С Б.П.
Видел, когда люди копируют на ксероксах святые тексты неудачно, выбрасывают в мусор, там же, в магазине. На вопрос как так можно, отвечают, что т.к. это пробные копии и по ним не учили или по ним не молились то можно выбросить.
Вопрос к раввину :)
Йехи аМэлех!
Zeiv, это явное нарушение запрета Торы "уничтожать Имя" и осквернение святых текстов. И нет разницы, учились по ним или нет - тексты святых книг обладают святостью уже сами по себе
Мои три копейки... думается, что написание на "экране" имени Всевышнего тоже не зря через деффис, и не только потому, что могут распечатать и выбросить, а еще потому, что это как бы в суе и само написание полностью выглядти как-то слишком откровенно (для меня, по крайней мере), к тому же сегодня на мобильных телефонах есть интернет и люди заходят с телефонами в, простите, туалет и там пользуют интернет...
Насчет копий... Я работаю в печати и у нас печатается много святых текстов, очень много, так же много неудачных и все это идет в макулатуру... не знаю даже как реагировать на это....
может,гнизу завести в отделе макулатуры?
У меня тоже есть три копейки вставить. Даже шесть: 2 раза по три копейки.
1. Мне это очень актуально потому что я плоховидящий. У меня толщина линз в очках9 мм и тем не менее глаза сильно устают года читаю даже крупными буквами. Поэтому я частовместо чтения использую движки которые почти человеческим голосом читают тексты, такие речевые движки есть на многих языках. Но везде "-" звучит ужасно.
На русском правда более-менее типа бг(глухо).
Я уже привык, но было бы приятно слушать нормально.
2. Отвечаю Элияу и Хае. Это алоха - если по тексту не учили и не читали то его можно уничтожать без проблем. Все раввины с этим согласны. Я работал в типографии и поэтому знаю.
Виктор,
алаха (ТаЗ на Ёрэ Дэа 271:7, сэиф катан 8; Магэн Авраам на Орах Хаим 154:14 и 32:57) не делает никакого различия между напечатанным текстом и написанным. И невозможно сказать, что мэзузу, тфилин или хотя бы одну ерию Свитка Торы (которые "не учили и не читали") кому-то пришло в голову выкинуть в мусор. Переспросите своих раввинов
Разница огромна.
Мезузу сойфер пишет и ещё проговаривает что то и естественно он читает то что пишет.
А вот печатная продукция если брак или лишние экзепляры которые никто не учил, не читал - не имееют никакой святости.
Так что раввина придется спросить Вам.
Я это уже сделал много лет назад когда пришел работать в типографию где печатают еврейские книги: Хумаш, Танах, Тания, Письма Ребе, Сихот,Талмуд, Мусар, Шулхан Арух и Мишна брура, вообщем что заказывают, то и печатают.
Мне первое что кинулось в глаза сколько брака идет в мукулатуру и я сразу же конечно поинтересовался как это возможно. Нормальная реакция еврея, собственно как и у Вас сейчас. Мне все тогда и разъяснили, кроме того я себе составил дома библиотеку из таких выброшенных книг чей грех был только в том что обложку наклеили вниз головой или не с той стороны. Я дома разрезал и переклеивал. А они этим заниматься не хотят - сразу в мусор, если партия книг была не большая, то выбрасывали просто на улицу.
Передаю от имени рава Хаима Кижнера, что действительно есть разрешение (которым пользуются в типографиях) выбрасывать бракованные книги, так как они не предназначены для продажи и, следовательно, также для изучения.
По русски эти буквы не является именем Всевыщнего,так какая разница,как пишется.
Ира, вы читали саму статью или только комментарии?
переспросил. все, кого спрашивал (Эндэл, Гроссман, Лифшиц, Кениг, Гольдберг) - слышали о разрешении (только типографиям, а не "частникам") не ложить в генизу тексты ШУТов и т.п., где НЕТ ИМЁН, при условии, что этот текст не читали до этого. Основанием является утверждение, что "святость облекается в текст только если его изучали" - но, что интерестно, источник этого утверждения всё ещё не найден (Стайплер и Эльяшив так пишут, но откуда - не понятно пока). Так что я остался всё ещё при своём мнении - так как именно это следут из ША и известных мне ахроним, упоминавших про дфус (что-то похожее - но только похожее! - на упомянутую шиту я нашёл в Сдэй Хэмэд, но там тоже про генизу говорится)
Бэ кицэр, из того, что я узнал про эту (с неизвестным пока что мне источником) кулу, следует:
Можно не ложить в генизу если этот текст не учили и в нём нет Имён (и, согласно большинству ахроним - целого посука из ТаНаХа, в котором святость есть сама по себе и без учёбы)
Поэтому всё же непонятно выбрасывание ксерокопий с Именами или целых Хумашей и т.п.
Если кому-то известен источник этой кулы - напишите, пожалуйста.
а Имя, написанное по-русски или на любом другом языке так же запрещено уничтожать.
вот, нашёл в Арух аШулхон (ЙД 282:16) что-то похожее. Когда нет возможности загенизить, и святая вещь может подвергнуться бизаёну - то есть разрешающие сжигать (как, например, разрешили сжечь тела Шауля и его сыновей, чтобы те не попали к плиштим в руки). Сам Арух аШулхан против такого решения и пишет, что таков "Минъаг пашут".
может именно из-за такого разрешения в типографиях, где гениза просто огромная, разрешили обходиться без генизы. Но! 1 - никак не в мусорку, 2 - без связи с "учили - не учили", 3 - только для типографий, 4 - ОЧЕНЬ интересно хабадское мнение на эту кулу (в "Цэмах Цэдэке" пока не нашёл ничего такого)
Комментарии
(написать новый комментарий)