Следующие законы применяются, если в частном владении было два следа слюны. Одно из них было чистым, а другое, когда его обнаружили, было неизвестного происхождения и, следовательно, было признано нечистым, как объяснялось ранее. Если человек коснулся или сдвинул одно из них, но не знает, какое именно, то статус приношения, к которому он прикоснулся, приостанавливается, поскольку возникает сложное сомнение: Возможно, он коснулся слюны, о которой известно, что она чиста, а возможно, он коснулся той, которую нашли, и статус которой неизвестен. Даже если он прикоснулся к найденной слюне, возможно, она была нечистой, а возможно, чистой. Разные законы действуют, если в общественном месте были два пятна слюны. Если они были сухими и отложены там, и человек коснулся одного из них, то он чист, несмотря на сомнения. Если же он нес одно из них, то статус предметов, к которым он прикасается, приостанавливается. Это объясняется тем, что после того, как он перенес его, он больше не является общественным достоянием. Точно так же, если одна из них была влажной и влажная слюна прилипла к нему, то статус предметов, к которым он прикасается, отменяется, поскольку, она находится на его одежде, мы уже не можем применить принцип: когда что-то передано в общественное достояние, оно чисто, несмотря на сомнения. Мы уже объясняли, что во всех ситуациях, если человек прикоснулся, нес или перемещал слюну неизвестного происхождения, которая была обнаружена, из-за этого следует сжечь приношение, как в распаханной могиле и т.п., в каких случаях приношение сжигают во всех ситуациях, когда человек точно вступил в контакт. שְׁנֵי רֻקִּין בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד אֶחָד טָהוֹר וְאֶחָד מִן הָרֻקִּין הַנִּמְצָאִים שֶׁגָּזְרוּ עֲלֵיהֶן טֻמְאָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן אוֹ הֱסִיטוֹ וְאֵין יָדוּעַ אֵי זֶהוּ תּוֹלִין עָלָיו אֶת הַתְּרוּמָה. מִפְּנֵי שֶׁהֵן שְׁנֵי סְפֵקוֹת סָפֵק בַּטָּהוֹר נָגַע סָפֵק בַּנִּמְצָא וְאִם תֹּאמַר בַּנִּמְצָא סָפֵק שֶׁהוּא טָמֵא סָפֵק שֶׁהוּא טָהוֹר. הָיוּ שְׁנֵי הָרֻקִּין בִּרְשׁוּת הָרַבִּים אִם הָיוּ נְגוּבִין וּמֻנָּחִין שָׁם וְנָגַע בְּאֶחָד מֵהֶן סְפֵקוֹ טָהוֹר. נָשָׂא אֶחָד מֵהֶן תּוֹלִין עָלָיו שֶׁהֲרֵי מִשֶּׁנְּשָׂאוֹ אֵינוֹ מֻנָּח בִּרְשׁוּת הָרַבִּים. וְכֵן אִם הָיָה אֶחָד מֵהֶן לַח וְנִתְלָה בּוֹ הָרֹק הַלַּח תּוֹלִין עָלָיו שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ מֻנָּח בִּרְשׁוּת הָרַבִּים כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה סְפֵקוֹ טָהוֹר אֶלָּא הֲרֵי הוּא עַל בִּגְדוֹ. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁאִם נָגַע בָּרֹק הַנִּמְצָא אוֹ נְשָׂאוֹ אוֹ הֱסִיטוֹ בְּכָל מָקוֹם שׂוֹרְפִין עָלָיו אֶת הַתְּרוּמָה כְּבֵית הַפְּרָס וְכַיּוֹצֵא בָּהּ שֶׁשּׂוֹרְפִין עַל וַדַּאי מַגָּעָן בְּכָל מָקוֹם:
6. Если человек сидел в общественном месте, а другой человек, чей статус неизвестен, подошел и наступил на его одежду или плюнул, и слюна коснулась сидящего, действуют следующие законы. Приношение, к которому он прикоснулся, сжигается из-за слюны. Что касается статуса его одежды, то он определяется на основании статуса большинства жителей города. Если большинство нечисто, его одежда считается зараженной нечистотой «растоптанного». Если большинство чисты, то он чист. מִי שֶׁיָּשַׁב בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וּבָא אֶחָד וְדָרַס עַל בְּגָדָיו אוֹ שֶׁרָקַק וְנָגַע בּוֹ הָרֹק. עַל רֻקּוֹ שׂוֹרְפִין אֶת הַתְּרוּמָה. וְעַל בְּגָדָיו הוֹלְכִין אַחַר הָרֹב. אִם רֹב הָעִיר טְמֵאִין בְּגָדָיו מִדְרָס. וְאִם רֹב הָעִיר טְהוֹרִים הֲרֵי הוּא טָהוֹר:
7. Если человек потерял сосуд и потом нашел его в частном владении, считается, что он заразился нечистотой «растоптанного» и нечистотой, связанной с человеческим трупом. Если же он нашел его в общественном месте, то он чист, при условии, что он потерял его днем и нашел в тот же день. Если он потерял его днем и нашел ночью, потерял ночью и нашел днем, или потерял днем и нашел на следующий день, считается, что он нечист. Таков общий принцип: если ночь — или ее часть — прошла, пока вещь была потеряна, она считается нечистой. מִי שֶׁאָבַד לוֹ כְּלִי וּמְצָאוֹ בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד הֲרֵי זֶה טָמֵא מִדְרָס וְטָמֵא טְמֵא מֵת. אָבַד לוֹ בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וּמְצָאוֹ בִּרְשׁוּת הָרַבִּים. אִם אִבְּדוֹ בַּיּוֹם וּמְצָאוֹ בּוֹ בַּיּוֹם טָהוֹר. אָבַד בַּיּוֹם וּמְצָאוֹ בַּלַּיְלָה בַּלַּיְלָה וּמְצָאוֹ בַּיּוֹם אוֹ שֶׁאָבַד בַּיּוֹם וּמְצָאוֹ בַּיּוֹם שֶׁל אַחֲרָיו הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקַת טָמֵא. זֶה הַכְּלָל כָּל שֶׁעָבַר עָלָיו הַלַּיְלָה אוֹ מִקְצָתוֹ טָמֵא:
8. Если кто-то положил или забыл сосуд в общественном месте, то он чист, даже если прошла ночь, пока он там находился. Если же он положил или забыл его в частном владении, считается, что он заразился нечистотой «растоптанного», но не нечистотой, связанной с человеческим трупом. Почему мудрецы не вынесли такого же строгого постановления в отношении того, кто положил или забыл вещь, как в отношении того, кто потерял вещь? Потому что передача на хранение или забывание предмета в общественном месте не является столь распространенным обстоятельством. Поэтому они не приняли постановление об этом. הִנִּיחַ כְּלִי אוֹ שְׁכָחוֹ בִּרְשׁוּת הָרַבִּים אַף עַל פִּי שֶׁעָבַר עָלָיו הַלַּיְלָה טָהוֹר. הִנִּיחוֹ אוֹ שְׁכָחוֹ בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד הֲרֵי זֶה טְמֵא מִדְרָס וְטָהוֹר מִטְּמֵא מֵת. וּמִפְּנֵי מָה לֹא הֶחְמִירוּ בְּשׁוֹכֵחַ וּמַנִּיחַ כִּמְאַבֵּד מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ דָּבָר מָצוּי תָּמִיד לֹא גָּזְרוּ עָלָיו:
9. При потере вещи и нахождении ее дома, она является чистой, так как можно предположить, что она находится под защитой. הַמְאַבֵּד וּמָצָא בְּתוֹךְ הַבַּיִת הֲרֵי זֶה טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁהוּא בְּחֶזְקַת שִׁמּוּר:
10. Если кто-то раскладывает утварь в общественном месте, она чиста. В частном владении она нечиста, чтобы нечистые люди не прикоснулись к ней. Если он смотрел за ними, утварь чиста. Если предметы упали, и он пошел за ними, то они нечисты, потому что исчезли из его поля зрения. Точно так же, если человек потерял свою утварь в частном владении и нашел ее даже в тот день, считается, что она приобрела нечистоту «растоптанного» и нечистоту, связанную с человеческим трупом, как мы уже объясняли. הַשּׁוֹטֵחַ כֵּלִים בִּרְשׁוּת הָרַבִּים הֲרֵי אֵלּוּ טְהוֹרִין. וּבִרְשׁוּת הַיָּחִיד טְמֵאִים שֶׁמָּא נָגְעוּ בָּהֶן טְמֵאִים. וְאִם הָיָה מְשַׁמְּרָן טְהוֹרִים. נָפְלוּ וְהָלַךְ לַהֲבִיאָם טְמֵאִים מִפְּנֵי שֶׁנֶּעֶלְמוּ מֵעֵינָיו. וְכֵן מִי שֶׁאָבְדוּ כֵּלָיו בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד וּמְצָאָן אֲפִלּוּ בּוֹ בַּיּוֹם הֲרֵי הֵן מִדְרָס וּטְמֵא מֵת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
11. Если в каком-либо городе есть хоть одна слабоумная женщина или нееврейка, то вся слюна неизвестного происхождения, обнаруженная в любом месте города, всегда считается нечистой. שׁוֹטָה אַחַת בָּעִיר אוֹ נָכְרִית כָּל הָרֻקִּין שֶׁבָּעִיר בְּחֶזְקַת טֻמְאָה לְעוֹלָם בְּכָל מָקוֹם:
12. Следующие законы действуют, если женщина наступила на одежду человека или сидела с ним в маленькой лодке: Если она узнала его и знает, что он ест приношение, то его одежда чиста. Если же нет, то он должен спросить ее о ее состоянии. מִי שֶׁדָּרְסָה אִשָּׁה עַל בְּגָדָיו אוֹ שֶׁיָּשְׁבָה עִמּוֹ בִּסְפִינָה. אִם מַכִּירַתּוּ שֶׁהוּא אוֹכֵל בִּתְרוּמָה כֵּלָיו טְהוֹרִין וְאִם לָאו יִשְׁאָלֶנָּה:
13. Если кто-то спал в общественном месте и встал, то одежды его чисты. מִי שֶׁיָּשַׁן בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וְעָמַד כֵּלָיו טְהוֹרִים:
14. Если человек ночью прикоснулся к другому человеку в общественном месте и не знал, жив он или мертв, а утром, встав, обнаружил его мертвым, он нечист, ибо статус всех вопросов ритуальной нечистоты зависит от ситуации на момент обнаружения. Если же вечером он видел его живым, а утром обнаружил, что он умер, то это считается сомнением в общественном достоянии, и он чист. נָגַע בִּרְשׁוּת הָרַבִּים בְּאֶחָד בַּלַּיְלָה וְאֵין יָדוּעַ אִם חַי אִם מֵת וּבַשַּׁחַר עָמַד וּמְצָאוֹ מֵת הֲרֵי זֶה טָמֵא שֶׁכָּל הַטֻּמְאוֹת כִּשְׁעַת מְצִיאָתָן. וְאִם רָאוּהוּ חַי בָּעֶרֶב וּבַשַּׁחַר מָצְאוּ מֵת הֲרֵי זֶה סָפֵק בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וְטָהוֹר:
15. Нижеприведенные правила применяются, если человек в частном владении опасно болен, он потерял сознание, и неизвестно, умер он или еще жив; его вынесли в общественное владение, а затем вернули в частное владение. Когда он находится в частном владении, любые сомнительные ситуации, вызванные его состоянием, считаются нечистыми. Когда он находится в общественной сфере, любые сомнительные ситуации, вызванные его состоянием, считаются чистыми. Произошел случай с больным человеком, которого переносили из города в город на кровати. Люди, которые несли его, сменяли друг друга. В конце концов, выяснилось, что он умер, но мудрецы постановили, что только последняя группа людей, которая несла его, была нечистой. הַמְסֻכָּן בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד וְנִתְעַלֵּף וְאֵין יָדוּעַ אִם מֵת אוֹ עֲדַיִן הוּא חַי וְהוֹצִיאוּהוּ לִרְשׁוּת הָרַבִּים וְחָזְרוּ וְהִכְנִיסוּהוּ לִרְשׁוּת הַיָּחִיד. כְּשֶׁהוּא בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד סְפֵקוֹ טָמֵא וּכְשֶׁהוּא בִּרְשׁוּת הָרַבִּים סְפֵקוֹ טָהוֹר. מַעֲשֶׂה בְּאֶחָד שֶׁהָיָה מְסֻכָּן וְהוֹלִיכוּהוּ מֵעִיר לְעִיר בְּמִטָּה וְהָיוּ כִּתּוֹת מִתְחַלְּפוֹת תַּחְתָּיו וּבָאַחֲרוֹנָה נִמְצָא מֵת וְלֹא טִמְּאוּ חֲכָמִים אֶלָּא כַּת אַחֲרוֹנָה בִּלְבַד:
16. Если нечистый человек стоял и говорил, находясь на краю водосборника, из его рта вылетела капля слюны, и возникло сомнение, попала ли она в водосборник. Если там было масло, и водосборник находился в частном владении, то он нечист из-за сомнения. Если же в водосборнике было вино, то оно чисто во всех местах, несмотря на сомнения, потому что граница водосборника не позволит ему проникнуть внутрь. טָמֵא שֶׁהָיָה עוֹמֵד וּמְדַבֵּר עַל הַבּוֹר וְנִתְּזָה צִינוֹרָא מִפִּיו סָפֵק הִגִּיעַ לַבּוֹר סָפֵק לֹא הִגִּיעַ. אִם הָיָה בּוֹר שֶׁל שֶׁמֶן סְפֵקוֹ טָמֵא בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד. וְאִם הָיָה בּוֹר שֶׁל יַיִן סְפֵקוֹ טָהוֹר בְּכָל מָקוֹם מִפְּנֵי שֶׁשְּׂפַת הַבּוֹר קוֹלֶטֶת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter