Что для меня дерево? В чем его тайный смысл? Вернее, множество смыслов?
…Оно растет. Как всякое живое растение, оно символизирует рост и развитие. В «Игрот Кодеш» мы не раз находим фразу — «пусть ваше дело растет и развивается, как всякий живой организм».
Семечко фруктового дерева использовал как метафору еврейский мудрец в разговоре с римской матроной, спросившей его: «А будут ли мертвые воскресать в одежде, и, если да, то в какой?» Он показал ей, что цветущее дерево — аналог того, как прекрасны будут одежды воскресших праведников, которые, будто семена, посеяны в земле.
С приходом Мошиаха даже инжир сам закричит: «Не срывай меня, ведь сегодня суббота!» То есть будет проявлена душа дерева.
Древо Жизни и Древо Познания добра и зла сопровождают нас, людей, с самых первых дней Сотворения. Изучая каббалу и хасидизм, мы, как принято считать, вкушаем от плодов Древа вечной жизни. В то время как Древо Познания отражает игру, борьбу света и тьмы, дуальность и путаницу физического мира. Древом Жизни назвал рабби Хаим Витал свой основной труд по лурианской каббале!
Из воспоминаний Ребе РАЯЦа: «Отец мой (Ребе РАШАБ) сказал мне (ребенку) на прогулке — не срывать листик с дерева, если это делается бесцельно, потому что в каждом листочке тоже есть душа и жизненность».
Древо жизни — проявление жизненности, которая питает все сотворенное. А еще растением назван… сам освободитель: Цемах, он же Давид, Мошиах, о котором сказано: «Взрасти поскорее Мошиаха росток!» (от слова расти — «лицмоах»).
В «Войне и мире» старый дуб показан Л.Н. Толстым как символ апатии и тоски Андрея Болконского, а затем, по весне, тот же дуб, неожиданно зазеленевший, вновь молодой и очаровательный, поразил героя ощущением, что и он сам тоже возрождается к новой жизни и любви.
У нас в НЛП — — современный подход нейро-лингвистического программирования — есть практика рисования дерева. Зачем? Чтобы дать возможность самовыражения нашим подсознательным импульсам.
Анализ рисунка дерева 15 Швата мы проводим согласно графологии. Я каждый год провожу занятие в честь 15 Швата и прошу участниц нарисовать дерево. Рисунки выполняются в вольной манере. Мы их анализируем вместе. Есть признаки следов детских травм в деталях этих рисунков. Например, дупло — детские страхи и переживания. Вспоминаются слова Ребе о том, что, если семечко поцарапано (метафора того, как душа «поцарапана» неправильным воспитанием), то дерево может стать не таким прекрасным, каким могло бы. А как излечиться от детских травм? Есть отличные инструменты. Первый — исцеление для души — это Тора. Второй — специально для поколения Мошиаха — каббала и психология. Я связываю с Торой изучаемые нами поведенческие модели. (По рисунку они видны). И результаты поразительны…
«Да разве дерево полевое есть человек?» — задает вопрос Тора (книга «Дварим»).
У этого вопроса много планов. Один из вариантов понимания — да, человек очень похож на дерево. Корни дерева — его вера, ствол и ветви — его деятельность, проявление в мире, а плоды и цветки — наши ученики и наши дети, плоды нашей деятельности. Чем глубже и основательнее корневая система, тем крепче само дерево. Не страшны ему никакие бури! Дерево, посаженное у глубоких вод, у родника бурлящего — символ праведника.
Приготовим же трапезу из 7 видов плодов и зерновых культур, которыми славится Земля Израиля, и пригласим на нее самого Короля Мошиаха. Над бокалом вина (из винограда) произнесет благословение Давид, первый освободитель. Да будет так.