У хасидов принято рассказывать о своих впечатлениях после возвращения от Ребе. В этом году я был у Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха в «770» на Суккот и праздник Симхат-Тора в последний из серии «770» — 5779 год.
В течение месяца Элул постоянно думаю о предстоящей поездке. Раньше такого не было. За неделю до поездки проснулся в панике в два часа ночи. Приснился кошмар, что я опоздал на самолёт...
За день до полета во время праздника Суккот вдруг страшно заболела ступня. Об этом я уже писал отдельно.
Как у нас принято в семье в таких случаях, я напомнил о происшествии со средним сыном (который сейчас находится у Ребе) несколько лет назад, когда он за пару часов до полета упал с велосипеда и разбил подбородок. Вот тогда действительно было много чудес, ему наложили швы, но рейс он не пропустил.
Первый день — 17 Тишрея
Приехал рано утром. По пути в «770» позвонил сыну (в 5:40) и на фоне услышал музыку — это продолжались танцы на улице Кингстон, длившиеся всю ночь. Когда я приехал, было уже 6 утра и все спешили в микву. После этого многие ребята шли немного поспать, а я пошел в сукку возле «770» ждать, когда вынесут «четыре вида растений» Ребе, чтобы благословить на них. За время ожидания прочел Псалмы по дню недели... В 7:30, когда их с опозданием принесли, начался дождь. Тогда я пошел в «770» учить трактат по хасидизму. Перед молитвой наконец увидел двоих детей, которые поехали на Тишрей к Ребе. Один учится на первом курсе йешивы, а другой на втором.
Когда дождь усилился, я вышел из «770», чтобы сфотографировать и послать домой. Мимо как раз проходил человек с зонтом, и я успел сфотографировать его на фоне дождя. Вечером, когда я опубликовал это фото, оказалось, что это Леви Домбровский, с которым я познакомился в прошлом году.
Похожая история произошла, когда я фотографировал людей перед благословением на растения. Там оказался р. Пинхас Шварц (преподаватель моего сына в йешиве), которого «опознал» один из наших читателей — жителей Петах-Тиквы.
Днём и вечером были отличные уроки для израильтян: р. Сенди Вилешанский и р. Гершон Авцон.
Танцы до 6 утра...
Второй день — 18 Тишрея
Впервые обратил внимание во время утренних благословений, что для русскоязычного еврея с ашкеназским произношением слова: «Благословен... что не сделал меня неевреем» имеют ещё один смысл, так как слово «гой» мы читаем как «гей».
Первый раз в жизни увидел человека в сюртуке, шляпе и... шортах. На улице Кингстон в Бруклине. Но фото не будет!
Перед поездкой получил около 100 имен людей, которые просили упомянуть их перед Ребе в «770». Я сделал это в первый день после чтения Торы.
Вечером Ребе раздавал доллары. Когда подошла моя очередь, я планировал тихо называть имена всех членов семьи по порядку и брать на каждого доллар. Но после себя и жены я вдруг назвал имя среднего сына. После этого меня нежно вытолкали из очереди, но я успел взять ещё один доллар.
Третий день — 19 Тишрея
Ночью начался дождь и шел до утра. Танцы были в воде.
Часов в шесть утра стоим в «770», обсыхаем. Подходит какой-то парень из йешивы и просит телефон, чтобы позвонить в Израиль отцу. Я набираю номер и вижу имя своего друга. Никто не отвечает. Я говорю ему, что скорее всего телефон выключен. И в этот самый момент перед нами появляется его отец, который только что прилетел.
Леви Вайс одолжил у меня дождевик на десять минут, но пришел через тридцать. Начал извиняться, что он забыл. Я спрашиваю его: «Где ты был?» Он отвечает: «На танцах». Я ему говорю: «Тогда нет проблем, если дашь мне часть своей заслуги».
Канун субботы и суббота
Услышал много интересных историй от разных людей.
Доллар через 30 лет
Ави Пиамента приехал в «770» из Майами (где он выступал) в пятницу утром, а после субботы сразу улетел в Израиль, чтобы успеть на концерт в Кфар-Хабаде. Он рассказал, что в Майами после его выступления к нему подошла какая-то женщина и сказала, что тридцать лет назад она была в Бруклине на улице Кингстон и ей дали сдачу доллар, на котором была написана фамилия «Пиамента». Она поняла, что это доллар от Ребе, и сказала Ави, что пришлет его ему.
Мошиах из Бруклина
Сын р. Ицхака Липша из Цфата (который учится на религиозного судью) рассказал, как он был на раввинском суде по поводу развода, и муж заявил, что он Мошиах. Липш понял, что это психически больной человек, который не может дать жене разводное письмо. Тогда судья-литвак спрашивает мужа: «А ты был в Бруклине?» Тот ответил отрицательно. «Тогда ты не Мошиах, а врун, — постановил судья. — Все ведь знают, что Мошиах придет из Бруклина».
Рав Марло сам провозгласил «Йехи»
Велвел Каган рассказал, что он слышал от р. Швея, как тот однажды утром молился вместе с р. Марло в малом зале в «770» и после чтения Торы, когда прочли «Кадиш», то р. Марло (который очень серьезно относился к тому, чтобы не разговаривать во время молитвы) обратился к чтецу: «Ну!» Тот не понял, чего раввин хочет от него. Тогда р. Марло встал перед Свитком Торы, взялся за ручки и три раза провозгласил «Йехи Адонейну». Рав Швей рассказал об этом для того, чтобы показать, что провозглашение «Йехи» после чтения Торы имеет прецедент из поведения раввина.
Канун Симхат-Тора — шествие
По традиции мы отправились на шествие — на этот раз в район Канарси. Там действует посланник Ребе Короля Мошиаха, который сам ещё совсем недавно вернулся к Торе и заповедям в центре ХАБАДа для израильтян на Кони-Айленд. По пути мы встретили двух гостей из Манчестера и пригласили их с собой. Я разговорился с одним из них и оказалось, что каждый год он ездит в разные места на праздники: на Шавуот в Иерусалим, на Лаг ба-Омер в Цфат, на Рош а-Шана в Умань, а на Симхат-Тора в «770». Сейчас он носил ермолку с надписью «Йехи Адонейну» и флажок Мошиаха. Я так понял, что он одевался в соответствии с обычаями того места, в которое приезжает.
По дороге мы проходили возле дома, рядом с которым стоял хорошо одетый афроамериканец. Когда мы поравнялись с ним, он поклонился и сказал: «Благословенны будьте!»
Когда мы переходили улицу, остановившийся на светофоре афроамериканец на велосипеде закричал: «Шалом шабат». Мы подошли к нему и он рассказал, что приехал из Англии, произнес несколько слов на иврите: «Сукка» и «Эсрог», а потом попросил долллар. Мне было непонятно, слышал ли он также о раздаче долларов Ребе или нет.
В синагоге был раввин общины и один гость — израильтин, который прожил в Америке 50 лет — с которым мы хорошо пообщались на разные темы. В детстве он был очень религиозный, учился в двух йешивах и подавал большие надежды, но потом, переехав в Америку, немного сдал. Во время еды он тоже ушел, а мы начали танцевать.
В первый день праздника был сильный дождь, но постепенно погода исправилась — в последние два праздничных дня было солнечно, а на исходе праздника как специально начался дождь и подул сильный ветер.
Встретился с Рейчел из Нью-Джерси, с которой я был несколько лет знаком виртуально в связи с толкованием «Игрот Кодеш». Она получила потрясающий ответ от Ребе и благодаря ей мы собираемся издавать первые три тома перевода «Игрот Кодеш» на русский. Пусть Всевышний пошлет ей всех благ в материальном и духовном смысле и душевного удовлетворения от детей.
Она также рассказала о том, как влияет на своих знакомых писать Ребе и какие чудеса происходят после этого. К примеру, у одной женщины сын сидел в тюрьме за хулиганство, а она сама двадцать лет не могла найти нормальную работу. Но после обращения к Ребе за помощью ее сына выпустили из тюрьмы и ее взяли на хорошую работу.
Перед отъездом написал Ребе в конце молитвы (нажав на кнопку «Отправить» сразу после провозглашения «Йехи Адонейну») и получил ответ в «Игрот Кодеш» (том 12, стр. 218) с различными указаниями, которые буду претворять в жизнь...