Слово «Тора», как известно, происходит от слова «ораа» (הוראה) — что значит «указание». Поэтому не думайте, что Тора это книга по истории, рассказывающая о хронологии народов мира. Цель Торы — научить нас как жить и как вести себя каждую минуту в соответствии с желанием Всевышнего. На этой неделе мы отмечаем праздник 15 Швата — «Новый год деревьев».
Земля Израиля
Ребе Король Мошиах объясняет нам, что мы можем выучить что-то новое для себя, наблюдая за деревьями Земли Израиля. «А что такого особенного в Земле Израиля, что именно из нее извлекается указание?» — спросите вы. Прежде всего, евреи называются «эрец» (ארץ) — «земля», как написано у пророка Малахи: «И будете вы землей желанной». В слове «эрец» можно найти две черты характера, которые существуют у нас, еврейского народа:
1) «Эрец» от слова «рацон» (רצון, «желание»). Это значит, что еврей хочет исполнять желание Всевышнего и выполнять все, что Всевышний требует от него.
2) «Эрец» от слова «рац» (רץ, «бежать»). Это значит, что еврей не только хочет исполнять желание Всевышнего, он также делает это с удовольствием.
Как результат этого из еврейского народа — существуют эти две особенные характерности также и у Земли Израиля. Более того, любая вещь в Земле Израиля получает влияние от евреев. Если так, то из того, что мы видим в земле Израиля, мы должны учить указание для нашей жизни, жизни еврейского народа.
Плоды, которыми славится земля Израиля
Какие указания мы можем получить, наблюдая за деревьями и их плодами?
Пшеница — это еда человека. Из нее пекут хлеб, который потом становится частью человеческого тела. Пшеница намекает на работу Божественной души, усиления хорошей стороны — «йецер тов», о необходимости слушать хорошее начало и укреплять его посредством изучения Торы и соблюдения заповедей.
Ячмень — это еда животного. У каждого еврея есть часть, которая называется «животная душа». Животное тянется и понимает только материальные удовольствия. Так и животная душа тянется только к материальным желаниям. Ячмень намекает на работу с животной душой — победить животные желания, остановить «брыкание» животного, когда оно приводит к гневу, ненависти, наглости по отношению к родителям и учителям, и ко всем остальным вещам, которые, мягко говоря, не радуют Ребе... и использовать силы на святые вещи.
Виноград — как известно хасиды, которые собираются на фарбренген, время от времени говорят немного «лехаим» на водку или на вино. В вине есть нечто особенное: даже если люди не сильно веселые, оно помогает им быть в радости.
Вино намекает на добавление в радости, когда выполняем желание Божественной души, чтобы радость заполнила наши сердца, когда будем вести себя, как надо. Вино также помогает в работе с животной душой, оно не дает ей хулиганить. В строке «вино веселит сердце человеческое» слово «человек» написано как «энош» с огласовкой «патах» — «анош», от слова «халишут» — «слабость».
Гранат — про евреев, даже самых отпетых злодеев, сказано, что они «полны заповедями, как гранат косточками». Гранат символизирует отбор («бирур») аспектов материального мира, когда мир используется для хороших вещей, для святости, согласно желанию Всевышнего. Всего этого можно достичь посредством исполнения заповедей с помощью материальных предметов.
Инжир — Адам и Хава «пошили» себе одежды из... листьев инжира. Отсюда мы учим про работу «одеяний» — мыслей, разговоров и действий человека, называемые «одеяниями души». Например, в субботу мы надеваем особые красивые одеяния в честь субботы, а когда работаем — используем рабочую одежду, и так далее. Также и душа одевается в свои «одеяния»: мысль, разговор и действие. Инжир учит нас беречь одеяния души — прогонять все неподходящие мысли и стараться думать позитивно. И это касается также наших разговоров и действий.
Мед — мед, о котором рассказывается в Торе, это не обычный пчелиный мед, его делают из фиников. Финиковое дерево растет очень долго — семьдесят лет! Финик учит нас большому количеству и трудности работы в изгнании. Именно они, эти трудности приводят к «меду», который символизирует совершенство раскрытия тайн внутренней части Торы.
Маслина — горькая пища. Учит нас работе в изгнании, когда мы чувствуем горечь оттого, что далеки от Всевышнего, и не исполняем Его желание, это чувство приводит к укреплению в работе и к настойчивому упрямству соединиться со Всевышним, несмотря на трудности.
Оливковое масло — с силой выжатое из маслин символизирует трудности изгнания. Когда давят — выходит масло — приходит Освобождение, и «раскрывается» масло, внутренняя часть Торы.
Указание к действию
Так давайте используем эти дни для воплощения в жизнь указаний, которые мы получили от плодов, давайте поговорим об этом с другими людьми — с друзьями и семьей в любое возможное время. Ребе Король Мошиах просит также бороться за целостность Земли Израиля, прекратить разговоры об отдаче территорий этой особенной земли, о которой мы сегодня учили в этой беседе.