Для понимания напомним о действующих лицах и героях свитка Рут (допускаю, что не все их знают так же хорошо, как героев свитка Эстер). А они следующие:
Человек по имени Элимелех, его жена — Наоми. У них два сына, имена которых — Махлон и Кильон. Махлон взял себе в жены женщину по имени Рут, а Кильон женщину по имени Орпа. Рут и Орпа — моавитянки. Махлон и Кильон (как и Элимелех с Наоми, о чем не сложно догадаться) — евреи. Впоследствии Элимелех умирает, а также умирают его сыновья Махлон и Кильон. Таким образом, Наоми, Рут и Орпа становятся вдовами. Рут остаётся с Наоми, Орпа с Наоми не остаётся. После того, как человек по имени Тов отказывается взять Рут в жены, на ней женится человек по имени Боаз — выдающийся и известный человек, которого Рут и хотела видеть в качестве своего мужа.
1. События, описанные в Свитке Рут, развивались в эпоху судей, ещё до правления Шауля.
2. Свиток Рут написал пророк Шмуэль.
3. Рут была дочерью царя Моава, которого звали Эглон.
4. Орпа была матерью Голиафа, с которым сразился Давид. В заслугу того, что она прошла с Наоми 40 шагов, поражение Голиафа отсрочилось на сорок дней.
5. Согласно мнению рабби Меира, у Махлона с Рут не было обручения (как и у его брата Кильона с Орпой), поскольку на момент этой связи Рут ещё не прошла гиюр, см. мидраш «Рут Раба» 1:4. Однако согласно мнению «Зоар Хадаш», Рут и Орпа прошли некую форму гиюра. Своим желанием остаться с Наоми, Рут подтвердила искренность своего гиюра.
6. На момент заключения брака с Боазом, Рут было 40 лет, а Боазу 80.
7. Наши мудрецы говорят, что Элимелех (муж Наоми), как и его брат Салмон (Салмон — отец Боаза) были сыновьями Нахшона бен Аминадава. Соответственно, Боаз был внуком Нахшона бен Аминадава.
8. Сына Боаза звали Овед, он, в свою очередь, был отцом Ишая, который, в свою очередь, был отцом Давида.
9. В «Шулхан Арух» Алтер Ребе пишет, что в Шавуот принято читать свиток Рут, чтобы это служило напоминанием того, что Тора даётся через сложности и лишения. В наше время в общинах ХАБАДа не принято публично читать свиток Рут, но его таки читают в специальном сборнике под названием «Тикун Шавуот» составленном специально для чтения в Шавуот.
10. Почему пророк Шмуэль записал свиток Рут? Многие комментаторы говорят, что это было сделано для того, чтобы установить чистоту происхождения Давида и утихомирить дебаты, которые велись по этому поводу. Как объясняется в мидраше «Рут Раба» и трактате «Йевамот» (76б-77а), в Торе сказано (Дварим 23:4): «Амонит и моавит не войдут в общину Всевышнего». Противники Давида утверждали, что Боазу было запрещено брать в жены Рут, поскольку она происходила из народа Моав. «Следовательно, — утверждали они — он не годится не только быть правителем, став преемником Шауля, но и брать в жены еврейку».
Суд Шмуэля объявил, что запрет, упомянутый в стихе Торы, относится к герам-мужчинам из амонитян и моавитян и запрещает им брать в жены евреек, но этот стих не содержит запрета амонитянкам и моавитянкам, которые прошли гиюр, выходить за муж за еврея.
Пророк Шмуэль написал этот свиток, чтобы навсегда прекратить дебаты по этому вопросу, и чтобы всем стало известно, что без всяческих сомнений закон выглядит именно так, и родословная Давида чиста.
В свитке Рут пророк Шмуэль подробно повествует о том, что Тов отказался взять в жены Рут, поскольку он опасался, что, происходя из народа Моав, даже пройдя гиюр, она ему запрещена, и его потомство будет иметь дефект. Боаз же, будучи судьей и выдающимся человеком своего поколения, взял в жены Рут с согласия суда, посредством публичной церемонии.
Таким образом, поместив это в свиток, пророк Шмуэль установил закон в отношении родословной, а также внёс этот свиток в Святые Писания для того, чтобы он не был потерян или забыт, и закон, содержащийся в нем, воспринимался именно как слово Всевышнего.