СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 04:28

Не может быть поколения без живого Ребе!

Но не может быть поколения без живого Ребе в физическом теле. Если такое возможно, то мне не нужен Ребе, у меня есть Моше-рабейну, вот только по определению душа Моше должна воплощаться в каждом поколении в физическом теле, а если этого не происходит, то это значит, что нам, не дай Б-г, врали.

Из интервью с р. Зуше Познером Перевод: Ора Хайловская 07.02.2022 1110 мин.

Временами я делаюсь совершенно сумасшедший, например, перед 3-им Тамуза. Я часто задаю людям вопрос: «Цимцум кипшуто или цимцум лав кипшуто?» (В учении хасидизма объясняется, что «цимцум», т.е. сокращение Бесконечного Света, которое Всевышний сделал для того, чтобы дать место мирам — он «лав кипшуто» — не в буквальном смысле, а только относительно творений). И получаю самые разные ответы, вплоть до «тимтум (тупость) кипшуто…», но ни у кого нету смелости процитировать книгу «Тания», что «цимцум — лав кипшуто». Почему нету смелости? Потому что тогда я спрошу: «А что произошло 3-го Тамуза?» И тогда моему собеседнику придется сказать: «Не знаю!» А хабадник же не может такое сказать!

Скажите мне: возможно ли существовать в мире, где нету Ребе в физическом теле? Ведь если такое возможно, если мне не нужен Ребе в физическом теле, так у меня уже есть Моше-рабейну, так зачем мне еще и Ребе?

12-го Тамуза 5717-го г. (1957-го) я был в четверг вечером в йешиве в Лоде и видел там брошюру о том, что произошло после похорон предыдущего Ребе 10-го Швата 5750-го. Там было написано, что вернулись с кладбища, помолились вечернюю молитву и Ребе сказал, что после каждой молитвы будет рассказывать что-нибудь от Ребе РАЯЦа. И вот одна из вещей, которую он сказал (а я потом больше этого не нашел, цензура потрудилась): «Ацмут Эйн Соф (Сущность Бесконечного Света) оделась в физическое тело и говорит на идиш, по-английски и по-русски, чтобы приближать евреев к еврейству»…

Что такое «Ацмут»? Есть история про р. Залман-Моше (Ицхаки), что он сидел около р. Моше Гурарье и просил его объяснить, что такое «Ацмут». Р. Моше сказал, что это невозможно, т.к. если объяснить, то это уже не «Ацмут». Но от реб Залман-Моше так просто не отделаешься. Через полчаса р. Моше сдался и начал что-то объяснять, так реб Залман Моше на него накинулся: «Ты хочешь объяснить, что такое Ацмут?!»

Что же такое Ребе, и как объяснить, что с ним происходит? Я не могу объяснить, что такое Ребе, потому что Ребе — это не просто праведник святой и чистый, это конечно да, но это, если я могу так выразиться, не Ребе…

Есть еще известная история про р. Шмуэля Гурарье. Он был в каком-то местечке и все рассказывали про своих Адмуров, и попросили его тоже рассказать. Он рассказал, что хотел поехать в один город, а Ребе сказал ехать в другой, и он поехал и потерял все деньги. А чудо состоит в том, что он остался хасидом Ребе. А я (говорит р. Зуше) спрашиваю — чье чудо: его или Ребе?

В недельной главе «Беаалотха» читаем: «Шестьсот тысяч ног народа, в котором я нахожусь» — мы, народ, ноги Ребе, и мы может быть этого не хотим, но Ребе говорит: «в котором я нахожусь» — «я вас держу и не дам вам уйти». То, что у нас есть борода, цицит, тфиллин — это чудо Ребе.

Хотеть Мошиаха не для того, чтобы мне было хорошо

Те, кто учились у р. Зуше в любавичских йешивах, знают его стиль, помнят его фарбренгены, хотя может быть тогда не понимали его до конца. Он часто повторяет: «Йехи анахну… (да живем мы!)» Он приводит беседу Ребе от 28-го Нисана 5751, где Ребе говорит, что если бы кричали «Доколе?!» по-настоящему, Мошиах бы уже пришел...

— Когда кричат? Когда болит. Если не кричат — значит, не болит… Уже не болит. У большинства людей что болит? Проблема с деньгами либо проблема с детьми, и все… Мошиах не болит… А если болит, что Ребе не видим — то это потому болит, что мы от него явно получаем…

— Я говорю, — продолжает р. Зуше, — что лично мне недостает двух вещей, между собой не связанных. Первое — мне надо, чтоб моя жена была здорова. И второе — мне нужен Мошиах. И эти две вещи не связаны одна с другой.

Надо, чтобы каждому еврею было хорошо безотносительно Мошиаха, а Мошиаха надо ждать не для того, чтобы нам было хорошо. Нужно хотеть Мошиаха потому, что Ребе хочет Мошиаха, потому что это то, чего нужно хотеть. Потому, что ради него создан мир. По той же самой причине, что я одеваю тфиллин. Потому, что так написано.

Когда Ребе сказал, что уже собраны все искры, меня спросили: «Что теперь надо делать?» Я сказал две вещи: во-первых, рассказал историю про Баал-Шем-Това, как ему сообщили с небес, что он будет лишен доли в будущем мире и он был доволен, что теперь он будет служить Всевышнему без задних мыслей. Во-вторых, заповеди надо исполнять не по всяким причинам. Надо потому что надо, потому, что так написано в «Шулхан Арухе», но надо знать, что есть Всевышний. Святость «Шулхан Аруха» проистекает от того, что есть Всевышний и это — Его Тора. Когда Ребе РАШАБ сидел с Хафец-Хаимом, тот сказал, что у учеников любавичской йешивы утонченные лица, и Ребе ответил — это оттого, что они учат хасидизм. Тогда Хафец-Хаим сказал, что он внесет учение хасидизма в распорядок дня своей йешивы. Ребе РАШАБ улыбнулся.

Впоследствии Ребе РАЯЦ спросил его, почему он улыбнулся, и Ребе РАШАБ ответил — если нету Ребе, нету и хасидизма. Значит, нет хасидизма без Ребе!

Святость хасидизма проистекает от того, что есть Ребе. Так же, как без Всевышнего нету Торы. Сущность Ребе — это Ацмут, поэтому это то же самое.

Проблема у меня, а не у Ребе

Не секрет, что некоторые относятся к 3-му Тамуза, как к 10-му Швата...

— После 3-го Тамуза 5754 ко мне пришли и спросили, что теперь делать? Я ответил: вы имеете право относиться к 3-му Тамуза как к 10-му Швата при одном условии: что сделаете это без компромиссов, пойдёте при этом до конца. Иными словами, что будете (не дай Б-г) искать себе другого Ребе.

А что вы объясняли ученикам йешивы, членам общины и нехабадникам?

— Ничего не объяснял, мне было нечего сказать. Странно, что хабадники всегда все знают и все могут объяснить. Я не могу все объяснить! В ХАБАДе все черное-белое. Я не такой, я любавичский и умею говорить «не знаю».

Что думать или чувствовать, я никому не могу сказать. Что же я могу? Если к этому относиться, как к 10-му Швата, так я тогда находился в «Севен севенти» и меня послали в Бронзвилл, где тогда жило большинство хабадников, известить их о происшедшем. Я знал хасидов, присутствовавших при кончине Ребе РАШАБа, которые знали хасидов, присутствовавших при кончине Ребе МААРАШа и так далее, и мог объяснить, что в таких случаях делают.

Либо, если третье Тамуза это не как 10-е Швата, тогда третье Тамуза — это личная проблема каждого из нас. Я не знаю, не понимаю, но это не проблема Ребе! У Ребе нет проблемы, это у меня есть проблема, это я не понимаю, что произошло, я не знаю, как это объяснить, потому что никогда раньше не сталкивался с такой ситуацией.

Но не может быть поколения без живого Ребе в физическом теле. Если такое возможно, то мне не нужен Ребе, у меня есть Моше-рабейну, вот только по определению душа Моше должна воплощаться в каждом поколении в физическом теле, а если этого не происходит, то это значит, что нам, не дай Б-г, врали. Это рав Йоэль Кан сказал, что если Ребе не дай Б-г умрёт, то можно, не дай Б-г, больше не надевать тфиллин.

Ребе все знает, но хочет, чтобы хасиды ему писали

Когда начали писать Ребе письма? Алтер Ребе хасиды писали?

— Конечно, почитайте хотя бы предисловие к «Тании», и вообще есть много историй о хасидах, которые приносили с собой письма к Ребе.

Если просмотреть «Игрот Кодеш», можно заметить, что Ребе часто советует ему писать.

Как-то я получил от Ребе письмо, в котором он пишет, что хотя давно не получал от меня писем, но иногда из отсутствия писем можно понять больше, чем из писем… Писать Ребе надо, несмотря на то, что он и так все знает. Всевышний создал законы природы и хочет, чтобы мы вели себя в соответствии с ними и писали Ребе письма.

В России письма вкладывали в книги по хасидизму

Если некто учит ежедневные уроки — ХИТАС, РАМБАМа, делает, что должен делать, ходит на «мивцоим», соблюдает заповеди и т.п., но пишет Ребе не постоянно, а один-два раза в год, то чего ему недостает?

Как часто, когда и сколько раз — это все зависит от личного ощущения каждого. Ребе часто говорит, что писать надо много. Если вы жалеете время Ребе, то не жалейте. (Приведу в скобках историю: рав Хаим-Шауль Брук был раввином в одном местечке, и когда у кого-нибудь возникали вопросы, то там был другой раввин, который умел очень хорошо отвечать. Иногда этот раввин посылал р. Бруку свои ответы. Однажды они встретились и стали разговаривать, и р. Брук сказал: «Вы пишете лучше, чем разговариваете». А тот ответил: «Вы разговариваете лучше, чем пишете»…) Писать надо, и Ребе хочет, чтобы писали. Проблема — куда писать? Это тоже зависит от личного ощущения. Если кто-то сомневается, можно ли так делать — написать Ребе письмо и вложить его в «Игрот Кодеш», то этому есть прецедент: в России письма вкладывали в книги по хасидскому учению. Мой внук Мендель женился на правнучке вышеупомянутого р. Хаим-Шауля Брука. Он мне рассказал, что обо всем, что бы она не делала, она пишет Ребе через «Игрот Кодеш», а первое письмо, которое она получила, когда они решили пожениться — это письмо, которое Ребе в оригинале послал мне, только в «Игрот Кодеш» не проставили моего имени, а в письме сказано, что надо искать невесту…

Надо писать Ребе и о хорошем. Но надо писать обо всем. А что с письмом делать — вкладывайте куда хотите, в «Игрот Кодеш», в «Танию», главное — написать. В сам момент написания Ребе уже на самом деле получил письмо, то, что вы его посылаете — это из-за законов природы, «цимцум кипшуто», так Ребе хочет. В любом случае здесь каждый поступает, как чувствует.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter