В канун наступающего Песаха — праздника нашего освобождения — традиционно и с любовью желаем вам и вашей семье кошерного и радостного торжества.
И мы, и вы удостоились огромного счастья: подобно тому, как в давние времена наши предки вышли из Египта, мы с вами ушли из-за «железного занавеса» — закрытой страны, через который десятки лет нельзя было вырваться. Мы покинули советское изгнание, чтобы иметь, наконец, возможность жить свободной и чистой жизнью в духе тысячелетних еврейских традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Кто-то из вас будет отмечать в этом году Песах впервые в жизни, и мы хотели бы напомнить, что Песах, как и все еврейские праздники, имеет не только религиозное, но и национальное значение. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что для нас национальное и религиозное — понятие единое, ибо нет и не может быть еврея и еврейской жизни вне Торы и ее заповедей.
Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. За ним последовало Синайское Откровение, и народ ступил на дорогу в вечность. «Не единожды пытались уничтожить нас — говорится в Пасхальной Агаде. — В каждом поколении восстают против нас, пытаясь истребить. И Пресвятой, благословен Он, спасает от них».
Мы надеемся и верим, что вы и ваша семья, присоединившись к миллионам евреев, радостно и торжественно встретите Песах (Пейсах) — один из самых светлых наших праздников.
Мы пожелали вам по традиции «кошерного и радостного праздника». Почему радостного — вы уже знаете, а кошерный — означает соблюдение обычаев Песах, с которыми мы вас вкратце ознакомим. Вот основные требования праздника:
Необходимо убрать из дома все квасное («хамец») и в память о прошлом есть на Песах пресную мацу — «хлеб скудости» по-древнееврейски. Нужно подготовить свой дом и посуду к празднику и соблюдать порядок во время его проведения.
А теперь — немного подробнее о каждом из этих законов.
Маца
Пресный хлеб — это и есть маца, которую по обычаю делают из пшеничной муки. Когда во время Пасхального Седера начинают рассказ об Исходе из Египта, поднимают Кеару — специальный поднос, на котором находится маца, и произносят: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки на земле Египетской…» Все, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, — это хамец, который запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях. Есть хамец в дни Песах — один из тяжких грехов.
Запрет на употребление хамец наступает утром, еще накануне праздника. По закону хамец в дни Песах запрещен в любом количестве, поэтому нельзя употреблять никакие продукты, смеси и напитки, если они содержат хотя бы частичку хамец. Нельзя не только есть, но и пользоваться продуктами, содержащими хамец, например, мучным клейстером. Самый надежный способ избежать невольного нарушения запрета — приобретать для Песах продукты с надписью «кашер лепесах» — «Kosher for Passover» и с печатью раввина.
Ограничения в еде отнюдь не велики. К празднику можно купить вино, коньяк и напитки из винограда, любые мясные и молочные продукты, многочисленные приправы и безалкогольные напитки при условии, что на них стоит печать раввина и отметка «кашер лепесах».
Водка, виски и пиво категорически запрещены. Также запрещены в эти дни мороженое в вафельных стаканчиках, вафли, хлебец, галеты и тому подобное, без чего совсем не трудно обойтись.
О посуде
Посуда, обычно употребляемая весь год, в той или иной мере впитывает хамец, и, естественно, ее нельзя использовать на Песах без специальной очистки. Если у вас нет специальной посуды на Песах, вы можете очистить повседневную по особому предписанию. Чтобы избежать ошибки, обратитесь к раввину. Следует, однако, помнить, что очищение (кашерование) лучше провести за несколько дней до Песах, а не в самый канун его.
Как избавиться от хамец?
Задолго до праздника хозяйки начинают очищать дом от остатков хамец. Но случается, что уничтожение запрещенных продуктов по какой-то причине нежелательно. В этом случае можно продать запас хамец нееврею, а после праздника откупить обратно. Это сделает для вас раввин.
Продажа хамец
Перед Песахом уполномочивают местного раввина продать нееврею запасы продуктов, которые запрещено хранить в дни Песах, но уничтожение которых нежелательно, а также и посуду, которой пользуются в течение всего года. Раввин записывает имя и адрес каждого, желающего продать свои продукты нееврею. Продающий подписывает документ, уполномочивающий раввина совершить продажу. На основании этого документа раввин продает нееврею все означенные продукты и предметы. После восьми дней Песаха (в Израиле — после семи) раввин откупает все проданное и возвращает его хозяевам. Только в этом случае они могут снова пользоваться после Песаха продуктами и посудой, которые были проданы на дни праздника.
Поиски хамец
13 Нисана, сразу же с наступлением вечера, глава семьи собирает все остатки хамеца в одно место. Это и есть поиск хамец. Процедуру поиска по традиции осуществляют с зажженной восковой свечкой, а для того чтобы проникнуть во все щели, пользуются пером птицы, которым подбираются всякие завалявшиеся крошки. Обычно к этому времени уже весь хамец собран, а все необходимое для еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твердых кусочков хамеца (каждый завернут в бумагу), для того, чтобы поиск хамец оказался небезуспешным.
Перед началом поиска хозяин произносит специальное благословение
Борух Ато Адэй-ной Элэй-эйну Мэлэх Оэйлом Ашер Кидшону Бемицвэйсов Вецивону Ал Биур Хомэйц
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями о повелевший нам уничтожить хамец
Должны быть обследованы все жилые помещения, куда в течение года мог быть внесен хамец. Обыскивают также кладовки, погреба, чердаки, гаражи и автомашины. Следует тщательно проверить все потаенные места: дыры, трещины, промежутки между тяжелой мебелью, стенами и полом, щели в полу и стенах, а также карманы одежды, сумки, портфели и т.п. Найденные кусочки хамеца с помощью деревянной ложки кладут в бумажный пакет. Сразу после окончания поиска необходимо отречься в своем сердце от возможно оставшихся, не найденных частиц хамеца, и произнести:
«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не заметил и не устранил, и неизвестное мне, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».
Найденный во время поиска хамец (вместе пером, деревянной ложкой и остатком свечки) следует завернуть в бумагу, завязать и положить в надежном месте и на виду так, чтобы, с одной стороны, он не был утерян, а с другой — не был забыт и сожжен завтра утром.
Сжигание хамец
14 нисана, примерно через час после окончания срока, до которого разрешено есть хамец, — остатки завтрака и пакетик с крошками, припрятанный со вчерашнего вечера, сжигают на специально устроенном костре вне квартиры.
При этом хозяин мысленно полностью отказывается от каких-либо прав на хамец, который может найтись после обряда уничтожения, и произносит:
«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, видимое мною и невидимое, замеченное мною и незамеченное, устраненное мною и неустраненное, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».
Пост первенцев
По традиции первенцы-мужчины постятся в канун праздника. Если старший сын не достиг еще совершеннолетия, пост исполняет отец. Т.к. этот пост носит лишь характер памятного, то участие в благочестивой трапезе, посвященной какому-то религиозному торжеству, освобождает первенцев от поста. Обычно в синагогах приурочивают к этому дню торжества, посвященные окончанию какого-либо трактата Талмуда, и приглашают первенцев принять в них участие.
Мацу в этот день вообще есть нельзя — для того, чтобы во время Седера есть с большим аппетитом. Обычно едят фрукты, овощи, мясо, рыбу.
Пасхальный Седер
Вечер Песах — «Седер» — наиболее торжественный и значительный среди всех еврейских традиционных праздников. Его проводят в первый и во второй вечер праздника. Наши законоучители установили четкий, постоянный и обязательный порядок: что следует за чем и как выполнять ту или иную заповедь.
Обычаи Седера содержат в себе глубокий смысл. Каждый еврей должен осознавать, что обычаи эти священны, и выполнять их нужно, не пренебрегая никакими, даже мельчайшими деталями. В этот вечер на каждого возлагаются четыре обязанности: есть мацу, рассказывать об Исходе из Египта, выпить четыре бокала вина и есть марор. Это относится и к мужчинам и к женщинам: следовательно, читать «Агаду» обязаны все, а кто не может читать, должен слушать и не отвлекаться. Очередность Седера и перечень необходимых символических съестных продуктов, необходимых в этот день, вы найдете в книге «Пасхальная Агада».
Изкор
На восьмой день праздника во время утренней молитвы произносят Изкор — поминальную молитву по умершим.
Трапеза Мошиаха
Основатель хасидского движения рабби Исраэль Баал-Шем-Тов ввел обычай в последний день Песаха устраивать третью трапезу и назвал ее «трапезой Мошиаха», поскольку в этот день земля озаряется светом Мошиаха. Семь поколений спустя, в начале XX века, пятый Любавичский Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер добавил к обычаям этой трапезы правило, уподобляющее «трапезу Мошиаха» пасхальному седеру. Принято начинать эту трапезу после дневной молитвы, и в ходе ее выпивают четыре бокала вина — как напоминание о четырех бокалах, которыми, по словам наших пророков, Всевышний утешит народ Израиля после окончательного и полного его Освобождения (Геулы).
Приложение:
Вино для четырех бокалов — 86 гр. на каждый бокал.
Кезайт мацы — 26 гр, примерно треть большой круглой мацы ручной работы.
Время, за которое нужно съесть мацу — изначально 4 минуты, для тех, кому тяжело — до 9 минут.
Кезайт марора — 19 гр.
Карпас — лук или картошка меньше 19 гр.