20 Менахем-Ава еврейский мир отмечает «йорцайт» — годовщину — ухода из этого мира великого каббалиста XX века рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Он — отец 7-го Любавичского Ребе, всемирно известного как Мошиах.
Самые известные истории о нем таковы. Однажды НКВД поставило своего агента швейцаром в некоем престижном доме в Днепропетровске. Агент зафиксировал наличие какой-то таинственной суеты в одной из квартир: гости входили по одному, будто таясь, и поднимались наверх, к жильцам-евреям.
Оказывается, там была хупа — запрещенное религиозное действо, позволяющее евреям жениться. Но этого агент так и не понял. Если бы его не осведомили сами… участники свадьбы.
Дело в том, что в квартире с занавешенными окнами совершался обряд, для проведения которого требовалось 10 взрослых евреев. Десятого не хватало. Обряд проводил рабби Леви-Ицхак Шнеерсон. Он узнал о том, что вахтер (агент НКВД) является евреем, и решил… пригласить его для участия в миньяне!
Обаяние мятежного раввина было таково, что охранник согласился! Свадьбу провели тихонечко, но по всем правилам. Агент о ней доносить не стал. Не будет же он на самого себя доносить!
Вот так и действовал раввин Шнеерсон — не играл с Советской властью в кошки-мышки, а заправлял всеми делами так, как если бы хозяином ситуации был он. Михаил Калинин даже подписал ему документ, согласно которому вся пшеница в области должна была оставаться под раввинским надзором, чтобы евреи смогли ее потом купить на Песах. А когда потребовалось написать в одной анкете, что Б-га нет, раввин отказался такое указывать — написал, наоборот, что верит в Б-га.
Сгноил Сталин этого раввина в казахских степях, не дал ему жизни. Но в памяти всех людей, которые его знали, он остался несгибаемым праведником, к тому же очень милостивым и не капризным (и в тюрьме, и в ссылке в чем только душа держалась, но настроения не терял), жена за ним в ссылку тоже поехала и там помогать пыталась, смягчать тяготы изгнания.
Один из сыновей рабби Леви-Ицхака стал выдающимся математиком, другой — лидером еврейского народа, третий погиб от рук фашистов. Может быть, в XX веке каббалист должен был быть именно таким, — то есть оплодотворить и поприще Торы, и сферу точных наук, и узнать горечь потерь, тюрьмы, изгнания.
74 года прошло со дня кончины этого человека, в гиматрии — Айн-Далет, напоминает вопросительное слово «Ад матай?» — До коих пор? Действительно, до коих пор мы будем по-прежнему в изгнании, без Храма и без правильного образа жизни, предписанного законом.
В честь своего отца Любавичский Ребе организовал по всему миру систему обучения в йешивах для пожилых людей и назвал эти центры — «Тиферет Леви-Ицхак», «красота и гармония» в сочетании с именем праведника.
Поэтому всякий, кто организует добрые начинания для еврейских стариков, получает особое благословение Ребе, если связывает это с именем его отца.
Много разных учебных программ есть при центрах ХАБАДа. Это все — реализация того начинания, которое ввел Любавичский Ребе Король Мошиах. Есть и у нас в Цфате несколько таких обучающих центров. Пожилые люди изучают Тору, празднуют с музыкой и весельем наши важные даты, ездят на экскурсии, хорошо питаются, участвуют в кружках. Как видите, возраст не мешает хорошо жить и развиваться духовно.
Наше поколение должно еще и встретить реального Мошиаха-Мессию, так что стареть ему некогда.