Название «Ар а-Байт» (Храмовая гора; буквально: «гора дома») упоминается в ТАНАХе (Йешайа 2:2): «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Г-сподня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы». Храмовая гора также названа «первым»: «Престол величия возвышен над первым, место святилища нашего» (Йирмия 17:12).
На Храмовой горе был сотворен Всевышним первый человек — Адам, там приносили жертвоприношения Адам, Каин, Эвель и Ноах, на этом месте Авраам готовил своего сына для жертвоприношения, а Яаков видел свой сон.
На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же будет стоять Третий Храм...
В ТАНАХе (Диврей а-Ямим I 21:22-25) рассказывается, как Давид приобрел это место: «И сказал Давид Орнану: дай мне место, (что занято) гумном, и я построю на нем жертвенник Г-споду… И построил там Давид жертвенник Г-споду и вознес всесожжения, и жертвы мирные, и призывал Г-спода, и Он ответил ему огнем с небес на жертвеннике всесожжения». На этом месте Шломо построил Первый Храм, который простоял 410 лет.
С того дня, как был построен Храм в Иерусалиме, появился запрет строить его в другом месте, даже если Храм был разрушен. Согласно мнению РАМБАМа («Законы Храма» 1:3), святость Храма не прекращается после того, как он был построен, и поэтому также после его разрушения святость остается на своем месте.
Во времена правления Шломо размеры Храмовой горы были 500 на 500 локтей (примерно 250 метров). На ее территорию было пять входов: двойные ворота Хулды (с южной стороны), ворота Кифонус (с западной стороны), ворота Тади (с северной стороны) и ворота Шушан (с восточной стороны). Когда царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, он добавил трое дополнительных ворота с западной стороны.
Основная часть Храмовой горы — центральный двор («Азара»), на котором находится здание Храма. На остальной территории Храмовой горы находятся различные помещения: дом учения (где преподавали и обсуждали талмудический закон), зал для мелких чиновников, оружейная палата (на случай вражеского нашествия), помещение с инструментами (для ремонтных работ), трубное место (с крыши этого здания перед наступлением субботы звучал шофар как знак, что нужно прекратить работу).
Евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.