Как известно, во время полного Освобождения все посты превратятся в праздники. Об этом сказано в ТАНАХе: «Так сказал Г-сподь Воинств: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими». В соответствии с Торой, отсчёт месяцев начинается с Нисана. Тогда пост четвертого месяца относится к 17 Тамуза (четвертому месяцу после Нисана), пост пятого — к 9 Ава (пятому месяцу), пост седьмого — к 3 Тишрея (седьмому месяцу) и пост десятого — к 10 Тевета (десятому месяцу). Об этом пишет РАМБАМ в законодательной части Торы: «Все посты эти в будущем отменятся в Дни Мошиаха и они станут днями радости и веселья».
Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах пишет, что не только дни постов превратятся в праздники, но и три траурные недели от 17 Тамуза до 9 Ава (которые носят название «меж теснин»), станут днями радости: «Известна большая радость, которая наступит в будущем во время этих трех недель, особенно в девять дней (с 1 по 9 Ава), а в особенности 17 Тамуза и 9 Ава. Радость в эти праздники будет больше, чем в обычные праздники».
Ребе Король Мошиах 9 Ава
Возникает вопрос: когда 9 Ава выпадет на субботу, а пост откладывается на следующий день — что произойдёт во время Освобождения? По мнению р. Моше Софера, праздник будет в первый день недели. Ему непонятно, почему сказано «пост четвертого (месяца) и пост пятого», а не названы даты постов? Поэтому он полагает, что не день определяет праздник во время Освобождения, а пост. Поэтому когда после появления Третьего Храма пост выпадет на субботу, мы будем отмечать его как праздник на следующий день — когда евреи постились во время изгнания.
Но из слов Ребе следует, что мы будем праздновать 9 Ава также в том случае, когда он выпадет на субботу. Дело в том, что суббота отменяет негативную сторону поста, вытесняя его на следующий день:
Когда 9 Ава выпадает на субботу, негативные идеи этого дня (пост, изнурение) переносятся на следующий день, а позитивные — не только не ослабляются, но и подчеркиваются и в большей мере раскрываются субботой. Это так, поскольку все в мире сотворено для евреев и никакая идея (в том числе время, суббота) не может мешать или ослаблять привлечение и раскрытие святости евреям. Тем более, суббота, — «пара еврейского народа», день, связанный с Освобождением, переносит противопоставленное Освобождению (пост и изнурение) и раскрывает и усиливает идеи Освобождения, идею рождения Мошиаха.
Источники: Захария 8:19. Вавилонский Талмуд, трактат «Мегила» 5б. РАМБАМ «Законы о постах» 5:19. «Хатам Софер» («Подпись писца») гл. «Дварим». «Книга бесед» 5700 стр. 157. «Книга трактатов по хасидизму» том 1, стр. 154. «Двар Малхут» гл. «Дварим» 5751 г., п. 2 и 9 Ава 5748 и 5751 г.