С этого момента душа извлекает из этого пользу1, точно так же, как и тело. Действительно, еврейское тело свято, и его святость присуща ему.
По словам Алтер Ребе: «Ты избрал нас из всех народов и языков: это относится к телу в его материальности» (как об этом подробно говорится в главе 49 святой книги «Тания»)2.
№8810
С Б-жьей помощью
(?) Нисана, 5724 года
Уважаемый хасид, богобоязненный человек… р. Нафтали Йосефзон из Тель-Авива
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваш вопрос3. Вы спрашиваете меня о значении термина «Шхина», обозначающего Божественное Присутствие4, которое во многих случаях упоминается в словах наших мудрецов.
Это особенно хорошо объяснено в хасидских книгах и хасидских трактатах, во многих местах. Вы найдете ссылки в указателях, появляющихся, в частности, в конце книги «Тания», в «Тора Ор» и «Ликутей Тора».
Тем не менее, я отвечу здесь, хотя бы кратко, конечно, не стремясь к полноте, что невозможно в данном контексте...
Б-г — это вершина совершенства, превосходящая все ограничения и препятствия. Из этого следует, как говорит Алтер Ребе5, что сотворение миров не является самым основым действием Всевышнего.
Примечания:
1) Согласно объяснению в трактате «Брахот» 43б.
2) См. также письма 7748 и 8901 к этому адресату.
3) См. «Ликутей Сихот» том 11, стр. 317.
4) См. по этому поводу письмо 8555.
5) См., в частности, «Тора Ор» на Свиток Эстер, стр. 99б, и «Ликутей Тора» на Песнь песней, стр. 8а.