СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара 5784 г., четвертый день недели Ки тиса | 2024-02-28 14:06

Будет ли мир разрушен через 6000 лет?

В различных отрывках и высказываниях наших мудрецов идет речь об Освобождении и объясняется, что это время, когда мир будет разрушен. В результате возникла одна из основных тем в трудах первых законоучителей, известная как тема субботних циклов — разрушения и сотворения заново миров.

602 (4) мин.
Йосеф-Ицхак Тристер Перевод: Д. Беляев

Высказывание в Талмуде рава Катины о гибели мира в седьмом тысячелетии лежит в основе серьезного спора между первыми законоучителями: РАМБАМ, со своей стороны, утверждает, что мир может существовать вечно, в то время как многие другие законоучителя принимают слова рава Катины как истину. Ученик йешивы ХАБАДа Йосеф-Ицхак Тристер приводит обзор различных мнений, а также окончательное постановление АРИ и учения хасидизма относительно этой удивительной темы, а также рассказывает о том, какое отношение она имеет к нам.

В различных отрывках и высказываниях наших мудрецов идет речь об Освобождении и объясняется, что это время, когда мир будет разрушен. В результате возникла одна из основных тем в трудах первых законоучителей, известная как тема субботних циклов — разрушения и сотворения заново миров.

Фундаментом для этой темы является существование стихов, описывающих эпоху Освобождения, таких как «Ибо вот Я творю небеса новые и землю новую, и не будет упомянуто прежнее» и другие подобные, которые, кажется, указывают на план разрушения мира, каким мы его знаем, Всевышним. В дополнение к этому, приводятся высказывания мудрецов, например, высказывание рава Катины о седьмом тысячелетии: «Мир будет существовать шесть тысяч лет, и одну [тысячу лет] он будет разрушен». [Мудрецы учат, что «день Б-га» — это тысяча лет, поэтому шесть дней это шесть тысяч лет, а седьмое тысячелетие — «день, который будет полностью субботой», мир будет разрушен]. Еще одно подобное высказывание относится к этому времени как к «годам, когда Б-г в будущем обновит Свой мир, как сказано: «И возвеличен будет один только Б-г в тот день».

Великие комментаторы пытались решить вопрос о том, будет ли мир на самом деле уничтожен, и если да, то каким образом. Аналогичным образом возникает вопрос о том, будут ли существовать другие миры, кроме нашего, а также другие вопросы, которые мы рассмотрим в этой статье.

РАМБАМ

Выдающийся философ Древней Греции Аристотель разработал теорию о том, что мир всегда существовал вечно и не был создан из ничего. Согласно его взглядам, мир существовал всегда, а не был создан Творцом в результате акта творения, и как таковой будет существовать в вечности.

Эта точка зрения просочилась в еврейский мир, и многие мудрецы пытались ее опровергнуть. РАМБАМ в своей книге «Путеводитель заблудших» подробнейшим образом опровергает доказательства Аристотеля. В результате РАМБАМ занимает позицию, согласно которой Аристотель ошибался в отношении изначального существования земли, но что касается вечности земли в будущем, то можно утверждать, что мир был создан таким образом, что он продолжит существовать в вечности.

В доказательство этого РАМБАМ приводит отрывки «Он основал землю на ее основаниях, чтобы она не поколебалась в вечности», «а земля пребывает вовек». По словам РАМБАМА, «мы уже говорили, что вера в то, что все сотворено из ничего, является основополагающим принципом нашей веры; но мы не считаем принципом нашей веры то, что Вселенная снова превратится в ничего. Это не противоречит постулатам нашей веры, если мы предполагаем, что Вселенная будет существовать вечно».

РАМБАМ объясняет, что, хотя в соответствии с законами природы любое существование должно в конце концов прекратить свое существование, поскольку Б-г вечен и существование полностью зависит от Его воли, Он может сделать так, что Его творение будет существовать вечно: «В общем, рассуждения приводят к выводу, что разрушение Вселенной не является неоспоримым фактом».

Он также обращается к отрывкам и трактатам мудрецов Торы, в которых говорится о разрушении мира, и объясняет, что эти высказывания не следует понимать в прямом смысле. Он настаивает: «Ни один пророк или мудрец никогда не объявлял о разрушении Вселенной, изменении ее нынешнего состояния или постоянном изменении каких-либо ее свойств. Когда наши мудрецы говорят, что мир просуществует шесть тысяч лет, и одну [тысячу лет] он будет разрушен, они не имеют в виду полное прекращение существования вещей; эта фраза однозначно указывает на то, что время будет продолжаться. Кроме того, это индивидуальное мнение одного мудреца и в соответствии с одной конкретной теорией… Это наше мнение и основа нашей веры».

Подводя итог, можно сказать, что мнение РАМБАМа таково:

1) Существование мира вечно, и нет никаких доказательств из отрывков Торы, чтобы предположить, что мир будет разрушен, как принято считать, основываясь на неправильном понимании отрывков Торы. 2) Мнение рава Катины о том, что наш мир будет разрушен после шести тысяч лет, а) не является общепринятым мнением, поскольку это мнение одного мудреца, и б) это индивидуальное мнение не является буквальным и не говорит о разрушении мира.

В отличие от РАМБАМа, другие великие авторитеты Торы, такие как РАШИ (в «Рош а-Шана» 31а), каббалисты Героны (раввины Эзра и Азриэль), РААВАД, РАМБАН (как мы увидим), РАШБА, РАМО, «Сефер а-Хинух» и другие, придерживались мнения, что окончательное разрушение мира — это абсолютный факт (хотя и не в буквальном смысле, как утверждает Абарбанель).

АБАРБАНЕЛЬ

Диаметрально противоположной позиции РАМБАМа является позиция Абарбанеля («Мифалот Элоким» 7:3), который настаивает на том, что вечность присуща Всевышнему, тогда как все творения в высших и низших мирах существуют лишь конечное количество времени.

Как таковой, мир должен быть разрушен и отстроен заново. В доказательство своих слов Абарбанель приводит множество примеров из ТАНАХа и трактатов еврейских мудрецов, а также нееврейских ученых.

Что касается утверждения рава Катины о том, что мир будет уничтожен в седьмом тысячелетии, то его следует воспринимать буквально, но только в ограниченном смысле. В частности, он пишет: «В том смысле, что небеса и земля останутся на своих местах, но будут разрушены и разложены на части те элементы, которые из них состоят на поверхности всей земли, а земля останется пустой. Тогда как в великий юбилей, в пятидесятитысячный год (после завершения семи циклов, каждый из которых длится семь тысяч лет), будет абсолютная дезинтеграция, и тогда небеса и земля и все, что в них, вернутся к полному и абсолютному небытию». (Этого мнения придерживаются и другие мудрецы, такие как рав Саадья-гаон, рабби Йеуда бар Хия а-Наси, рабби Йеуда а-Леви и другие).

Изложив свои доказательства, Абарбанель приходит к выводу: «Этот взгляд на дезинтеграцию мира — истинный, и каждый, кто называется евреем, должен верить в него».

Абарбанель не согласен с РАМБАМом по двум пунктам: 1) То, что, по мнению РАМБАМа, «вообще не является принципом Торы», по мнению Абарбанеля, является принципом веры каждого еврея. 2) В то время как РАМБАМ настаивает на том, что слова рава Катины не являются буквальными, Абарбанель придерживается позиции, что их следует понимать буквально, поскольку в них содержится абсолютное положение о том, что мир должен быть разрушен, но он откладывает его абсолютное разрушение до пятидесятитысячного года.

РАМБАН

После того как мы познакомились с прямо противоположными мнениями на эту тему, давайте посмотрим, что говорит по этому поводу РАМБАН, и попытаемся определить правильный смысл, поскольку РАМБАН на самом деле не формулирует свое мнение в явном виде, потому что он решил скрыть его, записав довольно пространно.

В своем комментарии к Торе (на недельный раздел «Беар», в котором он пишет о заповеди седьмого года) РАМБАН пишет: «В этом месте они [мудрецы] обращают наше внимание на одну из великих тайн Торы… В этом месте содержится намек на секрет о годах мира. Преклони сейчас ухо, чтобы услышать то, что мне позволено сообщить тебе об этом в словах, которые я хочу предложить тебе услышать, и если ты будешь достоин, то поразмыслишь над ними [и поймешь их]. Я уже писал, что шесть дней творения представляют собой [все] дни мира, а седьмой день — суббота для Всевышнего, Б-га твоего», ибо в этот день будет суббота для Его Великого Имени, как нас учили [в Мишне]: В седьмой день какой [псалом] пели левиты [в Храме? Они пели] песнь с музыкальным сопровождением для дня субботы — для Мира Грядущего, который будет полностью субботой и покоем для жизни вечной… Поскольку это скрыто [в тексте], тот, кто верит, должен молчать».

В своем комментарии на книгу «Коэлет» РАМБАН соглашается с РАМБАМом в том, что мир потенциально может существовать вечно. Однако, обращаясь к утверждению, что «мир будет существовать шесть тысяч лет, а одну [тысячу лет] он будет разрушен», он говорит, что раз мудрецы вывели это [из отрывков] в Талмуде, то традиция (вплоть до Моше-рабейну) более весома, чем все доказательства. Таким образом, он приходит к выводу, что мир действительно будет разрушен.

РАМБАН, с одной стороны, высказывает свое мнение, что наш мир в его нынешнем виде не вечен, а с другой — отказывается сообщить, как будут развиваться события до юбилея. Как он выражается, «тот, кто верит, должен молчать».

Абарбанель, представив свою точку зрения и изложив свою позицию, утверждает, что намеренно скрытая точка зрения РАМБАНа точно такая же, как у него. Как он говорит: «И это само по себе мнение РАМБАНа в [отношении] субботнего и юбилейного года, за исключением того, что он утаил его в своей тайне. Я же не вижу необходимости в тайне и сокрытии, поскольку Тора раскрыла все драгоценные области знания в последовательности заповедей и их аспектов». Таким образом, по мнению Абарбанеля, РАМБАН придерживается того же мнения, что и он, относительно семилетних циклов, хотя он никогда не писал об этом прямо.

Однако, согласно постановлению АРИЗАЛа (которое мы еще рассмотрим), более вероятным представляется мнение РАМБАНа, а не Абарбанеля, поскольку РАМБАН по праву занимает почетное место в трудах АРИЗАЛа, который называет его «последним из истинных каббалистов» и завершением периода, до которого каббала была «полностью истинной каббалой [получением божественных тайн], и это было из уст Элияу благословенной памяти, который открылся им». В этом случае маловероятно, чтобы АРИЗАЛ занял позицию, прямо противоположную позиции РАМБАНа.

АРИЗАЛ

Автор книги «Эмек а-Мелех» пишет, что одним из величайших секретов, которые АРИЗАЛ получил от Элияу а-Нави, был секрет «мира Хаоса». Этот мир предшествовал нашему миру, и только после «разбития сосудов» появился наш мир — «мир Исправления».

Существование «мира Хаоса» упоминается еще до АРИ. Однако, похоже, недостаток информации об этом мире привел к большой ошибке. АРИ пишет об ошибке, укоренившейся среди «поздних каббалистов», которые, как он выражается, «построили башню, которая летает в небе».

Они думали, что мир Хаоса существовал семь тысяч лет, как и наш нынешний мир (мир Исправления), который должен существовать семь тысяч лет. Из этого контекста они поняли, что, поскольку у нас уже есть два мира продолжительностью в семь тысяч лет, после чего они разрушаются, должно быть еще пять таких же, итого семь. После этих семи семитысячелетних циклов, по завершении 49-го года (тысячелетия) — итога всех циклов — наступит великий юбилейный год, в который мир будет полностью разрушен.

Окончательное постановление АРИ относительно этого мнения гласит: «Все это неправда… и дело обстоит иначе. Напротив, наш мир [в его материальной форме] — единственный… и другого не будет».

Это постановление АРИ считается решающим в данном вопросе и устанавливает для нас истину, ведь АРИ — главный авторитет в законах внутренней части Торы, и его слово окончательно. По словам Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха, обратившегося к этой теме (беседа 18 Швата 5717 года):

«В вопросах каббалы, как и во всех частях Торы, когда есть место для расхождений во мнениях — до того, как закон был установлен в соответствии с правилами, установленными Торой. Однако после того, как закон был установлен в соответствии с одним мнением, то в практическом плане верно только это мнение. То же самое относится и к вышеупомянутому вопросу. До появления АРИ по этому поводу велись споры. Однако после того, как АРИ изложил свою точку зрения… Очевидно, что смысл [обсуждаемых ранее источников] не в том, чтобы сказать, что существовал физический мир, подобный нынешнему, потому что такого никогда не было, кроме как только в этот седьмой цикл. Мы не можем объяснять вопросы [фактических] дел и реальности (например, тему фактического творения) иначе, чем в соответствии с его словами».

Учение хасидизма

Алтер Ребе в книге «Тора Ор» (гл. «Ваэйра») пишет, также как и АРИ, что наш мир — единственный физический мир, который был и будет. В учении хасидизма, однако, выдвинута новая концепция, которая в явном виде не изложена в трудах АРИ, а именно: после нашего семитысячелетнего цикла будут дополнительные циклы шмиты, но «разрушение» мира будет только в духовном смысле.

Ребе РАШАБ объясняет (трактат 5672 г.), что разрушение мира, которое произойдет, не предполагает прекращения творческого и животворящего потока энергии от Творца, разрушенного в физическом отношении, но он будет «освобожден» только от грубой материальной оболочки существ.

Это означает, что в грядущем мире будут души в теле, которые вознесутся на такую высочайшую ступень, что не сохранят ничего из своего прежнего грубого материализма, не испытают ни утраты существования, ни разрушения.

Учение хасидизма объясняет, что уничтожение грубой материальности произойдет в результате разрушения «одежды» нечистой оболочки. Аналогичная идея содержится в труде р. Йеошуа ибн Шуиба (ученика РАШБА), согласно которому мир не будет вовлечен в мирские дела, поскольку весь мир будет вовлечен только в познание Б-га.

Аналогичным образом «Магид» (ангел, который общался с р. Йосефом Каро, автором «Шулхан Арух») объяснил высказывание рава Катины о том, что «одну [тысячу лет] будет пусто», как относящееся к желаниям физических вещей, поскольку злое начало будет уничтожено, но физический мир не будет разрушен.

В другом месте (трактаты 5568 г., том 2) Алтер Ребе объясняет, что разрушение физического мира означает устранение «первого сжатия», в результате чего в мире не будет ощущения независимого бытия или материального существования, и в мире будет ощущаться только Б-жественность. Ребе РАШАБ и Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняют это не тем, что сжатия будут перевернуты, а тем, что тьма, возникшая в результате сжатий, будет преобразована в свет, что подвластно только силе самой сущности Творца, которая преодолевает тьму и свет.

Циклы в служении Б-гу

В завершение мы приведем объяснение Ребе Короля Мошиаха (недельная глава «Ноах» 5749 г.), почему нам важно знать, что произойдет через многие тысячи лет: «Исходя из того, что известно, что этот мир — второй цикл… и после него будет пять циклов, потому что должно быть семь и т.д., а после этого наступит юбилей, и так далее в течение пятидесяти тысяч юбилеев — получается, что потоп повлиял на изменение не только этого цикла, но и всех семи циклов и всех пятидесяти тысяч юбилеев!»

В приложенном материале из той беседы, который не вошел в отредактированную беседу («Итваадует» 5749 г. том 1, стр. 299) Ребе говорит: «И следует указать, что это знание должно добавить жизненную силу и воодушевление [и т.д.] к общему служению в этом физическом мире, поскольку это является конечной целью всего творения, не только этого цикла (в течение шести тысяч лет, которые мир остается, поскольку седьмое тысячелетие — это время получения награды), но и всех пятидесяти тысяч юбилеев! И именно поэтому нам сообщили об этом факте, чтобы мы знали, как правильно оценить величие и высоту наших дел и служения!».

Опубликовано: 28.01.2024 Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter