Слово «хасидизм» — встречается нам почти на каждом шагу… Но что же такое хасидизм, и есть ли у него конкретное определение?
На протяжении прошедших двух с половиной веков наши главы ХАБАДа не раз касались этого вопроса, объясняли и раскрывали его различные аспекты. О некоторых из этих объяснений мы надеемся поговорить в дальнейшем; однако вот что хотелось бы подчеркнуть в связи с этой важной и непростой темой.
Как хорошо известно, наилучшим объяснением сущности хасидизма является серия бесед Ребе Короля Мошиаха, которая носит название «Иньяна шел Торат а-Хасидут», или, в кратком варианте — «Кунтрес Иньяна». И хотя ее обычно называют «кунтрес», т.е. «брошюра», но на самом деле, несмотря на небольшие размеры — значение этой серии бесед трудно переоценить, и недаром она снискала себе такую славу.
Пожалуй, одно из главных раскрытий, которые имеются в этой чудесной книге — это подразделение хасидизма на две части: сущность хасидизма и его частные аспекты. Значение этого раскрытия трудно переоценить хотя бы даже потому, что нигде и никогда раньше такого разделения не делалось! И, соответственно, сейчас уже никак нельзя говорить о хасидизме без этого…
Итак, хасидизм состоит из двух частей: сущности и частных аспектов. Частные аспекты — это, например, то, что хасидизм открывает путь к изменению природы душевных качеств человека. Или то, что он дает возможность постичь божественное даже тому, кто не обладает высокой душой. Или то, что хасидизм приносит свет и «жизненность» в изучение Торы и исполнение заповедей; и многие другие большие и возвышенные вещи.
Однако, при всей важности и величии этих вещей — они являются лишь частными аспектами хасидизма, и не в них заключается его суть и сущность. Истинная суть хасидизма, как подробно объясняется в «Кунтрес Иньяна» — в том, что он является совершенно иным уровнем Торы, уровнем более высоким, чем все предыдущие!
Как известно, в Торе есть четыре уровня, как об этом написано в книге «Тикуней Зоар». И хотя о каждом из них можно говорить очень много, но здесь мы ограничимся лишь перечислением их названий.
Итак, первый и самый низкий из этих уровней — «пшат», простой смысл. Следующий уровень, более высокий — «ремез», намек. Следующий — «друш», толкование. И наконец четвертый уровень, самый высокий из всех — это «сод», тайна.
И если первые три уровня представляют собой открытую, внешнюю часть Торы, то четвертый из них, «сод» — это уже ее внутренняя часть. Эта часть Торы говорит о проявлениях божественного света и строении высших миров; зачастую она также называется хорошо известным словом «каббала».
Таким образом, в Торе есть четыре уровня. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на огромное количество ступеней — но в общем и целом этих уровней четыре.
Однако есть еще одна удивительная вещь, которая написана в другой известной книге каббалы — «Мишнат хасидим». Там написано, что на самом деле существует еще один уровень — пятый! Т.е. на самом деле в Торе не четыре, а пять уровней!
Действительно, легко понять и почувствовать, насколько важно и драгоценно это раскрытие… Ведь благодаря ему о ступенях Торы нам стало известно больше чем то, что мы знали из «Тикуней Зоар»!
Соответственно, в Торе существует не четыре, а пять уровней. Но что касается пятого, самого высокого из них — то в «Мишнат хасидим» не написано, что конкретно он собой представляет. Там лишь говорится о том что он существует; но что он собой представляет — не объясняется. И не объясняется не только в «Мишнат хасидим», но и вообще нигде в каббале.
Однако наши главы ХАБАДа раскрыли нам это. И раскрыли поистине удивительную вещь: что этот пятый уровень — не что иное как хасидизм!
Т.е. получается что в Торе есть пять уровней, и хасидизм является пятым, самым высоким из них.
Приведем здесь некоторые из слов глав ХАБАДа, которые говорят об этом.
Написано в «Торат Шолом», книге бесед Ребе РАШАБа, что рабби Залман из Куреница, один из известных хасидов Алтер Ребе — требовал от него «хасидизма на Эц хаим». Т.е. обращался к Ребе с постоянными просьбами объяснить одну из главных книг каббалы «Эц хаим» согласно хасидизму. В связи с чем Алтер Ребе часто говорил: «Залман просит у меня хасидизма на „Эц хаим“. Я же, слава Всевышнему — говорю гораздо выше чем „Эц хаим“…».
Написано в «Имрей бина», известной книге Мителер Ребе, что есть две ступени в тайнах Торы: одна называется «разин», т.е. тайны, а другая называется «разин де-разин», т.е. тайны тайн. И объясняется, что «тайны» — это каббала, а «тайны тайн» — это хасидизм…
Написано в книге «Рамах отийот», что Ребе МААРАШ говорил, что «хасидизм — это душа каббалы»…
Написано в «Ликутей дибурим», что Ребе РАШАБ говорил, что «мир думает что хасидизм — это объяснение на каббалу; а на самом деле каббала — это объяснение на хасидизм»…
Таким образом, из этих и других подобных слов глав ХАБАДа очевидно, что хасидизм — выше каббалы. И, соответственно — он является пятым, самым высоким уровнем Торы!
Но и это еще не все. Написано в «Кунтерес Иньяна», что уровни Торы — соответствуют уровням души. Уровней души, как известно — пять: «нефеш», «руах», «нешама», «хая» и «йехида». И, таким образом, та часть Торы, которая называется «пшат» — соответствует уровню «нефеш», «ремез» — соответствует уровню «руах», «друш» — уровню «нешама», «сод» — уровню «хая», а хасидизм — уровню «йехида».
Это соответствие настолько полное, что нередко уровни Торы называют по названиям уровней души. Как например, если хотят сказать про уровень «пшат» в Торе — то говорят «нефеш Торы»; если хотят сказать про уровень «ремез» — говорят «руах Торы»; про уровень друш — «нешама Торы» и т.п. То есть и Тора, и душа подразделяются на одни и те же пять ступеней.
Все это так, однако есть здесь очень важный вопрос: известно в хасидизме, что на самом деле все вышеупомянутые ступени души, включая самую высокую из них — это еще не сама ее сущность. Истинная сущность души — это то, что выше даже и этого. И не просто выше, а выше до такой степени, что все остальные уровни по сути являются не самостоятельными «уровнями», а всего лишь ее частными проявлениями!
Эта ступень не имеет своего особого названия, а так и называется в хасидизме: «эцем а-нешама», т.е. «сущность души». И так как она гораздо выше всех остальных ступеней, то поэтому не совсем правильно называть ее «ступенью» или «уровнем» — ведь это сама сущность. Однако для удобства мы иногда будем называть ее «шестой ступенью».
Таким образом, душа состоит из сущности и пяти уровней. Но если уровни Торы полностью соответствуют уровням души — то получается, что и в Торе должна быть ступень, которая бы соответствовала сущности души! Иными словами, уровней Торы должно бы было быть не пять, а шесть: сущность и пять уровней! Однако, как мы помним — и в «Мишнат хасидим», и в словах глав ХАБАДа, и в «Кунтерес Иньяна» написано только про пять уровней, и никакой «шестой ступени» там нет! И поэтому остается непонятным, есть ли в Торе такая часть, которая соответствовала бы сущности души…
И эта непонятность сохранялась и во времена глав ХАБАДа, и еще почти три десятилетия, с 5726 года, времени появления «Кунтерес Иньяна». Вплоть до субботы главы «Толдот» 5752 года — этим днем датируется еще одна бесподобная беседа Ребе Короля Мошиаха, в которой было раскрыто нечто исключительно важное по поводу определения хасидизма! Даже, по сути — еще более важное чем все то, что написано в «Кунтерес Иньяна»…
Там говорится, что «шестая ступень», то есть сама сущность Торы, которая соответствует «эцем а-нешама» — действительно существует! И, более того — эта сущность также является частью хасидизма!
Иными словами, здесь мы видим величайшую вещь: что хасидизм заключает в себе не одну, как думали раньше, а две ступени: и «йехида» и «эцем а-нешама»!
Вот, такое бесподобное раскрытие, равного которому не было в Торе со дня сотворения мира…
Соответственно — только сейчас, после этой важнейшей беседы Ребе Короля Мошиаха, у нас наконец есть абсолютно полное и всеохватывающее определение хасидизма. И это определение можно выразить настолько простыми и ясными словами, что умещается буквально в одной фразе: хасидизм — это сущность Торы и «йехида Торы»!