СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 09:20

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы приобретения во владение и дарения. Гл. 10

1. Когда смертельно больной говорит: «Дай такую-то сумму такому-то», эти деньги должны быть переданы после смерти умирающего. Это объясняется тем, что слова смертельно больного приравниваются к записи в юридическом документе, и что соответствующее имущество уже передано. Мы не опасаемся того, что он говорит о спрятанных деньгах. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁאָמַר תְּנוּ מָנֶה לִפְלוֹנִי וּמֵת. יִתְּנוּ לְאַחַר מִיתָה. שֶׁדִּבְרֵי שְׁכִיב מֵרַע כִּכְתוּבִין וְכִמְסוּרִין דָּמוּ. וְאֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא עַל מָנֶה שֶׁיֵּשׁ לוֹ קָבוּר הוּא אוֹמֵר:
2. Аналогичным образом, если смертельно больной заявляет: «Я одолжил деньги...» или «...доверил предмет такому-то; отдай его такому-то человеку», его слова обязательны, и присутствие троих не требуется. Аналогично, если смертельно больной говорит: «Передай такому-то этот конкретный вексель», получатели приобретают долг, упомянутый в векселе, как если бы смертельно больной написал передачу на векселе и передал его предполагаемому получателю, даже если вексель фактически не был передан. Наследник не имеет права отказаться от оплаты векселя, который был передан в качестве дара от смертельно больного. Почему, если человек продает или дарит вексель товарищу, а наследник отказывается от оплаты, то отказ действителен, а если смертельно больной распределяет вексель как предсмертное дарение, то наследник не может отказаться от оплаты. Это объясняется тем, что передача векселя является постановлением мудрецов. Поэтому, согласно Торе, вексель по-прежнему принадлежит наследнику. Таким образом, его отказ от него имеет значение. Передача подарка, переданного смертельно больным (предсмертная воля), также является предписанием мудрецов. Тем не менее, в данном случае наши мудрецы подкрепили свое решение и придали ему силу закона Торы. Таким образом, получается, что получатель приобрел деньги, указанные в векселе, в соответствии с законом Торы, и эти деньги уже перешли в его собственность. Таким образом, наследник больше не имеет на них никакого права. Следовательно, он не может отказаться от его выплаты. וְכֵן שְׁכִיב מֵרַע שֶׁאָמַר הַלְוָאָה אוֹ פִּקָּדוֹן שֶׁיֵּשׁ לִי בְּיַד פְּלוֹנִי תְּנוּ אוֹתָהּ לִפְלוֹנִי דְּבָרָיו קַיָּמִין וְאֵין צָרִיךְ לְמַעֲמַד שְׁלָשְׁתָּן. וְכֵן אִם אָמַר תְּנוּ שְׁטַר פְּלוֹנִי לִפְלוֹנִי זָכָה בְּמַה שֶּׁיֵּשׁ בַּשְּׁטָר. וּכְאִלּוּ כָּתַב וּמָסַר אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא מָשַׁךְ הַשְּׁטָר. וְאֵין הַיּוֹרֵשׁ יָכוֹל לִמְחל שְׁטָר זֶה שֶׁנָּתַן בְּמַתְּנַת שְׁכִיב מֵרַע. וּמִפְּנֵי מָה הַמּוֹכֵר אוֹ נוֹתֵן שְׁטַר חוֹב לַחֲבֵרוֹ וְחָזַר וּמְחָלוֹ הַיּוֹרֵשׁ מָחוּל וּשְׁכִיב מֵרַע שֶׁנָּתַן שְׁטַר חוֹב אֵין הַיּוֹרֵשׁ יָכוֹל לִמְחל. מִפְּנֵי שֶׁקִּנְיַן הָרְאָיָה בִּשְׁטָר מִדִּבְרֵיהֶם לְפִיכָךְ הַיּוֹרֵשׁ עֲדַיִן זֶה הַשְּׁטָר שֶׁלּוֹ הוּא מִן הַתּוֹרָה וּמוֹחֲלוֹ. וּמַתְּנַת שְׁכִיב מֵרַע אַף עַל פִּי שֶׁהִיא מִדִּבְרֵיהֶם עָשׂוּ אוֹתָהּ כְּשֶׁל תּוֹרָה. וּכְאִלּוּ קָנָה מָמוֹן שֶׁבַּשְּׁטָר מִן הַתּוֹרָה וְהִגִּיעַ לְיָדוֹ וְלֹא נִשְׁאַר לַיּוֹרֵשׁ בּוֹ קִנְיָן. וּלְפִיכָךְ אֵינוֹ מוֹחֵל:
3. Следующие правила действуют, когда смертельно больной заявляет: «У меня в руках находится сотня монет, принадлежащая такому-то». Если он говорит: «Отдай ему», то ее следует отдать ему. Если же он не делает такого заявления, то не следует отдавать ему. Мы подозреваем, что, возможно, он сделал свое первоначальное заявление только для того, чтобы не было сказано, что его наследники богаты. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁאָמַר מָנֶה לִפְלוֹנִי בְּיָדִי. אִם אָמַר תְּנוּ נוֹתְנִין. לֹא אָמַר תְּנוּ אֵין נוֹתְנִין. שֶׁמָּא לֹא אָמַר מָנֶה יֵשׁ לִפְלוֹנִי בְּיָדִי אֶלָּא כְּדֵי שֶׁלֹּא יֹאמְרוּ עַל יוֹרְשָׁיו שֶׁיֵּשׁ לָהֶן מָמוֹן:
4. Поэтому, если смертельно больной сделал это заявление как искреннее признание, и не было подозрений в уловках, деньги должны быть отданы упомянутому человеку, даже если смертельно больной не сказал прямо, что они должны быть отданы ему. לְפִיכָךְ אִם אָמַר זֶה דֶּרֶךְ הוֹדָאָה וְלֹא הָיָה שָׁם חֲשַׁשׁ הַעֲרָמָה. נוֹתְנִין אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא אָמַר תְּנוּ:
5. Аналогичным образом, следующие правила действуют, если свидетели видят, как отец прячет деньги в ящике, сундуке или башне, и говорит: «Они принадлежат такому-то» или «Это вторая десятина». Если видно, что он передает свои желания относительно использования денег, его слова поддерживаются. Если же окажется, что он обманывает, то его слова не имеют никакого значения. כַּיּוֹצֵא בּוֹ רָאוּ אֶת אֲבִיהֶם שֶׁהִטְמִין מָעוֹת בְּשִׁדָּה תֵּבָה וּמִגְדָּל וְאָמַר שֶׁל פְּלוֹנִי הֵן. שֶׁל מַעֲשֵׂר שֵׁנִי הֵן. אִם כְּמוֹסֵר דְּבָרָיו קַיָּמִין. אִם כְּמַעֲרִים לֹא אָמַר כְּלוּם:
6. Мудрецы также обсуждали схожую ситуацию. Если человек пришел и сказал сыновьям: «Я видел, как ваш отец прячет деньги в ящике, сундуке или башне, а он говорит: «Это принадлежит такому-то» или «Это десятина». Если деньги спрятаны в доме сына, его слова не имеют никакого значения. Если же они находятся в поле, его слова следует поддержать. Общий принцип таков: если свидетель мог взять деньги, если бы захотел, его слова подтверждаются. Если он не мог этого сделать, его слова не имеют значения. וְכֵן אִם בָּא אֶחָד וְאָמַר לָהֶם אֲנִי רָאִיתִי אֶת אֲבִיכֶן שֶׁהִטְמִין מָעוֹת בְּשִׁדָּה תֵּבָה וּמִגְדָּל וְאָמַר שֶׁל פְּלוֹנִי הֵם. שֶׁל מַעֲשֵׂר הֵן. אִם הָיוּ טְמוּנִין בַּבַּיִת לֹא אָמַר כְּלוּם. בַּשָּׂדֶה דְּבָרָיו קַיָּמִין. כְּלָלוֹ שֶׁל דָּבָר כָּל שֶׁאִלּוּ יָכוֹל לִטּל דְּבָרָיו קַיָּמִין וְאִם לָאו לֹא אָמַר כְּלוּם:
7. Случилось так, что один человек был расстроен из-за денег, которые, как он знал, оставил ему отец, но он не знал, где отец их спрятал. Во сне ему было сказано: «Было столько-то и столько-то денег. Они находятся в таком-то и таком-то месте, но принадлежат такому-то» или «...но они являются второй десятиной». Он нашел именно ту сумму денег в том месте, которое ему указали. Вопрос был вынесен на рассмотрение мудрецов, и они сказали: «Слова из снов не помогают и не вредят». הֲרֵי שֶׁהָיָה מִצְטַעֵר עַל מָעוֹת שֶׁהִנִּיחַ לוֹ אָבִיו וְלֹא יָדַע הֵיכָן הֶחְבִּיאָם וְאָמְרוּ לוֹ בַּחֲלוֹם כָּךְ וְכָךְ הֵם בְּמָקוֹם פְּלוֹנִי הֵן וְשֶׁל פְּלוֹנִי הֵן וְשֶׁל מַעֲשֵׂר שֵׁנִי הֵן. וּמְצָאָן בְּמָקוֹם פְּלוֹנִי שֶׁנֶּאֱמַר לוֹ וּבַמִּנְיָן שֶׁנֶּאֱמַר לוֹ. זֶה הָיָה מַעֲשֶׂה וְאָמְרוּ חֲכָמִים דִּבְרֵי חֲלוֹמוֹת לֹא מַעֲלִין וְלֹא מוֹרִידִין:
8. Если смертельно больной признал, что он должен такому-то 100 динаров, а после этого сироты заявляют: «Позднее отец сказал нам, что выплатил долг», — их слова принимаются. Однако они должны принести открепительную клятву, чтобы подтвердить свое требование. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁהוֹדָה שֶׁיֵּשׁ לִפְלוֹנִי בְּיָדוֹ מָנֶה וְאָמְרוּ יְתוֹמִים חָזַר וְאָמַר לָנוּ אָבִינוּ פְּרַעְתִּיו נֶאֱמָנִין וְנִשְׁבָּעִין עַל זֶה שְׁבוּעַת הֶסֵּת:
9. Однако, если, делая признание, смертельно больной сказал: «Отдай 100 динаров такому-то», его слова не могут быть опровергнуты. Даже если сироты заявляют: «Позднее отец сказал нам, что выплатил долг», их слова не принимаются. אָמַר תְּנוּ וְאָמְרוּ יְתוֹמִים חָזַר וְאָמַר לָנוּ אָבִינוּ פְּרַעְתִּיו אֵין נֶאֱמָנִין:
10. Если смертельно больной говорит: «Я должен такому-то 100 динаров», а после его смерти наследники говорят: «Мы отдали ему», то их заявления не принимаются. Поскольку смертельно больной не сказал: «Отдай», откуда им знать, что они обязаны были отдать? אָמַר מָנֶה לִפְלוֹנִי (בְּיָדִי) וְאָמְרוּ יְתוֹמִין נָתַנְנוּ אֵין נֶאֱמָנִין. שֶׁהֲרֵי לֹא אָמַר תְּנוּ וּמִנַּיִן יָדְעוּ שֶׁחַיָּבִין לִתֵּן:
11. Если умирающий сказал: «Отдай такому-то деньги, которые ему причитаются», а наследники утверждают, что выплатили долг, то наследникам верят. Однако они должны дать клятву. אָמַר תְּנוּ וְאָמְרוּ יְתוֹמִים נָתַנְנוּ נֶאֱמָנִין וְנִשְׁבָּעִין שְׁבוּעַת הֶסֵּת שֶׁנָּתְנוּ:
12. Следующие правила действуют, если умирающий передает сотню монет третьему лицу и говорит ему: «Принеси эту сотню такому-то», и третье лицо идет к указанному получателю, но обнаруживает, что тот умер. Если получатель был жив в то время, когда умирающий передал деньги третьему лицу, он должен отдать их наследникам того, кому они предназначались. Это объясняется тем, что слова умирающего приравнены к записанным в юридическом документе, и соответствующий объект уже передан. Если адресата в то время не было в живых, третье лицо должно вернуть деньги наследникам принципала, поскольку умерший человек не может приобрести имущество. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁנָּתַן מָנֶה לְאֶחָד וְאָמַר לוֹ הוֹלֵךְ מָנֶה זוֹ לִפְלוֹנִי וְהָלַךְ וּמְצָאוֹ שֶׁמֵּת. אִם קַיָּם הָיָה בְּשָׁעָה שֶׁנָּתַן לוֹ הַשְּׁכִיב מֵרַע. יִנָּתְנוּ לְיוֹרְשֵׁי מִי שֶּׁנִּשְׁתַּלְּחוּ לוֹ. שֶׁדִּבְרֵי שְׁכִיב מֵרַע כִּכְתוּבִין וְכִמְסוּרִין הֵן. וְאִם לֹא הָיָה קַיָּם יַחְזְרוּ לְיוֹרְשֵׁי מְשַׁלֵּחַ שֶׁאֵין קִנְיָן לְמֵת:
13. Если умирающий говорит: «Дайте 200 зуз одному, 300 зуз втрому, 400 зуз третьему», мы не говорим, что первый человек, упомянутый в юридической записи его заявлений, получает свою часть первым. Вместо этого, если в наследстве нет 900 зуз, оно делится пропорционально. А если против наследства выдан вексель, то кредитор отбирает у всех получателей пропорционально. Что подразумевается? Если долг был на 450 зуз, то тот, кому дано 200, дает 100, тот, кому дано 300, дает 150, а тот, кому дано 400, дает 200. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁאָמַר תְּנוּ מָאתַיִם זוּז לִפְלוֹנִי וּשְׁלֹשׁ מֵאוֹת זוּז לִפְלוֹנִי וְאַרְבַּע מֵאוֹת זוּז לִפְלוֹנִי. אֵין אוֹמְרִין הַקּוֹדֵם בַּשְּׁטָר זָכָה. לְפִיכָךְ אִם לֹא הִנִּיחַ תְּשַׁע מֵאוֹת חוֹלְקִין הַנִּמְצָא לְפִי מַה שֶּׁכָּתַב לָהֶן. וְאִם יָצָא עָלָיו שְׁטַר חוֹב גּוֹבֶה מִכֻּלָּן מִכָּל אֶחָד וְאֶחָד כְּפִי מַה שֶּׁכָּתוּב לָהֶן. כֵּיצַד. הָיָה הַחוֹב אַרְבַּע מֵאוֹת וַחֲמִשִּׁים בַּעַל הַמָּאתַיִם נוֹתֵן מֵאָה וּבַעַל הַשְּׁלֹשׁ מֵאוֹת מֵאָה וַחֲמִשִּׁים וּבַעַל הָאַרְבַּע מֵאוֹת נוֹתֵן מָאתַיִם:
14. Если же умирающий говорит: «Дайте 200 зуз одному. Затем дайте 300 второму, а потом 400 третьему», то приоритет отдается тому, кто первым упомянут в юридической записи. Поэтому, если против наследства предъявлен вексель, кредитор должен получить деньги от последнего получателя. Если его имущества недостаточно для погашения долга, кредитор должен получить деньги от того, кто упомянут перед ним. Если его имущества также недостаточно, кредитор должен изъять деньги у того, кто упомянут перед предпоследним получателем. אֲבָל אִם אָמַר תְּנוּ מָאתַיִם זוּז לִפְלוֹנִי וְאַחֲרָיו שְׁלֹשׁ מֵאוֹת לִפְלוֹנִי וְאַחֲרָיו אַרְבַּע מֵאוֹת לִפְלוֹנִי. כָּל הַקּוֹדֵם בַּשְּׁטָר זָכָה. לְפִיכָךְ אִם יָצָא עָלָיו שְׁטַר חוֹב גּוֹבֶה מִן הָאַחֲרוֹן. אֵין לוֹ גּוֹבֶה מִשֶּׁלְּפָנָיו. אֵין לוֹ גּוֹבֶה מִשֶּׁלִּפְנֵי פָנָיו:
15. Если умирающий говорит: «Пусть такой-то живет в этом доме» или «Пусть такой-то питается плодами этого дерева», его слова не имеют никакого значения. Причина в том, что он не передал материальный объект. Ведь жизнь и еда подобны речи и сну, которые нельзя передать. Если же, однако, умирающий сказал: «Дай этот дом такому-то, чтобы он жил в нем» или «Дай такому-то это дерево, чтобы он ел его плоды», то его слова имеют силу. Обоснование заключается в том, что он передал сам объект, упомянутый в подарке, с намерением получить выгоду. Этот объект является вещью. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. שְׁכִיב מֵרַע שֶׁאָמַר יָדוּר פְּלוֹנִי בְּבַיִת זֶה. יֹאכַל פְּלוֹנִי פֵּרוֹת דֶּקֶל זֶה. לֹא אָמַר כְּלוּם שֶׁלֹּא הִקְנָה לָהֶם דָּבָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ מַמָּשׁ. שֶׁהַדִּירָה וְהָאֲכִילָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן הֲרֵי הֵן כְּדִבּוּר וּכְשֵׁינָה שֶׁאֵין נִקְנִין. אֲבָל אִם אָמַר תְּנוּ בַּיִת זֶה לִפְלוֹנִי כְּדֵי שֶׁיָּדוּר בּוֹ עַד זְמַן פְּלוֹנִי. אוֹ תְּנוּ דֶּקֶל זֶה לִפְלוֹנִי כְּדֵי שֶׁיֹּאכַל פֵּרוֹתָיו. דְּבָרָיו קַיָּמִין. שֶׁהֲרֵי הִקְנָה לָהֶם הַגּוּף לְפֵרוֹת וְהַגּוּף דָּבָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ מַמָּשׁ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter