СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 04:59

Чудеса

Чудо может сотворить не только какой-то особый еврей, а любой еврей – тем, что соединяет себя со Всевышним через изучение Торы и выполнение заповедей, при том, что чудо – это когда в физическом мире совершается нечто такое, что невозможно предвидеть, как это может произойти, и что идет вразрез с предсказаниями окружающих.

Перевод: ХАБАД Буффало 06.08.2004 2928 мин.

1. Чудеса — проявление милосердия, благодаря которому существует мир.

2. Чудеса имеют смысл и значение, только если они поддерживают изучение Торы и исполнение заповедей.

4. Чудеса по сравнению с изучением хасидизма второстепенны, но необходимы в нашем духовно беспомощном поколении, чтобы пробудить душу.

5. Какие бывают чудеса.

6. Что такое чудо, в чем механика чуда. Ребе делает чудо.

1. Чудеса — проявление милосердия, благодаря которому существует мир.

«В начале Всевышний собирался сотворить мир через атрибут строгого суда, но увидел, что мир не сможет [так] существовать, и добавил атрибут милосердия»1. Это означает, что Он привнес в сотворенный [мир] раскрытие [Божественности] через праведников и чудеса, упомянутые в Торе»2.

«Это [добавление „упомянутые в Торе“] означает, в частности, что Божественность, раскрывающаяся через праведников и чудеса (происходящие из света, более высокого, чем буквы (речений Всевышнего, которыми был сотворен мир)), — все это упомянуто в Торе3, из чего следует, что все это является частью Творения как целого4, поскольку все Творение происходит из 10-и речений Всевышнего, записанных5 в Торе»6.

2. Чудеса имеют смысл и значение, только если они поддерживают изучение Торы и исполнение заповедей.

«Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо. И появится то знамение или чудо, о котором говорил он тебе, — чтобы сказать: „Пойдем-ка за богами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им“. Не слушай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего всем сердцем вашим и всей душой вашей»7.

«Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в его уста, и будет он говорить им все, что Я повелю ему. И будет, человек, который не послушает слов моих, которые тот говорить будет именем моим, с того взыщу Я. Но пророк, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, умереть должен такой пророк. И если скажешь в сердце своем: „Как же узнаем мы слово, которое не говорил Г-сподь?“. То, что скажет пророк именем Г-спода, но слово то не сбудется и не настанет, то это такое слово, которого не говорил Г-сподь; с дерзостью говорил его пророк, не бойся его»8.

3. Чудеса по сравнению с изучением хасидизма второстепенны, но необходимы в нашем духовно беспомощном поколении, чтобы пробудить душу.

«Остается фактом, однако, что наши молодые ученики часто хотели слышать истории о чудесах, но старшие хасиды строго выговаривали им за это, потому что ведущие хасиды ХАБАДа считали истории о чудесах ниже достоинства хасидизма. Чудеса считались вещами незначительными и низкопробными, и никто не обращал на них внимания…

…Не буду отрицать, я часто жалею, что хасиды ХАБАДа в каждом поколении не записывали в свои книги также и истории и происшествия, включавшие тысячи сверхъестественных чудес. Тем не менее, я все же предпочитаю их книги и писания, комментирующие темы хасидской философии], услышанные ими от глав ХАБАДа], каждый — в свою эру, — предпочитаю эти книги] книгам, всего лишь пересказывающим чудеса»9.

«Не могу удержаться, чтобы не попросить дополнительных объяснений по поводу феномена, уже давно меня удивляющего. Снова и снова я слышу: „В ХАБАДе чудесами не интересуются“, и т.п. Такое же отношение я нашел и в Вашем письме. Вы пишете, что хасиды] воздерживаются от подобных разговоров и не дают другим говорить о чудесах].

Это, безусловно, подходило для прежних хасидов. Они не нуждались в подобных историях, так как их сердца и умы были рафинированы. Но в наши дни, сердца людей измельчали из-за тягот времен, они погрязли в материальных заботах и видят только материальную сторону любого феномена, так что их души не признают ничего великого или возвышенного.

Мне кажется, было бы слишком сложно исправить эту ситуацию только лишь интеллектуальными средствами. Такой подход не будет эффективным, так как, для начала, интеллект — чересчур тонкий для этого инструмент.

С другой стороны, чудеса и сверхъестественные деяния праведников вызывают в душе возвышенные чувства. Они пробуждают желание вырваться из духовно низкого положения и освободиться (хотя бы частично) от сфокусированности на материальных вещах. Это вызовет некое движение даже в низкой душе или в душе, находящейся на низком духовном уровне»10.

4. Какие бывают чудеса?

«Суть состоит в том, что есть две общие категории чудес: чудеса, которые выше природы (как, например, чудеса во время Исхода из Египта, превращение воды в кровь и т.д., вплоть до рассечения Тростникового моря, когда море обратилось в сушу), и чудеса, облеченные в законы природы, которые подразделяются на три подкатегории:

1) когда в законах природы, в которые облечено чудо, ясно различимо, что они — не более чем внешняя оболочка для чуда, как, например, чудеса Хануки и Пурима, а также все чудеса, на которые произносится благословение „за чудеса“ (как если на человека упала стена, а он спасся, и т.п.), когда чудо, хоть и облечено в законы природы, все же явно видно, что это чудо;

2) более низкий уровень — когда законы природы облекают (и скрывают) чудо, но все же видно, что произошло необычное событие, как „четверо, обязанные благодарить“11, то есть, чудеса, на которые не нужно произносить благословение „за чудеса“, но следует принести благодарственное жертвоприношение и произнести благословение „избавляющий“;

3) более низкий уровень — когда законы природы полностью облекают и скрывают чудо, так что не видно совсем, что произошло нечто необычное, как сказано „славьте] Того, кто Один творит чудеса великие“12, и как сказали мудрецы:13 „Даже тот, с кем произошло чудо, не признает, что это было чудо“»14.

«Следует добавить, что в чудесах, которые выше природы, есть две подкатегории:

1) чудеса, которые хотя и выше природы, но оставляют место для того, чтобы ошибиться и принять их за нечто естественное, как выпадение манны в течение сорока лет, которое хотя и было чудом, не облаченным в законы природы (как пишет РАМБАМ15, что пребывание евреев в пустыне и то, что там была манна — это одно из великих чудес, ибо природа пустыни в том, что это — не такое место, где может быть зерно и т.п., и там не может быть хлеба (ни хлеба из земли, ни хлеба с небес), и, тем более что манна, будучи съеденной, усваивалась без остатка, и, что еще удивительней, тому, кто собирал мало манны, — все равно оказывалось достаточно, чему в природном порядке вещей нет места), все же из-за того, что чудо это происходило все время в течение сорока лет, можно было ошибиться и принять это чудо за нечто естественное;

2) чудеса настолько явные, что невозможно принять их за нечто естественное, как, например, чудо рассечения Тростникового моря»16.

«Ибо благодаря тому, что все (включая природу и ее законы) — от Него, Благословенного, природа и ее законы — тоже чудо. Только чудо это происходит постоянно и беспрерывно»17.

5. Что такое чудо, в чем механика чуда. Ребе делает чудо.

Частная аудиенция группы студентов у Ребе Короля Мошиаха, 8 Адара 5720 (7 Марта 1960):

Вопрос: Насколько велика власть Ребе18 над законами природы? Более ли велика сила его молитвы, чем у других?

Ответ: Физический мир не отделим от духовных миров. Его существование является результатом «ишталшелут»19, и таким образом он происходит] из духовных миров. Это означает, что физическое берется из духовного и, соответственно, элементы материального мира можно изменить, изменяя элементы духовных миров. Таким образом получается, что, сделав изменение в духовном мире, что является причиной, можно сделать изменение в физическом мире, которое может быть чудом, и которое является следствием. Это означает, что каждый еврей может сделать чудо, соединив находящуюся в нем Божественную искру с тем что наверху20.

Соответственно, получается, что чудо может сотворить не только] какой-то особый еврей, а любой еврей — тем, что соединяет себя со Всевышним через изучение Торы и выполнение заповедей, при том, что чудо — это когда в физическом мире совершается нечто такое, что невозможно предвидеть, как это может произойти, и что идет вразрез с предсказаниями окружающих.

Руководитель группы студентов выразил благодарность Ребе за возможность посетить его, за его святые слова и за его ответ. После этого Ребе Король Мошиах сказал:

— Теперь я бы хотел кое-что сказать и в то же время сотворить чудо. То, что мы собрались вместе — это, безусловно, не только для вопросов и ответов, а, наверняка, с целью того, чтобы последствия нашей встречи вылились в нечто конкретное, а именно то, чтобы каждый из нас осознал и прочувствовал свой долг и свою задачу. Все мы, включая меня, молоды21, перед нами — десятки лет, и мы должны использовать их для выполнения того, что мы обязаны выполнять, и после уничтожения, Боже сохрани, шести миллионов евреев, значимость каждого из нас возрастает, ибо обязанности каждого удваиваются необходимостью нести обязанности тех евреев, что были убиты, Боже сохрани. Поэтому очевидно, что то, что было обязанностью во все времена, то уж конечно после бойни в Польше, Венгрии, России и т.д. стало двойной обязанностью в наши дни, а именно — каждый из нас должен использовать все свои силы, способности и возможности, чтобы приближать окружающих, приносить гармонию и радость в их повседневную жизнь, чтобы в каждом из них было реализовано властвование добра над недобром, и таким образом приносить добро в мир, что, по моему мнению, можно сделать только через изучение Торы и выполнение заповедей по максимуму возможностей, и это — не такая вещь, которую можно делать или не делать, а если не делать, то мол ничего страшного, но вы должны знать, что это — обязанность каждого, и Всевышний дает силы и возможности каждому чтобы выполнить это. А чудо будет в том, что начиная с сегодняшнего дня, и завтра и послезавтра и т.д. каждый из нас сделает шаг вперед в выполнении нашей обязанности жить в соответствии с требованиями Торы и соблюдать заповеди.

Примечания:
1 Берейшит Раба, 12:15.
2 Тания, ч. 2, начало гл. 5.
3 И так как Тора предшествовала Творению, все упомянутое в ней, таким образом, существовало в некотором роде до Творения.
4 Хотя в отношении времени они произошли гораздо позже первых дней Творения.
5 Ребе показывает, как Алтер Ребе объясняет видимое противоречие: все Творение исходит из Торы, выраженной буквами, и в то же время чудеса происходят из света, превосходящего буквы, но сами являются частью Творения. Объяснение состоит в том, что буквы выражают собой ограничение (например, тем, что имеют форму), и, соответственно, выражают собой атрибут строгого суда. Всевышний, однако, способен объединять противоположности, и Он наполнил буквы светом, превосходящим любое ограничение, т.е. «добавил атрибут милосердия».
6 Сиха Ребе в субботу главы «Мишпатим», 5727 (1967), комментарий на предыдущую цитату.
7 Дварим, 13:2-4.
8 Дварим, 18:18-22.
9 Из письма Предыдущего Ребе к Ребе, 24 Тевета 5692 (3 января 1932).
10 Из письма Ребе своему тестю, предыдущему Ребе, 2 Швата 5692 (на исходе субботы, 10 января 1932) (в ответ на письмо, цитата из которого приведена выше).
11 Талмуд, трактат «Брахот», 54Б: «Четверо обязаны благодарить: тот, кто побывал в море; тот, кто шел по пустыне; тот, кто болел и выздоровел; тот, кто был в тюрьме и вышел».
12 Псалмы, 136:4.
13 Талмуд, трактат «Нида» 31а.
14 Маамар Ребе Короля Мошиаха «Как в дни Исхода твоего из Египта, покажу тебе чудеса», Последний день Песаха, 5738 (1978).
15 «Морэ Невухим» 3:50.
16 Маамар Ребе Короля Мошиаха «Благословен, содеявший чудеса», Суббота благословения месяца Тевет, глава «Вайейшев», 5715 (1954).
17 Маамар Ребе Короля Мошиаха «Элияу начал объяснять», 19 Кислева, 5715 (1954), цитируя «Вопросы и ответы», гл. 18, автор — Хахам Цви.
18 Студенты обращаются к Ребе в уважительном 3-м лице.
19 «Ишталшелут» — последовательность качественных сжатий Божественного света, позволяющих существовать духовным и физическому мирам.
20 То есть с сущностью Всевышнего.
21 Ребе во время этой беседы было почти 58 лет.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter