СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 13:14

Диспута Нахманида

Диспут Нахманида состоялся в 1263 году и в ходе его обсуждались принципиальные разногласия между христианством и иудаизмом по вопросу о мессии в двух аспектах: 1. Пришел ли уже мессия, как считают христиане, или придет в будущем, как верят иудеи; 2. Является ли мессия самим Б-гом или же только человеком, рожденным от отца и матери. Насколько на известно, впервые русский перевод «Диспута Нахманида» был выполнен Б. Хаскелевичем и опубликован издательством Х.А.М.А. в 1982 году. Вторая часть книги содержит очерк Б. Хаскелевича «Об искажении переводов Библии и о проповеди христианства евреям», который имеет самостоятельную ценности и, несомненно, будет интересен читателям.

РАМБАН Источник: Х.А.М.А. 04.07.2010 283 мин.

В 1263 г. в Барселоне (Испания) по инициативе короля состоялся диспут Нахманида с доминиканским монахом, крещеным евреем братом Пабло. Как Вы увидите из текста, «Диспут» касался основ христианской и иудейской веры и шел вокруг спора о мессии в двух аспектах: «Пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи. Затем будем говорить о том, является ли миссия самим Б-гом или же он полностью человек, родившийся от мужа и жены». В этом суть диспута.

В трактате Санедрин сказано: «Пять учеников было у Ешу: Матай, Накай, Нацер, Бони и Тода. Привели Матая и сказали: Неужели Матай будет убит? Ведь написано же: Когда (матай) приду и явлюсь пред лице Б-жие? Они ответили: Да, Матай умрет, ибо написано: Когда (матай) умрет и погибнет имя его…».

РАШИ поясняет, что последователи Ешу были близки к властям и приходилось отвечать на их вздорные «доводы»…

Таким же образом я пишу о том, что я отвечал тому мракобесу — брату Пабло — «испортившему варево свое при всех» в присутствии короля, государя нашего, его мудрецов и советников, да возрастет величие его и да возвысится царство его.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

1. Велел мне король, государь наш, диспутировать с братом Пабло во дворце своем в присутствии его и его советников в Барселоне.

Я ответил, сказав: «Я исполню повеление короля, государя моего, если вы разрешите мне говорить, как я хочу. Я прошу дозволения короля и брата Раймунда де Пенафорте и его соратников, здесь присутствующих».

2. Ответил брат Раймунд: «Если не будешь поносить веру».

3. Я сказал им: «Я не хочу диспутировать с вами, если не смогу говорить свободно, как и вы, обо всем, что касается диспута. Я знаю, как говорить этично, но это будет так, как я хочу». И все дали мне разрешение говорить, как хочу. И сам король велел мне говорить, как хочу.

4. Я сказал в ответ: «Немало было диспутов между христианскими священниками и иудеями о законах и обычаях, не связанных с основами веры. Я же хочу в этом почтенном дворце говорить лишь об основах, от которых зависит все, а не пустословить о вещах, не имеющих значения».

5. И сказали они все в ответ: «Ты хорошо сказал». Итак, мы согласились, что будем сначала говорить о мессии. Пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи. Затем будем говорить о том, является ли мессия самим Б-гом или же он полностью человек, родившийся от мужа и жены. А позднее будем говорить о том, кто придерживается истинного учения: мы — или христиане

6. Тогда начал говорить брат Пабло, заявив, что он докажет с помощью нашего Талмуда, что мессия, о котором свидетельствуют пророки, уже пришел.

7. Я сказал в ответ: «Но прежде чем мы будем обсуждать это, я попрошу его (Пабло) пояснить мне: как это возможно доказать с помощью Талмуда. Ибо с тех пор, как он ходил в Прованс и в другие места, нечто подобное говорил он многим иудеям. Я в полном недоумении.

Пусть он мне ответит, имеет ли он в виду, будто ученые Талмуда верили, что Ешу — мессия, и верили ли они, что Ешу — человек и Б-г, как думают христиане? Ведь известно, что Ешу жил во времена Второго Храма. Он родился и умер до разрушения Храма. А ученые Талмуда жили после его разрушения, например рабби Акива и его соратники. Те же, что учили Мишну, Раби и рабби Натан, жили много времени спустя после Разрушения. И тем более Рав Аши, составивший Талмуд и записавший его, жил примерно четыре столетия спустя после разрушения Храма. Если же эти ученые верили в мессианство Ешу, в его истинность и в истинность его веры и религии и если они действительно писали то, на основе чего брат Пабло хочет доказать все это, то как же они остались в иудействе и в своей исконной обрядности? Ведь они были, иудеями, оставались в иудействе всю свою жизнь и умерли иудеями — они, их дети и их ученики, слышавшие все из собственных уст законоучителей. Почему же не крестились они и не обратились к религии Ешу. как это сделал брат Пабло, который понял из их слов, что религия Ешу истинна, Б-же упаси, и крестился, следуя якобы их словам? Они же и их ученики, принимавшие Тору из их уст, жили и умерли иудеями. Они и учили нас Закону Моисея — иудейскому Закону. Ведь все, что мы делаем сегодня, соответствует Талмуду и тому, что мы видели у ученых Талмуда: как они поступали, что делали — с того дня, когда Талмуд был составлен и по сей день! Весь Талмуд состоит лишь в том, чтобы сообщить нам обрядности Торы и заповеди и как поступали наши предки в Храме, — по словам пророков и учителя нашего Моисея, блаженной памяти. Если же они уверовали в Ешу и его религию, то почему же они не поступили так, как брат Пабло, который понимает слова мудрецов лучше их самих?»

8. Ответил брат Пабло: «Это длинные речи, чтобы сорвать диспут. Однако послушай, что я скажу».

9. Я им сказал: «Но ведь ясно же, что он ничего не скажет по существу! Я буду слушать лишь потому, что такова воля короля, государя нашего».

10. Он начал, сказав: «Вот Писание говорит: „Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его вплоть до прихода Шило“, то есть мессии. Итак, пророк говорит, что всегда будет у Иуды могущество, вплоть до мессии, который произойдет от него. Таким образом, сегодня, когда нет у вас ни единого скипетра, ни единого законодателя, — мессия из потомства Иуды уже пришел, и власть его».

11. Я ответил: «Пророк вовсе не имеет в виду, что царство Иуды никогда не будет прервано. Он лишь говорит, что власть его „не отойдет от него“, т.е. не прекратится навсегда. Смысл стиха в том, что в любое время, когда существует царство в Израиле, колено Иуды достойно его. Если же царство прекратится из-за греха, то, возобновившись, оно возвратится к Иуде. Подтверждение моим словам в том, что уже задолго до Ешу царство прекратилось у Иуды, но не у Израиля. И долгое время царства не было ни у Израиля, ни у Иуды. Ведь в течение семидесяти лет Вавилонского пленения не было ни у Иуды, ни у Израиля царства вообще. А при Втором Храме лишь недолго царствовали в Иуде Зерубавел с сыновьями, а затем 380 лет до разрушения Храма царствовали жрецы из сыновей Хасмонеев и их рабов. И уж тем более, когда народ в изгнании: нет народа, нет и царя».

12. Ответил брат Пабло: «Во все те времена, хотя и не были они царями, была у них власть. Ведь так объясняют в Талмуде; „Не отойдет скипетр от Иуды“ — это экзилархи [светские вожди евреев, назначавшиеся вавилонскими властями и обладавшие некоторыми полномочиями] в Вавилоне, которые скипетром правят народом; „…И законодатель от чресл его“ — это сыны сынов Гиллеля, которые учат Тору с народом». А сегодня нет у вас рукоположения, известного в Талмуде, и даже такая власть прекратилась. И нет среди вас сегодня достойного называться рабби. А то, что тебя называют «маэстро», — неверно, и обманом ты пользуешься этим званием».

13. Я ответил, насмехаясь над ним: «Это не относится к диспуту, однако ты не говоришь правду. Рабби — это не „маэстро“. Рав — это „маэстро“. А те, кто без рукоположения, в Талмуде зовутся рав. Но я согласен, что я не „маэстро“ и даже не хороший ученик». (Говорил я это из скромности).

И я сказал ему еще: «Я поведаю тебе, что наши законоучители вовсе не намеревались истолковать данный стих как говорящий не о реальном царстве. Ты, однако, совсем не понимаешь закона, кроме небольшого числа агад, которых ты заучил. Суть дела, о котором говорят ученые, в том, что никто законно не может быть судьей и освободить кого-нибудь от уплаты, если он не получил на это нрава от князя или от короля. Ученые говорят, что в период диаспоры, если кто-то из Давидова потомства получает некоторую власть от нееврейских царей, как, например, экзилархи в Вавилоне или правитель в Земле Израиля, то есть у них власть и полномочия. Этот обычай существовал и после Ешу — спустя четыре столетия, во время написания Талмуда. И не считают ученые Талмуда, что из потомков Иуды будет „скипетр и законодатель“ лишь для Иуды одного. Пророк обещает Иуде, что царство Израиля будет его. И о реальном царстве он заверяет его. Тем не менее оно прекратилось надолго, как я сказал. Ибо во время Вавилонского пленения не было ни „скипетра“, ни „законодателя“ вообще. А во дни Второго Храма, когда царство принадлежало жрецам и их рабам, не было у Иуды никакой власти, — ни у экзилархов, ни у правителя, ибо вождями и руководителями были цари-жрецы, их судьи, их надзиратели и те, кто им был угоден».

14. Тогда вмешался брат Педро де Генуя: «Это верно, что Писание говорит только, что царство не прекратится навсегда. Однако может быть vacare».

15. Я сказал королю: «Вот, брат Педро рассудил по-моему».

16. Сказал брат Педро: «Я не рассудил. Ведь семьдесят лет Вавилона — это незначительное время. И многие из плененных помнили еще Первый Храм, как написано в книге Эзры. И это называется vacare… Однако теперь, когда вы без царя вот уже более тысячи лет, то это и есть полное прекращение».

17. Я сказал: «Ну вот, теперь ты передумал, но соглашаешься, что то, что должно возвратиться, не считается прекратившимся. Нет, однако, в словах пророка разницы между многим и малым. Кроме того, периоды, которые я упомянул, большие. К тому же Яаков не обещал Йеуде, что будет у него „скипетр“ и „законодатель“ лишь для своего колена. Он отдал ему царство всего Израиля. Как написано: „Йеуда! Тебя восхвалят братья твои…“. И еще написано: „Иуда был сильнейшим из братьев своих, потому и вождь от него…“ Но вот царство над всем Израилем у него прекратилось со смертью Соломона, как написано: „За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Йеуды…“. Таким образом, ясно, что пророк говорил только, что царство полностью „не отойдет“. В действительности же в период изгнания это не называется ни отходом, ни прекращением власти, потому что причина не в Йеуде, а в народе. Ведь не обещал же пророк Йеуде, что Израиль никогда не уйдет в изгнание для того, чтобы он, Йеуда, мог быть королем над ним во всякое время!»

18. Опять стал брат Пабло утверждать, будто в Талмуде говорится, что мессия уже пришел. Он привел ту агаду в мидраше, где говорится о человеке, который пахал и корова его замычала. Прошел некий араб и сказал ему: «Сын иудейский, сын иудейский! Распряги корову и плуг твой — ведь святилище твое разрушено!» Распряг он корову, и та — замычала опять. Сказал ему араб: «Запряги корову, запряги плуг свой — родился мессия ваш!»

19. Я сказал в ответ: «Я не верю в эту агаду, но она — подтверждение моим словам».

20. Тогда завопил тот человек: «Смотрите, он не верит в свои книги!»

21. Я сказал: «Я воистину не верю, что мессия родился в день разрушения Храма. Что касается этой агады, то она или неверна, или же имеет какое-то другое, таинственное толкование у ученых. Однако я принимаю ее в буквальном смысле, как ты говоришь, ибо она — подтверждение моей правоты. Вот ведь сказано, что в день разрушения Храма, после того, как был разрушен Храм, — в тот самый день родился мессия. Следовательно, Ешу не мессия, как вы утверждаете: ведь еще до разрушения Храма он родился и был убит. На самом же деле он родился примерно за два столетия до разрушения, а по-вашему — за 73 года». Тогда он замолк.

22. Вмешался маэстро Гилем, судья короля: «Теперь диспут не о Ешу. Разговор о том, пришел ли уже мессия или нет. Ты говоришь, что не пришел, а вот эта книга ваша говорит, что пришел».

23. Я сказал ему: Ты, по своему обыкновению, прибегаешь к казуистике. Но я все же отвечу вам. Не сказали ведь ученые, что он пришел, они сказали, что он родился. В тот день, когда родился учитель наш, Моисей, блаженной памяти, он не пришел и не был еще избавителем. Лишь когда он пришел к фараону по велению Всевышнего и сказал ему: «Так сказал Б-г: Отпусти народ Мой…» — именно тогда он пришел. Так и мессия, когда придет к папе римскому и скажет ему по велению Всемогущего «отпусти народ Мой», тогда будет считаться, что он пришел. Ведь царь Давид в день, когда он родился, не был царем и не был помазанником (мессией). Только когда Самуил помазал его, он стал мессией. И в тот день, когда пророк Илья помажет мессию по велению Б-га, он и будет называться «помазанником». И когда он позже явится к папе римскому, чтобы освободить нас, — это и будет называться «освободитель пришел».

24. Заявил тот человек: «Ведь глава „Вот, раб Мой будет благоуспешен…“ рассказывает о смерти мессии, о том, как он попал в руки врагов своих, о том, как поместили они его со злодеями — как и произошло с Ешу. Веришь ли ты, что глава эта говорит о мессии?»

25. Я сказал ему: Согласно истинному толкованию, глава эта не говорит ни о чем другом, кроме как о народе Израиля в целом, ибо так называют его пророки всегда: «Израиль, раб Мой», «Яаков, раб Мой».

26. Сказал брат Пабло: «А я покажу, что, согласно вашим же ученым, эта глава говорит о мессии».

27. Я ему сказал: «Верно, что эту главу мудрецы наши в книгах агады толкуют как говорящую о мессии, но они никогда не говорили, что он будет убит рукою своих врагов. Ты не найдешь никогда ни в одной из еврейских книг, ни в Талмуде, ни в агаде, что мессия, сын Давида, будет убит и предан врагам своим или что он будет похоронен среди злодеев. Ведь мессия, которого вы создали себе, даже не был похоронен.

Если хотите, я объясню вам весь этот отрывок в прекрасном и ясном толковании. И там вообще нет ничего об убийстве, как это произошло с вашим мессией». Но они не хотели слушать.

28. Опять начал говорить тот человек и сказал, что «в Талмуде ясно сказано, что рабби Йеошуа бен Леви спросил у пророка Элияу, когда придет мессия. Пророк ему ответил: „Спроси у мессии самого“. Тот сказал: „Но где же он?“ Он ответил: „В преддверии Рима, среди немощных“. Пошел он туда и нашел его.

Следовательно, мессия уже пришел, и он в Риме. И это Ешу, правящий в Риме».

29. Я ответил ему: «Но ведь из данного отрывка следует, что он не пришел, ибо рабби Йеошуа бен Леви спрашивает у Элияу, когда придет мессия. Так он спросил и у самого мессии: „Когда придешь, господин?“ Следовательно, он еще не пришел. Он лишь родился, согласно буквальному чтению этих агад. Но я в это не верю».

30. Тогда вмешался король, наш государь: «Если мессия родился в день разрушения Храма, от которого прошло уже более тысячи лет, и все еще не пришел, то как же он придет — ведь не может же человек жить тысячу лет?»

31. Я сказал ему: «Условия были, что я не буду спорить с тобою и ты не будешь вмешиваться в диспут. Однако ведь были среди первых людей — Адам, Метушелах, жившие около тысячи лет, а Элияу и Энош и более того, ибо жизнь — от Бога».

32. Он сказал: «Где же он сегодня?»

33. Я сказал: «Это не относится к диспуту, и я не буду отвечать тебе».

«Но, может быть, ты найдешь его во вратах Толедо, если пошлешь туда одного из гонцов своих», — сказал я шутя.

34. Тогда все встали, а король назначил день продолжения диспута — следующее воскресенье.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

35. В тот день пошел король в одну из городских церквей, где собрались все жители города — евреи и неевреи. Были там также епископ и все духовенство и богословы миноритов и проповедников. Тот человек поднялся, чтобы говорить.

36. Я сказал королю, государю нашему: «Государь мой! Выслушай меня…» Но король сказал мне; «Пусть говорит он раньше — ведь он же истец».

37. Я сказал: «Позвольте мне пояснить свое мнение о мессии, и я смогу затем вразумительно отвечать на остальные ваши вопросы».

38. Я встал и сказал: Слушайте, все народы! Брат Пабло спрашивал меня, пришел ли уже мессия, о котором говорили пророки, и я сказал, что не пришел. Он привел одну из книг агады, где говорится, что в день разрушения Храма родился мессия. Я сказал, что я в это не верю, но тем не менее сказанное там подтверждает мои слова. Теперь же я объясню вам, почему я сказал, что не верю в это. У нас есть три разновидности книг. Первая — это двадцать четыре книги, называемые Библией, и в нее мы все верим безоговорочно. Вторая разновидность — это Талмуд. Он является толкованием заповедей Торы. В Торе имеется 613 заповедей, и нет ни одной заповеди, которая осталась бы неразъясненной в Талмуде. Мы верим в его толкование заветов. Еще у нас есть третья книга, называемая Мидраш, т.е. проповеди.

Например, если кардинал выступит с проповедью, а кому-нибудь из слушателей она понравится и он ее запишет, то, если кто-либо верит в эту книгу, хорошо; если же кто-то не верит, то ему это не повредит. У нас есть законоучители, которые писали, что мессия родится незадолго того времени, когда он придет вывести нас из пленения. Поэтому я не верю, когда книга эта говорит, что мессия родился в день разрушения Храма. Мы эту книгу называем агада, т.е. «повествование». Иными словами, это то, что люди рассказывают друг другу. Однако я приемлю ее в буквальном смысле, как вы хотите, ибо она явное подтверждение моих слов, что ваш Ешу — не мессия, ибо он не родился в то время, а речь в этой агаде о другом человеке и о более позднем времени.

Ты же, государь наш, задал мне вопрос лучше их: «Ведь не бывает, чтобы человек жил тысячу лет?» Теперь поясню мой ответ на твой вопрос. Вот Адам жил тысячу лет без семидесяти. Из Писания явствует, что он умер по своей вине. Если бы он не согрешил, то жил бы намного больше или вечно. И как евреи, так и неевреи — все согласны, что во дни мессии прекратится грех Адама. Следовательно, если во дни мессии прекратится грех у всех нас, то сам мессия полностью свободен от него и сейчас, и мессия может жить тысячу, две тысячи лет или вечно. Так ведь и Псалом говорит: «Он просил у тебя жизни, — Ты дал ему долгоденствие навек и век». Это все ясно.

39. Еще ты спросил, государь наш, где находится мессия. Из Писания видно, что Адам пребывал в Эдемском саду, который на земле. Когда же он согрешил, «выслал его Господь Б-г из сада Эдемского…». Точно так же говорят мудрецы в агадах, упомянутых мною.

40. Сказал король: «Но ведь вы говорите в той агаде, что он в Риме?»

41. Я сказал ему: «Я не говорил, что мессия пребывает в Риме, а сказал, что в какой-то день его видели в Риме, ибо пророк Элияу сказал тому мудрецу, что он его там найдет в тот день, и его видели там. А почему его видели именно там, также объясняется в агаде, но я не хочу говорить об этом при большом скоплении народа».

(Я не хотел сказать им, что говорится в агаде, что мессия пробудет в Риме до тех пор, Пока не разрушит его, как это было с нашим учителем Моисеем, который вырос во дворце фараона, а затем расправился с ним и потопил весь его народ в море. И так сказано о Хираме, царе Тирском: «Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя». В этом также смысл того, что говорил Исайя: «Там телец пастись будет: там он будет лежать и ветви его портить».

А в Пиркей Эйхалот сказано: В ту пору… человек скажет своему другу: «Хочешь Рим со всем его достоянием за мелкую монету?» А тот ответит: «Не нужен он мне». Все это я сказал королю наедине.)

42. Я задал вопрос; «Согласны ли вы со мной, что грех Адама прекратится в эпоху мессии?»

43. Ответили наш государь и брат Пабло: «Да, но только не так, как ты думаешь. Ибо раньше всех отсылали в ад в наказание за тот грех, а во дни мессии Ешу он прекратился, ибо Ешу искупил своей смертью первородный грех и вывел их из ада».

44. Я сказал в ответ: У нас говорят: «Хочешь солгать, удали своих свидетелей!» Много всяких наказаний предопределено Адаму и Еве: «Проклята земля за тебя», «Терн и волчцы произрастит она тебе…», «В поте лица твоего будешь есть хлеб… ибо прах ты и в прах возвратишься». Так же и о женщине: «В болезни будешь рожать детей…» И все это существует и сегодня. Все видимое и ощутимое не искупилось в дни вашего мессии. Зато ад, о котором ничего не написано, вы говорите, что искупился — потому что никто не сможет вас опровергнуть. Пошлите кого-нибудь из вас, пусть придет и скажет! А кроме того, не может быть у Б-га такого неправосудия, чтобы праведные попадали в ад за грех Адама, их праотца. Моя душа имеет такое же отношение к душе моего отца, как и к душе фараона, а за грех фараона моя душа в ад не попадет! Казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе.

45. Встал тот человек и сказал: «Я приведу еще доказательство, что время мессии уже прошло».

46. Я сказал: Государь мой! Послушай меня немного. Наш Закон, Истина и Правосудие не зависят целиком от мессии. Ты мне дорог больше, чем мессия! Ты монарх, и он будет монарх. Ты монарх нееврей, он же будет царь Израильский. Ведь мессия — это не что иное, как монарх, плоть и кровь, как ты сам! А когда я служу своему Творцу с твоего дозволения, в изгнании, в унижении, в рабстве, при посмеянии народов, которые нас поносят всегда, мое вознаграждение велико, ибо я из плоти своей возношу жертву всесожжения и этим более удостоюсь жизни в грядущем мире. Зато, когда будет властитель Израильский из моей веры властвовать над всеми народами и мне придется волей-неволей оставаться в вере иудеев, — у меня не будет столь большого вознаграждения. Основной предмет спора между иудеями и христианами заключается в том, что вы говорите нечто ужасное о Божественной Сущности. Ты же, государь наш, — христианин, сын христианина и христианки. Ты всю свою жизнь слушал священников, миноритов и проповедников, говорящих о рождестве Ешу. Они наполнили твой мозг рассуждениями об этом, вплоть до того, что все это утвердилось у тебя в силу привычки. Однако то, во что вы верите (а это основа вашей веры!), не приемлет разум: что Б-г, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе какой-то еврейки, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили, после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Всего этого не приемлет разум, это противно природе вещей, пророки никогда такого не говорили, да и чудо не может распространиться на это (как я покажу убедительными доводами в другом месте и в другое время). Этого не стерпит разум иудея и никакого человека! И тщетно вы говорите все, что вы говорите, — ведь в этом же вся суть нашего спора. Но мы поговорим и о мессии, как вы хотите…

47. Сказал брат Пабло: «И ты поверишь, что он пришел?»

48. Я сказал: Нет! Я верю и знаю, что он не пришел. Никогда не было человека, который говорил бы о себе или говорили бы о нем, что он мессия, кроме Ешу. Но невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что «Он будет владеть от моря до моря и от реки до концов земли». У Ешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них. Позднее же он был пойман и не мог спасти сам себя — как же он избавит весь Израиль? Да и после его смерти не было у, него какой-нибудь власти. Ведь владычество Рима — не от него, потому что Римская империя властвовала над большей частью мира до Ешу, зато после принятия его веры она потеряла много государств. Да и сейчас у ваших врагов магометан больше власти, чем у вас. К тому же пророк говорит, что во дни мессии «не будут больше учить друг друга, брат — брата и говорить: „Познайте Б-га“, ибо все сами будут знать Меня».

И еще говорит пророк: «Ибо земля будет наполнена ведением Б-га, как воды наполняют море». И еще сказано: «И перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

Но от дней Ешу и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а христиане проливают крови больше других народов! Как же трудно будет тебе, государь мой, и вот этим ратникам твоим, если не будут более учиться воевать!

И еще говорит пророк: «И жезлом уст своих поразит он землю». А в агаде, которую держит брат Пабло, говорится: «Скажут мессии-властителю: „Такое-то государство взбунтовалось против тебя“, а он скажет: „Да погубит его нашествие саранчи“. Скажут ему: „Такая-то область не подчиняется тебе“. А он скажет: „Нашествие диких зверей истребит ее“. Ничего подобного не было у Ешу. Вы же, рабы его, предпочитаете идти в наступление на врагов своих. У вас рать вооруженная, а иногда и этого вам недостаточно. И еще я приведу вам множество доказательств из слов пророков…»

49. Завопил тот человек, сказав: «Вот вечно он так со своими длинными речами! А у меня есть, что спрашивать…»

50. Сказал мне король: «Умолкни, ведь он же спрашивает». И я замолчал.

51. Он сказал: Вот их законоучители говорят о мессии, что он «славнее ангелов». А это справедливо только о Ешу, который является мессией и самим Б-гом. И он привел то, что сказано в агаде: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, вознесется и возвеличится». — «Возвысится» — выше Авраама; «вознесется» — выше Моисея; «возвеличится» — больше ангельской свиты…»

52. Я ответил ему: Но ведь наши ученые говорят это всегда обо всех праведниках: «Велики праведники более ангельской свиты». А наш Учитель Моисей сказал ангелу: «Там, где я сижу, ты не имеешь права стоять». И об Израиле в целом говорят: «Любим Израиль Всевышним более ангельской свиты…»

Автор агады, однако, говоря о мессии, имел в виду следующее: Авраам приобщал язычников и проповедовал народам веру Всевышнего. Он воспротивился Нимроду, не боясь его. Моисей же сделал еще большее: он стоял перед лицом фараона, могучего и нечестивого властителя, и поразил его великими казнями и вывел Израиль из-под власти его. А ангельская свита стремится ускорить мессианское освобождение, как сказано: «…И нет никого, кто поддерживал бы Меня в том, кроме Михаила, князя вашего». И еще он говорит: «Теперь Я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским». Мессия же сделает больше их всех, «возвысив сердце свое на путях Б-жьих». Он явится и прикажет папе римскому и всем правителям народов от Имени Б-га: «Отпусти народ Мой, дабы служил он Мне». Он совершит множество великих чудес и знамений, не боясь никого. Он пребудет в Риме, пока не разрушит его. Я могу пояснить всю эту главу о мессии, если хочешь». Но он не хотел.

53. Еще привел он агаду, в которой говорится, что мессия молится за Израиль, чтобы Всевышний простил им их грехи. Он принимает страдания, но говорит Всевышнему: «Я принимаю страдания при том условии, что воскресение умерших сбудется в дни мои. И не только умерших в моем поколении, но и тех, кого бросили в море, и они утонули, и тех, кого сожрали волки и дикие звери». И вот, мол, страдания, которые принял мессия, — это смерть Ешу, которую он принял по собственной воле.

54. Я сказал: «Горе тому, кто не имеет стыда. Ведь ничего подобного Ешу не совершил. Он не воскресил мертвых от Адама доныне и не совершил ничего подобного, кроме того, молитва эта свидетельствует о том, что мессия человек, а не Б-г, и не может сам воскрешать. А страдания эти он принимает потому, что очень запаздывает с приходом: он видит свой народ в изгнании и не в состоянии помочь ему. Он видит, как поклоняются лжебогам; как хулящие его создали себе другого мессию и чтут его».

Он стал говорить опять: Вот Даниил говорит: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и порок, и помазан был Святой святых». «Семьдесят седьмин» — это годы: 420 лет существования Второго Храма и семьдесят лет Вавилонского пленения. «Святой святых» — это Ешу.

56. Я сказал ему: Но ведь Ешу был раньше этого времени более чем на тридцать седьмин, согласно нашей хронике, которая истинна, потому что засвидетельствована современниками, знавшими его. Но даже согласно вашим расчетам, Ешу был раньше более чем на десять седьмин.

57. Он сказал: Так. Но вот есть стих, где сказано: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до помазанника-князя, семь седьмин и шестьдесят две седьмины». «Помазанник-князь» — это и есть Ешу.

58. Я сказал: Это тоже общеизвестная нелепость. Ведь Писание разделяет вышеупомянутые семьдесят седьмин и отсчитывает семь седьмин до помазанника-князя; затем шестьдесят две седьмины до отстройки улиц и стен, а потом — еще одну седьмину, когда он утвердит завет для многих. В общей сложности получается семьдесят седьмин. Ешу же, которого ты называешь «помазанником-князем», явился не к семи седьминам, а после шестидесяти с лишним седьмин, согласно твоему счету. Попробуй объяснить мне всю главу согласно твоему толкованию, и я тебе отвечу. Ведь ты не сможешь объяснить ее никоим образом… Но ты не стесняешься говорить о вещах, которых не знаешь. Я же поведаю тебе, что «помазанник-князь» — это Зрубавел, и он пришел ко времени «семи седьмин», как сказано в Писании.

59. Он сказал: Как же он именуется «мессией» (помазанником)?

60. Я сказал: И Кир назван «помазанником». И об Аврааме, Ицхаке и Яакове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим…». Потому и сказано о нем «князь», что царство его не возвысится, но его будет славить и превозносить народ его: «Князья народов собрались — народ Б-га Авраамова…». Я с готовностью растолкую тебе всю главу эту, если только ты и товарищи твои захотите слушать, и твой ум настроен понимать. Я говорю перед лицом короля, государя нашего, и перед лицом всего народа — что нет в данной главе, да и вообще в словах Даниила, за исключением конца книги, указания на конечный срок прихода мессии, как это ясно из Писания, из всего, сказанного Откровением Даниилу в этой главе и в других главах. Ведь он же постоянно молится о том, чтобы узнать «конечный срок». И впоследствии ему был открыт «конечный срок» в упомянутом стихе: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».

Теперь же я растолкую перед всеми этот стих, хотя это и покажется неприемлемым для иудеев, которые здесь.

Даниил говорит, что со времени прекращения ежедневной жертвы до того, как будет отдана в запустение мерзость, которая привела к прекращению ежедневной жатвы, т.е. народ Рима, который разрушил Храм, — пройдет 1290 лет. Ибо дни здесь — это годы, так же как во фразах: «В течение года выкупить его можно»; «Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год»; «Пусть побудет с нами девица год или десять [месяцев]». Затем Даниил говорит: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней». Это значит еще сорок пять лет. Суть дела в том, что к первому времени придет мессия и отдаст «мерзость» — поклоняющихся лжебогу — на опустошение. Затем он соберет изгнанников Израиля в «пустыню народов», как написано: «Поэтому Я увлеку ее, приведу в пустыню и буду говорить к сердцу ее». Он приведет Израиль к земле его, как сделал наш учитель Моисей, наш первый освободитель. И пройдет 45 лет, после чего Израиль почиет на земле своей и возрадуется в Б-ге, Всесильном своем, и в Давиде, короле своем. Блажен, кто ожидает и доживет до тех благих дней.

И вот со времени разрушения Храма прошло 1195 лет. Следовательно, недостает до времени, о котором говорил Даниил, 95 лет. И мы надеемся, что избавитель придет до того времени, ибо такое истолкование верно и приемлемо. И хочется верить в него.

61. Ответил брат Пабло: Вот говорят иудейские законоучители в агаде: «Что это за остальные дни? — Это сорок пять дней, в течение которых избавитель будет скрыт. Как и Моисей, первый избавитель, открылся и был скрыт от них до этого, так и последний избавитель откроется и будет скрыт от них». Раз законоучители упомянули день, следовательно, это дни буквально, а не годы.

62. Я сказал: Мидраш воспользовался языком стиха. Он упоминает «45 дней», которые являются годами, как мудрецы часто говорят: «Он воспользовался языком Писания».

63. Сказал брат Пабло, что не существует на свете еврея, который не согласился бы, что «йом» — это буквально «день». «Это он меняет, как ему хочется».

64. Он возопил к королю, и привели первого попавшегося еврея и спросили его: «Что значит „йом» на вашем языке?» Тот ответил: «День».

65. Я сказал: Государь мой, король! Этот еврей может быть судьей для брата Пабло, но не для меня. В языке Писания слово «йом» употребляется и о времени вообще, например: «В тот день, когда поразил Я всех первенцев». А во множественном числе «йомим» говорят о годах. И здесь в Писании речь идет о годах. Однако есть потребность скрыть суть дела, ибо ангел говорит пророку дважды: «Скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, когда многие будут бродить и умножится ведение». Поэтому употреблено слово «дни». Мне же приходится говорить о мудрости с тем, кто не знает и не понимает, — вот и подобает, чтобы суд ему вершили неразумные.

66. Вмешался брат Арноль де Сигора: Смотрите, Иероним переводит здесь «дни народа».

67. Я обрадовался его словам. Я сказал: Из его слов вы можете понять, что здесь «дни» не в буквальном смысле, как в других местах, и ему поэтому пришлось добавить пояснительное слово. Я же считаю, что «дни народа», о которых он говорит, это годы, ибо в народе говорят: «много дней прошло с того времени», а имеют в виду «много лет».

68. Опять стал говорить тот человек: «Вот говорят их мудрецы, что мессия вошел в рай. И говорится в агаде так: „Мессия почему вошел в рай? — Потому что он видел, что его отцы идолопоклонники, он отошел от пути их и служил Всевышнему одному, и Всевышний уберег его в раю“.

69. Я сказал, насмехаясь над ним: Это довод в мою пользу — ведь он сын идолопоклонников, обыкновенный человек. Когда же он отошел от пути своих отцов, Всевышний засчитал ему это в заслугу. Такое ли говорят о Самом Б-ге?» И я взял у него книгу и прочел всю агаду от начала. В ней сказано: «14 человек вошли в рай при своей жизни», и там упоминаются Серах, дочь Ашера, и Бития, дочь фараона. А если это был бы Ешу, и он, по-вашему, Б-г, то не с женщинами в раю, а «в небе престол его, и земля — подножие ног его», не дай Б-г. Однако все, как я говорил: мессия находится в раю, где пребывал Адам до грехопадения. Таково мнение мудрецов в книгах агады. Это ясно.

70. Тогда встал король, наш государь, и все разошлись.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

71. На третий день король перевел диспут в свой дворец и сказал, что он будет проводиться втайне. Мы уселись у входа во дворец. Брат Пабло начал говорить нелепости, не имевшие отношения к делу, а затем сказал: «Я приведу доказательство из слов одного их великого мудреца, равного которому у них не было вот уже четыре столетия, — его имя маэстро Моисей де Гипти. Он говорит, что мессия умрет и его сын будет царствовать после него. И совсем не так, как ты говоришь, что он не умрет, как другие люди». И он попросил, чтобы принесли ему книгу «Судей».

72. Я сказал: «Нет в этой книге такого. Но я согласен, что есть у нас ученые, которые так говорят, как я раньше упомянул, что, согласно мнению авторов агады, мессия родился в день разрушения Храма и будет жить вечно. Но, по мнению экзегетов, он родится незадолго до окончательного избавления, будет жить долго и умрет в почете и передаст венец своему сыну. Я уже говорил, что в это я верю и что между временем до мессии и эпохой мессии вся разница лишь в свободе от порабощения другими государствами.

73. Принесли книгу, которую он просил. Он искал, но не нашел. Я взял из его рук книгу и сказал: Слушайте, что говорит книга, на которую он ссылается». И я стал читать от начала главы: «Властитель-помазанник встанет в будущем в Израиле и восстановит Храм и соберет изгнанников Израиля…»

74. Сказал брат Арноль де Сигора: «Лжет!»

75. Я сказал: «Только что он был „мудрецом, равного которому нет“, а теперь он лжет?»

76. Король упрекнул его, сказав: «Не следует поносить ученых».

77. Я сказал королю: «Он не лжет. Я покажу из Торы и из пророков, что все, что он говорил — истина. Что мессия должен собрать изгнанников Израиля и рассеянных иудеев — двенадцать колен. Ваш же мессия не собрал ни одного, он даже не был во время пленения, чтобы избавить кого-то. Мессия должен воздвигнуть Храм в Иерусалиме, Ешу же ничего не сделал в нем — ни строительства, ни разрушения. Мессия будет властвовать над всеми народами, он же не был властен даже над самим собой». И я зачитал им всю главу «Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие…», до слов «Тогда Господь Б-г твой, все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые преследовали тебя». И я объяснил им, что «на врагов твоих» — на христиан, а «ненавидящих тебя» — мусульман — два народа, которые нас преследуют. Он ничего не ответил.

Затем встал король, и все разошлись.

78. На следующий день, в пятницу, во дворце расставили скамьи, и король сидел на своем месте, как обычно, у стены, на троне своем. Там были губернатор и знатные вельможи, Джилес Сарагонский, Пьер Генуэзский, Пьер Берега, и многие из ратников. Пришли также многие с окраин города и множество простого люда.

79. Я сказал королю: «Нет у меня желания больше диспутировать».

80. Сказал король: «Почему?»

81. Я сказал: «Вот много здесь народу, и все меня убеждают больше не диспутировать. Они меня уговаривают, потому что боятся этих людей, проповедников, которые держат народ в страхе. И священники знатные и наиболее почтенные посылали ко мне сказать, чтобы я больше так не делал. А многие из ратников твоей свиты, государь мой, тоже говорили мне, что я делаю зло, говоря против их веры в их присутствии. И брат Пьер Генуэзский, теолог из миноритов, говорил мне, что это нехорошо. И с окраин города говорили некоторым иудеям, чтобы я так не делал более». В действительности так это и было. Однако, видя, что король желает продолжить диспут, они все согласились и сказали, чтобы я продолжал. Между нами было еще немало пререканий по этому поводу, и под конец я сказал, что буду продолжать диспут. Однако справедливость требует, чтобы мне дали возможность задавать вопросы один день, а брат Пабло будет отвечать, поскольку вот уже три дня он спрашивает, а я отвечаю.

82. Сказал король: «Тем не менее — отвечай ты ему». И я согласился.

83. Он встал и спросил: «Веришь ли ты, что мессия, о котором говорили пророки, будет настоящим человеком и Б-гом в сущности?»

84. Я сказал: «Вот ведь вначале мы договорились, что сперва будем говорить о мессии, пришел ли он, как вы утверждаете, а затем поговорим о том, сам ли он Б-г. Но ты не доказал, что он пришел, ибо я опроверг все твои нелепые доводы. Я выиграл суд, ибо ты должен был привести доказательство, — так ведь вы обязались. Если же ты не признаешь моей победы, то я готов привести абсолютные доказательства по этому поводу, если вы выслушаете меня. Но поскольку выяснилось, что Ешу ваш не мессия, то незачем вам диспутировать о мессии, который должен прийти для нас, человек он или еще что-то».

85. И сказали присутствовавшие там ученые судьи, что я прав в этом.

86. Сказал мне король: «Все равно — ответь».

87. Я ответил, что мессия придет и будет обыкновенным человеком, рожденным отцом и матерью, как и мы. Он будет вести свою родословную от Давида и его потомков, как написано: «И произойдет отрасль от корня Иесеева…». А если он был бы рожден «Духом Б-жиим», как вы говорите, он не был бы «от корня Иесеева». И даже пробыв в утробе женщины из потомства его, он не унаследовал бы царства, ибо, согласно Торе, дочери и их потомство не наследуют, когда имеются сыновья. А ведь у Давида всегда были сыновья.

88. Он сказал: Вот псалом говорит: «Сказал Господь господину моему: Сядь по правую руку Меня…». Кому, кроме самого Б-га, мог Давид говорить «господин мой?» И как может сидеть человек «по правую руку Б-га?».

89. Сказал король: Правильно он спрашивает! Если бы мессия был самым обыкновенным человеком и из потомства Давида в буквальном смысле, Давид не говорил бы ему «господин мой». Если бы у меня был сын или внук из потомства моего, который властвовал бы над всем миром, я бы не стал ему говорить «господин мой» Я бы скорее хотел, чтобы он мне говорил «господин мой» и целовал мне руку.

90. Я повернулся лицом к брату Пабло и сказал: Ты что же — тот иудейский мудрец, который сделал это открытие и поэтому крестился, и ты же тот, кто советует королю собрать всех иудейских мудрецов, чтобы вести с ними диспуты по твоим «находкам?» Да разве не слышали мы этого до сих пор? Ведь не найдется ни одного попа или ребенка, которые не задавали бы иудеям этого вопроса! Ведь это же очень старый вопрос…

91. Сказал король: «Однако ответь на него».

92. Я сказал: Теперь выслушайте меня. Давид был псалмопевцем, который сочинял псалмы под Святым вдохновением. Он сочинял их для того, чтобы их пели пред Б-жьим алтарем. Он сам их не пел, и ему это не было дозволено по Закону Торы. Он передавал псалмы левитам, чтобы они пели. Так об этом прямо и говорится в Летописях. Поэтому он должен был сочинять псалом в таком стиле, чтобы левиты могли его читать. Если бы он выразился: «Сказал Господь мне: Сядь по правую руку…», то левит не мог бы это прочитать, так как это не о нем. — Левиту следует говорить: «Сказал Господь господину моему, Давиду: Сядь по правую руку».

Суть этой фразы в том, что Всевышний обещает ему защищать его Своею Десницею, содействовать ему во всем и помочь одолеть его врагов. Так оно и было, ибо «он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз». Есть ли среди твоих ратников кто-то, кто мог бы своей силой свершить такое? А это и есть «Десница Б-жья». У Давида так и написано: «Десница Твоя поддерживает меня». Или: «Десница Господня творит силу», «Десница Господня высокая». А о нашем учителе Моисее, блаженной памяти, написано: «Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею…» И он же сказал при поражении фараона: «Десница Твоя, Б-же, разит врага».

А кроме того, ведь в Писании немало мест, где пророк говорит о себе в третьем лице. Например, «Тогда Б-г послал Гидон, и Барака, и Ифтаха, и Шмуэля…», «И сказал Лемех женам своим: Послушайте голоса моего, жены Лемеховы». И точно так же говорит наш учитель Моисей в Торе. Здесь, однако, он по необходимости так говорит, как я уже сказал. И да будет вам известно, что псалмы были сложены под Святым вдохновением. Они говорят о Давиде и о сыне его, который восседает на престоле его, о мессии. То, что лишь отчасти исполнилось у Давида, исполнится у мессии в целом. Всевышний Своей Десницей поддержал Давида, так что он одолел окружавших его врагов. — Он и будет помогать мессии, доколе положит Он все народы «в подножие ног его», ибо все они враги его — они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию.

Этот псалом предназначен для пения в Храме в дни Давида и в дни мессии, сына его. В псалме этом говорится о престоле Давидовом и о царстве его.

93. Ответил брат Пабло: «Как он может такое говорить, когда их же мудрецы говорят, что речь идет о мессии, что все здесь следует понимать в буквальном смысле, что он сидит по правую руку Б-га.» И он привел агаду. в которой говорится, что в грядущем мире Всевышний посадит мессию по правую руку Свою, а Авраама — по левую…

94. Я сказал: Это тоже, по-моему. — Ведь я же сказал, что речь идет о Давиде в частности, но главным образом — о мессии. Я попросил книгу, и мне дали ее.

95. Я сказал: Смотрите, он скрывает, что здесь сказано. Ведь агада эта говорит, что «в грядущем времени Всевышний усадит мессию справа подле Себя, а Авраама слева». У Авраама скривится лицо, мол, «сын сына моего сидит по правую руку Всевышнего, а я слева?» А Всевышний будет успокаивать его…

Из этого ясно видно, что мессия не Б-г и что Ешу совсем не мессия. Ибо если бы он был Б-гом, то Авраам не стеснялся бы и лицо его не скривилось бы оттого, что Б-гу воздается больше чести, чем ему. Он также говорит «сын сына моего», а не «сын дочери». Ешу же совсем не был «сыном сына» Авраама, по-вашему. И то, что они сидят один справа, а один слева, говорит, что они оба равны — оба люди. И еще — Ешу не мессия, потому что сказано «в грядущем времени», а мудрецы, говорившие так, были через пять столетий после него. Но брат Пабло утаивает начало и конец и не стесняется.

96. Опять он стал приводить доказательства из мидраша, где говорится: Сказано: «…Я буду ходить среди вас». Сравнивают это в притче с королем, который вышел прогуляться со своим придворным в саду. Придворный все время пытался скрыться от короля. Когда король это заметил, он сказал: «Чего ты прячешься от меня? Ведь мы же равные!» Так в грядущем мире, Всевышний будет шествовать вместе с праведниками в раю, а праведники будут трепетать перед Ним. Всевышний им скажет: «Чего вы трепещите передо мной, ведь Я же как один из вас!» Но значит ли это, что не будет у вас страха перед Б-гом? Нет, ибо написано: «и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом».

Итак, поскольку сказано «ведь Я же как один из вас», следовательно, Он (Б-г) обратился в человека, как и они (праведники).

97. Я сказал: Все, что он приводит, говорит против него. Ведь это должно произойти в раю. Ешу же не шествовал с праведниками в раю, будучи человеком, а все время убегал от своих врагов и преследователей. В действительности же мидраш этот является аллегорией, как об этом и сказано в самом начале его. Суть его в том, что праведники, живущие в этом зримом мире, не могут достичь истинного пророчества и не могут видеть Сияния, называемого слава, о котором говорится: «Я открываюсь ему в видении». И даже учитель наш Моисей, блаженной памяти, в начальный период своего пророчества пребывал в страхе, ибо, как сказано: «Моисей закрыл лицо свое: потому что он боялся воззреть на Б-га». Однако в грядущем мире их душа будет свободна от всякого греха и всякого безобразия, и они смогут воззреть на сияние Его Славы, как наш учитель Моисей, о котором сказано: «И говорил Б-г с Моисеем лицом к лицу, как говорит кто-нибудь с другом своим». А ведь Б-г не стал человеком, говоря с Моисеем. И в языке законоучителей это обычное возражение, как например: «Если исполнишь ты завет Мой — ты уподобишься мне» Так оно и в языке Писания: «И вы будете, как Б-г, знающими добро и зло». Или: «И сказал Г-сподь Б-г: вот, человек стал, как один из Нас…». Или: «… и будет самый слабый между ними в тот день, как Давид, а дом Давида будет как Б-г». Но это не значит, что они будут равны Ему».

98. Снова заявил тот человек: В Берешит раба сказано, что в стихе «И дух Б-жий носился над водою» под «духом Б-жьим» подразумевается дух мессии. Следовательно, он не человек, а Б-г.

99. Я сказал: Горе тому, кто ничего не знает и считает себя ученым и эрудитом! Там ведь еще сказано: «Дух Б-жий — это дух Первочеловека». Так разве имелось ввиду, что он (Адам) Б-г? Однако тот, кто не разбирается в книгах и не знает, что написано выше и ниже, извращает живые слова Б-жьи. Ведь толкователь, который говорил, что «это дух мессии», толкует стихи о царствах и говорит, что Писание здесь намекает о будущем. «Земля была безлика» — Это Вавилон, ибо сказано: «Я видел землю, и вот — она безлика». «И суетна» — это Мидия, ибо сказано: «И они засуетились, чтобы привести Амана». А «тьма» — это Греция, которая своими декретами омрачила очи Израиля. «Над лицом бездны» — это нечестивое царство Эдома. А «дух Б-жий» — это дух мессии. Благодаря чему он придет? — «Над водою» — Благодаря раскаянию, которое сравнивается с водой. Мидраш перечисляет четыре царства, четвертое из которых — Рим, а после него следует «дух Б-жий», то есть мессия — полностью человек, преисполненный мудрости и духа Б-жьего». Как сказано о Бецалеле: «И я исполнил его духом Б-жьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством». Или как сказано об Йеошуа: «А Йеошуа, сын Нуна. исполнился духа премудрости…» Отсюда следует, что речь идет о мессии, который будет после четвертого царства. Но я не мог изложить ему сущности мидраша, ибо он в намеках, толкуемых на основе сопоставления отдельных слов, и основной смысл стиха не в этом, Все это подобно тому, как мудрецы рассуждают о главе «И вышел Яаков…». Я это сказал лишь для того, чтобы показать всем, что он не умеет читать книгу, которую приводит.

100. Встал король, и все встали.

В СИНАГОГЕ

101. В этом суть всех диспутов. Я не изменил в них ни слова по-своему. Позже, в тот же самый день, я предстал перед нашим государем, королем, и он сказал: «Пусть диспут будет приостановлен, ибо я не видел ни одного человека, который был бы неправ и при этом аргументировал бы все так хорошо, как это сделал ты».

Я слышал во дворце, что король и проповедники хотят прийти в синагогу в субботний день. И я остался в городе еще восемь дней. И когда они явились туда в следующую субботу, я ответил нашему государю по достоинству, ибо он очень настаивал в своей проповеди, что Ешу — это мессия.

102. Я поднялся на ноги и сказал: Слова государя нашего в моих глазах благородны, превосходны и высокочтимы, ибо они исходят от столь благородного, превосходного и высокочтимого, которому нет равного во всем мире! Однако я не могу сказать, что они истинны. Ибо у меня есть убедительные доказательства, ясные, как солнце, что истина не такова, как он говорит. Однако спорить с ним не благопристойно. Я скажу только, что совсем не понимаю одного: ведь так же, как король убеждает нас поверить, что Ешу — мессия, Ешу сам убеждал наших предков. И они полностью опровергли его доводы. А ведь Ешу мог доказать свою правоту лучше короля, если он, по-вашему, был Б-гом. И если предки наши, которые видели и знали его, не слушали Ешу, то как же мы можем послушаться короля, который знает о нем лишь понаслышке от людей, не знавших его и не бывших даже в его стране, как наши отцы, знавшие и свидетельствовавшие о нем?»

103. Затем встал брат Раймунд де Пенафорте и стал проповедовать о троице, утверждая, что она «Мудрость, Воля и Могущество». И добавил, что «и сам маэстро [Нахманид] согласился в этом с братом Пабло в Героне».

104. Я поднялся на ноги и сказал: Внемлите голосу моему, иудеи и неевреи! Брат Пабло спросил меня в Героне, верю ли я в троицу. Я спросил его: «Что такое троица? Три вещественных тела, как человеческие, являющиеся божествами?» Он ответил: «Нет». «Что же это, три нематериальные вещи, как души или ангелы?» Он сказал: «Нет». «Тогда, может быть, это нечто одно, состоящее из трех, наподобие физических тел, состоящих из четырех элементов?» Он ответил: «Нет». «Тогда что же это такое — троица?» Он сказал: «Мудрость, Воля и Могущество». Я сказал, что согласен, что Б-г мудр, а не неразумен, что Он обладает волей, но без чувственности, что Он могуществен, а не немощен. Однако слово троица здесь совершенно неуместно, так как Мудрость у Создателя не является акциденцией, ибо Он и Его мудрость — одно; Он и Его воля — одно; Он и Его могущество — одно! Таким образом, Мудрость, Воля и Могущество — все одно. К тому же, если бы даже это были три акциденции в Нем, то все равно тройственность — не в Самом Божестве. Это Он один обладает тремя свойствами — акциденциями. Наш государь, король, привел здесь пример, которому его научили заблуждающиеся. Он сказал: «Вино обладает тремя вещами: цветом, вкусом и запахом. Но тем не менее оно одно». Это, однако, полнейший абсурд, ибо красный цвет, вкус и запах в вине — разные свойства, встречающиеся одно без другого. Ведь бывает же красное и белое вино или других цветов. То же можно сказать и о вкусе, и о запахе. Кроме того, ни красный цвет, ни вкус и ни запах не являются вином. Лишь то, что наполняет сосуд, есть само вино. Это тело, обладающее тремя различными акциденциями, в которых нет единства. Если же мы будем думать наоборот, то насчитаем четверку, ибо само Божество, Его Мудрость, Его Воля и Его Могущество — вместе четыре. И еще вы должны говорить о пятерке, ведь Он также живой, и обладает жизнью так же, как и Мудростью. Значит, определение Его должно быть: Живой, Мудрый, Волевой, Могущественный и Само Божество — пять! Все это абсурд очевидный.

105. Тогда встал брат Пабло и сказал, что он верит в абсолютное Единство, но тем не менее в Нем есть троица и что это вещь столь глубокая, что ангелы и архангелы не знают ее.

106. Я встал и сказал: «Но ясно же, что никто не верит в то, чего он не знает. Следовательно, ангелы и архангелы не верят в троицу»! И товарищи заставили его умолкнуть.

107. И встал король, государь наш, и встали все и разошлись. На следующий день я предстал перед государем нашим и он сказал мне: «Возвращайся в город свой с миром». И дал мне триста золотых динариев на дорожные расходы, и я расстался с ним в дружбе превеликой. Да вознаградит меня Б-г жизнью в мире грядущем! Амен.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter