СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 03:23

Магия и колдовство

В кабалистической книге «Зоар» рассказывается, что, покидая рай, Адам и Хава вынесли с собой всевозможные колдовские науки, различную магическую «технологию», с помощью которой можно было даже влиять на небесные тела...

16.02.2004 2560 мин.

Если бы в резиденцию какого-либо из нынешних «фараонов» пришел человек и на глазах у всех членов правительства превратил посох в змею, то эта история вряд ли получила бы огласку. О магии, даже такой, которую трудно объяснить обычной ловкостью рук, не принято писать на передовых полосах газет. И бедствия, обрушившиеся вслед за этим на страну, никто бы не связал с неожиданным визитом во дворец мага. Но в Египте времен исхода дело обстояло иначе. Тогда маги были и учеными, и врачами, и государственными деятелями. Визит искусного мага в столицу Египта по своему общественному резонансу мог быть приравнен к нынешнему визиту правителя государства (особенно если он придерживается «передовых» взглядов), или знаменитого киноактера, или на худой конец ученого атомщика. И когда Моше, придя во дворец фараона, сумел не только показать свои сверхъестественные способности, но и одержать победу над придворными кудесниками, весть об этом немедленно разнеслась по всему Египту.

Далее рассказывается о первых казнях: о превращении вод во всем Египте в кровь и о нашествии лягушек. После второй казни фараон позвал Моше и Аарона и сказал: молитесь к Б-гу, чтобы Он убрал лягушек от меня и от народа моего, тогда отпущу я народ».

Моше исполнил просьбу правителя, но «фараон, увидев, что стало вольготно, отягчил сердце свое». Рассказывается и о третьей казни – вшах, которые были «на человеке и на скоте, весь прах земной стал вшами».

До этого египетские кудесники все пытались показать, что ничего из ряда вон выходящего в деяниях Моше нет. Он просто более искусный колдун. Они не могли отвести первые две казни, но хотя бы могли показать, что и они могут сделать подобное – вслед за Моше и Аароном они тоже превращали воду в кровь и добавляли квакающих тварей собственного производства в общую симфонию. Но теперь они вынуждены были отступить. Подсыпать вшей своим согражданам они не смогли. РАШИ здесь дает краткую информацию по части черной магии. С помощью нечистой силы, оказывается, нельзя сотворить или даже перенести на отдаленное расстояние тварь величиной меньше, чем ячменное зерно. «И сказали тайнописцы фараону: это перст Божий».

Однако мытарства египтян на этом не закончились, ибо «заупрямилось сердце фараона». В заключительных разделах главы рассказывается еще о четырех казнях: нашествии хищных зверей, море среди скота, эпидемии кожного заболевания и необычайно сильном граде, побившем все посевы льна и ячменя в Египте.

Мидраш рассказывает, что, когда по велению Моше посох на глазах у фараона превратился в змею, фараон «захохотал, закудахтал, как курица». «Вот они, чудеса вашего Б-га, – смеялся он. – Обычно привозят товар туда, где в нем нуждаются. В Акко, богатый рыбой, рыбу не привозят. Разве не знаете вы, что все колдовства – у меня!» Фараон велел позвать малолетних школьников, и те проворно понаделали перед ним змей из палок. Позвал он жену свою, и она без особых трудностей проделала то же. Лишь после этого послал фараон за своими колдунами. Главные из них, Йоханан и Мамрэ, повторили Моше слова своего властителя: «Привез ты солому в Афариим, город, в котором солома – на каждом шагу».

На это Моше ответил, что хороший товар следует привозить как раз туда, где он в изобилии. Ибо только там его смогут оценить по достоинству. Моше был прав. Уже после третьей казни – нашествия вшей – знаменитые египетские колдуны «вышли из соревнования», признав, что это не обычное колдовство, но «перст Божий».

В кабалистической книге «Зоар» (т. 1, стр. 56) рассказывается, что, покидая рай, Адам и Хава вынесли с собой всевозможные колдовские науки, различную магическую «технологию», с помощью которой можно было даже влиять на небесные тела, от которых зависит земная жизнь. Но ни Адам, ни его сыновья магией не занимались, пока не родился внук Адама, Энош. Он и его последователи тщательно изучили все магические науки и стали применять их во зло другим людям. Они смеялись над праведным Ноахом (Ноем), который пытался наставить их на путь добра. Они заявляли, что никакой суд – ни земной, ни небесный – над ними уже не властен. Пока не грянул потоп...

После потопа время центр черной магии оказался в Египте, о чем справедливо говорил фараон и с чем согласился Моше. Вот что читаем мы об этом в Мидраше «Авот де рабби Натан» (гл. 28):

«Нет любви, подобной любви к Торе; нет такой мудрости, как в Стране Израиля; нет краше Иерусалима; нет богаче Мидии, могущественнее Персии; нет развратнее арабов... нет колдовства, подобного колдовству Египта».

В Талмуде (трактат «Санедрин» 67б) рассказывается, что р. Зейра как-то попал в Александрию и купил там осла. Но когда собрался напоить ушастого водой из родника, тот вдруг превратился в доску. Оказалось, что вместо натурального товара рабби продали суррогат – доску, колдовским способом превращенную в осла. При соприкосновении с родниковой водой (воплощение духовной чистоты) колдовство потеряло силу – и доска вернулась в свое первобытное состояние. Возмущенный рабби вернулся к продавцу и стал требовать обратно свои деньги. Продавец невозмутимо ответил: «Не будь ты р. Зейра, не получил бы ты у меня ни гроша. Кто же покупает в Александрии товар и не проверяет его водой на предмет колдовства?»

То, что обычно объединяют под общим определением «магия», Талмуд и Алаха, разделяют на три четко обособленные категории. Причем разделение это – вопрос жизни и смерти.

«Есть колдовства, за которые следует побитие камнями; есть такие, которые наказанию не подлежат, однако запрещены; а есть разрешенные. Действительно, совершенное действие подлежит побитию камнями; обман зрения запрещен, но наказанию не подлежит» («Санедрин» 67б).

Нас, естественно, в первую очередь интересует, какая магия все же разрешена. Оказывается, есть люди, которые занимаются так называемой практической Каббалой и уже в достаточной степени познали сложный механизм духовных сил, посредством которых Всевышний создал вселенную, могут известными им способами привести эти силы в движение и совершить чудо.

Наиболее известный пример из этой области – сотворение Голема в Праге во второй половине 16-го века. Голем (в переводе с иврита и идиша – «болванка») был сотворен знаменитым философом, раввином и каббалистом, р. Йеудой Лива из Праги (МААРАЛ), чтобы с его помощью бороться с кровавыми наветами, которые тогда были весьма распространены. Голем был создан методами практической Каббалы, и при этом кроме р. Йеуды участвовали еще два человека. Один из них, зять рабби, позже написал книгу, описывающую всю короткую жизнь Йоселе-Голема, которого можно в некоторой степени считать прототипом Супермена и других могучих и добрых героев телеэкрана, а также – роботов, вполне реальных героев нашей повседневной жизни. Пражский Голем обладал богатырской силой, однако не умел говорить. Из понятных соображений он был сделан импотентом. В нем жил дух одного беса, который неоднократно упоминается в Талмуде и который уже тогда не прочь был помочь евреям. (В трактате «Псахим» 110а рассказывается, что он поведал р. Папе некоторые бесовские «профессиональные секреты».) Когда волна кровавых наветов стихла и отпала надобность в Големе, он был отведен на чердак старой Пражской синагоги. Там дух покинул его тело, которое осталось лежать куском ничем не примечательной глины.

Там же в трактате «Санедрин» рассказывается, что двое талмудических ученых, р. Ханина и р. Ошиа, по пятницам изучали «законы творения» и между делом у них сотворялся теленок, которого они съедали в субботу.

Даже в талмудическую эпоху, когда магия была более распространена, чем теперь, не всегда легко было отличить сверхъестественные явления, совершенные с помощью святых сил, от заурядной черной магии. При этом главным образом принимали в расчет личные качества чудотворца. Так, в трактате «Гитин» (45а) приводится следующий рассказ:

Дочери р. Нахмана были известны тем, что они могли голыми руками перемешивать горячее варево. Все думали, что они – великие праведницы и поэтому огонь не властен над ними. Но всякому обману рано или поздно приходит конец. Случилось так, что эти женщины попали в плен. Вместе с ними был пленен и ученый по имени рав Илиш. В то время были часты похищения людей с целью получения выкупа. Однажды рав Илиш сидел рядом с другим пленником, который понимал язык птиц. Вдруг прилетела ворона и возбужденно закаркала. Товарищ рав Илиша «перевел», что ворона кричит: «Илиш, убегай!» «Ворона – лгунья, – ответил рав Илиш, – я на нее не положусь». Но вскоре прилетел голубь и стал кричать то же самое, разумеется, на своем, птичьем языке. «Еврейский народ уподоблен голубке, – подумал рав Илиш, – наверное, удача будет сопутствовать мне при побеге». Но прежде чем бежать, он решил проведать дочерей р. Нахмана. Если они остались верными своим мужьям, то пусть и они бегут вместе с ним. Рав Илиш незаметно подкрался к помещению, в котором находились пленницы, и подслушал, о чем они говорят между собой. Он был поражен, когда услышал, как одна говорит другой: «У нас здесь мужья, и в Наардее остались мужья. Давай скажем пленителям нашим, чтобы они отвезли нас подальше, чтобы те мужья не узнали и не пришли нас освобождать». Рав Илиш бежал один. Позже, когда их все-таки выкупили, уже все знали, что никакие они не праведницы, а горячее варево перемешивали с помощью колдовских чар.

Не всегда было легко отличить и подлинное колдовство от фокуса. В Талмуде (там же) приводится следующий рассказ:

Рав рассказал р. Хие, как на его глазах один арабский торговец взял меч и разрезал верблюда на части. Затем он позвонил в колокольчик – и верблюд встал на ноги. Р. Хия спросил рассказчика: «Когда верблюд ожил, на том месте осталась ли кровь или остатки содержимого кишок? Нет ведь! Значит, это был просто обман зрения».

Превращение нильской воды в кровь было первой египетской казнью. Всего их было десять: лягушки, вши, звери, мор, болезни людей и скота; град и т. д. Причем нужно отметить, что евреев эти казни не коснулись. Обо всем этом рассказали 600 тысяч взрослых мужчин, которые были свидетелями этих грозных событий. Их рассказ передается из поколения в поколение, и каждый год отец в пасхальную ночь рассказывает детям о десяти казнях египетских. Интересно, что и у египтян есть письменные свидетельства десяти казней. Один из них это папирус Ипувера. Этот папирус был приобретен Лейденским музеем (Голландия) в 1828 году. Его номер в музейном каталоге – 344. Факсимиле было впервые напечатано в 1846 году. Текст папируса был переведен на английский язык в 1909 году ученым Гарднером.

Комментарии: 0
Темы: Талмуд
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter