СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 16:28

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об утвари. Гл. 19

1. До какой степени необходимо разбить глиняную посуду, чтобы она перестала служить эффективным сосудом и, следовательно, ее нечистота была аннулирована, если она была нечистой, или она перестала считаться восприимчивой к нечистоте, если она была чистой? Для сосуда, предназначенного для еды — если в нем есть отверстие, через которое могут упасть оливки. Для сосуда, предназначенного для жидкостей — если в нем есть отверстие, через которое может просочиться жидкость; т.е., если его вставить в жидкость, жидкость просочится в сосуд через отверстие. Если сосуд был изготовлен как для пищи, так и для жидкостей, то он оценивается строго, и он подвержен нечистоте, если только у него нет отверстия, достаточно большого для того, чтобы через него могли провалиться оливки. Мера «достаточно для того, чтобы жидкость просочилась» была указана только в отношении подставки для сосудов, потому что она сделана для сбора жидкостей, вытекающих из сосудов, и если жидкость просочится из нее, она перестанет выполнять свою функцию. כַּמָּה שִׁעוּר הַשֶּׁבֶר שֶׁיִּשָּׁבֵר כְּלִי חֶרֶס וְיִטְהַר מִטֻּמְאָתוֹ אִם הָיָה טָמֵא. אוֹ לֹא יְקַבֵּל טֻמְאָה אִם הָיָה טָהוֹר. הֶעָשׂוּי לָאֳכָלִין מִשֶּׁיִּנָּקֵב בְּמוֹצִיא זֵיתִים. וְהֶעָשׂוּי לְמַשְׁקִין מִשֶּׁיִּנָּקֵב בְּמַכְנִיס מַשְׁקִין, כְּשֶׁמַּנִּיחִין אוֹתוֹ עַל הַמַּשְׁקֶה יִכָּנֵס הַמַּשְׁקֶה לַכְּלִי בַּנֶּקֶב. הֶעָשׂוּי לְכָךְ וּלְכָךְ מְטִילִין אוֹתוֹ לְחֻמְרוֹ וַהֲרֵי הוּא מְקַבֵּל טֻמְאָה עַד שֶׁיִּנָּקֵב בְּמוֹצִיא זַיִת. וְלֹא אָמְרוּ בְּמוֹצִיא מַשְׁקֶה אֶלָּא בְּגִסְטְרָא בִּלְבַד לְפִי שֶׁהִיא עֲשׂוּיָה לְקַבֵּל הַמַּשְׁקִין הַנּוֹזְלִים מִן הַכֵּלִים וְאִם הוֹצִיאָה מַשְׁקִין הֲרֵי זֶה בָּטֵל תַּשְׁמִישָׁהּ:
2. Существует пять категорий, применимых к глиняному сосуду: 1) если в нем есть отверстие, через которое может просачиваться жидкость, то он чист в отношении нечистоты как основа для сосудов, но он все еще считается сосудом в отношении освящения воды для пепла красной коровы; 2) если в нем есть отверстие, через которое просачивается жидкость, то он уже не считается сосудом в отношении освящения воды для пепла красной коровы, но он все еще считается сосудом в отношении придания продуктам ритуальной нечистоты из-за содержащихся в нем жидкостей, как мы объяснили; 3) если в нем есть отверстие, достаточно большое для того, чтобы из него вышел маленький корень, то вода, которая в нем содержится, не делает продукты подверженными ритуальной нечистоте, потому что жидкости, содержащиеся в нем, считаются как бы не находящимися в сосуде; тем не менее, он все равно считается сосудом в отношении хранения оливок, и, следовательно, он подвержен нечистоте; 4) если в нем есть отверстие, достаточно большое, чтобы через него могли провалиться оливки, то он чист и считается сосудом, сделанным из экскрементов животных или камня, который не подвержен нечистоте, тем не менее, он все равно считается сосудом в отношении сохранения его содержимого, если он закрыт в здании, где находится труп, если только его большая часть не разбита, как мы объяснили в «Законах нечистоты мертвого тела». חָמֵשׁ מִדּוֹת בִּכְלִי חֶרֶס. נִקַּב בְּמוֹצִיא מַשְׁקֶה טָהוֹר מִלְּהִתְטַמֵּא מִשּׁוּם גִּסְטְרָא וַעֲדַיִן הוּא חָשׁוּב כְּלִי לְקַדֵּשׁ בּוֹ מֵי חַטָּאת. נִקַּב בְּכוֹנֵס מַשְׁקֶה אֵינוֹ רָאוּי לְקַדֵּשׁ בּוֹ מֵי חַטָּאת וַעֲדַיִן כְּלִי הוּא חָשׁוּב לְהַכְשִׁיר הַזְּרָעִים בְּמַשְׁקִין הַתְּלוּשִׁין בּוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. נִקַּב כְּשֹׁרֶשׁ קָטָן אֵין הַמַּיִם שֶׁבְּתוֹכוֹ מַכְשִׁירִין אֶת הַזְּרָעִים וַהֲרֵי הֵן כְּמוֹ שֶׁאֵינָן בַּכְּלִי וַעֲדַיִן כְּלִי הוּא חָשׁוּב לְקַבֵּל בּוֹ זֵיתִים וּמְקַבֵּל טֻמְאָה. נִקַּב בְּמוֹצִיא זֵיתִים טָהוֹר וַהֲרֵי הוּא כִּכְלֵי גְּלָלִים וַאֲבָנִים שֶׁאֵין מְקַבְּלִין טֻמְאָה וַעֲדַיִן כְּלִי הוּא חָשׁוּב לְהַצִּיל בְּצָמִיד פָּתִיל עַד שֶׁיִּפָּחֵת רֻבּוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּטֻמְאַת מֵת (בְּפֶרֶק שְׁנֵים עָשָׂר):
3. Размер отверстия, необходимого для того, чтобы в бочке не было нечистоты, равен размеру отверстия, через которое будут падать орехи. Размер отверстия, необходимый для того, чтобы сковорода или котелок не были осквернены, — это отверстие, через которое будут падать оливки. Аналогично, даже если глиняная кадь для замеса большая и вмещает 40 сэа жидкости, если в ней есть отверстия, достаточно большие для того, чтобы в них проваливались оливки, даже если перевернуть ее на бок и месить ею, она чиста, так как изначально не была сделана с таким намерением. הֶחָבִית שִׁעוּרָהּ כֶּאֱגוֹזִים. הָאִלְפָּס וְהַקְּדֵרָה שִׁעוּרָן כְּזֵיתִים. וְכֵן עֲרֵבָה שֶׁל חֶרֶס אֲפִלּוּ הָיְתָה גְּדוֹלָה וּמַחְזֶקֶת אַרְבָּעִים סְאָה בְּלַח וְנִפְחֲתָה בְּמוֹצִיא זֵיתִים אַף עַל פִּי שֶׁהוּא מַטָּהּ עַל צִדָּה וְלָשׁ בָּהּ טְהוֹרָה שֶׁמִּתְּחִלָּתָהּ לֹא נַעֲשֵׂית לְכָךְ:
4. Размер отверстия, необходимого для того, чтобы в обычном кувшине и в кувшине с узким горлом не было нечистоты, — это отверстие, через которое может просачиваться масло. Размер отверстия, необходимый для того, чтобы кувшин не содержал нечистоты, — это отверстие, через которое может просачиваться вода. הַפַּךְ וְהַטֶּנִי שִׁעוּרָן בְּשֶׁמֶן. וְהַצַּרְצוּר שִׁעוּרוֹ בְּמַיִם:
5. Если носик лампы отбит, она становится чистой. Земляной светильник, отверстие в котором было обожжено фитилем, не подвержен нечистоте и не считается глиняным сосудом, пока весь светильник не был обожжен в печи, как глиняный сосуд. נֵר שֶׁנִּטַּל פִּיו טָהוֹר. וְשֶׁל אֲדָמָה שֶׁהֻסַּק פִּיו בִּפְתִילָה אֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה וְאֵינוֹ בִּכְלַל כְּלֵי חֶרֶס עַד שֶׁיֻּסַּק כֻּלּוֹ בַּכִּבְשָׁן כִּכְלֵי חֶרֶס:
6. Если бочка разбита, но может удерживать жидкость, если ее перевернуть на бок, или если ее раскололи, и она похожа на два корыта для замешивания, то она все равно подвержена загрязнению. Если же она треснула и ее нельзя нести, держа в ней пол кава сушеного инжира, то она чиста. חָבִית שֶׁנִּפְחֲתָה וּכְשֶׁמַּטִּין אוֹתָהּ עַל דָּפְנָהּ מְקַבֶּלֶת אוֹ שֶׁנֶּחְלְקָה כְּמִין שְׁתֵּי עֲרֵבוֹת עֲדַיִן הִיא מְקַבֶּלֶת טֻמְאָה. נִתְרַעְעָה וְאֵינָהּ יְכוֹלָה לְהִטַּלְטֵל בַּחֲצִי קַב גְּרוֹגָרוֹת טְהוֹרָה:
7. Если у бочки сняты ушки, она считается основанием, помещенным под сосуд. Это верно, даже если было отколото только одно ушко. Если она была расколота под ушками, даже если они целы, она также рассматривается только как основание. Если изначально сосуд был изготовлен без ушек, он считается бочкой. חָבִית שֶׁנִּטְּלוּ אָזְנֶיהָ הֲרֵי הִיא כְּגִסְטְרָא אֲפִלּוּ אֹזֶן אַחַת. נִסְדְּקָה לְמַטָּה מֵאָזְנֶיהָ אַף עַל פִּי שֶׁאָזְנֶיהָ קַיָּמוֹת הֲרֵי זוֹ כְּגִסְטְרָא. וְאִם עֲשָׂאָהּ מִתְּחִלָּה שֶׁלֹּא בְּאָזְנַיִם נִדּוֹנֶת כְּחָבִית:
8. Если бочонок треснул в печи и таким образом были изготовлены две основы для сосудов, то действуют следующие законы. Если он треснул после завершения работы, необходимой для его изготовления, то каждая из основ подвержена ритуальной нечистоте. Если же он треснул до завершения работы, необходимой для его изготовления, и после этого был обожжен в печи, то он чист. Как можно определить этот вопрос? Если отколовшиеся куски были плоскими, а глина под поверхностью была красной, можно предположить, что он был разбит до того, как была завершена работа, необходимая для его изготовления. Если отколовшиеся куски не плоские и глина не красная на поверхности, можно предположить, что она была сломана после того, как работа, необходимая для ее изготовления, была завершена. Следовательно, он подвержен загрязнению, как и другие разбитые глиняные сосуды, пригодные для использования. חָבִית שֶׁנִּסְדְּקָה בַּכִּבְשָׁן וְנִמְצָא שֶׁהִיא כִּשְׁתֵּי גִּסְטְרָאוֹת. אִם מִשֶּׁנִּגְמְרָה מְלַאכְתָּהּ נִסְדְּקָה כָּל גִּסְטְרָא מֵהֶן מְקַבֶּלֶת טֻמְאָה. וְאִם נִסְדְּקָה קֹדֶם שֶׁתִּגָּמֵר מְלַאכְתָּהּ וְאַחַר כָּךְ נִשְׂרְפָה בַּכִּבְשָׁן טְהוֹרָה. וְהֵיאַךְ יִוָּדַע דָּבָר זֶה. אִם הָיוּ שְׁבָרֶיהָ שָׁוִין וְתוֹכָהּ מַאֲדִים עַד שֶׁלֹּא נִגְמְרָה מְלַאכְתָּהּ נִסְדְּקָה. אֵין שְׁבָרֶיהָ שָׁוִין וְאֵין תּוֹכָהּ מַאֲדִים בְּיָדוּעַ שֶׁאַחַר שֶׁנִּגְמְרָה מְלַאכְתָּהּ נִשְׁבְּרָה וּמְקַבֶּלֶת טֻמְאָה כִּשְׁאָר שִׁבְרֵי כְּלֵי חֶרֶס הָרְאוּיִין לְתַשְׁמִישׁ:
9. Если основание, подкладываемое под сосуды, треснуло и не пригодно для хранения жидкостей, оно является чистым, даже если оно все еще пригодно для хранения пищи. Это объясняется тем, что основание предназначено только для сбора жидкости, которая просачивается, как мы уже объясняли. Если бы оно протекало, оно было бы бесполезным, потому что основание не ставится под другое основание. Точно так же основание, разбитое или разделенное на две части, является чистым, потому что не было сказано, что остатки остатков подвержены нечистоте. Напротив, только остатки глиняных сосудов сами по себе подвержены нечистоте. גִּסְטְרָא שֶׁנִּתְרַעְעָה וְאֵינָהּ מְקַבֶּלֶת מַשְׁקִין אַף עַל פִּי שֶׁמְּקַבֶּלֶת אֳכָלִין הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה שֶׁאֵינָהּ עֲשׂוּיָה אֶלָּא לְקַבֵּל מַשְׁקִין הַדּוֹלְפִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְאִם הָיְתָה דּוֹלֶפֶת אֵין עוֹשִׂין גִּסְטְרָא לְגִסְטְרָא. וְכֵן גִּסְטְרָא שֶׁנִּפְחֲתָה אוֹ שֶׁנֶּחְלְקָה לִשְׁתַּיִם טְהוֹרָה שֶׁלֹּא אָמְרוּ שְׁיָרִים שֶׁל שְׁיָרִים מִתְטַמְּאִין אֶלָּא שְׁיָרֵי כְּלֵי חֶרֶס בִּלְבַד הֵן שֶׁמִּתְטַמְּאִין:
10. Если из основания выходят выступы, независимо от того, покоится ли оно вертикально или опирается на бок, если выступы могут удерживать оливки, если основание заполнено оливками, оно впитывает нечистоту, если основания касается нечистота, и, если нечистота входит во внутреннее пространство напротив него. Если они не могут вместить оливки, то они воспринимают нечистоту при касании основания нечистотой, но не воспринимают нечистоту, когда нечистота попадает во внутреннее пространство напротив них. גִּסְטְרָא שֶׁחִדּוּדִין יוֹצְאִין מִמֶּנָּה בֵּין שֶׁהָיְתָה יוֹשֶׁבֶת בֵּין שֶׁהָיְתָה מֻטָּה עַל צִדָּהּ כָּל הַמְקַבֵּל מִן הַחִדּוּדִין זֵיתִים כְּשֶׁיִּתְמַלֵּא הַגִּסְטְרָא זֵיתִים מְטַמֵּא בְּמַגָּע וּכְנֶגְדוֹ מִתְטַמֵּא בָּאֲוִיר וְכָל שֶׁאֵין מְקַבֵּל עִמָּהּ בְּזֵיתִים מִתְטַמֵּא בְּמַגָּע וְאֵין כְּנֶגְדּוֹ מִתְטַמֵּא בָּאֲוִיר:
11. Что подразумевается под утверждением: они воспринимают нечистоту, когда основание касается нечистоты, но не воспринимают нечистоту, когда нечистота попадает во внутреннее пространство напротив них? Если нечистота касается самой внутренней части основания, то выступы воспринимают нечистоту. Если нечистота попадает во внутреннее пространство основания, даже если оно находится прямо напротив выступа, выступ не воспринимает нечистоту. כֵּיצַד מִתְטַמֵּא בְּמַגָּע וְאֵין כְּנֶגְדּוֹ מִתְטַמֵּא בָּאֲוִיר. שֶׁאִם נָגְעָה הַטֻּמְאָה בַּגִּסְטְרָא מִתּוֹכָהּ מִתְטַמֵּא הַחִדּוּד. נִכְנְסָה הַטֻּמְאָה בַּאֲוִיר הַגִּסְטְרָא אֲפִלּוּ הָיְתָה כְּנֶגֶד הַחִדּוּד לֹא נִטְמָא הַחִדּוּד:
12. Что подразумевается под утверждением, что основание воспринимает нечистоту, когда нечистота попадает во внутреннее пространство напротив него? То, что если нечистота попадает во внутреннее пространство основания напротив выступа, то выступ оскверняется вместе с основанием. Аналогичные понятия применяются всякий раз, когда говорится, что глиняный сосуд, печь или плита воспринимают нечистоту при соприкосновении с нечистотой, что они воспринимают нечистоту, когда нечистота попадает во внутреннее пространство напротив них, или что они не воспринимают нечистоту, когда нечистота попадает во внутреннее пространство напротив них. Аналогично, всякий раз, когда концепция заражения нечистотой через соприкосновение упоминается в отношении глиняного сосуда, печи или плиты, подразумевается, что нечистота коснется внутренней части этих сущностей. Восприятие нечистоты через их внутреннее пространство означает, что нечистота не будет касаться их вообще, а просто войдет в их внутреннее пространство. וְכֵיצַד כְּנֶגְדּוֹ מִתְטַמֵּא בָּאֲוִיר. שֶׁאִם הָיְתָה הַטֻּמְאָה בַּאֲוִיר הַגִּסְטְרָא כְּנֶגֶד הַחִדּוּד נִטְמָא הַחִדּוּד עִם הַגִּסְטְרָא. וְעַל דֶּרֶךְ זֶה הוּא בְּכָל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ה יז) «בִּכְלִי חֶרֶס» וּבְתַנּוּר וְכִירַיִם מִתְטַמֵּא בְּמַגָּע וּכְנֶגְדוֹ בָּאֲוִיר אוֹ אֵין מִתְטַמֵּא כְּנֶגְדּוֹ בָּאֲוִיר. וְכֵן כָּל טֻמְאַת מַגָּע הָאֲמוּרָה בְּעִנְיַן כְּלִי חֶרֶס אוֹ תַּנּוּר וְכִירַיִם הוּא שֶׁתִּגַּע הַטֻּמְאָה בָּהֶן מִתּוֹכָן וְכָל טֻמְאַת אֲוִיר הוּא שֶׁלֹּא תִּגַּע הַטֻּמְאָה כְּלָל אֶלָּא תִּכָּנֵס לָאֲוִיר בִּלְבַד:
13. Если бочка треснула, и человек удерживает ее, обмазывая животным навозом, — даже если черепки упадут, если убрать навоз, — она остается восприимчивой к нечистоте, потому что ее классификация как сосуда никогда не была аннулирована. Если она была разбита, и после того, как черепки рассыпались, человек склеил их вместе с навозом или принес черепки из другого места и склеил их вместе с навозом — даже если черепки будут стоять как единое целое, если их убрать — она чиста, потому что было время, когда она больше не считалась сосудом. Если один из черепков мог вместить четверть лога, то только этот черепок приобретает нечистоту, если нечистота попадает в его внутреннее пространство, поскольку он сам по себе считается отдельным сосудом. Оставшаяся часть бочки не заражается нечистотой, если нечистота не коснется ее изнутри, поскольку она не является целым сосудом. חָבִית שֶׁנִּתְרַעְעָה וּטְפָלָהּ בִּגְלָלִים אַף עַל פִּי שֶׁהוּא נוֹטֵל אֶת הַגְּלָלִים וְהַחֲרָסִים נוֹפְלִים הֲרֵי זוֹ מְקַבֶּלֶת טֻמְאָה מִפְּנֵי שֶׁלֹּא בָּטַל שֵׁם כְּלִי מֵעָלֶיהָ. נִשְׁבְּרָה וְדִבֵּק חֲרָסֶיהָ אַחַר שֶׁפֵּרְשׁוּ אוֹ שֶׁהֵבִיא חֲרָסִים מִמָּקוֹם אַחֵר וּטְפָלָם בִּגְלָלִים אַף עַל פִּי שֶׁנּוֹטֵל אֶת הַגְּלָלִים וַחֲרָסֶיהָ עוֹמְדִין הֲרֵי זוֹ טְהוֹרָה מִפְּנֵי שֶׁבָּטַל מֵעָלֶיהָ שֵׁם כְּלִי. הָיָה בָּהֶן חֶרֶס מַחֲזִיק רְבִיעִית כְּנֶגֶד אוֹתוֹ הַחֶרֶס בִּלְבַד מִתְטַמֵּא בָּאֲוִיר מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּלִי בִּפְנֵי עַצְמוֹ. וּשְׁאָר הֶחָבִית אֵינוֹ מִתְטַמֵּא עַד שֶׁתִּגַּע בָּהּ הַטֻּמְאָה מִתּוֹכָהּ מִפְּנֵי שֶׁאֵינָהּ כְּלִי שָׁלֵם:
14. Если бочка была продырявлена, человек заткнул отверстие смолой, а затем бочка была разбита, то действуют следующие законы. Если черепок, замазанный смолой, мог вместить четверть лога, он подвержен нечистоте, поскольку считается разбитой частью бочки, и его классификация как сосуда никогда не была аннулирована. Однако если заделать отверстие в черепке смолой после того, как он был отделен от сосуда, то он чист, даже если теперь в нем можно хранить четверть лога. Это объясняется тем, что, если черепок продырявлен, он больше не считается сосудом и является чистым. А если глиняный сосуд хотя бы на мгновение был признан чистым, он никогда больше не становится восприимчивым к нечистоте. חָבִית שֶׁנִּקְּבָה וְסָתַם הַנֶּקֶב בְּזֶפֶת וְאַחַר כָּךְ נִשְׁבְּרָה אִם יֵשׁ בַּחֶרֶס הַסָּתוּם בְּזֶפֶת כְּדֵי לְהַחֲזִיק רְבִיעִית הֲרֵי זֶה מְקַבֵּל טֻמְאָה מִפְּנֵי שֶׁהוּא מִשִּׁבְרֵי הֶחָבִית וְלֹא בָּטַל שֵׁם כְּלִי מֵעָלֶיהָ. אֲבָל חֶרֶס שֶׁנִּקַּב אַחַר שֶׁפֵּרַשׁ מִן הַכְּלִי וְסָתַם הַנֶּקֶב בְּזֶפֶת אַף עַל פִּי שֶׁהוּא מַחֲזִיק רְבִיעִית טָהוֹר. שֶׁהַחֶרֶס שֶׁנִּקַּב בָּטַל שֵׁם כְּלִי מֵעָלָיו וְטָהַר וְכָל שֶׁטָּהַר בִּכְלִי חֶרֶס שָׁעָה אַחַת אֵין לוֹ טֻמְאָה לְעוֹלָם:
15. Если чайник прохудился и на него нанесли смолу, то он чист, потому что он не вмещает горячие жидкости, как вмещает холодные. Аналогично, сосуды, сделанные из смолы, пчелиного воска и тому подобного, чисты и не считаются сосудами. קוּמְקוּמוֹס שֶׁנִּקַּב וַעֲשָׂאָהוּ בְּזֶפֶת טָהוֹר שֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לְקַבֵּל הַחַמִּין כְּצוֹנֵן. וְכֵן כְּלֵי הַזֶּפֶת וְהַשַּׁעֲוָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן טְהוֹרִין וְאֵינָן בִּכְלַל הַכֵּלִים:
16. Если глиняную воронку закупорили смолой, она не подвержена осквернению, поскольку смола не превращает ее в сосуд. Однако если таким образом закупорить деревянную воронку, то она будет считаться сосудом и будет подвержена нечистоте. מַשְׁפֵּךְ שֶׁל חֶרֶס שֶׁפְּקָקוֹ בְּזֶפֶת אֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה שֶׁאֵין הַזֶּפֶת מְשִׂימוֹ כְּלִי קִבּוּל. אֲבָל מַשְׁפֵּךְ שֶׁל עֵץ שֶׁסְּתָמוֹ הֲרֵי זֶה כִּכְלִי קִבּוּל וּמִתְטַמֵּא:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter